Напоминание

"Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы"


Автор: Шумкова Татьяна Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Баргузинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Баргузин, республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Организация

исследовательской

деятельности

на

уроках

русского

языка

и

литературы.

Главное

в

моей

педагогической

деятельности

является

развитие

интеллектуального потенциала обучающихся. А организация исследовательской

деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной

деятельности

способствует

формированию

познавательной

активности,

самостоятельности в работе.

Работа ведется с 5 класса. Вначале я выявляю способности обучающихся к

предмету, а затем развиваю их дальше. Для успешного развития способностей я

активно применяю различные педагогические технологии: игровую, проблемную,

групповую, разноуровневую, личностно- ориентированную, новые

информационные.

Какова тема данного стихотворения? Угадайте, как оно называется? О каких

событиях рассказывается в стихотворении, которые происходили в прошлом или

которые

происходят

в

момент

речи?

Глаголы

какого

времени

и

какого

лица

преобладают в стихотворении? Почему?

И.Бунин

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

И ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Данные уроки – пример дифференцированного обучения. Все задания на всех

этапах урока должны были помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь

поверить

в

собственные

силы,

учить

самостоятельности

мышления,

умению

принимать

решения

самостоятельно.

(Кстати,

на

этих

уроках

оценок

«удовлетворительно» не было, только «хорошо» и «отлично».)

Обращаю

внимание

на

тот

факт,

что

на

одном

уроке

могут

использоваться

фрагментарно различные педагогические технологии –

игровая,

поисковая,

проблемная,

личностно

ориентированная

для

того,

чтобы

развивать

и

индивидуальность

учащихся,

и

творческий

потенциал,

и,

самое

главное,

интеллект.

Таким

образом,

и

нестандартные

задания,

и

нестандартные

уроки

способствуют

развитию

у

учащихся

вкуса

к

предмету

«русский

язык»,

сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные»

тайны.

Так

у

школьника

появляется

желание

заняться

исследовательской

деятельностью.

Мы приблизились к главному -

к исследовательской работе как способу

развития, средству формирования познавательного интереса обучающихся. На

учебных

занятиях

в

силу

экономии

времени

можно

проводить

лишь

мини-

исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 7 классе по

теме "Стилистические функции причастий."

На

этом

уроке

для

объяснения

нового

материала

использовалось

мини-

исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися

1

был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны

самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве

координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать

себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал

усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и

контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и

«отлично»),

а

также

последующие

занятия

по

теме.

Вот

вам

прямое

доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит

перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами

получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения

на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального

уровня.

Я

использую

исследовательскую

деятельность

как

индивидуальную

форму

работы с одарёнными учащимися лишь четвёртый год, но могу

уже сделать

однозначный

вывод:

детям

нравится

заниматься

исследовательской

деятельностью.

Эта

деятельность,

действительно,

развивает

учащихся

всесторонне.

Мы

совместно

выбираем

актуальную

тему

для

исследования,

разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая

нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге

создаётся научно (учебно) -исследовательская работа, за которую

испытывают

гордость и учителя, и ученики, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Начинать такую работу также следует постепенно, настраивая детей на то, что

обучение - это процесс познания окружающего мира; направляемый педагогом и

самим учеником путь преодоления незнания, а самое главное - это осознание того,

что

преодоление

незнания

требует

определенных

усилий.

Без

усилий

-

эмоциональных, интеллектуальных, волевых и т.д. - невозможны ни активная

познавательная

(исследовательская)

деятельность,

ни

сознательное

участие

в

учебном процессе. Задача педагога на данном этапе такова: он должен вовремя

заметить

прилагаемые

усилия

ребенка,

поддержать

ученика,

обеспечить

ему

условия

для

дальнейшего

продвижения

вперед.

Какие

же

приемы

можно

использовать для организации исследовательской деятельности на уроке русского

языка? Расскажу о приемах, которые использую на своих уроках (причем, можно

использовать сразу несколько приемов на одном уроке, а можно применять их

автономно на традиционных уроках).

1.Приемы «Эпиграф», «Отсроченная отгадка».

Эти приемы я использую на первом этапе урока. Они обязательно связаны с

темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную

работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой

естественно

возникает

возможность

перейти

к

необходимым

усилиям

на

последующих этапах урока.

Прием «Эпиграф».

