Автор: Цымбалова Екатерина Борисовна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 280 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка сценария на основе парциональной программы здоровьесберегающего направления
Тема: "Посылка для жителей зимнего леса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 280 Ворошиловского района Волгограда»
Тема: «Посылка для жителей зимнего леса»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
на основе парциальной программы здоровьесберегающего направления
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
(Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Составила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Цымбалова Екатерина
Борисовна
Волгоград 2016
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие
речевое развитие
художественно – эстетическое развитие
физическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: 5-6 лет
Формы НОД:
игровая: сюжетная игра «Доставка посылки жителям зимнего леса»;
коммуникативная: беседа, ситуативный разговор;
познавательно – исследовательская: решение проблемной ситуации по
изготовлению кормушек;
продуктивная: изготовление кормушек для птиц;
двигательная: хороводная игра «Мы по лесу идем»;
трудовая: совместные действия по очищению поляны от бросового материала;
музыкально – художественная: исполнение песни.
Форма организации: подгруппа
Цель: Создавать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи:
Уточнять
и обобщать представления детей о продуктах питания, диких зверях,
видах леса, расширяя словарный запас;
Развивать
логическое
мышление,
внимание,
наблюдательность,
навыки
ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Развивать культурные практики ответственного и бережного отношения к живой
природе, дружеского взаимодействия в игровой деятельности;
Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Словарь новых слов: пшеничный, ржаной
Материалы:
Костюм снеговика, коробка – посылка, карта – путеводитель, мягкие игрушки (мышка,
лось, белка, волк, медведь, лиса, заяц, птицы), сенсорные мешочки, корзина с плодами
(овощи, фрукты, ягоды), грибы на подставке со стержнями, бросовый материал, пакет для
бросового материала, пакет с нарезным хлебом, 11 наборов для изготовления кормушки
(11
деревянных
палочек,
цветные
ленты,
нарезка
хлеба),
д/и
«Прятки
в
лесу»
на
электроном носителе, конфеты.
Оборудование:
Ноутбук, проектор с экраном, искусственные растения (подснежники, 2 дерева, 2 ели),
10 столов, 11 стульев, диск с музыкальной подборкой.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(занятие рекомендуется проводить в музыкальном зале)
Снеговик: входит в группу, что – то рассматривая на листе бумаги, встречается с детьми
и обращается к ним:
- Здравствуйте ребята, я Снеговик – почтовик, всю зиму доставляю почту во все концы
света. Сейчас мне надо доставить посылку жителям зимнего
леса, но одному мне не
справится. Ребята вы мне поможете доставить посылку?
Дети: отвечают Снеговику:
- Да, Снеговик! Мы поможем тебе доставить посылку жителям зимнего леса!
Снеговик:
- Ребята, а вы знаете, кто живет в лесу?
Дети:
- В лесу живут звери: лиса, заяц, волк, медведь, белка, лось.
Снеговик:
- Как можно, одним словом назвать всех зверей?
Дети:
- Дикие звери.
Снеговик:
- Почему зверей называют дикими?
Дети:
- Потому, что они живут в лесу и сами о себе заботятся.
Снеговик:
- Ребята, а кроме диких зверей есть другие животные?
Дети:
- Есть домашние животные, о которых заботится человек: корова, собака, кошка, свинья.
Снеговик:
- Ребята! В лесу зимой холодно и голодно. Наша посылка с продуктами питания поможет
лесным жителям перезимовать. Нам пора отправляться в путь и доставить посылку в
смешанный лес. У меня есть карта – путеводитель, давайте вместе по карте найдем дорогу
в смешанный лес.
Дидактическая игра «Найди дорогу в смешанный лес».
Цель игры:
Закрепить представления детей о видах леса;
Развивать
логическое
мышление;
навыки
ориентироваться
на
плоскости
и
в
пространстве;
Воспитывать дружеское взаимодействие в игровой деятельности.
Материалы: «Карта – путеводитель», на которой нарисованы три дороги, направленные в
разные
стороны:
направо,
налево,
прямо.
