Напоминание

"Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников"


Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк

Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений

младших школьников

Портфолио

является

одной

из

самых

новых,

инновационных

технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.

Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации

своей

деятельности,

их

мотивация

на

активную

познавательную

деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять

адекватную самооценку собственной деятельности. Портфолио дополняет

традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило,

на

проверку

репродуктивного

уровня

информации.

Именно

портфолио

позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных

видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и

другими

-

и

является

важным

элементом

практико-ориентированного,

деятельностного подхода к образованию.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие

компетенции:

готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой

учебной и трудовой деятельности;

потребность в активной познавательной деятельности.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить

цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять

собой,

необходимы

знания

о

себе,

оценка

себя.

Процесс

формирования

самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники

могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с

участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших

школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Усваивая

в

процессе

обучения

и

воспитания

определенные

нормы

и

ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других

(учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным

результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.

В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что

требует

нового

подхода

-

обучение

учащегося

самоорганизации

своей

деятельности,

что

в

свою

очередь

порождает

требования

заменить

учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в

последнее

время

появился

портфолио,

ведь

он

являлся

альтернативным

способом

оценки.

Основной

смысл

портфолио

“показать

всё,

на

что

ты

способен”.

Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио -

это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его

усилия,

прогресс,

достижения

в

одной

или

более

областях…”.

То

есть

портфолио

является

одним

из

средств

самооценки

самого

учащегося

и

инструментом фиксирования его индивидуальных достижений. Портфолио

учащегося

наиболее

адекватный

метод

интегральной

(накопительной)

оценки,

демонстрирует

усилия

учащихся,

прогресс

и

достижения

в

различных областях.

В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных

с его учебной деятельностью, могут входить:

1

) подборка

детских

работ,

которая

демонстрирует

нарастающие

успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней

рассуждений, творчества, рефлексии.

2) Систематизированные материалы текущей оценки:

результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и

результаты тематического тестирования;

выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

3 ) Материалы

итогового

тестирования

и/или

результаты

выполнения

итоговых комплексных работ;

4) Иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной

и досуговой деятельности.

Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки,

дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление –

как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях

конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах

обучения в начальной школе.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

“Портфолио

документов”

-

п о р т ф е л ь

с е р т и ф и ц и р о в а н н ы х

(документированных)

индивидуальных

образовательных

достижений

(похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.;

благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т.п.)

“Портфолио работ” - представляет собой собрание различных творческих,

проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных

форм

и

направлений

его

учебной

и

творческой

активности:

участие

в

научных

конференциях,

конкурсах,

прохождение

элективных

курсов,

различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В

эту

папку

собираются

все

контрольные

и

творческие

работы

ученика:

сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, - в общем,

все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и

творческой активности ученика, направленности его интересов.

“Портфолио

отзывов”

-

включает

в

себя

характеристики

отношения

учащегося

к

различным

видам

деятельности,

предст авленные

преподавателями,

тьюторами,

возможно

одноклассниками,

работниками

системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ

ученика своей конкретной деятельности и ее результатов.

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки

ученика,

что

повышает

степень

осознанности

процессов,

связанных

с

обучением и выбором профильного направления.

Структура портфолио состоит из пяти разделов: первый раздел

называется

“Общая

информация”,

второй

раздел

“Мои

учебные

достижения”, третий – “Портфолио документов”, четвёртый - “Портфолио

работ”, пятый – «Портфолио отзывов».

Раздел “Общая информация” включает в себя рассказ младшего школьника

о себе (мой портрет, моя семья, моя родословная, моя малая Родина, что я

люблю делать, что я люблю больше всего, что я могу, мои друзья, моя

школьная

жизнь,

мои

добрые

дела).

Именно

в

самооценке

и

оценке

проявляются индивидуально - психологические, личностные и социальные

качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с

требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой

цели и задачи, определять жизненные перспективы.

Раздел “Мои учебные достижения” включает в себя листы самооценки по

основным учебным предметам. Учащиеся дают качественную оценку своим

знаниям,

умениям

и

навыкам

по

основным

разделам

учебного

курса

на

начало изучения темы и на конец года.

Раздел “Портфолио

документов” включает в себя похвальные грамоты за

учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах, интеллектуальных конкурсах

и предметных олимпиадах; благодарственные письма.

Раздел “Портфолио

работ” содержит в себе творческие работы ученика:

сочинения,

изложения,

рисунки,

поделки

(их

фото),

реферативные

и

исследовательские работы.

Раздел “Портфолио отзывов” содержит рецензии педагога на реферативные

и исследовательские работы учащегося и отзывы на творческие работы.

Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая

демонстрирует

его

усилия,

прогресс,

достижения

в

одной

или

более

областях…”.

То

есть

портфолио

является

инструментом

фиксирования

индивидуальных достижений младших школьников.

Список используемой литературы

Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов /Н.В.Бордовская, А.А. Реан.-

СПб.: Питер, 2001. - С.304.

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое

пособие / Г.Ю. Ксензонова. - М.: 2000. - С.67.

Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной

системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.



В раздел образования