Я думаю, что очень интересным будет для ребят эпиграф к изучению темы

«Антонимы»:

Ты богат, я очень беден,

ты прозаик, я поэт;

ты румян, как маков цвет,

я, как смерть, и тощ и бледен.

Прием «Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт),

отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над

новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Словообразование» учитель

предлагает школьникам ответить на вопрос: «Может ли приставка оказаться в

2

середине слова?» При изучении темы «Фонетика» можно предложить ребятам вот

такую мегаграмму:

Как инструмент, меня ты ценишь

в искусной плотничьей руке,

но если Д на Б заменишь, -

во мне утонешь, как в реке.

Учителю нужно приготовиться к рассмотрению самых разнообразных версий

того, как те или иные строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное - не

забыть

вернуться

к

предложениям

ребят

в

конце

урока

и

дать

оценку

их

воображению, догадливости и т.д. В случае неудачи нужно подумать, насколько

верно

был

подобран

«эпиграф»

или

«отсроченная

загадка»,

или

насколько

учащиеся готовы к такой работе.

2. Прием «Учебная цепочка»

Применять данный прием можно двумя способами.

I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику

какого-то

языкового

явления.

Так,

вспоминая,

что

они

знают

об

имени

прилагательном, ученики 6 класса говорят:

«Отвечает на вопросы какой? Чей?, «Обозначает признак предмета», «Имеет

степени

сравнения»,

«Делится

на

разряды»,

«Изменяется

по

числам»

и

т.д.

Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые

существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали,

которые в итоге учащиеся должны обобщать.

II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по

определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос

следующему ученику и т.д.

3. Прием «Лови ошибку».

Наиболее уместно использовать данный прем на обобщающих уроках или на

уроках

подготовки

к

контрольной

работе.

Здесь

можно

широко

использовать

материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает

ошибки.

Например, он утверждает:

«Глагол брить в неопределенной форме оканчивается на -ить. Все глаголы на -ить

относятся ко II спряжению. Следовательно, это глагол II спряжения».

При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы

сомневаясь

в

том

или

ином

ходе

рассуждений,

побуждая

ребят

к

поиску

правильного решения, ответа.

4. Прием «Согласен - не согласен».

Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу

или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.

Например:

«Я

утверждаю,

что

все

имена

прилагательные

имеют

степени

сравнения».

- «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не

имеют степени сравнения»,

Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут

изменяться по числам и по падежам». - Согласен, но имеется уточнение, что

имена прилагательные изменяются еще и по родам».

Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику,

дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут

долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на

своих и чужих ответах).

5. Прием «Цель и цели».

3

Учитель,

сообщая

тему

и

основную

цель

урока,

предлагает

учащимся

сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.

Например, учитель ставит цель урока по теме «Наречие». Учащиеся в моем

классе поставили для себя следующие цели: разобраться в понятии наречие,

составить опорную схему, научиться правильно писать наречие, научиться не

путать наречия с существительными, которые отвечают на те же вопросы и т.д.

Таким

образом,

учащиеся

включаются

в

процесс

организации

учебной

деятельности не как пассивные, а как активные участники.

6. Прием «Знаю/не знаю».

После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает

по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от

учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знание

учащихся,

каковы

интересы

школьников

в

данной

области.

Например,

после

сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» и записи

нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить,

как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), постараться определить,

что влияет на правописание НЕ с причастиями («что я могу узнать»), попытаться

сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»),

проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого приема

учит

ребят

не

бояться

незнания,

дает

возможность

понять,

что

незнание

преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный,

коллективный поиск, соединение всех усилий участников.

7. Прием «Кластер».

Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в

определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы

можно

использовать

после

изучения

какого-то

раздела

или

темы.

При

этом

кластер может иметь разное количество блоков, а порой для составления кластера

могут

стать

кроме

учебника,

разнообразный

дополнительный

материал

с

таблицами и схемами по русскому языку.

Очень

важным

элементом

урока,

включающим

в

себя

исследовательские

компоненты, является момент определения домашнего задания. Целесообразно

варьировать

задание

на

дом

по

уровням,

в

зависимости

от

степени

подготовленности учащихся. Первый уровень, обязательный, - то, что должны

выполнить все учащиеся. Домашнее задание второго уровня выполняют те, кто

считает,

что

хорошо

знает

предмет.

