Авторы: Иваненко Галина Алексеевна, Нефедова Елена Александровна
Должность: воспитатель и инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Ласточка"
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Любимые виды спорта"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Ласточка» г. Павлово
Педагогический проект
Название проекта: «Любимые виды спорта».
Тип проекта: информационно – практика – ориентированный.
По количеству участников: дети подготовительной группы, родители, воспитатель,
инструктор по физической культуре.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По продолжительности: долгосрочный.
Выполнили:
Воспитатель подготовительной группы
Иваненко Г. А., 1 квалификационной
категории.
Инструктор по физической культуре
Нефедова Е.А.
Павлово 2017 г.
1.
Аналитико – прогностическое обоснование проекта (проблема проекта).
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и
физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья
подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы
детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений
сотрудников ДОУ с родителями.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в
дошкольном возрасте, который является основополагающим в становлении личности
человека.
Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей можно только в тесном
сотрудничестве детского сада и семьи.
Важнейшим фактором укрепления здоровья детей является физическое воспитание в
семье и в ДОУ. В современном обществе мы наблюдаем недостаточную активность
родителей в физическом воспитании детей, которые ссылаются на недостаток времени,
средств, спортивного оборудования.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем
и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми
ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится
дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДО, а
именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в
дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в
школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на
ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка
напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его
окружают и как организован процесс его воспитания.
Участвуя в реализации данного проекта, мы хотим расширить представления родителей,
детей и педагогов о здоровом образе жизни, сформировать положительное отношение к
занятиям физической культурой и спортом.
Цель: Систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном
учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для
сохранения здоровья воспитанников.
Задачи проекта для детей:
Формировать навыки здорового образа жизни.
Развивать интерес детей к физической культуре.
Задачи проекта для педагогов:
Формировать навыки коллективной работы через вовлечение в совместную проектную
деятельность.
Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов, социальных
партнеров.
Развивать творческие способности дошкольников.
Задачи проекта для родителей:
Участвовать вместе с детьми в решении задач проекта.
Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
Развивать творческие способности детей.
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
Развивать творческие способности дошкольников.
Задачи проекта:
Образовательные: формировать у детей привычки соблюдать культурно-гигиенические
навыки, выполнение основных движений, соблюдение режима, активности, отдыха,
безопасности; освоение знаний о своем организме.
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей; развитие и укрепление
костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних
органов дошкольников, развитие движений, закаливания.
Воспитательные: формирование нравственно-физических навыков; потребности в
здоровом образе жизни; выработки у детей привычки к ежедневным занятиям
физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании;
воспитание культурно-гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей
• получение детьми знаний о здоровом образе жизни;
• воспитание бережного отношение к здоровью своему и окружающих;
• сохранение и укрепление физического здоровья детей;
• повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
• повышение познавательной активности.
- для педагогов
• повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных
образовательных технологий (метод проектов);
• повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями
воспитанников;
• повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в
здоровьесбережении;
• удовлетворенность работой.
- для родителей
• установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации
жизни группы;
• повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
• обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
• приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с
ребенком.
Этапы реализации проекта:
1 этап: проблематизации и выбора темы проекта
Задачи:
- умение формулировать проблему и цель
- побуждать детей рассказывать о своем отношении к занятию спортом
- пробудить интерес к решению возникшей проблемы
Деятельность воспитателя и инструктора
Деятельность детей
Срок
Воспитатель и инструктор по ФИЗО рассказывают
детям какие бывают виды спорта, рассказывают об
олимпийских чемпионах, об олимпийских играх. В
группе происходит спор между детьми: А зачем
нужно заниматься спортом? Какая от него польза?
Что должен делать человек, чтобы быть здоровым?
Дети принимают участие в споре.
2 дня
Подводит детей к формулированию проблемы.
Формулируют проблему: А нужны ли
нам занятия спортом?
Выдвигают цель: Узнать, нужно ли
человеку заниматься спортом?
2 этап: разработка проекта
Задачи:
- умение слушать и понимать других, выражать себя и находить компромисс, планировать
свою работу;
- уважение к мнению других людей.
Деятельность воспитателя и инструктора
Деятельность детей
Срок
Составляют план деятельности вместе с детьми:
- к кому обратиться за помощью (родителю,
воспитателю, инструктору по физической культуре,
тренеру).