В
конце
дороги,
которая
ведет
направо,
нарисовано лиственное дерево и лист (лиственный лес). В конце дороги, которая ведет
налево, нарисована ель и ветка с хвойными иголками (хвойный лес). В конце дороги,
которая ведет прямо, нарисовано лиственное дерево и ель (смешанный лес).
Ход игры:
Снеговик обращается к детям:
- Посмотрите, ребята, на карте нарисовано три дороги в разные вида леса и надпись.
Снеговик читает надпись на карте – путеводителе:
- Направо пойдешь – в лиственный лес придешь; налево пойдешь – в хвойный лес
придешь; прямо пойдешь – в смешанный лес придешь.
Дети и Снеговик рассматривают карту; обсуждают, куда ведет каждая из трех дорог.
Игра заканчивается, когда Дети и Снеговик принимают решение: «Надо идти прямо и мы
придем в смешанный лес».
Снеговик:
- Друзья, отправляемся в путь! Что бы было веселей, споем песню про друзей!
Дети и Снеговик отправляются в путь с песней.
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть – чуть,
Без друзей меня чуть – чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег, что мороз, что ветер ледяной,
Когда мои друзья со мной!
Что мне снег, что мороз, что ветер ледяной,
Когда мои друзья со мной!
Снеговик:
- Ребята, мы пришли в зимний лес. Давайте посмотрим, чем занимаются лесные жители.
Авторская электронная дидактическая игра «Прятки в лесу».
Цель игры:
Закрепить и обобщить представления детей о диких зверях (внешний вид, цвет
шерсти, части тела);
Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность;
Воспитывать дружеское взаимодействие в игровой деятельности.
Материалы
и
оборудование:
ноутбук,
проектор
с
экраном,
д/и
«Прятки
в
лесу»
на
электроном носителе.
Ход игры:
Снеговик представляет вниманию детей картину зимнего леса на экране проектора,
предлагает внимательно рассмотреть ее и рассказать, что они видят на картине.
Дети рассматривают картину на экране проектора и рассказывают о том, то они видят:
- Птицы сидят на ветках деревьев.
Снеговик обращает внимание детей на то, что дикие звери спрятались, и предлагает
детям:
- Ребята, дикие звери играют в прятки. Давайте найдем, где они спрятались.
Дети находят на картинке спрятавшихся зверей.
Ребенок:
- Волк спрятался за деревом.
Снеговик:
- Почему ты решил, что волк, спрятался за деревом?
Ребенок:
- Я решил, что это волк, потому что из-за ствола дерева видны серые лапы и хвост.
Снеговик:
- Давайте посмотрим, за деревом действительно спрятался волк?
Снеговик, с помощью мышки ноутбука, отодвигает дерево и хвалит ребенка:
- Молодец! За деревом действительно спрятался волк.
Ребенок:
- За пеньком, который находится слева, спряталась лиса.
Снеговик:
- Ты уверен, что за пеньком, который находится слева, спряталась лиса? Почему ты решил,
что это лиса?
Ребенок:
- Да, я уверен, что это лиса, потому, что из-за пенька виден рыжий хвост.
Снеговик:
- Давайте посмотрим, за пеньком действительно спряталась лиса?
Снеговик, с помощью мышки ноутбука, отодвигает пенек и хвалит ребенка:
- Молодец! За пеньком действительно спряталась лиса.
Ребенок:
- Под этим же пеньком спряталась мышка.
Снеговик:
- Молодец! Ты очень наблюдательный, действительно, под пеньком спряталась мышка –
полевка.
Ребенок:
- Посмотрите, в правом нижнем углу спряталась еще одна мышка, зарывшись в снег.
Снеговик:
-Молодец! Ты очень внимательный, правильно заметил, что в правом нижнем углу
спряталась мышка, зарывшись в снег.
Ребенок:
- Посмотрите, за пеньком спрятались заяц и белка.
