Автор: Шарифулина Фалия Рашитовна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МКОУ "СКШИ VIII вида" Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рекомендации к занятиям ЛФК в начальной школе Раздел: среднее образование
Введение:
Для
формирования
личности
и
устранения
дефектов
развития у детей, обучающихся в коррекционных школах,
необходимы определенные условия. Как правило, дефекты
психического
и
физического
развития
обусловлены
органическим поражением центральной нервной системы.
У
таких
детей
снижение
тонуса
коры
головного
мозга
приводит
к
неравномерному
напряжению
мышц,
скованности
в
движениях.
Учитель
физкультуры
обязан
знать
дефекты
каждого
ученика
,
располагать
данными
медицинских
осмотров,
постоянно
консультироваться
с
врачом
школы,
дифференцированно
планировать
физическую нагрузку. Большое внимание уделять коррекции
нарушений
осанки,
развитию
и
тренировке
дыхательной
системы,
силовой
выносливости
мышц
туловища.
Существующая
программа
по
физической
культуре
не
позволяет ребенку со сколиозом заниматься физкультурой,
так как это способствует прогрессированию деформации
позвоночника. Если учесть индивидуальные способности,
присущие
детям
с
заболеванием
опорно-двигательного
аппарата, то можно составить рекомендации для занятий
лечебной физкультурой и комплексы лечебной гимнастики,
которые
может
выполнить
любой
школьник,
а
также
учитель, и родители.
Но нужно знать, основы лечебной гимнастики, формировать
осознанное
отношение
к
своему
здоровью,
развивать
волевые качества.
Сколиоз
и
нарушение
осанки
являются
наиболее
распространенными
заболеваниями
опорно-двигательного
аппарата у детей и подростков. Сколиоз известен давно: это
з а б о л е в а н и е
о п о р н о - д в и г а т е л ь н о г о
а п п а р а т а ,
сопровождающееся
искривлением
позвоночника
во
фронтальной плоскости (скручивание позвонков в процессе
и х
р о с т а ) ,
к о т о р о е
п р и в о д и т
к
н а р у ш е н и ю
функционирования
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем, к косметическим дефектам, в тяжелой форме может
привести
к
инвалидности,
сложности
приобретения
профессии,
трудоустройства
и
определенного
места
в
жизни. Сколиоз следует отличать от простого нарушения
осанки.
Нарушение
осанки
является
нестойким
боковым
отклонением позвоночника и в положении лежа на спине
или животе исчезает, скручивание позвонков отсутствует.
Очень
важно
выявить
патологию
позвоночника
в
самом
начале развития заболевания.
Осанка-это привычное положение туловища в пространстве
и характеризуется:
Ось туловища и головы по одной вертикали
Тазобедренные и коленные суставы разогнуты
Изгибы позвоночника (шейный, грудной и поясничный)
умеренно выражены
Симметрично расположенные лопатки не выдаются
Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый
Различают следующие варианты нарушения осанки:
Сутулость характеризуется увеличением грудного кифоза
верхних отделов позвоночника
Круглая
спина увеличение
грудного
кифоза
(изгиб
позвоночника выпуклостью назад в грудном и крестцовом
отделах)
на
всем
протяжении
грудного
отдела
позвоночника
Плоская
спина
сглаживание
всех
физиологических
изгибов, спина напоминает доску.
Вогнутая спина усиление лордоза (изгиб позвоночника
выпуклостью вперед в шейном отделе и поясничном) в
поясничной области
боковое
искривление
может
быть
исправлено
волевым
напряжением мускулатуры или в положении лежа.
Посильную
помощь
мы
можем
оказать
сами,
но
нужно
помнить:
ограничить
занятия
бегом,
прыжками,
велосипедным
спортом,
роликовыми
коньками,
исключается
ряд
упражнений на гибкость.
Рекомендации для занятий по ЛФК:
Перед занятием и после него нужно проверить пульс и
самочувствие (температура, головные боли и др.). Начинать
занятие
с
дыхательных
упражнений,
поэтому
следует
обратить внимание на глубокое и равномерное дыхание,
затем
потягивание
(потягиванием
заканчивать),
которое
облегчит выполнение последующих физических нагрузок,
она должна возрастать без резких подъемов. Очень важно
избегать
углубления
утомления,
вызванного
повторением
единообразных
движений,
равно,
как
и
наслаивания
утомления от последующих упражнений. Головные боли и
головокружение могут быть признаком переутомления. При
чрезмерно интенсивных нагрузках могут появляться боли за
грудиной, а также ощущение сердцебиения, о них нужно
тотчас сообщить. В некоторых случаях у занимающихся
может
возникнуть
ощущение
недостатка
воздуха
при
усиленном и затрудненном дыхании. Состояние утомления,
субъективно ощущаемые как усталость, наступающее после
занятий,
очень
быстро
исчезает
и
п о в ы ш а е т с я
работоспособность,
если
же
усталость
ощущается
долго
после занятий (несколько часов), то это может указывать на
перегрузку организма. При сниженной работоспособности
необходимо учитывать и настроение, так как известно, что
ухудшение
настроения
приводит
к
нарушению
общего
состояния
организма.
