Напоминание

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Автор: Брежнева Ольга Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский государственный политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел: среднее образование





Назад




ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

THE IDENTITY OF THE TEACHER AS A DETERMINING FACTOR OF

THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Брежнева Ольга Владимировна Brezhneva Olga

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский государственный политехнический колледж»

Regional budget professional educational institution

"Kursk state technical College"

Ключевые

слова:

личность

педагога,

образовательный

процесс,

диагностика,

попустительский

стиль

деятельности,

авторитарный

стиль

деятельности, демократический стиль деятельности.

Keywords: teacher's personality, educational process, diagnostics, permissive

style activities, authoritarian work style, democratic style activities.

Аннотация:

Личность

педагога

является

определяющим

фактором

эффективности

образовательного

процесса,

которая

всегда

вызывала

огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и

педагогической

науки.

Особая

роль

при

изучении

личности

педагога

отводится

диагностики.

Диагностика

это

механизм

выявления

индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Ценность

применения

диагностики

в

процессе

самосовершенствования

личности

и

деятельности

педагога

состоит

в

том,

что

она

способствует

выявлению

недостатков и намечает конкретные пути к их устранению, а также она

выявляет

сильные

стороны

педагога,

на

которые

он

может

опираться

в

дальнейшей работе.

Abstract:

Personality

of

the

teacher

is

the

determining

factor

in

the

effectiveness of the educational process, which has always aroused great interest

and care from the representatives of pedagogical and psychological science. A

special role in the study of the personality of the teacher is given diagnostic.

Diagnosis is a mechanism to identify the individual characteristics and prospects of

development of the individual. The value of the diagnostic applications in the

process of self-identity and work of the teacher is that it helps to identify gaps and

outlines specific ways to eliminate them, and also it identifies the strengths of the

teacher that he can rely on in future work.

В организации образовательного процесса нельзя пройти мимо такого

мощного

педагогического

фактора,

как

характер

педагога,

свойства

и

качества его личности.

Личность

педагога

как

определяющий

фактор

эффективности

образовательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявление

заботы

у

представителей

психологической

и

педагогической

науки.

Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах

таких известных отечественных ученых, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С.

Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова и

многих других.

Успешное

решение

сложных

и

ответственных

задач

обучения

и

воспитания детей в решающей степени зависит от личности педагога, его

нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Особая

роль

при

изучении

личности

педагога

отводится

диагностики.

Диагностика – это механизм выявления индивидуальных особенностей и

перспектив

развития

личности.

Ценность

применения

диагностики

в

процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит

в том, что она способствует выявлению недостатков и намечает конкретные

пути к их устранению, а также она выявляет сильные стороны педагога, на

которые

он

может

опираться

в

дальнейшей

работе.

Диагностика

вносит

конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение

практических

задач,

ориентированных

на

оптимизацию

образовательного

процесса.

В

образовательном

процессе

используется

большое

количество

различных

диагностических

методик:

наблюдение,

анкетирование,

тестирование,

интервьюирование,

сбор

косвенных

данных

о

педагоге,

анализ

документации,

диагностический

эксперимент,

анализ

конкретных

ситуаций.

В

рамках

методического

объединения

для

педагогов

Учреждения

регулярно проводится диагностика, с целью изучения и оказания им помощи.

На

одном

из

заседаний

методического

объединения

педагогам

было

предложено пройти диагностический тест «Стиль преподавания».

Почему

была выбрана именно такая диагностика, потому что на сегодняшний момент

организация современного занятия в целом зависит от того какой стиль

преподавания присущ тому или иному педагогу.

В

диагностировании

участвовали

15

педагогов

дополнительного

образования. Педагогам необходимо было ответить на вопросы теста «Стиль

преподавания».

Анализ результатов показал, что:

У 13 % педагогов Учреждения наблюдаются черты попустительского

стиля деятельности. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая

инициативу обучающимся, коллегам, родителям. Организацию и контроль

деятельности

обучающегося

осуществляет

без

системы,

в

сложных

педагогических

ситуациях

проявляет

нерешительность

и

колебания,

испытывая чувство определенной зависимости от обучающихся.

У 27 % опрошенных педагогов наблюдаются авторитарные тенденции в

деятельности. Педагог использует свои права, как правило, не считаясь с

мнением

детей

и

конкретной

ситуацией.

Главные

методы

воздействия-

приказ,

поручение.

Для

такого

педагога

характерна

неудовлетворенность

работой многих обучающихся, хотя он может иметь репутацию сильного

педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их

часть не проявляет активности и самостоятельности

60

%

-

это

демократы.

Эти

педагоги

предоставляют

возможность

обучающимся самостоятельно принимать решения, прислушиваются к их

мнению,

поощряют

самостоятельность

суждений,

учитывают

не

только

успеваемость, но и личностные качества обучающихся. Основные методы

воздействия

побуждение,

совет,

просьба.

У

педагогов

наблюдается

удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия

себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный

настрой, способствующий эффективности обучения.

13,00%

27,00%

60,00%

Стиль преподавания

Попустительский стиль дея-

тельности

Авторитарный стиль деятель-

ности

Демократический стиль де-

ятельности

При помощи такой диагностики, можно строить работу по улучшению

деятельности педагога и процессу взаимодействия его с обучающимися. С

целью коррекции результатов диагностики методический отдел Учреждения

для

педагогов

разрабатывает

различные

памятки,

рекомендации,

методические

пособия,

буклеты;

организует

разнообразные

семинары,

тренинги, дискуссии, круглые столы.

Таким

образом,

проведение

диагностики

направлено

на

улучшение

профессиональных

и

личностных

качеств

педагога,

на

формирование

и

развитие у педагога навыков самодиагностики, что позволяет самостоятельно

анализировать и корректировать образовательный процесс.

«Если

человек

не

умеет

управлять

собой,

им

начинают

управлять

другие» (Х. Алиев).

Мы должны научиться самостоятельно управлять собой и направлять

свою педагогическую деятельность в русло развития.



В раздел образования