Снеговик:
- За каким пеньком спрятались заяц и белка?
Ребенок:
- Заяц и белка спрятались за пеньком, который находится в середине поляны.
Снеговик:
- Почему ты решил, что за пеньком, который находится в середине поляны, спрятались
заяц и белка?
Ребенок:
- Потому, что из-за пенька выглядывают голова и лапы белки, длинные уши зайца.
Снеговик:
- Давайте посмотрим, за пеньком, который находится в середине поляны, спрятались заяц
и белка?
Снеговик, с помощью мышки ноутбука, отодвигает пенек и хвалит ребенка:
- Молодец! За пеньком действительно спрятались белка и заяц.
Игра заканчивается, когда дети находят всех зверей.
Снеговик обращается к детям:
- Ребята посмотрите, как в лесу интересно! Давайте поскорее доставим посылку лесным
жителям. Они нас встречают, посылку поджидают.
Дети и Снеговик отправляются на встречу с лесными жителями, что бы передать им
посылку.
Хороводная игра «Мы по лесу идем»
Ход игры: Взявшись за руки, дети становятся в круг и соотносят слова с действиями:
Мы по зимнему лесу идем, (идут по кругу)
Мы посылку несем, несем. (показывают руками, как несут посылку)
Мы лесных жителей зовем: (подносят ладони к лицу)
Ау-ау-ау! (поворачивая голову вправо, влево)
Игра заканчивается, когда дети увидят макет зимнего леса, расположенный на столе.
Снеговик:
- Ребята, посмотрите, кто вышел к нам на встречу?
Дети:
- Лось с мышкой вышли к нам на встречу.
Снеговик достает из посылки корзинку с цветными мешочками (сенсорными):
- Эта посылка для них: лосю мешочки с желудями, мышке – с крупой. Ребята, я забыл, в
каких мешочках находятся желуди, а в каких - крупа. Помогите определить.
Дети на ощупь, сенсорным путем, определяют: какие мешочки с желудями, а какие с
крупой. Отдают лосю мешочки с желудями, мышке – с крупой.
Снеговик спрашивает детей:
- Ребята, что можно приготовить из крупы? Как вы думаете крупа – это полезный продукт
питания? Почему?
Дети (несколько детей) предполагают, что крупа это полезный продукт питания, но
затрудняются сказать почему:
- Из крупы можно приготовить кашу. Крупа полезный продукт, но мы не знаем почему.
Снеговик объясняет, почему крупа - это полезный продукт:
- Правильно, из крупы можно приготовить кашу. Если по утрам есть кашу, то у нашего
организма будет много сил и энергии, а у нас хорошее настроение, потому что крупа – это
полезный продукт. В крупе содержится много витаминов А и В, которые необходимы
нашему организму, что быть сильными и ловкими. Ребята, а желуди вам можно есть?
Почему?
Дети:
- Желуди нам есть нельзя, не знаем почему.
Снеговик объясняет, почему нельзя есть желуди:
- Правильно, ребята, есть желуди нельзя, потому что они очень горькие и могут навредить
нашему
организму
–
будет
болеть
живот.
Нельзя
есть
все,
что
растет,
потому,
что
некоторые растения несъедобные. Можно есть только знакомые растения. Ребята нам пора
отправляться в путь, нас лесные жители ждут.
Дети и Снеговик отправляются на встречу с лесными жителями, что бы передать им
посылку.
Хороводная игра «Мы по лесу идем»
Ход игры: Взявшись за руки, дети становятся в круг и соотносят слова с действиями:
Мы по зимнему лесу идем, (идут по кругу)
Мы посылку несем, несем. (показывают руками, как несут посылку)
Мы лесных жителей зовем: (подносят ладони к лицу)
Ау-ау-ау! (поворачивая голову вправо, влево)
Игра заканчивается, когда дети увидят макет зимнего леса, расположенный на столе.
Снеговик:
- Ребята, посмотрите, кто вышел к нам на встречу?