При
выполнении
физических
нагрузок
потоотделение
усиливается
и
становится
ощутимым. Нормальная реакция организма при обычных
температурных
условиях
и
правильно
подобранной
физической
нагрузке,
характеризуется
небольшой
потливостью (отсутствием капель пота на лбу, влажность в
подмышечной
области
и
на
ладонях).
Такую
реакцию
обозначают,
как
умеренное
потоотделение.
Появление
мелких
капель
пота
на
лбу
и
ладонях
указывает
на
значительное потоотделение, а струящийся у подмышечной
области пот и появление крупных капель на лбу, груди и
спине
–
чрезмерное
потоотделение.
Для
эффективной
организации
процесса
занятий
ЛФК
необходимо
знание
четырех
сторон,
характеризующих
двигательную
подготовленность:
физическое
развитие,
физическая
подготовленность, функциональное состояние и адаптация
организма к мышечной деятельности.
Для успешности физкультурных занятий:
Использование
средств
э м о ц и о н а л ь н о го
воздействия
(
музыкальное
сопровождение,
доброжелательный контакт)
Постепенная
тренировка
различных
мышечных
групп при условии дозированного использования
физиче ских
нагрузок,
не
доводящих
д о
предельного утомления
Широкое
использование
элементов
игр
и
соревнований
в
занятиях
и
ул у ч ш е н и я
психоэмоционального состояния
Самоконтроль
и
контроль
за
со стоянием
самочувствия во время занятий
Различные формы спины
При нарушении телосложения нормальные искривления
позвоночного
столба
сглажены
или,
наоборот,
резко
усилены.
Наиболее
часты
искривления
позвоночника
в
грудном и поясничном отделах. В грудном отделе туловища
два возможных нарушения: плоская спина и круглая спина.
В
поясничном
отделе
резко
выраженный
лордоз
(выпуклость позвоночника вперед), увеличенный живот.
Сколиозы
Наличие сколиоза нетрудно выявить при помощи простого
наблюдения за телосложением спокойно и непринужденно
стоящего
человека.
Такое
наблюдение
следует
вести
со
стороны спины.
Тип телосложения различают по развитию мышечной
массы тела.
Определение дефектов стопы
Если отношение ДЕ/ВЕ не превышает 1/3, то стопа
нормальная.
Комплексы специальных упражнений:
Лежа на спине
1.
Потянуться,
вытягивая
руки
вверх
за
голову-
вдох,
вернуть руки в прежнее положение- выдох. Повторить 3-4
раза каждой рукой.
2.
Согнуть
стопы
в
голеностопных
суставах,
разогнуть,
дыхание произвольное.
3.
Согнуть
и
разогнуть
ноги
в
коленях
и
бедре.
Пятка
скользит по полу, не отрываясь от нее. Повторить движение
каждой ногой. Дыхание произвольное.
4.
Потянуться, вытянуть руки за голову, носки на себя. Затем
вернуться в исходное положение.
5.
Ноги согнуть, выпрямить ногу вверх вперед.
6.
Согнуть руки в локтях и, опираясь на них, приподнять
грудь- вдох. Принять и.п.- выдох.
7.
Ноги согнуть. Разводить и сводить колени, либо отводить
их («сваливать»), сдвинутые вместе, вправо, затем влево.
8.
Ноги
согнуть.
Подтягивать
колено
с
помощью
рук
к
груди.
Комплексы специальных упражнений:
Лежа на животе
1.
Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Дыхание произвольное.
2.
Поднять
голову
и
согнуть
ноги-
вдох,
опустить
голову и разогнуть ноги- выдох.
3.
Полное
углубленное
дыхание,
в
котором
равномерно участвуют грудь и живот.
4.
Руками опереться в пол , перейти в положение на
четвереньках, максимально отводя назад таз, принять и.п.
Лежа на боку
1.
Поднять руку, вытянуть ее за голову- вдох, опустить руку-
выдох.
2.
Ногу согнуть в колене и бедре, затем разогнуть.
3.
Ноги согнуть. Из такого положения поднять и опустить
колено (то, что сверху).
4.
Те же упражнения проделать и на другом боку.
Комплексы специальных упражнений:
Стоя на четвереньках
1
.Поднять голову, прогибаясь - вдох, затем опустить ее,
округляя спину- выдох.
2.Отвести ногу назад - вдох, принять прежнее положение-
выдох. Повторять каждой ногой, скользя стопой по полу.
