Автор: Мирошникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специальная Коррекционная Общеобразовательная Школа-интернат № 36
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Беседа"Этическая культура"
Раздел: среднее образование
Внеклассное занятие- беседа в 10-11 классах.
Тема: «Этическая культура».
Школа-интернат №36 г.Ставрополь воспитатель Мирошникова О.А.
Цели:
1. Продолжить последовательное развитие этического сознания обучающихся,
гражданское взросление через постепенное погружение в мир этических понятий и
категорий. Расширять и углублять знания, представления старших школьников в сфере
общечеловеческих ценностей.
2. Способствовать овладению моральными нормами поведения, этической культурой,
усилению интереса молодых людей к своей внутренней жизни, к качествам собственной
личности, потребности в самооценке. Создать условия для восприятия культуры общения
как способа организации жизни, основы опыта поведения. Приобщение учащихся к нор-
мам регламентированного поведения среди людей, к правилам «хорошего тона».
3. Учить учеников умению по разному выражать свою точку зрения, сравнивать,
анализировать и обобщать поступки и ситуации, видеть их этическое содержание и
оценивать его.
4. Расширять активный словарь, корректировать мышление, воображение, память, речь,
звукопроизношение.
Оборудование: таблички с речевыми стереотипами на каждый ответ, с обобщениями,
выводами, высказываниями великих мыслителей, КТ со слайдами, картинки с
проблемными ситуациями, листы бумаги, маркеры для практического задания, словари,
интернет ресурсы – википедия.
Ход занятия.
Воспитатель
Ученики
Организационный момент: [Па Па Па Па]-
[Вы, готовы заниматься?]
- Тогда послушайте, что я скажу:
Па Па Па Па. Аппарат работает хорошо.
- Да, мы готовы заниматься. ( к занятию)
- [Этика – это правила поведения и
хорошего тона.]
- Что поняли?
- Как понимаете фразу «хороший тон»?
- Как быть?
(подхватив верное высказывание ученицы,
педагог направляет на нее внимание
учеников) - Лиза знает. (помогает сказать
иначе и обобщить) - Это вежливый тон в
- Я услышал(а)…Я не понял(а) повторите,
пожалуйста снова (еще.)
- Я понимаю так, что этика – это правила поведения.
- Не помню, затрудняюсь сказать, не знаю.
- Можно посмотреть в словарях.
-Ребята, хороший тон – это … (ученики дополняют
ответ Лизы). – Это вежливость.
общении с людьми. Это тонкости правил,
что прилично и не прилично в поведении
и общении людей.
(ученики сопряженно проговаривают с педагогом)
- Как понимаете, что такое «культура»?
- А, Максим согласен с вами?
- Ребята, послушайте как еще можно
сказать [Культура – это соблюдение правил
этики]. (Картинки для обсуждения)
- Я считаю, что культура – это… хорошее и красивое
поведение. А как думаешь ты,… ?
- Максим, ты согласен с нами или считаешь иначе?
- Я считаю, что культура – это… .
- Я понял(а)(понимаю) это так, что….(рассуждают,
переспрашивают друг друга с помощью и
коррекцией педагога).
- Найдите среди слайдов соблюдение
правил этики. (на слайдах разные
поведенческие ситуации)
- Почему вы удалили некоторые слайды?
- Они подходят под правила этики?
(выбирают, удаляют безнравственные поступки)
- Мы удалили слайды…,…,…, потому что на них
плохие поступки и поведение.
- Они не по правилам этики и нам не подходят.
-Что значит слово «жизненные ценности»?
- Какой вывод?
- Похоже на слово «цена». – Мне кажется «ценное».
(рассуждают, обдумывают)
- Мы подумали и решили, что «нравственные
ценности – это то, что важно и дорого человеку в
жизни.
- Подумайте и запишите, какие бывают
ценности.
- Почему?
- А, что про это думают ребята?
- Еще есть мнения?
(педагог направляет ребят косвенными
вопросами и противопоставлениями)
- А что, вы, думаете про саму жизнь и
счастье?
- Я думаю (считаю, полагаю, предполагаю), что это
моя (наша) семья. Родители.
- Потому что, я их люблю.
- Мы думаем также.
- По-моему мнению – это еще и жизнь, здоровье. А,
вам, как кажется, ребята?
- Мне кажется, что еще, когда нет войны, мир на
земле.
- Жизнь – самое важное у человека. Также счастье,
радость, …,…,… .
- Возьмите листки бумаги и нарисуйте
схему – ромашку. В середине цветка
напишите - «Мои ценности». Каждый
лепесток пронумеруйте? Что поняли?
- Я понял, что надо нарисовать ромашку и написать
цифры 1,2,3,4, и т.д. на лепестках цветка.
- Верно. Теперь впишите в лепестки ваши
ценности по порядку: 1 лепесток - самая
главная ценность; 2 лепесток - чуть менее
важная; на 3 месте еще менее важная
ценность и т.д. – Что не понятно?
(ребята думают, пишут, переспрашивают)
Предполагаемые ценности:
(жизнь, здоровье, нравственное здоровье, деньги и
материальное благополучие, любовь, интересная
работа, мир на земле, здоровые родители,…)
- Прикрепите на доске ваши схемы. Что
получилось, расскажи Женя?
(отвечают все по очереди)
(Женя отвечает по заготовленному образцу начала
фразы) – Для меня самая главная ценность – это… .
Потом – это… . На третьем месте у меня … .
-Какие из этих ценностей нравственные?
- С моей точки зрения – это…,…,
- Кто придумал нравственные ценности?
- Люди, цари, законы. (активное обсуждение)
-Прочитайте, как про это написано.
- «Нравственные ценности выработаны и отобраны
человечеством Земли из опыта жизни
предшествующих поколений».
- Что вы про это думаете?
- Какой же можно сделать вывод по
этической культуре? ( подвести учеников
косвенными вопросами к нужному
выводу).
- Я думаю, что это … - Это жизнь. Правила
жизни. Ценности.
- Этическая культура – это образ жизни,
состоящий из нравственных ценностей.
- Прочитайте, как еще про это сказал
И.Кант.
- Что вы думаете об этом?
- «Суть культуры— в общественной ценности
человека».
- Я думаю, я считаю, что …, …. . (воспитатель
добивается построения вывода «в обществе
людей ценна жизнь каждого человека – в этом
заключается культура»)
- Ребята, чем вы сегодня занимались?
- Мы думали над вопросами, рассуждали,
высказывали свое мнение, определили свои
ценности.