Напоминание

Конспект непрерывной образовательной деятельности по шахматам для детей старшего возраста на тему " Начальное положение"


Автор: Фирсова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Сказка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непрерывной образовательной деятельности по шахматам для детей старшего возраста на тему " Начальное положение"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дата проведения: 24.10.2017 г

НОД № 8

Тема: « Начальное положение»

Автор конспекта: Фирсова Инна Викторовна

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

Задачи ОО в интеграции:

Социально-коммуникативное развитие: Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формирование умения работать

коллективно.

Речевое развитие: Развитие навыка диалогической речи.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.

Оборудование для педагога: магнитная доска, набор магнитных шахмат,

Оборудование для детей: наборы шахмат, изображения шахматных фигур, цветные карандаши

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки друг

другу.

Беседа, ответы на

вопросы

Слух, слово

Развитие

любознательности,

познавательной активности

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

В-ль : Ребята я предлагаю вам вспомнить то, что мы с вами изучали

на

занятиях

по

шахматам

:определять

белые

и

черные

поля,

горизонтали,

вертикали,

диагонали,

правильно

называть

все

шахматные фигуры. Молодцы ребята.

Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на

доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур

называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ

ПОЗИЦИЕЙ. При этом фигуры ставятся на шахматные поля

посередине шахматных полей.

В-ль : Ребята посмотрите пожалуйста на нашу демонстрационную

шахматную доску. (Фигуры стоят рядом не по порядку).

Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях.

"Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят"

и ставим белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На

крайних полях последней горизонтали устанавливаем черные ладьи.

Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.

"Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей"

и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней –

черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои

"мордочки" навстречу друг другу

"Меж коней заключены

Наши славные…(слоны).

На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два

поля.

"И еще два поля есть,

А на них король и… (ферзь)

В-ЛЬ : Ребята запомните правило, которое придумали издавно,

чтобы не путать короля и ферзя: ферзь любит свой цвет -белый

ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается

черное поле), а черный ферзь – на черном поле (черный король – на

белом).

Белые пешки выпрыгивают на вторую горизонталь, а черные пешки

– на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры.

"А теперь без спешки

Идут на место…(пешки").

В-ль : ну что ребята у вас получилось правильно поставить фигуры

на свои доски?

Я вам предлагаю снять все фигуры со своих досок и заново

расставить начальную позицию.

А сейчас мы с вами немного отдохнем

Физкультминутка

Я вам предлагаю превратиться в пешек.

Ну-ка, пешки, поиграем

Вправо-влево, а потом (наклоны головы)

Наши ножки разомнём (приседают)

1,2,3- на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд

(повтор. 2-3 раза)

Мы размялись от души,

За столы скорей спеши.

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и поиграть.

дидактическая игра: "Мешочек"- дети по одной вынимают из

мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они

занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена

из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.

"Да и нет". Воспитатель поднимает над головой две шахматные

фигуры и спрашивает у ребят стоят ли эти фигуры рядом в

начальной позиции.

"Мяч". Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном

положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает

одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует

ловить.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Рефлексия

Ребята,

что

вам

больше

всего

запомнилось?

Что

больше

всего

понравилось?

Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а чтобы осталось хорошее

настроение

от

нашего

путешествия,

я

предлагаю

выбрать

изображение любой шахматной фигуры и раскрасить её.

Работы детей выставляются на магнитной доске.

Ребята,

что

вам

больше

всего

запомнилось?

Что

больше

всего

понравилось?



В раздел образования