Автор: Иордакий Мария Вазиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка - детский сад №410
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Цель:
Знакомство
родителей
и
детей
с
некоторыми
нетрадиционными
техниками
рисования
в
совместной деятельности.
Задачи:
1 Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования (пластиковой вилкой, поролоновой
губкой, ватной палочкой и т.д.)
2
Помочь
родителям
и
детям
овладеть
различными
техническими
навыками
при
работе
нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4
Апробировать
новые
нетрадиционные
формы
работы
с
семьей,
как
фактор
позитивного
эмоционального развития ребенка.
Оборудование:
- рабочее место для каждого родителя и ребенка;
- ежик игрушечный;
- альбомный лист с нарисованным шаблоном ежа на каждого родителя и ребенка;
- гуашь желтая, красная, зеленая, черная в отдельном блюдце на каждый стол;
- влажные и бумажные салфетки;
- поролоновые штампы;
- ватные палочки;
- одноразовые пластмассовые вилочки;
- CD - проигрыватель;
- запись спокойной мелодии для фона;
- запись шума ветра;
Ход мастер – класса.
Вступительное слово воспитателя.
Рисование — очень полезное и увлекательное занятие, с помощью которого ребёнок познаёт
секреты красок, карандашей, кисточек, мелков и учится замечать, что происходит вокруг и
размещать
на
листе
картона
или
бумаги
то,
о
чём
он
думает
.
Рисование
развивает
интеллектуальные способности малыша, развивает мелкую моторику рук. Тренирует координацию
движений глаз и руки, что обязательно пригодится при обучении чтению и письму.
В детском саду развиваем умения и навыки детей в рисовании. Составлены специальные методики,
обучающие рисованию. Но отличным дополнением к традиционной технике рисования будут занятия
нетрадиционным рисованием.
Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов
и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию
мелкой моторики, усидчивости, воображения, мышления.
Рассмотрим некоторые методы нетрадиционного рисования, которые применяются на занятиях у
детей 2-3 лет. (показ образцов)
Пальчиковое рисование - дорисовывание недостающего элемента (листики дождик)
Ладошкой
Покрываем ладошку краской и делаем отпечаток на листе бумаги. Пара штрихов – и готова рыбка,
петушок. Несколько отпечатков по кругу – солнышко!
Шаблон.
Одним из способов нетрадиционного рисования является рисование с помощью шаблонов. Шаблоны
можно изготовить из картона самостоятельно, они бывают уже готовые в продаже (линейки со
зверями,
овощами,
фруктами
и
др.),
а
можно
использовать
в
качестве
шаблона, например…
собственную ладонь.
Тычок.
Так же к нетрадиционным способам рисования можно отнести такую технику, как «тычок сухой
кистью». Лист, гуашь, жесткая кисть и… никакой воды! С помощью этой техники можно изобразить
колючего
ежа,
пушистого
кота,
филина,
цветы,
траву…
Главное
держать
кисточку
строго
вертикально.
Существует
еще
много
способов
нетрадиционного
рисования:
рисование
по
влажной
бумаге,
рисование разбрызгиванием, рисование с помощью штампов (штампы можно вырезать из картофеля,
применить для этого какой-нибудь предмет – пробку от бутылки с водой и т.д.), рисование на цветной
бумаге.
Я
предлагаю
вам
ознакомится
с
некоторыми
вариантами
рисования,
в
которых
используется
нетрадиционные методы изображения
Практическая часть.
Ведущий: Ой, малыши, к нам в гости кто-то пришел. Кто же это?
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ежик)
Дети: Ёжик.
(вносит ежика)
Еж: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да, ежик!
Еж: Скоро наступит зима все мои друзья уже заснули в своих норках,
а мне так хочется еще немного поиграть!
Ведущий: Ребята, давайте поможем ежику! Нарисуем для него друзей!
Дети и родители: Давайте нарисуем!
Ведущий: Посмотрите на своих ежиков. Чего-то не хватает?
Дети: Иголок у ежа!
Ведущий: Тогда давайте их нарисуем с помощью вилочки.
Ведущий: предлагаю иголочки у ежика нарисовать пластиковой вилочкой, обмакнуть зубцы вилки в
гуашь и отпечатать их на бумаге, так же краску можно наносить ватной палочкой . Давайте попробуем
все вместе (совместное рисование родителей и детей).
Стихотворение «Ёж»
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
Еж: Спасибо ребята, за таких хороших друзей! А теперь я приглашаю всех вас поиграть.
Подвижная игра «Еж с ежатами»
Под огромною сосной (бегут друг за другом)
На полянке лесной
Куча листьев где лежит,
Еж с ежатами бежит.
Мы вокруг все огляди (повороты головой)
На пенечках посидим (приседают)
А потом все дружно спляшем (притопывают ногами)
Вот так ручками помашем (фонарики)
Помахали, покружились (кружатся)
И домой заторопились (расходятся по местам)
(включается запись с шумом ветра)
Ведущий
Слышите, что это шумит.
Догадались, что это?
Дети и родители: ветер!
Ведущий: Конечно, ветер! Такой сильный, что все листочки раздул, и нашему ежику сейчас нечем
застелить свою норку. Давайте ребята, нарисуем для ежика листочки. Ежики застелют листочками
свою норку, и им будет очень тепло зимой!
Ведущий: Используем
технику «штампование» – рисование штампами
из
разных
материалов:
поролон, листья, пробки и т. д.
(Рисование листочков)
Листья остаются на столе, проводится пальчиковая игра
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)
Будем листья собирать (сжимают кулачки)
Листья березы,
Листья осины,
Листики тополя (загибают пальчики)
Листья рябины,
Листики дуба мы соберем,
Ежикам нашим мы их унесем (собирают в корзинку)
(проводится два раза, на правую и левую руку)
Ведущий: Молодцы, ребята. А теперь давайте подарим листочки нашим ежам!
(прикрепляют к своим ежикам на бумагу)
Еж: Спасибо ребята, за листочки, нам будет тепло всю зиму.
Ну, а теперь и нам пора в теплую норку. До свидания ребята.
Дети: До свидания, ежики.
Еж: Увидимся весной!
Детско – родительские работы помещаются на выставку, все любуются совместным творчеством
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная
возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Спасибо за внимание!
Литература
1 Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
2 Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
3
Акуненок
Т.С.
Использование
в
ДОУ
приемов
нетрадиционного
рисования
//
Дошкольное
образование. – 2010. - №18