Напоминание

"Система работы над ошибками"


Автор: Скальская Наталья Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СШ№32"
Населённый пункт: г.Норильска
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы над ошибками"
Раздел: начальное образование





Назад




Система

работы

Система

работы

над

ошибками

.

над

ошибками

.

Из

опыта

работы

учителя

начальных

классов

Скальской

Натальи

Георгиевны

Система

работы

над

ошибками

.

Как

сделать

так

,

чтобы

количество

ошибок

уменьшалось

,

а

письмо

стало

бы

осознанным

и

грамотным

?

Этот

вопрос

волнует

всех

учителей

начальных

классов

и

учителей

русского

языка

.

Хорошо

,

когда

ребенку

«

дано

»

от

Бога

:

правила

чувствует

интуитивно

и

пишет

правильно

.

Но

ведь

таких

единицы

.

Больше

детей

,

которые

знают

правила

,

а

пишут

неграмотно

.

Вывод

напрашивается

сам

:

наши

ученики

должны

знать

правила

и

уметь

их

применять

.

В

чём

же

причина

неумелого

применения

правил

?

Очевидно

,

в

неумении

увидеть

нужную

орфограмму

.

М

.

Р

.

Львов

в

своей

работе

«

Правописание

в

начальных

классах

»

писал

:

«

Отсутствие

орфографической

зоркости

или

ее

слабая

сформированность

является

одной

из

главных

причин

допускаемых

ошибок

.

Эта

причина

сводит

на

нет

хорошее

знание

правил

и

умение

их

применять

,

школьник

не

видит

орфограмм

в

процессе

письма

».

I

Отчего

же

зависит

эффективность

работы

над

ошибками

?

Эффективность

работы

над

ошибками

зависит

от

:

систематичности

ее

проведения

;

разнообразия

видов

упражнений

;

активности

учащихся

в

процессе

самостоятельной

деятельности

;

наличия

индивидуального

подхода

к

каждому

ученику

;

работы

с

родителями

.

II

Работа

над

ошибками

предусматривает

следующие

этапы

:

1.

исправление

ошибок

с

учетом

способности

школьников

к

самостоятельной

деятельности

и

уровня

усвоения

правила

;

2.

анализ

ошибочных

написаний

,

выделение

группы

ошибок

,

типичных

для

класса

и

каждого

ученика

;

3.

организация

специального

урока

работы

над

ошибками

.

С

чего

же

я

начинаю

работать

?

1

класс

.

Работу

полностью

веду

сама

.

Ребенку

;

пришедшему

в

I

класс

,

очень

трудно

разобраться

в

написании

слов

и

многом

другом

,

так

как

он

только

научился

писать

.

Но

здесь

очень

важно

сразу

обратить

внимание

на

то

,

что

написание

некоторых

слов

расходится

с

их

произношением

.

При

формировании

орфографической

зоркости

можно

выделить

несколько

этапов

.

Первый

этап

.

Учёбу

детей

совмещаю

с

учёбой

родителей

.

Обучение

постановке

ударения

,

развитие

фонематического

слуха

,

обучение

правильному

копированию

слова

.

Эту

работу

я

начинаю

уже

в

подготовительном

классе

:

в

воскресной

школе

«

АБВГДейка

»,

затем

продолжаю

в

1

классе

.

Первые

шаги

:

задания

предлагаю

такие

,

где

написание

не

расходится

с

произношением

.

Например

:

рыба

,

парта

,

кусты

,

Нина

.

река

.

Закреплению

этого

упражнения

поможет

набор

слов

шар

рыба

груша

спички

крыльцо

шум

волк

крыло

бумага

пустыня

Аня

ноты

сумка

тюлень

рубашка

Ира

кеды

парта

люстра

тюльпан

Ася

дыня

полка

радуга

духовка

Оля

пули

папка

шнурок

ударный

сом

бусы

крупа

крючок

круглый

кот

Лена

шкала

вулкан

бабушка

бор

Наша

шкура

бамбук

дедушка

Второй

этап

.

Ввод

слов

,

где

написание

расходится

с

произношением

.

