Автор: Мирошникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специальная Коррекционная Общеобразовательная Школа-интернат № 36
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Беседа"Азбука нравственности"
Раздел: среднее образование
Внеклассное занятие - беседа в 10 классе.
Тема: «Азбука нравственности».
Школа-интернат №36 г. Ставрополь воспитатель Мирошникова О.А.
Цели:
Сформировать у учащихся понятие нравственность, представления о морали,
нравственных законах и поведении людей. Раскрыть сущность социальной и
психологической целесообразности моральных норм. Побудить задуматься о
нравственной стороне жизни, своем месте в ней, о совести, добре и зле, своей культуре.
Корректировать психические процессы: мышление, воображение, память, внимание.
Побуждать к рассуждениям, диалогам по образцу и по памяти, к размышлениям о
серьезных проблемах общества и своих качествах, давать им оценку. Воспитывать
привычки нравственного поведения и самоконтроля у учащихся.
Оборудование: использование КТ, иллюстраций, картинок, опросника; речевых
образцов диалогов, размышлений, обсуждений, высказывания великих мыслителей в
табличках.
Ход занятия
Воспитатель
Ученики
-[О чем мы беседовали на прошлых
занятиях?]
-Давайте еще раз определим смысл
некоторых понятий. [Что же такое
нравственность?]
- Мы беседовали о нравственности.
- В первой четверти были беседы о
нравственности. - …
- Я помню (знаю), что нравственность
– это личное качество человека, его
внутренний закон.
- Как вы это понимаете?
- Я думаю…
- По моему мнению это…
(коллективное обсуждение)
- А, чем мораль отличается от
нравствен- ности?
- Прочитайте, как еще можно сказать
про мораль.
- Объясните, что поняли?
(педагог направляет мысли учеников
специальными приемами)
- Мораль – это нравственность всех
людей.
- Мораль – это система взглядов и
нравственные законы всего общества.
- Я считаю, что это…
- Мне кажется, что…(коллективное
обсуждение)
- [Зачем обществу нужны
- Чтобы правильно жить. – Чтобы
нравственные законы?]
(воспитатель предлагает картинки на
интерактивной доске –драка, кража,
помощь в беде…) – Что тут
изображено?
- Давайте плохие и хорошие
поступки разделим на две группы.
- Докажите, почему так думаете?
поведение было приличным.
- Случаи… . Поведение… .
Поступки… .
(ребята делят на доске картинки с
обсуждением) – Это…перенесем в
левую (правую) группу. – Я не знаю
куда этот поступок…
- Эта группа с хорошими поступками,
а другая с плохими и с
преступлениями.
- Потому что, …(ребята отвечают,
педагог корректирует ответы)
- Ребята, плохие и хорошие поступки
как можно назвать иначе?
- Хорошие - положительные.
Плохие – отрицательные и
преступления тоже.
- Как понять [этические и
неэтические] поступки?
- Плохие, т.е. - отрицательные – значит
неэтические. Хорошие -
положительные – значит этические.
- Нарисуйте большие круги друг за
другом по кругу. Что получилось?
- Впишите в каждый кружок разные
поступки. Что получилось?
- Мы нарисовали цепь.
- Это цепь с поступками. Вместе
получилась цепь поступков плохих и
хороших.
- Ребята, посмотрите на эту цепь и
скажите [чем является наша
жизнь]?
- Прочитайте выражение «ЦЕПЬ
НАШИХ ПОСТУПКОВ – ЭТО НАШ
СЛЕД В ЖИЗНИ». Как понимаете?
- Получается, что наша жизнь – это
цепь наших поступков.
- Мне кажется, что…
- Я думаю, что…
- Какой же след оставляют после себя
люди?
- Если, добрые поступки, след чего?
- Соотнесите эти поступки с
картинками.
- След поступков.
- След добра. Злые – след зла.
(читают) След прекрасного и
безобразного, щедрого и жадного,
подлости и честности.
- Что управляет поведением и
поступками людей в обществе?
- Нравственный закон в душе каждого
(подвести учеников к ответу
косвенными приемами)
- Прочитайте высказывание
философа И.Канта «ЗАКОН,
ЖИВУЩИЙ В НАС, НАЗЫВАЕТСЯ
СОВЕСТЬЮ. СОВЕСТЬ ЕСТЬ,
СОБСТВЕННО, ПРИМЕНЕНИЕ
НАШИХ ПОСТУПКОВ К ЭТОМУ
ЗАКОНУ». Как понимаете эти
слова?
человека.
- Мне кажется, что…-Совесть, когда
человеку стыдно за плохое поведение.
- Я – понимаю так,что наш
внутренний нравственный закон – это
наша совесть.
И нашими поступками управляет
совесть.
- А сейчас мы пройдем
тестирование нравственной
самооценки. Перед вами 10
высказываний. Внимательно
прочитайте каждое из них.
Подумайте , насколько вы с ними
согласны (насколько они про вас).
Если вы полностью согласны с
10высказываниями – это 4 балла;
Если больше 5 –это3 балла; если вы
немножко не согласны(2-3 фразы)- 2
балла; совсем не согласны – 1 балл.
Напротив каждого высказывания
поставьте свой балл.
(читают, выясняют смысл, если не знают,
ставят баллы) ВЫСКАЗЫВАНИЯ:
1. Я часто бываю добрым со
сверстниками и взрослыми. – (балл)
2.Мне важно помочь однокласснику,
когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не
сдержанным с некоторыми
взрослыми.
4. Наверное нет ничего страшно в том,
чтобы нагрубить неприятному мне
человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает
мне хорошо себя чувствовать среди
людей.
6. Я думаю. Что можно позволить себе
выругаться на несправедливое
замечание в мой адрес.
7. Если кого – то в классе дразнят, то я
его тоже дразню.
8. Мне приятно доставлять людям
радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь
прощать их
отрицательные поступки .
10. Я думаю, что важно понимать
других людей,
даже если они не правы.
- Обработайте результаты:
Номера 3,4,6,7 (отрицательные).
Ответ в 4 балла = 1 единице; в 3
балла =2 ед.; в 2 балла = 3 ед.; в
1балл = 4 единицы.
В остальных ответах единицы
соответствуют баллу. Например, 4
балла- это 4 ед.; 3 балла- 3 ед. и т.д.
- От 34 до 40 единиц – высокий
уровень нравственной самооценки;
От24 до 33 единиц - средний уровень;
От 16 до 23 единиц – нравственная
самооценка находится на уровне ниже
среднего;
От10 до 15 ед. – низкий уровень
нравственной самооценки.
-Подсчитайте сколько всего у вас
ЕДИНИЦ. (ребята подсчитывают,
- У меня всего…единиц.
обобщают, обдумывают свои
результаты)
- А у меня получилось…единиц.
- К какому выводу мы подошли?
-Что нужно поднимать свою
нравственность, быть всегда высоко
нравственными людьми, подавать
положительный пример младшим
ребятам.
- Кем вы себя сегодня
почувствовали? Маленькими и
беспомощными детьми?
- Я горжусь вами, ребята. Вы
сделали достойный вывод. Вам
понравилась тема разговора?
- Я почувствовал(а) себя взрослым
человеком, ответственным за свои
поступки перед законом и обществом.
- Спасибо. Нам понравилось
разбираться в вопросах о жизни.
Возможно проведение 2-3 занятий, разделив конспект, при недостаточном усвоении или
для повторения материала, проводить физминутки.