- где можно найти необходимую информацию
(дома, в библиотеке, наблюдение, в Интернете, у
тренера).
Составляют план деятельности.
2 недели
Помогают детям разделиться на подгруппы по
способам добывания информации: у родителей, у
инструктора, в энциклопедиях, в Интернете, по ТV.
Делятся на подгруппы.
Проводят консультацию для родителей: о
возникшей проблеме, о личном примере занятия
спортом, создание рисунков, оформление книги о
спорте, коллажа по проблеме.
Привлекают родителей к реализации
задуманного.
3 этап: выполнение проекта (практическая часть)
Задачи:
- знакомство с разными видами спорта;
- знакомство с музыкальными произведениями, которые подходят для спортивных
мероприятий;
- умение детей размышлять, высказывать свое отношение к разным видам спорта,
рассуждать о пользе и необходимости;
- умение отражать результаты своего исследования в различных видах деятельности:
коммуникативной (составление рассказов по картинкам, рассуждение); изобразительной
деятельности (рисование, лепка, аппликация); двигательной (выполнение упражнений,
спортивных досугов, развлечений);
- умение строить устные сообщения о проделанной работе.
Виды детской деятельности
Формы работы
Срок
Социально -
коммуникативное развитие
Д. игра: «Угадай вид спорта по показу».
Д. игра: «Спортивное лото».
Кроссворды о видах спорта.
Сюжетно – ролевая игра: «Мы Олимпийцы».
Игра – беседа: «Характерные особенности здорового
и больного человека».
Игра – беседа: «Какую пользу приносит спорт
здоровью человека?».
Игра – беседа: «Какие вы знаете виды спорта?».
Спортивные игры: футбол на спортивной площадке.
1 неделя
Познавательное развитие
- Беседы об олимпийских чемпионах, спортсменах,
об олимпийских играх;
- Беседы о видах спорта;
- Чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок
о спорте;
Речевое развитие
- Загадки про спорт и здоровый образ жизни.
- Беседы «Что такое спорт?», «Мое здоровье».
- Беседа «История возникновения Олимпиады».
- Составление детьми описательных рассказов по
картинкам «Мой любимый вид спорта» (личное
занятие этим спортом).
Художественно –
эстетическое развитие
- Рисунки: «Спорт глазами детей»;
- Лепка: «Такие разные идеи»;
- Аппликация: «Футбольное поле»;
- Коллаж: «Мы со спортом дружим».
Физическое развитие
Зарядка для юного спортсмена: «Упражнения с
гантельками»;
- Спортивный досуг (развлечение): «Спорт и я -
верные друзья»;
- Подвижные игры: «Ловишки с ленточками»,
«Быстро возьми», «Школа мяча».
Работа с родителями:
- Интервью у родителей «Зачем нужно заниматься спортом?».
- Помощь родителей в создании книги «Мои любимые виды спорта».
- Консультация для родителей «Приобщение ребенка к физкультуре и спорту».
- Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать для ребенка?».
4 этап: подведение итогов.
Задачи:
- Устойчивый интерес к спорту, желание им заниматься;
- Умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров;
- Вызвать радость от совместной работы.
Деятельность воспитателя и инструктора
Деятельность детей
Срок
Проводят спортивный досуг (развлечение)
«Спорт и я – верные друзья».
- Участвуют в развлечении;
- Представляют коллаж «Мы со спортом
дружим» (рассказывают о значении
спорта, спортсменах, видах спорта детям
соседней группы);
- Показывают книгу «Мои любимые
виды спорта» (рассказывают о нем детям
соседней группы).
3 дня
5. Ресурсная база проекта:
Кадровые ресурсы:
воспитатель подготовительной группы, инструктор по физической культуре, родители.
Материально - технические ресурсы:
- материалы для изобразительной деятельности, лепки, аппликации;
- аудиозаписи песен о спорте;
- ноутбук (для показа презентации о видах спорта).
Программно – методические ресурсы:
- Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №5 «Ласточка» г. Павлово, 2012 г.
- Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду» подготовительная к школе
группа: Мозаика Синтез Москва-2011.
