Автор: Файзуллина Ляйсан Маргановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №6 МР Мелеузовского района РБ
Населённый пункт: г. Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Обучение
школьников
бережному
отношению
к
своему
здоровью
–
одна
из
актуальных задач национального проекта «Образование».
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей.
Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на
фоне
возрастных
особенностей
детей
младшего
школьного
возраста
и
сниженной
сопротивляемости
их
организма,
обусловленной
необходимостью
приспособления
к
повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление
здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретает особое значение.
Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся
по
мере
увеличения
ученического
стажа
связано
с
выполнением
учебной
нагрузки,
условиями
протекания
учебно-воспитательного
процесса,
гигиенически-правильным
построенным уроком.
Планируя свои уроки, стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие принесло детям
чувство удовлетворения, легкости и радости, а также желание вновь прийтина занятие
снова. В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии, их элементы.
Учитывая,
что
длительность
активного
внимания
младших
школьников
не
превышает 20 минут, часть времени урока использую на проведение 2 физкультурных
пауз.
Они
могут
быть
разной
направленности:
упражнения
для
рук,
для
опорно-
двигательного
аппарата,
для
глаз,
дыхательная
гимнастика.
Для
их
проведения,
как
настольной книгой, пользуюсь сборником В.И. Ковалько «Школа физкультминуток».
Перед
занятиями
с
детьми
произносим
утренние
настрои
на
работу,
на
оздоровление.
Обязательная рубрика на моих уроках называется так «Полминутки для шутки».
Здесь я использую занимательный материал по учебной программе. На уроках математики
пользуюсь
пособием
«Праздник
числа»
В.Волиной,
на
уроках
русского
языка
–
«Занимательная
грамматика»
И.И.Арононенко,
на
уроках
окружающий
мир
–
«Это
удивительное природоведение» и т.д. Это очень активизирует детей на уроках, оживляет
учебный процесс.
Из всех нагрузок, с которым ребенок встречается в школе, наиболее утомительной
является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому
нельзя требоавть от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего
урока. Чтобы решить эту проблему на уроках, надо уметь чередоватьустные и письменные
виды работ. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно
неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.
Содержание
уроков
часто
наполнено
сказочными
и
игровыми
сюжетами
и
персонажами.
Введение
игры
на
уроках
позволяет
сохранить
специфику
младшего
школьного возраста.
Учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье,
применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, помогает мне
на уроках и художественная литература. Это стихи С.Михалкова, «Вредные советы»
Г.Остера,
Б.Заходера,
книга
А.Лаптева
«Тайна
пирамиды
здоровья»,
стихотворение
Э.Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение И.Токмаковой «Не буду бояться»
и т.д.
Питание – необходимое условие для жизни и здоровья детей. Здесь я работаю с
родителями, чтобы все дети в моем классе обедали. И это мне удаётся.
Слежу за режимом проветривания классной комнаты: сквозное проветривание на
каждой перемене.
Вот так шаг за шагом, с раннего детства учу детей любви к себе, к людям, к
жизни, ибо только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно
здоров.