Третий

уровень

предполагает

не

только

свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

Например, при изучении темы «Антонимы» в 5 классе задания первого уровня

сводятся к усвоению понятия антонимов, умения находить антонимы в тексте,

умение

классифицировать

антонимы

по

частям

речи

+

небольшое

«эссе»,

в

котором учащиеся подытожат свои знания по изучаемой теме (и так же дадут

учителю представление о восприятии темы). Задания второго уровня потребуют

умения (помимо обязательного) определения с использованием антонимов разных

частей речи, подбирать и классифицировать антонимические пары по следующим

группам:

1)

антонимы,

обозначающие

время;

2)

антонимы,

обозначающие

пространство, т.е. размеры, размещение предметов и т.д.; 3) различные качества,

свойства; 4) антонимы, обозначающие чувства, настроение человека, его характер

и др. В задания третьего уровня может быть включено составление кроссворда

или сканворда, игрового лото «Антонимы», составление мини-каталога названий

кинофильмов, книг, стихотворений, песен, в которых использованы антонимы,

сочинение загадок, составление шарад, ребусов и т.д. (целесообразно предложить

учащимся как можно больше заданий, чтобы у них был выбор). Такой подход к

варьированию

заданий

позволяет

учащимся

становиться

возможными

4

соорганизаторами учебного процесса, т.к. подготовленный ими материал можно

использовать на последующих уроках для повторения изученной темы. Особо

хочется сказать об оценке результатов деятельности учащихся. При выставлении

оценки важно учитывать возможности и реальные достижения каждого ребенка.

Главное, чтобы оценка была стимулом для дальнейшего приложения сил.

Одним

из

необходимых

условий

организации

исследовательской

работы

учащихся на уроке является наличие между учителем и учеником постоянной

обратной связи. В этом, я думаю, и заключается основная суть всех моделей

исследования, в том числе и модели «Приглашение к исследованию», на примере

который я хотела показать, как при помощи всех вышеназванных приемов и

методов можно организовать исследовательскую работу на уроках русского языка.

Систематическое использование данной модели на уроках регулирует поведение

участников

образовательного

процесса,

корректирует

ход

урока,

создает

предпосылки

для

развития

встречных

усилий,

взаимопонимания

и

взаимодействия и осуществляет плановый переход к использованию следующей

модели «Систематической исследование».

Мы знаем, что теперь наши учащиеся смогут самостоятельно сформулировать

цели

урока,

поставить

задачи,

которые

они

будут

решать

в

процессе

урока,

выявить

проблему

и

найти

методы

ее

исследования,

обобщить

результаты

и

сделать выводы.

Приведу

пример

фрагмента

урока,

требующего

от

учащихся

активной

исследовательской деятельности. Урок в 5 классе «Гласные о-а в корне кас-кос».

Начинаем урок с мобилизующего этапа.

Учитель записывает на доске предложения:

1.Ребята расположились на берегу реки.

2.Продавец предлагает товар покупателю.

3.Мяч коснулся пола.

4.Кусты ивы касались воды.

Далее работа осуществляется таким образом:

- Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите, что в них есть общего.

При ответе соблюдайте порядок рассуждений.

Ответы учащихся могут быть такими:

- Все предложения повествовательные, т.к. в них о чем-либо сообщается.

- Все предложения простые, в них одна грамматическая основа.

- Все предложения распространенные, т.к. в них есть второстепенные члены.

- Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу.

- Выделите корни в словах, являющихся сказуемыми.

- Скажите, что такое корень слова? (учащиеся дают определение корня слова).

- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырех слов. Объясните их

написание. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не

знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- С правописание гласных о-а в корне кас-кос мы не знакомились. Значит, тема

сегодняшнего урока «Гласные о-а в корне кас-кос». Учитель записывает на доске

сформулированную

учащимися

тему

урока.

Далее

класс

приступает

к

формулированию его цели.

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель

нашего урока.

На доске запись:

Цель урока: 1)познакомиться с …

2) учиться …

Учащиеся формулируют цель урока:

5

- познакомиться с правописанием гласных о-а в корне кас-кос; учиться писать

слова с этими корнями.

(С помощью такого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся

создается самоустановка на достижение этой цели).

Во

время

изучения

нового

учебного

материала

эффективность

работы

подкрепляется

за

счет

широкого

использования

исследовательских

методов.

Поэтому

при

подготовке

учителем

исходного

учебного

материала,

нужно

обязательно предусматривать последовательность мыслительных операций, а на

уроке направлять ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые

учителем

практические

операции

и

поэтапно

формулируют

правило

(или

определяют понятие).

