Напоминание

"Организация физкультурно-спортивной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Башук Татьяна Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска средняя образовательная школа № 10 им.П.А.Пономарёва
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация физкультурно-спортивной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация физкультурно-спортивной работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья.

В

соответствии

с

Федеральным

законом

от 29.12.2012г.

№ 273-ФЗ

"Об

образовании в Российской Федерации" одним из приоритетных направлений

деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране и

укреплению здоровья детей, а также поиск резервов по оздоровлению детей

внутри учебного учреждения.

Цель

физического

воспитания

в

школе

воспитание

здорового,

жизнерадостного

поколения,

умеющего

адаптироваться

к

социальным

условиям и выжить в такое трудное время. Данную цель можно достигнуть,

решив ряд конкретных задач:

* способствовать укреплению здоровья;

* закаливать организм ребенка;

* заботиться о нормальном физическом развитии;

* воспитывать силу, выносливость, ловкость и быстроту движений;

* давать обучающимся знания, вырабатывать у них умения и навыки как в

общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в

специальных

видах

физических

упражнений

(различные

виды

спорта,

подвижные игры, специальные гимнастические упражнения);

* воспитывать моральные и волевые качества человека.

Все

эти

задачи

тесно

взаимосвязаны.

Готовя

ребенка

к

труду,

нельзя

игнорировать

задачу

укрепления

его

здоровья,

физического

развития,

развития моральных и волевых качеств .

Многообразие

физических

упражнений,

методических

приемов,

варьирование

методов,

условий

организации

занятий

направлены

на

максимальное

всестороннее

развитие

ребенка,

его

потенциальных

возможностей.

Рациональный

подбор

физических

упражнений

позволяет

избирательно

решать

как

общие,

так

и

специфические

задачи.

Такие

естественные

виды

упражнений

как

ходьба,

бег,

прыжки,

метания,

упражнения

с

мячом

и

др.,

обладают

огромными

возможностями

для

коррекции

и

развития

координационных

способностей,

равновесия,

ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики

вторичных

нарушений,

коррекции

сенсорных

и

психических

нарушений.

Учитывая психофизические особенности детей с ОВЗ при подборе средств

необходимо руководствоваться правилами:

1) формировать максимальный запас простых движений с их постепенным

усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление

при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В

непринужденной, эмоциональной обстановке дети лучше осваивают учебный

материал;

5) упражнения, которые имеют названия, приобретают игровую форму. Они

стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают

ассоциативную память.

Использование преподавателями физической культуры различных методик и

игровых программ позволяют разнообразить учебный процесс, сделать уроки

познавательными и продуктивными.

В

школе

функционируют

спортивный

зал,

обустроенная

спортивная

площадка. Спортивный зал оснащен необходимым спортивным инвентарём и

оборудованием, созданы хорошие условия для занятий физической культурой

и

спортом.

На

уроках

физической

культуры

ученики

занимаются

легкой

атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой, спортивными и подвижными

играми. Учителя физической культуры стараются привлекать к массовым

занятиям спортом всех участников образовательного процесса, в том числе и

детей с ограниченными возможностями здоровья: учителей, учащихся и их

родителей, создают благоприятный психологический климат в учреждении,

развивают

чувства

взаимоотношения,

товарищества

и

партнерства

среди

школьников.

В ходе учебных занятий, во время уроков, учителя предметники проводят

физкультурные

минутки.

Это

физические

упражнения,

способствующие

снятию

напряжения

и

утомления.

Данный

комплекс

физкультминуток

включает в себя 3-5 упражнений на подтягивание и расслабление мышц. Все

упражнения можно выполнять стоя за партой, между партами и сидя. Перед

началом

выполнения

комплекса

упражнений

классная

комната

проветривается.

Более

подробно

хочется

коснуться

проблемы

здоровьесберегающих

технологий в рамках физкультурно-спортивной работы. Спортивная игра —

высшая ступень подвижных игр, разновидность спорта. Игры разнообразны

по содержанию, воздействию на организм и обладают рядом особенностей.

Правила

в

них

строго

регламентированы,

они

требуют

специальных

площадок

и

оборудования.

Характерна

сложная

техника

движений

и

определенная тактика поведения в процессе игры, требующая от участников

специфической

подготовки,

тренировки.

Соответственно

установленным

правилам, спортивные игры требуют судейства для любой игры характерно:

наличие

правил;

взаимодействие

с

партнерами;

соревновательность;

двигательная активность; простота содержания; эмоциональное воздействие.

Дети

с

различными

отклонениями

здоровья

имеют

разные

физические

возможности и при проведении подвижных игр непременно учитывать эту

особенность. Необходимо соблюдать определенные условия при организации

игр.

Учитывать

темп,

так

как

упражнения,

которые

ребенок

не

может

выполнить

самостоятельно,

неправильно

при

одном

темпе

исполнения

совершает их, то при другом темпе, он выполнит точнее и совершеннее.

Подбор

скорости

движений

эффективность

игры

важное

условие.

Повышение

двигательной

активности,

выбор

диктуется

степенью

подвижности ребенка. Сочетать рационально на одном занятии игры разной

направленности.

Во

внимание

принимать

желание

ребенка

играть,

обеспечивая тем самым положительный эмоциональный настрой. Начало и

окончание занятия должно быть комфортное. Нагрузку в подвижных играх с

детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо регулировать:

сокращение

длительность

игры;

введение

перерывов

для

отдыха;

уменьшение

величины

игровой

площадки;

упрощение

правил

игры;

выведение

из

игры

ребенка,

имеющего

явные

признаки

усталости.