Стоя на коленях
1.Поднять
руки
вверх
-
вдох,
опустить
их,
наклоняясь
вперед и отводя назад, - выдох.
Стоя
1.Придерживаясь руками за гимн. стенку,
перекатываться с пяток на носки и обратно.
2.Придерживаясь руками, делать круговые движения
тазом в каждую сторону.
3.Руки к плечам – вдох, наклоняться вперед, скользя
руками по туловищу и ногам – выдох
Упражнения на исправление осанки.
1.Лежа
на
животе,
поднять
вытянутые
ноги
назад
над
полом, прогнуться, руки назад.
Удерживать это положение некоторое время, затем опустить
руки и ноги на пол.
2.Лежа на животе, руки за голову, ноги вместе. Выполнять
прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу.
3.Лежа на спине, согнуть ноги, прижать колени руками к
груди. Вернуться в исходное положение.
4.Встать в упор на коленях. Спину прогнуть, голову поднять
до предела вверх и опустить назад, одну ногу выдвинуть
вперед.
5.Сидя, ноги вместе, стопы на полу, колени согнуты, руки в
стороны. Поворот туловища вправо, руки за голову, локти
назад, лопатки свести. Упражнение повторяется в другую
сторону.
6.Лежа
на
спине,
руки
вверх.
Раз-два
-
руки
за
голову,
наклон вправо. Три - четыре - и.п., то же в другую сторону.
7.Упор
на
коленях,
спину
прогнуть,
голову
поднять
до
предела вверх, затем спину выгнуть, голову опустить вниз.
8.Лежа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы
руками, удерживать несколько секунд.
Упражнения для развития эластичности мышц
голени и стопы.
1. Сесть на пол, с опорой на руки сзади. На раз - носки на
себя.
на два - вытянуть носки, стараясь большими пальцами
коснуться пола.
2. Сесть на пытки, носки вытянуть. На раз, опираясь рукой о
пол, захватить правой левое колено и постараться
приподнять его, затем вернуться в и.п.
3.
Сесть
на
пол,
руки
сзади
на
пол.
Приподнять
выпрямленную ногу и вращать стопу вовнутрь 4 раза. То
же с другой ноги.
4. Сидя на коленях, одной рукой возьмитесь за пятки, чтобы
они не расходились, другой за палку гимн. лесенки.
Отрывать колени от пола, сгибая при этом голеностоп, но
не переходя на пальцы. Стараться колени поднять выше,
а спину держать прямой.
Вывод:
Рекомендации разработаны для родителей, педагогов, в том
числе и учителей физкультуры. Программа по физической
культуре
не
позволяет
ребенку
со
сколиозом
заниматься
физкультурой,
т.к.
это
способствует
прогрессированию
деформации
позвоночника.
Ознакомившись
с
пособием,
можно многое взять на заметку и использовать в занятиях
лечебной физкультурой. Комплексы лечебной гимнастики
могут выполнить с детьми родители. Пособие раскрывает
определение
о
сколиозе
и
нарушении
осанки
-
это
заболевание опорно-двигательного аппарата, а также на что
нужно обратить внимание перед началом и во время занятия
упражнениями.
Очень
важно
избегать
углубления
утомления. Головные боли и головокружения могут быть
признаком
переутомления,
а
при
чрезмерных
нагрузках
появляются боли за грудиной и ощущения сердцебиения и
другие
признаки.
Нужно
следить
за
самочувствием
занимающихся.
Комплексы
лечебной
гимнастики
следует
выполнять сидя, лежа на спине и животе, стоя на коленях.
Кроме
рекомендаций,
также
даны
примерные
комплексы
лечебной физкультуры.
Используемая литература:
1. Коррекция нарушений осанки у школьников.
Г.А. Халемский. Санкт-Петербург «Детство-пресс»
2001 г.
2.
Физическое
воспитание
в
системе
коррекционно-
развивающего
обучения.
Г.П.
Болонов.
Москва
2003
г.
Творческий центр.
3. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов.
Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова.
«Просвещение». Москва 1997г.
4.
Ура,
физкультура!
2-4
Е.Н.
Литвинов.
Москва.
«Просвещение» 1997 г.
5. Воспитание физических качеств детей дошкольного и
школьного возраста. В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. «Айрис
Пресс» Москва 2004г.
6.
Азбука
хореографии.
Т.
Барышникова
«Айрис
Пресс»
Москва 2000 г.
7.
Японский
массаж.
Л.Ж.
Жалпанова
«Рипол
классик
Москва 2005 г.
8. Все о массаже. В. Васичкин Москва «Аст-Пресс»
2000 г.
9. Поурочные разработки по физкультуре. В.И. Ковалько
«Вако» Москва 2005 г.
10. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.
Клаус Фопель «Генезис» Москва 2005 г.