Автор: Мирошникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специальная Коррекционная Общеобразовательная Школа-интернат № 36
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Деловая игра "Необитаемый остров"
Раздел: среднее образование
Внеклассное занятие - деловая игра в 9-10 классах.
Тема: «Необитаемый остров»
школа- интернат №36 г. Ставрополь воспитатель Мирошникова О.А.
Цели:
Создать деловую ситуацию, при которой у учащихся возникнут проблемы, направленные
на развитие у них коммуникативной сферы, сплоченности в общих трудностях и деле,
фантазии и сообразительности, внимания и положительного отношения к другим,
воображения и умения передавать свой замысел речью, принятие подростками друг друга.
Побудить задуматься над проблемами организации нравственного общества, что могу
сделать я и каждый человек, чтобы уменьшить проблемы или устранить их. Предоставить
возможность почувствовать себя взрослыми в решении социальных вопросов: разработать
нравственный кодекс, распределить функции, создавая хозяйство, решить вопрос о власти.
Воспитывать справедливость и милосердие, лидерские качества.
Оборудование.
Использование КТ, предметы для обустройства «острова», «хозяйства», наглядный
материал, речевой материал – таблички.
Ход занятия.
Воспитатель
Ученики
- [Начнем внеклассное занятие.]
/ понял(а)…
- Я услышал(а) …..
\ (не расслышал(а), повторите снова )
- Посмотрите видео - фрагмент.
-Про, что смотрели?
- Как иначе про это можно сказать?
(предлагается выбор: землетрясение
кораблекрушение, авария )
- Я думаю (предполагаю), что это…
- Это корабль ударился о скалу (разбился).
- Это кораблекрушение.
- Что случилось с кораблем?
- А, что произошло с людьми?
- Корабль утонул.
- Люди выплыли на землю, (остров).
- [Предлагаю поиграть в деловую игру
«Необитаемый остров».]
- Давайте уточним значение
словосочетания «деловая игра».
(ребята проговаривают фразу)
- Мне кажется - это игра в какое - нибудь
дело.
- Я думаю, что это игра (про дело).
- А, как понимаете «необитаемый
остров»? На биологии вы познакомились с
фразой «среда обитания». Что она
подсказывает?
(идет обсуждение с косвенными вопросами,
видео- картинками, выстраивается
правильная фраза)
- Представьте, что вы все вместе плыли
по океану, потерпели кораблекрушение,
оказались на необитаемом острове и в
ближайшие несколько лет не
сможете вернуться домой.
-Это остров, на котором нет людей (не
живут люди).
(ребята весь текст проговаривают сопряженно
с воспитателем)
- Что поняли? (предложение составляют
совместно с воспитателем)
- Было кораблекрушение и мы попали на
необитаемый остров на несколько лет.
- Давайте отработаем правильно слово
«кораблекрушение».
ие
ние
ение
шение
рушение
крушение
кораблекрушение
- [Где, вы, ребята? ]
- [Какие проблемы у вас возникли?]
Как же быть?
- Мы на острове.
- Главная наша проблема – как теперь жить,
как выжить. А так же определить опасности.
- Ребята, давайте посмотрим, что есть на
острове, будем искать воду, пищу, где можно
будет жить, какие на острове опасности,…
- Ребята, а иначе можно сказать
[осмотримся ] и [поищем пропитание].
(таблички: устроить жилье)…
-Я вижу…, …,…
-Посмотрите, там пещера, можно…
- Вон в стороне водопад(озеро).
-Воду можно пить? -…
-Почему?
-Потому что она пресная( соленая)
-…, …,(растут, ползут, прыгают…). Ядовитые
растения и животные, будем осторожными.
- Что еще важно иметь на острове?
- Как быть?
- Вернее будет сказать [высекали огонь
камнем о камень.] Покажите как?
- Очень нужен огонь.
- Я знаю (видел, читал в…), что можно тереть
палку в… Я помню как в кино били камни.
- Я тоже вспомнил(а)как через стекло солнце
поджигает …
- Где же мы возьмем стекло?
- А как нам запомнить, какой день
сегодня? Какой будет завтра и далее?
- У меня очки. А, у…часы.
- Ребята, помните в фильме «Робинзон
Крузо» он делал зарубки на столбе. Точно.
Давайте найдем сухое дерево и сделаем
первую зарубку. Это будет…(среда, пятница).
Короткие зарубки- будни. Длинные – суббота
и воскресенье.
- Ребята, а который сейчас час?
- Ой-ой, что нам делать?