Дети:
- Лиса, заяц и медведь вышли к нам навстречу.
Снеговик достает корзину с плодами и три маленькие корзинки, расставляет по одной
корзинке перед зверями:
- Для них у нас есть посылка: для зайца – овощи, для лисы – фрукты, для медведя – ягоды.
Ребята, все перемешалось в посылке. Помогите мне разложить все по корзинам: зайцу –
овощи, лисе – фрукты, медведю – ягоды.
Дети раскладывают по корзинкам плоды: в корзинку зайца – овощи, в корзинку лисы –
фрукты, в корзинку медведя – ягоды.
Снеговик благодарит детей за помощь и спрашивает:
- Ребята, овощи, фрукты, ягоды – это полезные продукты питания? Почему?
Дети:
- Овощи, фрукты и ягоды – это полезные продукты питания, потому что в них много
витаминов.
Снеговик:
- Правильно! Овощи, фрукты и ягоды – это очень полезные продукты питания, потому что
в них больше всего витаминов! Давайте посчитаем, сколько фруктов у лисы, сколько
овощей у зайца, сколько ягод у медведя, у кого больше плодов, у кого меньше плодов,
сколько всего фруктов, овощей и ягод вместе взятых.
Дети решают математические задачи:
- У лисы три фрукта: яблоко, банан, мандарин. У зайца два овоща: капуста и морковь. У
медведя пять ягод. Больше всего плодов у медведя, меньше всего плодов у зайца. Всего
десять плодов.
Снеговик спрашивает у детей:
- Ребята, где растут фрукты и овощи? Что можно из них приготовить?
Дети рассказывают:
- Фрукты растут на деревьях в саду, овощи – на кустах на грядке в огороде. Из фруктов
можно приготовить компот, а из овощей – суп.
Снеговик:
- Ребята, если компот приготовили из фруктов, он какой?
Дети:
- Компот из фруктов – фруктовый.
Снеговик:
- Ребята, если суп приготовили из овощей, он какой?
Дети:
- Суп из овощей – овощной.
Снеговик:
- Ребята, где растут ягоды?
Дети:
- Ягоды растут в лесу и на дачном участке.
Снеговик:
- Все ягоды можно собирать в лесу?
Дети затрудняются ответить.
Снеговик:
-
Ребята в лесу не все ягоды можно собирать, потому что в лесу растут не только
съедобные ягоды, но и
несъедобные, например волчье лыко. В лесу надо быть очень
осторожными и собирать только знакомые ягоды, например малину или землянику. Ребята
нам пора отправляться в путь, нас лесные жители ждут.
Дети и Снеговик отправляются на встречу с лесными жителями, что бы передать им
посылку.
Хороводная игра «Мы по лесу идем»
Ход игры: Взявшись за руки, дети становятся в круг и соотносят слова с действиями:
Мы по зимнему лесу идем, (идут по кругу)
Мы посылку несем, несем. (показывают руками, как несут посылку)
Мы лесных жителей зовем: (подносят ладони к лицу)
Ау-ау-ау! (поворачивая голову вправо, влево)
Игра заканчивается, когда дети увидят макет зимнего леса, расположенный на столе.
Снеговик:
- Ребята, посмотрите, кто вышел к нам на встречу?
Дети:
- К нам навстречу вышли белка и волк.
Снеговик достает из посылки корзину с грибами и две подставки со стержнями:
- Для белки и волка мы принесли грибы. Но они рассыпались. Ребята, помогите мне
нанизать грибы на стержни: волку грибы с зелеными и желтыми шляпками, а белке грибы
с красными и синими шляпками.
Дети нанизывают грибы на стержни подставки: волку – грибы с зелеными и желтыми
шляпками, а белке – грибы с красными и синими шляпками.
Снеговик благодарит детей за помощь:
- Спасибо ребята за помощь. Скажите, грибы - это полезный продукт питания? Почему?
Дети предполагают:
- Грибы – это полезный продукт питания, но мы не знаем почему.