Ввожу

понятие

«

опасное

место

»,

чтобы

насторожить

детей

на

появление

возможной

ошибки

.

Сигнал

«

красной

»

точки

сигнал

опасности

на

дороге

(

светофор

).

Определение

ударного

звука как

сильной

позиции и

безударного

«

опасного

места

»

в

слове

.

Безударный

произносится

слабее

,

тише

ударного

,

слышится

неясно

.

Трав

á,

доск

á,

поля

,

красивые

,

несл

á.

Третий

этап

.

Отработка

умения

проверять

безударную

гласную

.

Дети

знакомятся

с

орфограммой

,

когда

явно

неоднозначное

произношение

и

написание

:

безударная

гласная

в

корне

слова

,

проверяемая

ударением

- (

орфограмма

№15).

Учим

стихотворение

:

«

Если

буква

гласная

вызвала

сомнение

,

Ты

её

немедленно

ставь

под

ударение

».

Упражнения

провожу

в

разной

форме

:

1)

Г

(

о

/

а

)

ра

-

го

'

ры

-

гор

á.

2)

С

(? )

ва

со

'

вы

сов

á.

Эти

упражнения

даются

на

доске

.

Ученики

доказывают

необходимость

нужной

гласной

.

Четвертый

этап

.

Восприятие

орфограммы

на

слух

.

Выполнению

этого

этапа

способствуют

объяснительные

и

выборочные

диктанты

.

В

I

классе

создаётся

только

основа

для

выработки

навыка

правописания

безударных

гласных

,

парных

согласных

и

других

орфограмм

.

Программа

не

требует

от

учащихся

сформированного

умения

в

этой

области

,

не

предполагает

и

проверки

безударной

гласной

путем

подбора

однокоренных

слов

.

Во

I I ,

I I I

и

I V

классах

проводится

отработка

навыка

проверки

слов

.

Цель

же

работы

в

1

классе

:

привлечь

внимание

детей

к

неодноз

-

начному

написанию

и

произношению

.

Пятый

этап

.

Зрительные

диктанты

по

Федоренко

.

Как

лучше

проводить

зрительные

диктанты

?

На

одном

слайде

представлен

1

диктант

(

всего

диктантов

22)

состоящий

из

5

предложений

,

которые

открываются

по

одному

.

На

прочтение

каждого

предложения

отводится

определённое

время

(

время

,

необходимое

для

запоминания

,

написано

к

заметкам

к

слайду

)

Инструкция

учителя

:

Прочитайте

предложение

молча

и

постарайтесь

его

запомнить

.

Закройте

глаза

,

представьте

,

как

оно

записано

,

и

повторите

его

про

себя

.

Затем

предложение

пропадает

,

и

ученики

записывают

его

в

тетрадь

.

Если

многие

дети

плохо

запоминают

текст

,

его

следует

повторять

до

положительного

результата

несколько

дней

подряд

.

Зрительные

диктанты

должны

писаться

ежедневно

.

2

класс

1)

Продолжаю

вести

работу

.

Важное

звено

в

обучении

правописанию

самостоятельная

работа

учащегося

над

своими

ошибками

. “

Общий

принцип

исправления

ошибок

,

говорит

Н

.

С

.

Рождественский

, –

сводится

к

тому

,

чтобы

не

парализовать

самостоятельности

учеников

,

чтобы

ученики

работали

над

своими

ошибками

.

Учитель

не

столько

даёт

слова

в

готовом

виде

,

сколько

заставляет

учеников

размышлять

и

самостоятельно

работать

…”.

2)

Начинаю

вводить

«

Памятки

работы

над

ошибками

»,

где

можно

видеть цифровое

обозначение

орфограмм

.

Каждое

правило

в

памятке

Работа

над

ошибками

имеет

свой

порядковый

номер

,

но

это

не

значит

,

что

ученик

должен

его

запоминать

.

Главное

:

знать

название

орфограммы

и

уметь

с

ней

работать

.

Цифровое

обозначение

орфограмм

с

целью

исправления

ошибок

используется

следующим

образом

:

во

2

классе

я

исправляю

ошибки

,

на

полях

указываю

номер

орфограммы

в

памятке

.

