Автор: Забара Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы на тему "Космический подарок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей старшей группы
образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Космический подарок»
Цель: развитие познавательных и математических представлений
Образовательные и развивающие задачи:
1.
освоение действий сравнения количеств при помощи знаков <, >, = и цифр;
2.
овладение действиями моделирования отношений, возникающими при составлении
числа из двух меньших;
3.
решение арифметических задач;
4.
закрепить
умение
ориентироваться
на
листе
бумаги,
объяснять
различия
геометрических фигур;
5.
закрепить знания и солнечной системе, планетах, космосе
6.
способствовать
формированию
памяти,
внимания,
мышления
при
выполнении
заданий;
7.
развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные задачи:
1. создание положительного эмоционального фона при работе в парах.
Словарная работа: активизировать словарь детей использованием слов
«солнечная система», «планета», «космос», «в верхнем левом углу», «в нижнем левом
углу», «в правом верхнем углу», «в правом нижнем углу», «2 в центре»
Предварительная работа:
1.
Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.
2.
Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций
3.
Дидактические игры на математические темы, развивающие игры
4.
Подготовка демонстрационного и раздаточного материала
Оборудование: демонстрационный экран, ноутбук, проектор.
Материал:
Демонстрационный: мешочек
с
геометрическими
фигурами,
сундучок
с
замком;
платок, «ключ» и цветные полоски, магнитные доска -3шт; знаки <, >, =; цифры 1-6;
карточки – задания для самопроверки; калейдоскоп; призы-подарки детям
Раздаточный: Цифры 1-6; «елочки» цифровые; кружки желтого, голубого, белого,
красного, зеленого цвета.; карточки с изображением количества предметов; знаки <, >,
=; фломастеры; лист бумаги синего цвета на каждого ребенка.
Ход НОД:
Вступительная часть.
Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
- Ребята, я получила телеграмму, что с планеты Марс нам прислали
подарок. Вы его не видели?
Дети: Нет!
Воспитатель: - Подарок послали с планеты Марс.
Вопросы к детям:
- А как называется наша планета? (Земля)
-А людей живущих на Земле как называют? (земляне)
-Как называются жители планеты Марс? (марсиане)
-А какие еще планеты Вы знаете? (Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Сатурн, Уран)
Воспитатель:- Посмотрим, где наш подарок. А вот он!
На столе стоит сундучок, закрытый платком. Дети и воспитатель подходят к нему.
Воспитатель:
- Как
вы
думаете,
что
там
за
подарок?
Что
нам
могут
подарить
марсиане?
Ответы детей: …
Основная часть.
Воспитатель поднимает платок.
Воспитатель:- Это сундучок! Но он закрыт! На нем висит замок! Как же нам открыть
замок?
Дети: - Нужен волшебный ключ!
В это время «заговаривает» сундук. (Включаю диктофон, с записью: «Я сундук не
простой. Я волшебный космический сундук. Выполните мои задания, ключ найдется.
Ребята, ключ спрятан под цветными полосками, а задания находятся под сундучком»)
Воспитатель показывает цветные полоски на демонстрационном экране. Сколько
полос – столько заданий.
Воспитатель:- Что же делать, без ключа нам не открыть сундук!
Дети: Надо выполнить задания!
Воспитатель:- Тише, ребята! Начинаем выполнять задания сундучка. Слушайте 1
задание: - Возьмите из мешочка геометрическую фигуру и назовите его. Объясните,
почему так думаете?
Дети, не глядя, берут геометрические фигуры, называют их и приводят доказательства
своего ответа.
- Куб - у него все грани одинаковые, они квадраты, 8 вершин
- Параллелепипед – у него грани прямоугольники, 8 вершин
- Конус – основание круг, одна вершина
- Цилиндр - в основании два одинаковых круга
-Шар - у него нет вершин
Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите, одна полоска исчезла и показался часть ключа.
Садитесь за столы ребята, ноги поставьте вместе на полу, спинка прямая, выполняем
следующее
задание.
Возьмите
листы
синего
цвета.