Снеговик:
- Грибы – это не просто полезный продукт питания, а очень полезный продукт, потому что
в грибах больше всего витамина В.
Если есть грибы, то
кожа будет гладкой, а зубы
крепкие. Ребята, в лесу все грибы можно собирать и есть? Почему?
Дети:
- В лесу нельзя все грибы собирать, потому что бывают несъедобные грибы – мухоморы и
поганки.
Снеговик:
- Правильно! Ребята, посмотрите, у волка и белки все грибы съедобные?
Дети:
- У белки есть мухоморы, а у волка все грибы съедобные.
Снеговик:
- Ребята, уберите несъедобные грибы.
Дети убирают несъедобные грибы, кладут их в отдельную корзину.
Снеговик:
- Ребята нам пора отправляться в путь, нас лесные жители ждут.
Дети и Снеговик отправляются в путь и выходят на лесную поляну.
Снеговик:
- Ребята, посмотрите, какая красивая поляна, здесь растут цветы! Вы знаете, как эти цветы
называются?
Дети:
- Эти цветы называются подснежниками.
Снеговик:
- Как вы думаете, почему эти цветы называются подснежниками?
Дети:
- Мы не знаем, почему подснежники так называются.
Снеговик:
- Эти цветы называют подснежниками, потому что они растут из - под снега, в конце зимы
или в начале весны. Посмотрите, какие нежные, какие красивые подснежники! Ой, ребята,
кто
–
то
засорил
поляну.
На
поляне
разбросаны
пластиковые
стаканы,
деревянные
палочки, ленты, кожура от апельсинов. Разве можно, так относиться к природе?
Дети:
- Нет! Нельзя загрязнять природу! Надо все собрать и выбросить в мусорный контейнер.
Снеговик:
- Давайте очистим поляну от бросового материала, соберем все в пакет. Аккуратно все
соберите и цветы не потопчите!
Дети собирают бросовый материал на поляне и складывают его в пакет.
Снеговик: благодарит детей, обращает внимание, что на краю поляны растет дерево:
- Посмотрите, ребята, какое большое дерево.
Дети рассматривают дерево и замечают птиц:
- Снеговик, на ветках дерева сидят птицы.
Снеговик:
- Какие птицы сидят на ветках дерева?
Дети:
- На ветках дерева сидят синица, снегирь, сорока, дятел.
Снеговик спрашивает детей:
- Это птицы, которые зимуют с нами. Как они называются?
Дети отвечают:
- Птицы, которые зимуют с нами, называются зимующие, а те которые улетают на зиму в
теплые края – перелетные.
Снеговик достает пакет с нарезным хлебом, деревянную палочку, цветные ленты и
говорит:
-Для птиц у нас тоже есть посылка – это хлеб и кормушка. Хлеб разного цвета: белый и
темный. Ребята, а вы знаете, из чего делают хлеб и как правильно называются разные
виды хлеба?
Дети затрудняются ответить на вопрос Снеговика.
Снеговик объясняет:
- Белый хлеб делают из пшеницы, поэтому его называют пшеничным, а темный хлеб
делают изо ржи и называют ржаным. Особенно полезен и богат витаминами ржаной хлеб.
Давайте вместе повторим, как правильно называются разные виды хлеба.
Дети и Снеговик вместе повторяют:
- Пшеничный хлеб. Ржаной хлеб.
Снеговик обращается к детям:
- Ребята, нам надо сделать кормушку для птиц, что бы разместить в ней хлеб. Помогите
мне – я не знаю, как делать кормушку. Какие у вас есть идеи?
Дети предлагают свои идеи:
- На палочку нанизать кусочки хлеба, с помощью ленты закрепить кормушку на ветке
дерева. Что бы кормушка получилась красивая, надо украсить ее цветными лентами.
Дети и Снеговик делают кормушку и вешают ее на ветку дерева.
Снеговик благодарит детей за помощь и спрашивает:
- Спасибо, ребята, у нас получилась очень красивая кормушка! На что похожа кормушка
для птиц? Как ее можно назвать?
