"Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников."
Автор: Ильина Надежда Владимировна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МКДОУ "Новохоперский ЦРР- детский сад №1" Населённый пункт: г.Новохоперск, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников." Раздел: дошкольное образование
Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном,
эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто
становятся лишь отвлеченными понятиями.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных
явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают
много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с
мастерами,
создающими
красоту:
художниками,
скульпторами.
Поэтому
чрезвычайно
важно
в
этот
период
сформировать
вокруг
ребенка
одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить
дошкольника
не
столько
информационно,
сколько
эмоционально
к
восприятию произведения искусства.
На помощь педагогам пришла довольно молодая отрасль
педагогической науки – музейная педагогика.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему
остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры,
а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить
воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике
важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития
окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь
его познания.
Моя задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой
непростой
очень
важной
деятельности.
Освоение
окружающего
мира
начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового
взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и
близок детям. В сфере культурологического образования и эстетического
воспитания мне отводится роль проводника в этот мир.
На занятиях в музее я раскрываю детям смысл такого понятия как «
музей», знакомлю со значением предметов из окружающего мира. В музее
воспитанники вместе со мной продолжают начатый разговор, опираясь на
материал музейной экспозиции.
В своей работе я использую опыт работы музейных педагогов, что
позволило
использовать
следующие
методы,
наиболее
точно
отвечающие
психолого-педагогическим
установкам.
Речь
идёт
о
социальных
ролях,
создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об
использовании
ассоциативных
связей,
о
театрализации,
самостоятельной
поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов музейной педагогики определяет
неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины,
кроссворды,
ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны
между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях.
Отсюда творческие задания, а также праздники, театральные постановки и
т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в
рамках
тем
«Моя
родословная»,
«Знакомство
с
фотодокументами»,
«Путешествие в прошлое предметов быта».
Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Тогда
исторические
и
культорологические
факты,
великие
имена,
стиль,
вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах
детей навсегда.
Занятия с детьми должны решать следующие задачи и цели
Цель:
Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение их к истории
родного края.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить
видеть историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах
быта, в названиях улиц, парков)
-Приобщать к культуре и традициям русского народа: воспитывать лучшие
качества присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую
культуру.
-Культивировать
эмоциональное,
поэтическое
отношение
к
природе,
свойственное нашим предкам. Знакомить детей с героическим эпосом нашего
народа, старинными обрядами, исконно русскими ремеслами. Песенным и
танцевальным
творчеством,
фольклорным
материалом,
семейными
традициями.
-Знакомить
с
географическим
расположением
города,
с
историческим
прошлым-
на
материале
легенд,
преданий,
экспонатов
музея,
рассказов
старожилов, его экономическим значением.
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые
существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во
времени
и
цивилизации
культура,
традиции
прошлого
и
нравственные
ценности
приобретут
для
ребенка
особое
значение,
став
важными
и
актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот
огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в
наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и
уникальное воспитательное воздействие.
Я считаю, музейная педагогика призвана посеять в сознании
дошкольника
зерна
исторической
памяти,
исторического
сознания
и
музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности
в о с п и т ат е л я
в
р е ш е н и и
з а д ач ,
с вя з а н н ы х
с
и с т о р и ч е с к и м ,
культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания
детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя
реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших
эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и
интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки
новый инструмент для познания мира.