Информационные ресурсы:
- Наглядно – дидактическое пособие «Летние виды спорта» Рассказы по картинкам:
Москва Мозаика-Синтез 2016
- Наглядно – дидактическое пособие «Зимние виды спорта» Рассказы по картинкам:
Москва Мозаика-Синтез 2016
- Спорт. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром: ООО
«Маленький Гений – Пресс»
- Карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям об олимпийских играх»:
Мозаика-Синтез 2013
- Карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям об олимпийских
чемпионах»: Мозаика-Синтез 2013
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
Приложение 1
Перечень стихов о спорте
Кто с зарядкой дружит смело,
Кто с утра прогонит лень,
Будет смелым и умелым,
И веселым целый день.
Спорт – это здоровье,
Спорт – это успех,
Спорт – это прикольно,
Спорт – это для всех!
Можно плавать, закаляться,
Можно прыгать, отжиматься.
Заниматься спортом можно,
Всем, и где угодно.
Спорт приходит в каждый дом,
Даже в тот, где мы живем.
Спортом ты скорей займись,
Будь здоровым на всю жизнь.
Для здоровья важен спорт,
Чтоб болезням дать отпор.
Нужно спортом заниматься,
И здоровым оставаться!
Спорт творит чудеса,
Спорт открывает все врата.
Если спортом ты займешься,
Многого в жизни добьешься.
Как усталость победить,
И бодрым всегда быть?
Мы ответим без труда,
Спорт – вот лучшая игра!
Спорт – любимая игра,
В нее играем мы всегда.
Те, кто спортом увлечен,
Здоровьем не обделен!
Здоровье, сила, ловкость-
Вот спорта пламенный завет
Покажем нашу дружбу, смелость
Веселым стартам шлем привет!
Чтоб в спорте первыми быть
Надо спорт любить.
Чтоб спортсменом мог каждый стать.
Надо день зарядкой начинать.
Хочешь быть здоровым, сильным?
Занимайся спортом ты!
И тогда добиться в жизни,
Сможешь очень много ты!
Кто спортом занимается,
Тот многого добивается!
Всегда и везде вас ждет успех,
Спорт – это залог ваших побед!
Если спортом заниматься,
Здоровым будешь оставаться.
Будешь бодрым ты всегда,
Ловким, быстрым, как стрела!
Чтобы бодрым просыпаться,
Нужно спортом заниматься.
Бегать, прыгать, отжиматься,
С гантелью не расставаться.
Как наши спортсмены красивы!
В них столько энергии, силы,
В них мужества прочный запас.
Пример они яркий для нас.
Как хочется сильными, ловкими быть!
Для этого нужно со спортом дружить.
Приложение 2
Перечень загадок о спорте
Площадка, мяч, ворота есть.
Свою здесь защищаем честь.
Руками забиваем гол,
Играя меж собой в... гандбол
Инсайд, голкипер, стоппер, бек,
А также форвард и хавбек,
Играют, забивая гол,
В известной всем игре... футбол
Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… спорт
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть,
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это ... баскетбол
Деревянных два коня,
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега… лыжи.
Здесь купаться и зимой,
Сможем запросто с тобой.
Здесь научат нас нырять.
Как то место нам назвать? бассейн.
Один удар ракеткой —
Волан летит над сеткой.
Серёжа хоть и сильно бил,
Воланчик в сетку угодил.
Сегодня победил Антон.
Во что играли? В ... бадминтон.
Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику,
Дарит нам... гимнастика
Мы не только летом рады,
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной -
Увлекательный... хоккей
Не показывают ноги,
Эти умные ребята,
Да и ходят не дорогой,
А по клеточкам-квадратам… шахматы
Я могу играть ракеткой,
Не ракетою большой, -
Раз - и мяч летит за сетку!
Раз еще! - И сет за мной!.. теннис
Кто игру эту не знает?
Через сетку мяч летает.
Не гандбол, не баскетбол,
Что люблю я… волейбол
Приложение 3
Пословицы и поговорки о спорте.
Пословицы и поговорки – это вековая народная мудрость. Они содержат в себе поистине
важные и нужные замечания, которые люди делали на протяжении нескольких веков.
Спортивные пословицы также являются квинтэссенцией мудрости. Очень важно
знакомить ребенка с пословицами и поговорками о спорте, точно так, как мы знакомим его
со сказками, песнями, стихами. Спортивные пословицы в ненавязчивой форме внушают
ребенку мысли о том, что вести здоровый образ жизни – это хорошо, а делать зарядку и
закаляться должен каждый.
