Напоминание

"Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка"


Автор: Черняева Светлана Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6 Центрального района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Цель, которую мы ставим на уроках английского языка, - максимальное

содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности,

практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний

и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках английского языка

осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений,

коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение,

аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над

письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных

операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации).

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов.

Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала

значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и

сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося

времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и

доступной грамматики. Урок английского языка состоит из 3-х ярко выраженных

этапов:

На первом этапе ученик вовлекается в учебный процесс с первых минут урока

во время речевой и фонетической зарядки. ученик начинает общаться на чужом

для него языке. Такие вопросы, как «How are you?» («Как твои дела?»), и др.

приближены к повседневному общению и обычно не вызывают сложностей.

Таким образом, происходит погружение в языковую среду. Если ученик не

может ответить на тот или иной вопрос (а это бывает и часто), можно дать

варианты ответов с картинками вместо перевода или с опорными фразами. Их

можно заранее выводить на экран, ребенок сам быстро сориентируется.

Второй основной этап урока, где осуществляется предъявление нового

лексического, грамматического, речевого материала. Главная проблема на этом

этапе - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал.

В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо

представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.

Например, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше

усваивают наглядный материал — это картинки, презентации,

электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы,

опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов.

Третий этап урока – эффективная (по возможности) практика. Развиваем все

виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Виды упражнений должны соответствовать возможностям ученика. Здесь

особенно важно создать ситуацию успеха ученика, для этого нужно придерживаться

простого принципа: от простого к сложному.

В работе нужно учитывать основные черты детей с ОВЗ. Например, для детей с

ЗПР характерны повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность,

незрелость эмоций, слабая воля, психопатоподобное поведение, скудный запас общих

представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность

навыков интеллектуальной деятельности. В процессе обучения таких детей

иностранному языку необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и

умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов. В

конце урока ученики получают карточки с лексическими единицами для изучения на

следующем уроке, дома учащиеся должны лишь внимательно прочитать их. Для

запоминания новых лексических единиц используются различные задания:

повторить за диктором слова (в звукозаписи);

расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово

(unscramble the word);

нахождение новых слов в змейке (word snake);

вставить пропущенные слова в предложение (fill in the word);

игры «снежный ком» (snowball).

Принцип успешного усвоения лексических единиц заключается

в максимальной повторяемости материала. Работа с лексическим материалом

должна проходить на всех этапах урока с использованием различных приемов.

Только так можно добиться хотя бы частичного усвоения учащимися с ОВЗ нового

лексического материала. Отказ от сложного грамматического

материалала обусловлен сложностью понимания и восприятия детьми с ЗПР

категорий такого типа из-за ослабленности абстрактно-логического мышления,

задержкой процессов внимания и памяти.

Работа с текстом – это самый простой и, в то же время, эффективный вид

деятельности на уроке английского языка. Самое главное здесь - формирование и

отработка навыков чтения и активное закрепление ранее изученного лексического

материала. Целесообразен в большей степени один вид чтения: чтение с полным

охватом содержания. Работа с текстом, которая делится на три фазы: дотекстовый этап,

активное чтение, послетекстовый. Дотекстовый этапведение в ситуацию)

предполагает такие задания: подбор заголовков, составление диаграмм, работа с

картинками, ответы на наводящие вопросы. Текст озвучивается по определённой схеме:

чтение учителя, чтение за учителем, прослушивание текста (в звукозаписи, если

таковая имеется), повторение за плёнкой, самостоятельное чтение учащимся каждого

блока текста. Задания послетекстового этапа: соотнесение идеи и абзаца (matching),

заполнение различных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным

выбором (multiple choice), определение верного\неверного высказывания (true or false).

Следующая категория детей с ОВЗ –это учащиеся с нарушениями слуха.Следствием

нарушенного слуха является нарушение речи. Ученик не понимает обращённую к нему

речь, объяснение учителя, окружающую речь, он может не понимать даже

прочитанного текста, непонимание речи делает невозможным понимание текста

элементарной задачи. Первостепенное значение - зрительное восприятие.

К специальным средствам обучения относятся:

1. Наглядные. Использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов,

игрушек, картинок, изображений). опорные схемы; демонстрация слайдов, учебных

фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

2. Практические средства обучения. На уроках английского языка нужно

использовать различные игры, моделирование ситуаций общения на языке.

Игра «Домино».

Учащийся получает набор домино , где в одном поле-числительное в цифрах, в другом-

написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция

У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки английского языка не вызывают особых

затруднений. Те дети, которые обладают хорошей памятью, успешно усваивают

правила, умеют грамотно писать. И основная трудность заключается в том, что

скорость работы за компьютером во время дистанционного урока очень незначительна.

Очень важно терпение учителя. Не стоит торопить ребенка, необходимо давать

возможность отдохнуть руке, делать короткие перерывы для массажа пальчиков или

упражнения для кистей Динамическая пауза. Quizlet.

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья

особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать

ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,

личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение

учиться.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и

развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее

развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей

учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например:

выучить слова по теме), сколько создание условий для развития ребенка. Изучение

индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и

основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально

увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к

английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно-

речевую активность. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный подход ,с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной

активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень

работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных

форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств

повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: вовлечь детей:

- игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача:

разъяснить, научить, убедить);

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков

предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать

на место другого;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,

особенно в области лица и кистей рук.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие

активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на

ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с

буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут

использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся,

выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их

заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.

В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в

процессе занятия.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета,

если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают

дискомфорт.«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему

настроению.

Рефлексия окончания занятия.

Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или

этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими

детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать

понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия,

прикрепив к нему свою картинку.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,

разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе

выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им

нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше

других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления,

подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении

заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной

степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

Таким детям нужно обеспечить :

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные

средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение

материала небольшими дозами, использование интересного и красочного

дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся,

развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные

навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,

своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в

собственные силы и возможности.

Литература

1.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная

программа начального общего образования обучающихся с задержкой

психического развития (минобрнауки).

2.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

Вопросы психологии.-1966г.-№6.-с.75.

3.

Кузнецов В.А. Использование информационно-коммуникационных

технологий в обучении детей с ограниченными возможностями

здоровья / В.А.Кузнецов // Педагогическая информатика. - 2006. - №:

1. - C. 18-22.

4.

Левитская А.А. О создании условий для получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-

инвалидами : письмо №АФ-150/06 от 18.04.2008 / А.А.Левитская //

Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C. 102-111.



В раздел образования