Надо
вести
наблюдение
за
небесными объектами. (Смотрит в калейдоскоп)
Задание 2: - В центре видим Солнце. Обозначьте ее желтым кругом. В левом верхнем
углу – находится наша планета Земля, обозначьте зеленым кругом. В нижнем левом
углу
вижу
Луну
–
отметьте
голубым
кругом.
На
правом
верхнем
углу
мы
вижу
Полярную звезду - белый круг. В правом нижнем углу вижу планету Марс, обозначьте
красным кругом.
После выполнения, самопроверка по образцу.
Воспитатель: - Ребята, проверьте свое задание, если есть ошибки, исправьте их.
Вопросы детям: - Рома, где находится Солнце?
-Андрей, в каком углу находится планета Марс?
- Сережа, где находится Земля?
- Лиза, находится Полярная звезда
- Яна, где находится Луна?
Воспитатель:
- Сундучок
попросил
выполнить
следующее
задание.
Посмотрите,
сколько ярких огней светится на новогодних елках в окнах домов. Все люди на планете
Земля
готовятся
к
какому-то
празднику.
Как
называется
этот
праздник? (Ответы
детей)
Задание 3: Украсьте елочку шарами. Сколько шаров можно повесить на верхних,
средних, нижних ветвях, чтобы их количество всегда было 4,5,6. Выложите ответ в
свободных клеточках цифрами.
Дети
выкладывают
в
«елочках»
соответствующие
цифры
в
свободных
клеточках.
После выполнения задания, самопроверка по образцу и исправление ошибок.
Воспитатель: - А сундук спешит с другим заданием.
Задание 4: Послушайте математические загадки и отгадайте их.
Пять щенков в футбол играли
Одного домой позвали-
Он в окно глядит, считает.
Сколько их теперь играет? (4)
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла-
Сорви еще и подари
Ты маме не две, а …..(3)
- Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
- Два. Но дедушке дадим
И останется: (1)
На пасеке 3 медвежонка
Играли в прятки у бочонка:
Один в бочонок еле влез
А сколько убежали в лес? (2)
Четыре зайца шли из школы,
Но вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успели? (2)
Воспитатель:- Ребята, давайте отдохнем.
Физ.минутка: Ах, зима! (2 раза)
Ах, зима, зима, зима! Дети идут по кругу с подскоками
Сколько снега намела!
Реки все Вытягивают руки вперед
Сковала льдом Приседают
В снежной шапке Встают
Каждый дом. руки наверх домиком.
Иней на деревьях
Наклон вправо, левая рука к верху
И на проводах
наклон влево, правая рука к верху
Мы катаемся с горы
Наклон вправо, влево
Ах!
хлопаем в ладоши
Воспитатель: - Отдохнули немного. Решаем дальше задания.
Сундучок говорит, что Звездочет любит считать звезды, но не умеет определять какое
число больше, какое меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки <, >,
=. Звездочет просит помочь ему.
Задание 5.
Поставьте знаки между двумя предметами и прочитайте выражение.
(«мишек
столько
же
,
сколько
конусов»,
«лимонов
больше,
чем
орехов»,
«
уток
меньше , чем и цыплят )
После выполнения задания, дети обмениваются карточками и проверяют друг друга
(взаимопроверка).
Воспитатель: - Наш ключик почти нашелся. (На демонстрационном экране ключик с
последней полоской). Осталось одно задание.
Задание 6: Соедините по порядку цифры и у вас получится какой-то рисунок.
После выполнения задания проводится самопроверка по образцу, исправление ошибок.
Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей)
Заключительная часть.
На экране убирается последняя ленточка с ключа.
Воспитатель:
- Ребята, ключик нашелся! Мы справились заданиями космического
сундучка! (Отпираем замок, и достаем подарки)
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю отправить подарок марсианам! Что мы можем
подарить жителям планеты Марс? Может быть отправим то, на чем можно долететь до
них. (Ответы детей)
(«Конверт» с подарками- работами детей показываю).
Анализ работы с детьми:
-Ребята, с какой планеты нам прислали подарок?
- Кто знает, каким цветом обозначают эту планету?
- Какие задания сундучка были трудными?
- В чем была трудность выполнения задания?
-Ребята,
вы
сегодня
выполняли
задания
космического
сундучка,
чтобы
найти
волшебный ключик. Молодцы, все хорошо справились с заданиями.