Напоминание

Беседа"Азбука нравственности"


Автор: Мирошникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специальная Коррекционная Общеобразовательная Школа-интернат № 36
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Беседа"Азбука нравственности"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное занятие - беседа в 10 классе.

Тема: «Азбука нравственности».

Школа-интернат №36 г. Ставрополь воспитатель Мирошникова О.А.

Цели:

Сформировать у учащихся понятие нравственность, представления о морали,

нравственных законах и поведении людей. Раскрыть сущность социальной и

психологической целесообразности моральных норм. Побудить задуматься о

нравственной стороне жизни, своем месте в ней, о совести, добре и зле, своей культуре.

Корректировать психические процессы: мышление, воображение, память, внимание.

Побуждать к рассуждениям, диалогам по образцу и по памяти, к размышлениям о

серьезных проблемах общества и своих качествах, давать им оценку. Воспитывать

привычки нравственного поведения и самоконтроля у учащихся.

Оборудование: использование КТ, иллюстраций, картинок, опросника; речевых

образцов диалогов, размышлений, обсуждений, высказывания великих мыслителей в

табличках.

Ход занятия

Воспитатель

Ученики

-[О чем мы беседовали на прошлых

занятиях?]

-Давайте еще раз определим смысл

некоторых понятий. [Что же такое

нравственность?]

- Мы беседовали о нравственности.

- В первой четверти были беседы о

нравственности. - …

- Я помню (знаю), что нравственность

– это личное качество человека, его

внутренний закон.

- Как вы это понимаете?

- Я думаю…

- По моему мнению это…

(коллективное обсуждение)

- А, чем мораль отличается от

нравствен- ности?

- Прочитайте, как еще можно сказать

про мораль.

- Объясните, что поняли?

(педагог направляет мысли учеников

специальными приемами)

- Мораль – это нравственность всех

людей.

- Мораль – это система взглядов и

нравственные законы всего общества.

- Я считаю, что это…

- Мне кажется, что…(коллективное

обсуждение)

- [Зачем обществу нужны

- Чтобы правильно жить. – Чтобы

нравственные законы?]

(воспитатель предлагает картинки на

интерактивной доске –драка, кража,

помощь в беде…) – Что тут

изображено?

- Давайте плохие и хорошие

поступки разделим на две группы.

- Докажите, почему так думаете?

поведение было приличным.

- Случаи… . Поведение… .

Поступки… .

(ребята делят на доске картинки с

обсуждением) – Это…перенесем в

левую (правую) группу. – Я не знаю

куда этот поступок…

- Эта группа с хорошими поступками,

а другая с плохими и с

преступлениями.

- Потому что, …(ребята отвечают,

педагог корректирует ответы)

- Ребята, плохие и хорошие поступки

как можно назвать иначе?

- Хорошие - положительные.

Плохие – отрицательные и

преступления тоже.

- Как понять [этические и

неэтические] поступки?

- Плохие, т.е. - отрицательные – значит

неэтические. Хорошие -

положительные – значит этические.

- Нарисуйте большие круги друг за

другом по кругу. Что получилось?

- Впишите в каждый кружок разные

поступки. Что получилось?

- Мы нарисовали цепь.

- Это цепь с поступками. Вместе

получилась цепь поступков плохих и

хороших.

- Ребята, посмотрите на эту цепь и

скажите [чем является наша

жизнь]?

- Прочитайте выражение «ЦЕПЬ

НАШИХ ПОСТУПКОВ – ЭТО НАШ

СЛЕД В ЖИЗНИ». Как понимаете?

- Получается, что наша жизнь – это

цепь наших поступков.

- Мне кажется, что…

- Я думаю, что…

- Какой же след оставляют после себя

люди?

- Если, добрые поступки, след чего?

- Соотнесите эти поступки с

картинками.

- След поступков.

- След добра. Злые – след зла.

(читают) След прекрасного и

безобразного, щедрого и жадного,

подлости и честности.

- Что управляет поведением и

поступками людей в обществе?

- Нравственный закон в душе каждого

(подвести учеников к ответу

косвенными приемами)

- Прочитайте высказывание

философа И.Канта «ЗАКОН,

ЖИВУЩИЙ В НАС, НАЗЫВАЕТСЯ

СОВЕСТЬЮ. СОВЕСТЬ ЕСТЬ,

СОБСТВЕННО, ПРИМЕНЕНИЕ

НАШИХ ПОСТУПКОВ К ЭТОМУ

ЗАКОНУ». Как понимаете эти

слова?

человека.

- Мне кажется, что…-Совесть, когда

человеку стыдно за плохое поведение.

- Я – понимаю так,что наш

внутренний нравственный закон – это

наша совесть.

И нашими поступками управляет

совесть.

- А сейчас мы пройдем

тестирование нравственной

самооценки. Перед вами 10

высказываний. Внимательно

прочитайте каждое из них.

Подумайте , насколько вы с ними

согласны (насколько они про вас).

Если вы полностью согласны с

10высказываниями – это 4 балла;

Если больше 5 –это3 балла; если вы

немножко не согласны(2-3 фразы)- 2

балла; совсем не согласны – 1 балл.

Напротив каждого высказывания

поставьте свой балл.

(читают, выясняют смысл, если не знают,

ставят баллы) ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

1. Я часто бываю добрым со

сверстниками и взрослыми. – (балл)

2.Мне важно помочь однокласснику,

когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не

сдержанным с некоторыми

взрослыми.

4. Наверное нет ничего страшно в том,

чтобы нагрубить неприятному мне

человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает

мне хорошо себя чувствовать среди

людей.

6. Я думаю. Что можно позволить себе

выругаться на несправедливое

замечание в мой адрес.

7. Если кого – то в классе дразнят, то я

его тоже дразню.

8. Мне приятно доставлять людям

радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь

прощать их

отрицательные поступки .

10. Я думаю, что важно понимать

других людей,

даже если они не правы.

- Обработайте результаты:

Номера 3,4,6,7 (отрицательные).

Ответ в 4 балла = 1 единице; в 3

балла =2 ед.; в 2 балла = 3 ед.; в

1балл = 4 единицы.

В остальных ответах единицы

соответствуют баллу. Например, 4

балла- это 4 ед.; 3 балла- 3 ед. и т.д.

- От 34 до 40 единиц – высокий

уровень нравственной самооценки;

От24 до 33 единиц - средний уровень;

От 16 до 23 единиц – нравственная

самооценка находится на уровне ниже

среднего;

От10 до 15 ед. – низкий уровень

нравственной самооценки.

-Подсчитайте сколько всего у вас

ЕДИНИЦ. (ребята подсчитывают,

- У меня всего…единиц.

обобщают, обдумывают свои

результаты)

- А у меня получилось…единиц.

- К какому выводу мы подошли?

-Что нужно поднимать свою

нравственность, быть всегда высоко

нравственными людьми, подавать

положительный пример младшим

ребятам.

- Кем вы себя сегодня

почувствовали? Маленькими и

беспомощными детьми?

- Я горжусь вами, ребята. Вы

сделали достойный вывод. Вам

понравилась тема разговора?

- Я почувствовал(а) себя взрослым

человеком, ответственным за свои

поступки перед законом и обществом.

- Спасибо. Нам понравилось

разбираться в вопросах о жизни.

Возможно проведение 2-3 занятий, разделив конспект, при недостаточном усвоении или

для повторения материала, проводить физминутки.



В раздел образования