Ученик

,

пользуясь

памяткой

,

по

цифре

определяет

категорию

своей

ошибки

и

выполняет

работу

над

ошибками

строго

по

памятке

.

Каждую

работу

над

ошибками

я

проверяю

и

оцениваю

.

3)

Начинаю

,

а

вернее

продолжаю

,

работать

над

парными

согласными

в

корне

слова

- (

орфограмма

№17),

используя

ст

-

е

:

«

Парный

в

слове

проверяй

:

Рядом

гласный

подставляй

или

непарный

звонкий

согласный

».

3

класс

.

Исправляю

ошибки

сама

до

2

полугодия

.

Начиная

с

января

(

не

все

,

а

индивидуально

)

месяца

ошибки не

исправляю

,

а

лишь

зачёркиваю

букву

,

которая

записана

неверно

.

На

полях

ставлю

цифру

,

обозначающую

номер

орфограммы

в

памятке

.

После

проверочной

,

классной

или

домашней

работ

пропускаются

две

строчки

и

ставлю

печатные

буквы

Р

/

о

”,

что

означает

работа

над

ошибками

”.

Принцип

работы

остаётся

прежним

.

В

3

классе

добавляется

новая

корневая

орфограмма

:

непроизносимые

согласные

- (

орфограмма

№19)

«

Порой

в

словах

встречаются

ужасные

согласные

Они

не

произносятся

,

И

что

писать

неясно

вам

.

Чтобы

знать

,

как

писать

,

надо

слово

изменять

,

Чтоб

за

звуком

непонятным

Гласная

стояла

».

Работа

над

ошибками

продолжается

по

памятке

.

Итак

,

учащиеся

ознакомились

со

всеми

правилами

обозначения

безударных

гласных

во

всех

морфемах

.

А

как

теперь

должен

размышлять

ученик

,

чтобы

правильно

написать

слышимое

слово

с

безударным

гласным

?

Для

этого

предлагаю

следующий

алгоритм

мышления

,

чтобы

в

слове

правильно

обозначить

безударный

гласный

,

нужно

:

1.

Определить

ударение

в

слове

и

безударные

слоги

.

2.

Если

в

безударном

слоге

слышится

звук

,

близкий

к

[

а

],

или

к

[

и

],

нужно

подумать

,

какой

буквой

его

обозначить

.

3.

Чтобы

правильно

употребить

букву

для

безударного

гласного

,

нужно

определить

,

в

какой

части

слова

находится

этот

звук

.

ЕСЛИ

ЭТО

:

1.

Приставка

или

суффикс

2.

Корень

вспоминаем

,

как

пишутся

а

)

изменяю

форму

слова

;

приставки

или

суффиксы

б

)

подбираю

однокоренное

слово

с

ударением

на

этом

звуке

.

Окончание

существительного прилагательного глагола

1.

Определяем падеж. 1. Ставим вопрос 1. Подбираем

2.

Определяем склонение. от существительного неопределённую форму

3.

Вспоминаем окончание к прилагательному глагола.

существительного 2. По вопросу определяем 2. Если эта форма

в данном падеже окончание прилагательного оканчивается на –ить,

то в безударном окончании

пишем букву -И. В остальных

случаях пишем –Е. (помним

глаголы – исключения

У

каждого

ребёнка

и

на

доске

есть

опорные

схемы

«

Орфограммы

в

корне

: 2

способа

проверки

»

4

класс

Постепенно

перевожу

весь

класс

на

самостоятельное

исправление

ошибок

и

Р

/

о

,

используя

памятки

по

р

/

о

.

На

каждом

уроке

предусматривается

несколько

минут

для

работы

над

ошибками

,

общими

для

учащихся

.

Можно

включать

работу

над

развитием

орфографической

зоркости

в

минутки

чистописания

.

Орфограммы

Проверяемое

слово

2 способа проверки.