Да знаю. Помните выражение «солнечные
часы»?
- После воды в море часы и телефон не
показывают (не работают).
-Не знаю. Мы не знаем, а, вы О…А…, знаете,
как запомнить время?
-Я вспомнил(а). Надо нарисовать (начертить)
на песке(земле) круг, в середину вставить
палку и смотреть на тень от палки. Если тень
падает на…-это… часов.
- Что еще нужно для выживания на
острове? (Весь разговор выстраивается
при косвенной помощи педагога с
правильным оформлением
предложений)
- Ловить рыбу и охотиться будете руками.
- Ребята, что вы сейчас сделали?
-Другими словами – это называется
[организовали хозяйство].
- Надо будет что-то есть.- Договоримся –
девочки будут…( собирать фрукты и ягоды).-
- А, мы попробуем поймать крабов, рыбу,
раков (лангустов).- Я пойду на охоту, вдруг
тут есть козы или кабаны, тогда будет молоко
и мясо.
- Нет. Мы сделаем копье и гарпун, сплетем
сеть.
- Мы придумали (обдумали), что нам надо
для жизни на острове.
- Мы организовали хозяйство.
- [Распределите функции каждого жителя
острова.] Что поняли?
- Я не понял(а), помогите мне…
- Я думаю, что - это кто что будет делать, а,
вы как
думаете…?
- Я считаю, что это обязанности каждого на
острове.
- Верно. Как будете распределять?
- Как сказать иначе?
- Ребята, можно я буду считать дни и время?
- Иначе - вести счет времени.
-…, мы просим тебя ходить на охоту.
- А, я попробую ловить рыбу.
- Мы сделаем посуду из кокосов, будем
чистить рыбу, готовить еду.
- Я тоже буду вам помогать.
- Но сначала занесем в пещеру листья, сухую
траву, чтобы сделать мягкие постели.
- Как будете делить пищу?
- Можно ли в сложных условиях, каждому
жить, как он хочет?
- Мы думаем, что лучше жить вместе,
дружно?
(ребята обращаются к предложенному
выбору):
Заставить себя и друзей.
- Мне нравится ваше решение, а иначе это
называется «жить сообща». Как же нам
закрепить наше решение?
Придумать правила жизни.
Проявить равнодушие.
(выбирают – придумать правила)
- Тогда разработайте [«Нравственный
кодекс взаимоотношений»].
- По моему мнению, необходимы правила
доброты.
- Я считаю, что еще нужны правила
честности
- Мне кажется, что главное не лениться,
честно выполнять свои обязанности. Быть
вежливыми.
-Как вы чувствуете, кому можете доверять
в трудностях на острове? Кому можно
доверить старшинство или главенство.
Объясните выбор.
- Хочется доверять самому справедливому,
честному и доброму. Я думаю, что таким
человеком является…, а вы как думаете,
ребята?
- Мы еще подумаем над этим.
- Я хочу старшим (ей) выбрать …потому что
он(а)…
- Ребята, островитяне, а название у нашего
острова будет?
- Да. Точно. Надо придумать название.
- Мы спаслись?
- Нам повезло, что выбрались на сушу?
- Мне пришла мысль назвать остров …
- Да, мы спаслись.
- У нас есть надежда, что нас найдут?
- Да, нам повезло.
- От этих слов, какие получаются
названия?
- От этих слов, какие получаются названия?
Как поступить с другими названиями?
- Будем голосовать. Кто за название …
-Мы выбрали название острову …
-Чему еще на острове можно дать
название?
(ребята называют берег, мыс).
- Например: берегу, мысу, косе, пригорку.
- Что мы можем пожелать друг другу?
- Чтобы нам везло, чтобы не плакали, не
боялись, все было удачно, стали сильнее и
дружили.
- Значит, пожелаем себе и друг другу
везения и выносливости – не упасть
духом. Обрести силу духа.
(ребята читают и обсуждают значение):
«Сила духа, сила воли и дружба помогут
справиться с трудностями, все преодолеть».
- Ребята, может такое случиться в жизни?
- Я думаю, может. Да, бывают разные
катастрофы
- Хватило ли вам знаний для выживания в
экстремальных условиях?
- Нам надо еще многое про это узнать.
- Что вы почувствовали во время игры?
- Я подумал (а), что надо быть дружнее,
честнее, справедливее.
- Многое нужно уметь делать. - …
Спасибо за удачное «пребывание на
острове». У меня есть надежда, что вы
будете много знать о выживании в
экстремальных условиях.
- Спасибо за интересную тему про
возможные происшествия.