Напоминание

"Независимая оценка качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций Иркутской области"


Автор: Пензин Сергей Васильевич
Должность: заведующий отделом оценки качества и экспертиз
Учебное заведение: ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Независимая оценка качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций Иркутской области"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Одной

из

приоритетных

задач

реализации

современной

модели

образования

в

России

является

формирование

механизмов

оценки

качества

и

востребованности

образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки

достижений обучающихся.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации

государственной

социальной

политики»

(п.п.

«к»

п.

1),

Правительству

Российской

Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г.

обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций,

оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы

таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В целях реализации этого Указа, Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 г.

№ 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций,

оказывающих

социальные

услуги»

утвердило

«Правила

формирования

независимой

системы

оценки

качества

работы

организаций,

оказывающих

социальные

услуги»,

а

Распоряжением

Правительства

РФ

от

30

марта

2013

г.

487–р

утвержден

«План

мероприятий

по

формированию

независимой

системы

оценки

качества

работы

организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015гг.».

Согласно

Постановлению,

ключевыми

моментами

независимой

системы

оценки

качества работы организаций являются:

-

обеспечение пользователей полной, актуальной и достоверной информацией о

порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной

форме;

- формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов

их деятельности

1

.

Внедрение

независимой

системы

и

модели

оценки

качества

среднего

профессионального образования с привлечением различных механизмов общественной

экспертизы и мониторинга является насущной необходимостью.

В

рамках

становления

независимой

системы

оценки

качества

образования

в

профессиональных образовательных организациях Иркутской области, в соответствии с

распоряжением министерства образования Иркутской области от 19.11.2015 № 930-мр

оператором, ответственным за сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания

1



Ерин В.В., О становлении системы независимой оценки качества образования [Текст]: и 33 Инновационная

наука

и

современное

общество:

сборник

статей

Международной

научно-практической

конференции

(5 февраля 2015г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2.-Уфа: Аэтерна, 2015.-332 с.

услуг профессиональными образовательными организациями Иркутской области (далее –

ПОО),

назначено

государственное

автономное

учреждение

дополнительного

профессионального образования Иркутской области «Региональный центр мониторинга и

развития профессионального образования» (далее – РЦМРПО).

Согласно

решению

Общественного

Совета,

при

министерстве

образования

Иркутской области от 30.09.2016 г. протокол № 5 утвержден график и перечень ПОО в

отношении которых проводится независимая оценка

качества

образовательной

деятельности организаций.

Сроки выполнения работ по сбору, обобщению и анализу информации: июнь 2016 г.

(20 ПОО), июнь 2017 г. (19 ПОО) и октябрь 2017 г. (19 ПОО).

Специалистами

РЦМРПО

разработан

инструментарий

проведения

независимой

оценки качества образовательной деятельности, который утвержден приказом ГАУ ДПО

ИО «РЦМРПО» от 26.05.2016 г. № 32/1. Критерии оценки, разработаны в соответствии с

приказом

Минобрнауки

России

от

05.12.2014

№1547

«Об

утверждении

показателей,

характеризующих

общие

критерии

оценки

качества

образовательной

деятельности

организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Для

осуществления

сравнительного

анализа

показателей

образовательной

деятельности агрегированы базы данных форм федерального статистического наблюдения

в соответствии с утвержденными критериями оценки качества образовательных услуг,

разработан и реализован региональный мониторинг для получения отсутствующих в

федеральных статистических формах показателей, сформированы статистические базы

данных.

Для

измерения

уровня

удовлетворенности

образовательными

услугами

потребителей образовательных услуг были разработаны on-line анкеты для родителей и

студентов ПОО, работодателей, взаимодействующих с ПОО.

Для осуществления независимой оценки качества образовательной деятельности

ПОО

Иркутской

области

нами

было

обучено

42

эксперта

НОКОД

(информация

представлена на сайте center-prof38eksperty-nokod), из числа педагогических

работников ПОО. Эксперты выполняют свою работу руководствуясь соответствующими

приказами о назначении, соблюдая этику эксперта и порядок проведения оценки.

В

статье

представлены

результаты,

на

основе

которых

было

проведено

рейтингование оцениваемых ПОО. Рейтинг образовательных организаций сформирован на

основании оценки показателей (рис.1).

Рисунок 1.

В

пример

приведем

рейтинг

ПОО

Иркутской

области

набравших

баллы

от

125

до

максимального количества 160 баллов (рис.2).

Рисунок 2.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности экспертами

были сформулированы общие выводы:

1.

По состоянию на 1 ноября 2017 г. на сайте bus.gov зарегистрированы все

профессиональные

образовательные

организации

Иркутской

области,

однако

стоит

отметить, что не все организации своевременно обновляют информацию об учреждении.

2.

Большинство

критериев

в

основном

ориентированы

на

учет

количественных

показателей. Они формально характеризуют условия предоставления образовательных

услуг, не затрагивая вопросы их реального качества. Поэтому необходима разработка

критериев показателей качества на региональном уровне.

3.

Необходимо

приведение

в

соответствие

информации

о

деятельности

ПОО,

размещенной на официальном сайте организации в сети «Интернет», сайты ПОО на

основании

проведенной

оценки

должны

быть

подвергнуты

внутреннему

аудиту

(техническому и содержательному) и по его результатам доработаны с целью сведения к

минимуму всех выявленных информационных дефицитов по каждой ПОО.

4.

По

результатам

оценки

следует

отметить

недостаточность

материально-

технического и информационного обеспечения и отсутствие во многих ПОО условий для

обучения

и

воспитания

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидов.

5.

ПОО вести целенаправленную и системную работу по привлечению активных

пользователей

сайта,

способствовать

воспитанию

информационной

культуры

как

родителей,

так

и

обучающихся.

В

целях

привлечения

интереса

потребителей

к

информации, расположенной на сайте организации, рекомендуем обратить внимание на

дизайн и мобильность интернет-ресурса, усовершенствовать сайт организации с целью

повышения доступности информации получателям образовательных услуг.

6.

Руководителям

ОО

провести

анализ

причин

частичной

неудовлетворенности

получателей

образовательных

услуг

условиями

предоставления

услуг

и

провести

мероприятия по их улучшению.



В раздел образования