К

игровому методу относят специально организованную игровую деятельность,

включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным

правилам,

игровые

задания

и

игровые

композиции.

Создается

условная

ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по

правилам.

Подвижная

игра

специфический

вид

двигательной

деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на

достижение

поставленной

цели.

Занимает

ведущее

место

в

процессе

физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья,

эффективно реализовать позволяет не только лечебные, но и воспитательные

задачи.

Игра

выполняет

важные

социальные

функции,

поскольку

в

ней

ребенок

ощущает

себя

одновременно

личностью

и

членом

коллектива.

Участие

в

соревнованиях

нужно

использовать

для

во спитания

ответственности

перед

командой,

корректного

отношения

к

противнику.

Нужно, как указывал А. С. Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек

гордость не только своими личными успехами, а главным образом успехами

команды или организации». Игра, кроме того, создаёт благоприятные условия

для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к

систематическим

занятиям

физическими

упражнениями,

что

является

необходимым

для

гармоничного

развития

ребенка,

важнейшим

фактором

интеграции обучающихся в общество здоровых сверстников, и его адаптации

в социуме. Игровые ситуации, быстро сменяясь, предъявляют повышенные

требования

к

подвижности

нервных

процессов,

быстроте

реакции

и

нестандартности действий. Всевозможные сочетания движений и приемов

вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров,

приспосабливаться

к

обстановке,

приходится

выбирать

из

множества

операций ту, которая, может принести успех. Информация, поступающая в

мозг, заставляет его работать ускоренными темпами, включает психические

процессы, что способствует улучшению регуляторной деятельности нервной

системы. Следовательно, повышается умственная активность, развивается

познавательная

деятельность.

Все

это

позволяет

говорить

об

оздоровительном эффекте подвижных игр. Подвижные игры группируются с

учетом

состояния

здоровья

детей,

степени

активности

болезненного

процесса, возраста детей, их физической подготовленности, психического

развития, индивидуальных особенностей. Классификация игр: по возрасту

учащихся; по степени сложности их содержания; по видам движения; по

физическим

качествам,

преимущественно

проявляемым

в

игре;

игры,

подготовительные

к

отдельным

видам

спорта;

игры,

подбираемые

в

зависимости

от

взаимоотношений

играющих.

Любая

игра

у

опытных

и

начинающих

игроков

различна

по

многообразию

приемов,

темпу,

физиологической

нагрузке.

Независимо

от

этого

каждая

игра

всегда

сохраняет свойственные ей особенности воздействия на организм. Игровая

деятельность

дает

дополнительные

стимулы

роста

и

развития.

Это

определяет возможность и уместность применения отдельных спортивных

игр среди людей разного пола, возраста и состояния здоровья. С детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья,

наряду

с

подвижными

играми

уместно вводить игры — эстафеты, где присутствует элемент соревнования.

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти

игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на

достижение общих целей, подчинением личностных интересов интересам

всей команды, победа всей команды зависит от действий каждого игрока.

Формируя

команды,

надо

учитывать

равноценность

двигательных

и

интеллектуальных

возможностей

каждого

участника.

Для

координации

действий необходимо выбрать капитанов. Если обучающиеся с тяжелыми

двигательными нарушениями и с замедленной реакцией, то во главе команд

могут встать взрослые. Подбираются эстафеты, включающие в себя одно или

два задания, простые по организации, требующие минимум времени для

проведения. Так как, из-за ответственности перед командой, у обучающихся

может произойти эмоциональное перевозбуждение, что негативно скажется

на их психике. Особенность игр-эстафет заключается в том, что короткие по

времени

периоды

повышенной

двигательной

активности

чередуются

с

интервалами отдыха, где физическая нагрузка сводится к минимуму. В играх-

эстафетах для детей с ограниченными возможностями здоровья доминируют

следующие виды движений, которые зависят от сложности двигательных

нарушений:

бег или ходьба с метанием и без метания;

проползти или

пробежать

под

различные

снаряды

и

с

перелезанием

через

препятствия;

ползание

или

ходьба

с

сохранением

равновесия

на

различных

снарядах;

ходьба с переносом различных предметов; ходьба или бег «змейкой» между

предметами;

ходьба

с

перешагиванием

предметов;

передвижения

различными способами по полу, прокатывание или ведение мяча в сочетании

с ходьбой. Педагогу полезно самому включаться в игру, показывая детям

образцы правильной техники и тактики. В работе с детьми главный упор

делается

на

овладение

техникой

и

индивидуальными

тактическими

действиями. На занятиях очень важно уделять серьёзное внимание развитию

зрительной ориентировки. Для облегчения усвоения материала в занятие

включается

изучение

одного-двух

технических

приёмов.

Учитываются

индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, рекомендации

медицинских работников. В формировании всесторонне развитой личности

ребенка важное место принадлежит организации и проведению спортивных

праздников: "Веселые старты"," Дни здоровья", спартакиады соревнования

по видам спорта. Использование спортивных игр и других видов спорта

направлены

на

формирование

целенаправленного

изменения

физического

состояния и работоспособности обучающихся, посредством использования

спортивной

тренировки.

А

так

же

формирование

осознанного

выбора

здорового

образа

жизни.

Опыт

проведенной

педагогической

работы

позволяет сделать вывод: внеурочная деятельность является незаменимым

инструментом

создания

благоприятного

образовательного

процесса,

способствует

формированию

правильного

представления

о

ценностях

и

здоровом

образе

жизни.

Таким

образом,

игра

—средство

социализации

ребёнка.



В раздел образования