Автор: Фирсова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Сказка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непрерывной образовательной деятельности по шахматам для детей старшего возраста на тему " Начальное положение"
Раздел: дошкольное образование
Дата проведения: 24.10.2017 г
НОД № 8
Тема: « Начальное положение»
Автор конспекта: Фирсова Инна Викторовна
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формирование умения работать
коллективно.
Речевое развитие: Развитие навыка диалогической речи.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.
Оборудование для педагога: магнитная доска, набор магнитных шахмат,
Оборудование для детей: наборы шахмат, изображения шахматных фигур, цветные карандаши
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки друг
другу.
Беседа, ответы на
вопросы
Слух, слово
Развитие
любознательности,
познавательной активности
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
В-ль : Ребята я предлагаю вам вспомнить то, что мы с вами изучали
на
занятиях
по
шахматам
:определять
белые
и
черные
поля,
горизонтали,
вертикали,
диагонали,
правильно
называть
все
шахматные фигуры. Молодцы ребята.
Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на
доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур
называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ
ПОЗИЦИЕЙ. При этом фигуры ставятся на шахматные поля
посередине шахматных полей.
В-ль : Ребята посмотрите пожалуйста на нашу демонстрационную
шахматную доску. (Фигуры стоят рядом не по порядку).
Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях.
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
и ставим белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На
крайних полях последней горизонтали устанавливаем черные ладьи.
Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней –
черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои
"мордочки" навстречу друг другу
"Меж коней заключены
Наши славные…(слоны).
На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два
поля.
"И еще два поля есть,
А на них король и… (ферзь)
В-ЛЬ : Ребята запомните правило, которое придумали издавно,
чтобы не путать короля и ферзя: ферзь любит свой цвет -белый
ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается
черное поле), а черный ферзь – на черном поле (черный король – на
белом).
Белые пешки выпрыгивают на вторую горизонталь, а черные пешки
– на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры.
"А теперь без спешки
Идут на место…(пешки").
В-ль : ну что ребята у вас получилось правильно поставить фигуры
на свои доски?
Я вам предлагаю снять все фигуры со своих досок и заново
расставить начальную позицию.
А сейчас мы с вами немного отдохнем
Физкультминутка
Я вам предлагаю превратиться в пешек.
Ну-ка, пешки, поиграем
Вправо-влево, а потом (наклоны головы)
Наши ножки разомнём (приседают)
1,2,3- на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд
(повтор. 2-3 раза)
Мы размялись от души,
За столы скорей спеши.
А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и поиграть.
дидактическая игра: "Мешочек"- дети по одной вынимают из
мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они
занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена
из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.
"Да и нет". Воспитатель поднимает над головой две шахматные
фигуры и спрашивает у ребят стоят ли эти фигуры рядом в
начальной позиции.
"Мяч". Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном
положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает
одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует
ловить.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Рефлексия
Ребята,
что
вам
больше
всего
запомнилось?
Что
больше
всего
понравилось?
Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а чтобы осталось хорошее
настроение
от
нашего
путешествия,
я
предлагаю
выбрать
изображение любой шахматной фигуры и раскрасить её.
Работы детей выставляются на магнитной доске.
Ребята,
что
вам
больше
всего
запомнилось?
Что
больше
всего
понравилось?