Проверочное слово:

1) изменяю

форму слова

(изменяю окончание

)

(ед. ч. – мн. ч;

мн. ч - ед. ч. )

ОСНОВА слова

не изменяется

2) подбираю

однокоренное

слово

ОСНОВА

слова

изменяется

№ 15

Безударная

гласная

в

корне

слова

сады

сад

сáдик

(гласная в корне стоит под ударением)

№ 17

Парная

согласная

в

корне

слова

(на конце слова)

гриб

дождь

грибы

дожди

грибной

дождливый

Парная

согласная

в

корне

слова

( в середине слова)

берёзка

-------

берёзовая

(роща)

березняк

(после согласной стоит гласный или непарный

звонкий согласный

№ 19

Непроизносимая

согласная

в

корне слова

солнце

-------

солнышко

(согласный слышится

чётко)

III

Предупреждение

ошибок

.

Для

предупреждения

ошибок

использую

следующие

виды

упражнений

:

соотнесение

орфограммы

с

определенным

правилом

;

звуковой

анализ

слова

;

четкое

проговаривание

слов

;

условно

-

графическая

запись

слова

;

составление

слов

из

разрезной

азбуки

;

запись

слов

на

плакате

с

выделением

изучаемой

орфограммы

;

использование

другого

цвета

для

выделения

изучаемой

орфограммы

при

записи

слов

на

доске

и

в

тетради

;

применение

правил

с

обязательным

объяснением

;

написание

предупредительных

диктантов

(

слуховой

,

зрительный

,

письмо

по

памяти

,

комментированное

письмо

);

соблюдение

орфографического

режима

(

порядок

ведения

тетради

,

регулярная

проверка

тетрадей

,

работа

над

ошибками

,

соответствующие

требования

к

наглядности

,

грамотная

речь

педагогов

)

и

гигиенического

режима

(

организация

рабочего

места

,

посадка

,

расположение

тетради

,

определенный

объем

работы

,

чередование

труда

и

отдыха

);

повторение

диктуемых

слов

и

предложений

учителем

;

четкое

или

распевное

проговаривание

слов

учителем

;

осуществление

индивидуально

дифференцированного

подхода

к

учащимся

.

Таким

образом

,

основные

умения

,

которые

необходимо

формировать

при

обучении

учащихся

обозначать

безударные

гласные

,

это

-

четкое

представление

,

что

такое

орфограмма

,

умение

"

видеть

"

и

"

слышать

"

ее

в

речи

,

умение

найти

способ

действий

,

помогающий

выяснить

,

какой

буквой

обозначить

эту

орфограмму

.

Основой

выработки

таких

умений

являются

лингвистические

знания

и

умения

,

в

частности

-

ориентация

в

фонетической

позиции

и

морфемной

части

слова

,

где

находится

безударный

звук

,

обозначение

которого

вызывает

затруднение

.

Упражнения

в

«

Русском

языке

»

Зелениной

,

Хохловой

выполняются

с

обязательным

указанием

изученных

орфограмм

.

В

корневых

орфограммах

(

орфограммы

№ 1 5 ,

№ 1 7 ,

№ 1 9 )

обязательно

выделяем

корень

,

подбираем

проверочное

слово

,

остальные

орфограммы

выполняем

по

образцу

.

Образец

.

Упражнение

64.

ркадий

етрович

айдар

об

ездил

р

дную

стр

ну

.

Он

ч

сто

встр

ч

лся

(

с

)

р

бятами

.

Все

знают

и

любят

чуде

ные

книги

изве

… …

ного

писателя

.

12 12 12 7 15 15

Аркадий

Петрович Гайдар

объ

/

ездил

родную

(

р

ó

д

)

страну

8 15

п

16

сл

.

сл

.

(

стр

á

ны

).

Он

часто

встречался

(

встр

ė

ча

)

с

(

кем

?)

ребятами

.

Все

19

искл

19

знают

и

любят

чудесные

книги

известного

(

в

ė

сть

)

писателя

.

Считаю

,

что

работа

над

ошибками

в

начальных

классах

должна

быть

исключительно

индивидуальной

.

Нужно

организовать

работу

так

,

чтобы

все

ошибки

,

допущенные

учеником

,

были

им

же

исправлены

и

объяснены

.



В раздел образования