Дети:
- Кормушка похожа на шпажку с шашлыком, поэтому ее можно назвать «Шашлычок для
птиц».
Снеговик:
-
Ребята,
птиц
много,
а
кормушка
одна.
Давайте
сделаем
кормушки
из
бросового
материала, собранного на поляне. Что можно использовать для изготовления кормушки?
Какие идеи у вас есть?
Дети выдвигают свои идеи по изготовлению кормушек:
Ребенок:
- Пластиковый стакан перевязать лентой, насыпать в него корм и повесить на дерево.
Ребенок:
- Кожуру от половины апельсина проткнуть палочкой, насыпать в нее корм и за ленту
повесить на дерево.
Ребенок:
- В сетку насыпать корм, завязать лентой и повесить на дерево.
Дети и Снеговик делают кормушки из бросового материала.
Снеговик хвалит
детей
за
смекалку,
отмечает
интересные
идеи
по
изготовлению
кормушек:
- Молодцы! Какие хорошие кормушки получились! Теперь лесные птицы благополучно
перезимуют. Ребята, спасибо вам за помощь! Мы сегодня сделали много добрых дел!
Какие добрые дела мы сделали?
Дети перечисляют, какие добрые дела они сделали:
- Доставили посылку жителям зимнего леса, убрали поляну от бросового материала,
сделали кормушки для птиц.
Снеговик спрашивает детей, что нового они узнали.
Дети отвечают:
- Мы узнали, что все продукты питания полезные, но есть очень полезные продукты.
Снеговик спрашивает у детей:
- Чему вы сегодня научились?
Дети отвечают:
- Мы научились делать кормушки для птиц и использовать бросовый материал для
поделок.
Снеговик: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с зимним
лесом и его жителями.
Дети и Снеговик машут рукой, прощаясь с зимним лесом и его жителями:
- До свидания, зимний лес! До свидания, лесные жители! Мы вернемся следующей зимой.
Снеговик:
- Мы вернулись в детский сад. Ребята, вы городских птиц зимой подкармливаете, делаете
для них кормушки?
Ребенок:
- Мы с бабушкой сделали кормушку и повесили ее под окном. Птицы прилетают, клюют
семечки и крошки хлеба.
Снеговик:
- Молодец! Ты очень добрый мальчик (девочка)! Наверно птицы тебя благодарят?
Ребенок:
-
Да, птицы меня благодарят: подлетают к окну, садятся на подоконник, как – будто
говорят «Спасибо».
Снеговик обращается к детям:
- Ребята, кто еще подкармливает птиц?
Дети пожимают плечами и молчат.
Снеговик предлагает детям сделать кормушки:
- Ребята, давайте поможем городским птицам перезимовать и встретить весну, сделаем
кормушки «Шашлычок для птиц».
Дети:
- Да, мы сделаем кормушки для птиц!
Снеговик предлагает детям присесть за столы, на которых расположены наборы для
изготовления кормушек (нарезка хлеба, деревянные палочки, цветные ленты):
- Ребята, используя наборы, сделайте кормушки для птиц. А во время прогулки повесьте
их на ветки деревьев, которые растут на участке группы.
Дети садятся за столы, делают кормушки для птиц, используя наборы для изготовления
кормушек.
Снеговик хвалит детей; угощает снежной конфетой; машет рукой, прощаясь с ними до
новых встреч:
- Молодцы, ребята! У вас получились очень хорошие кормушки! На память о нашей
встрече, я, угощаю вас
снежной конфетой! Когда вы будете ее кушать, почувствуете
холодок и вспомните нашу встречу, как мы доставили посылку с продуктами жителям
зимнего леса! До свидания! Следующей зимой встретимся! А теперь одевайтесь, идите на
прогулку и повесьте кормушки для городских птиц на ветках деревьев.
Снеговик и дети прощаются. Дети отправляются на прогулку, что бы повесить
кормушки на деревья.