Пословицы и поговорки о спорте
Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
В здоровом теле здоровый дух.
Главное соревнование — борьба с самим собой.
Где здоровье - там и красота.
Гимнастика удлиняет молодость человека.
Движение это жизнь.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Каждый кузнец своего здоровья.
Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто пешком ходит тот долго живет.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
О спорт, ты мир!
От лежанья да сиденья хвори прибавляются.
Пешком ходить — долго жить.
Спорт и туризм укрепляют организм.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Спорт - это жизнь!
Спорт это развлечение до седьмого пота.
Спорт — закалка на долгую жизнь.
Приложение 4
Конспект спортивного досуга (развлечение) в подготовительной группе
«Спорт и я - верные друзья».
Цель:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- совершенствовать двигательные умения и навыки.
- развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, координацию движений.
- воспитывать доброжелательное отношение и внимание друг к другу.
Задачи:
- формирование устойчивого интереса к выполнению физических упражнений, эстафет,
развитие основных физических качеств.
- приобщение к традициям большого спорта через участие в эстафетах, конкурсах.
Оборудование: обручи, мячи, мешочки с песком, ракетки, мячи для ракеток, клюшки,
кегли, дуги для подлезания, гимнастические палки.
Ход досуга
Звучит бодрая музыка, команды входят в зал, встают в две колонны.
Ведущий:
Здравствуйте ребята, приглашаем вас на спортивные состязания «Спорт и я – верные
друзья. Сегодня ребята покажут нам свою ловкость, силу, быстроту.
Ведущий:
- Мы со спортом
Дети:
- Крепко дружим.
Вед.:
- Спорт
Д.: Здоровье
Вед.: Спорт – игра
Дети: Физкульт – ура!
Нам смелым и сильным, и ловким быть надо всегда впереди
Нам смелым и сильным, и ловким со спортом всегда по пути.
Ребят не страшат тренировки
Пусть сердце стучится в груди.
Предлагаю начать наши соревнования.
Наш девиз: «Спорт – это сила, спорт – это жизнь!»
1 часть: построение в шеренгу, построение в колонну по одному; ходьба и бег
врассыпную.
2. Общеразвивающие упражнения с гантели (разминка для юного спортсмена):
1. И.п. – основная стойка, гантели вниз. 1 – гантели в стороны; 2 – гантели вверх; 3-
гантели в стороны; 4 – и.п.
2. И.п. – стойка ноги на ширине ступни, гантели у плеч. 1-2- присесть, гантели вперед; 3-4-
и.п.
3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, гантели внизу. 1- поворот вправо, гантели вправо; 2-
и.п. То же влево.
4. И.п. – сидя, ноги врозь, гантели у плеч. 1-2- наклон вперед, коснуться носка правой
ноги; 3-4-и.п. То же к левой ноге.
5. И.п. – основная стойка, гантели вниз. 1- прыжком ноги врозь, гантели в стороны; 2-
прыжком вернуться в и.п. 8 прыжков, затем пауза и повторить 2 раза.
6. И.п. – основная стойка гантели вниз. 1- шаг правой ногой вправо, гантели в стороны; 2-
и.п. То же левой ногой.
7. Упражнения на дыхание.
Эстафеты
1. «Бег в парах»
По двое участников бегут в большом обруче, обегают фишку, возвращаются и передают
обруч другим.
2. «Попади в обруч» (игра баскетбол)
Участники бросают мяч в обруч, который держит инструктор, пытаются попасть в него.
3. «Попади в цель»
Участники команд стараются попасть в центр мишени мешочком с песком. Считается
количество попаданий.
4. «Хоккей»
Участники команд обводят клюшкой мяч между фишками змейкой и бегом возвращаются
обратно.
5. «Удержи мячик на ракетке»
Участники стараются не уронить мяч на ракетке, обойти фишку.
Полоса препятствий:
Бег змейкой между кеглями, подлезание под дугу, прыжки на двух ногах через
гимнастические палки, кувырок вперед на мате.
Подвижная игра: «Ловишки с ленточками», «Школа мяча».
Заключительная часть:
Фотографии со спортивным оборудованием, сладкие медали.
Ведущий:
Мы будем соревноваться и играть. Я знаю, что вы смелые, ловкие, умелые, занимаетесь
спортом, вырастите и обязательно станете чемпионами.