Вот как можно направлять ход мыслительных операций учащихся на данном

уроке.

На доске таблица со следующими записями:

Полагать

а//о

положение

Прикасаться

а//о

прикосновение

- Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

- Выделите в них корень.

- Вспомните, когда в корне лаг-лож пишется гласная о, а когда гласная а?

- Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

- Выделите корень.

- Как вы думаете, что есть общего в правописании гласных о-а, в данных корнях?

От чего зависит выбор гласной?

- Сформулируйте правило правописания гласных о-а в корне касс-кос.

Закрепление можно построить на упражнениях комплексного типа, с помощью

которых одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое

развитие учащихся (интеллектуальное - речь, внимание, память, мышление и др.;

лингвистическое - процесс активной речемыслительной деятельности). Во время

выполнения

каждого

комплексного

задания

ученик

совершает

несколько

умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение).

В рассматриваемой теме урока можно предложить такое упражнение. Учитель

делает запись на доске:

К_сание мяча выловить рыбу

Прик_снулся к дереву сложить вдвое

Сложить вдвое бежать по полю

Соприк..снулись в воздухе залечить раны

Предлагаем учащимся задание:

- Внимательно прочитайте словосочетания в левом и правом столбике.

- Исключите одно из них по нескольким признакам одновременно обоснуйте свой

ответ.

Необходимо добиваться от учащихся приблизительно такого ответа:

-

Надо

выписать

словосочетания:

касание

мяча,

прикоснулся

к

дереву,

соприкоснулись в воздухе.

- Исключить надо словосочетание касание мяча, т.к. в корне пишется буква а, а в

двух других словосочетаниях буква о, кроме того, это словосочетание состоит из

существительного

и

существительного,

а

остальные

-

из

глагола

и

существительного.

В качестве дополнительного задания можно дать такое задание:

6

- Найдите в данном упражнении слово, в котором все согласные звуки мягкие

(мяча).

Ко

многим

упражнениям

на

уроке

учащимся

придумывают

задания

самостоятельно.

Например, на доске оформляется запись:

1.Золотые руки, ….

2.Коснуться стены….

3.Уютно расположиться.

Для справок: молодой месяц, осторожно прикасаться, полосатый жилет, записать

предложение, прилагать усилия, легкое прикосновение.

- Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание, не

забывая о теме урока.

Учащиеся могут сформулировать примерно вот такое задание:

- Написать три ряда словосочетаний, используя слова для справок.

Если учащиеся затрудняются (но чаще всего сильные ребята формулируют все

задание сразу), то учитель может задать наводящий вопрос:

- По какому признаку вы будете подбирать словосочетание для этих рядов.

Учащиеся должны ответить, что словосочетания нужно подбирать по имеющейся

в корне орфограмме.

Для

проверки

усвоения

изучаемой

темы

можно

предложить

упражнение

с

пропущенными в корне гласными со следующим заданием: «Сгруппируйте слова

с пропущенными буквами по орфограммам. Объясните их написание. Уместно

будет

на

таких

уроках

давать

задание,

включающее

какой-либо

вид

грамматического разбора. Например:

- Назовите предложение, в котором основа состоит из одного слова.

- Подчеркните слова, в которых есть все морфемы.

- Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв и т.д.

Итог урока - это выделение учащимися того основного, о чем шла речь на уроке.

Ребята

повторяют

изученное

правило,

соблюдая

условие

учителя

(нельзя

повторять уже звучавшие на уроке примеры).

Проведение таких уроков дает положительный результат: повышается активность

и осознанность действий учащихся, улучшается качество их знаний, развивается

речемыслительная

деятельность,

а

самое

главное,

учебно-исследовательская

деятельность

становится

неким

фундаментом

и

ведущей

составной

частью

проектной деятельности учащихся.

Результат, на который я рассчитываю при организации исследовательской работы

с учащимися:

- возрастание познавательных потребностей ребят (появление необходимости в

поиске дополнительной информации к урокам, выбор проблемы из окружающей

действительности, имеющей личную значимость для ребенка);

- расширение кругозора школьника (собственная исследовательская практика

позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний);

В идеале любая квалифицированная учительская работа сегодня немыслима

без

исследования.

Оно

необходимо,

чтобы

видеть

реальный

педагогический

процесс,

его

проблемы,

конфликты,

перспективы,

чтобы

искать

эффективные

способы обучения и воспитания, объективно оценивать результаты своей работы

7



В раздел образования