Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская обл, город Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" - ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«УЧИМСЯ ИГРАЯ» - ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Дидактические игры развивают речь детей:
- пополняется и активизируется словарь
- формируется правильное звукопроизношение
- развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли
Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой
обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребёнка.
Игры для развития фонематического восприятия.
“Пишущая машинка”
Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.
Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или
фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает
и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в
ладоши.
“Будь внимателен!”
Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на
звуковые сигналы, развивать фонематический слух.
Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из
дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”,
при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово
Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.
“Посчитай буквы и составь предложение”
Играют от 3 до 6 участников.
Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения
внимания, умения работать с деформированным текстом.
Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой
порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.
Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед
играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове.
Он должен заломить свое слово.
Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до
тех пор, пока не останется один играющий.
Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов
предложение и соответственно расставить играющих.
“Слушай хлопки и подбирай слоги”
Играют 2 человека или 2 небольшие команды.
Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.
На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.
Инструкция:
“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать
слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.
Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся
на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.
Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать
слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.
А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог,
заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”
Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая
больше слогов.
“Повтори за мной”
Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все,
что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и
оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки
правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
“Слушай и повторяй!”
Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать
речевую деятельность.
Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.
Один играющий должен предложить другому повторить произвольную
последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.
Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий —
оценить правильность. Судьей выступает логопед.
При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их
последовательность задают сами играющие.
“Услышишь — стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического
восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду
на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие
должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в
любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.
Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными
в совместной работе логопеда и педагога-психолога.
“Что слышно?”
Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает
детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать,
что они слышали.
2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на
дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
“Канон”
Цель игры: развитие волевого внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую
команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда
правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же
порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают
руки вниз.
Игры в звуки для детей 4-6 лет.
Игры в звуки для детей 4 лет.
Игра №1 Фонетическая гимнастика.
Правила игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
И т. д
Вариант этой игры: Звуковые загадки.
Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.
Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.
Игра №2. Заводные игрушки.
Правила игры: Заводим ключиком игрушки(игрушки-это дети).Дети начинают двигаться,
изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок
Р- затарахтел игрушечный мотоцикл
Ц- запрыгала белочка
Ф- фыркает ежик.
Игра №3. Скажи, как я (обучение интонированию звуков).
Игровой материал. Мяч.
Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч
кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука.
Например:
(С)лон
Забо(Р)
Ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.
Игра №4 Подберем игрушки.
Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.
Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть
звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).
Как зовут куклу?- Жанна.
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки
дадим кукле?
Игра №5. Дятел.
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:
“Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”
После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:
Папа-дятел долбит- Д-Д-д
Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Игра №6. Комары и осы.
Игровой материал: картинки
Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то
пальчиками покажите, .как она ползет.
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает,
какой звук встречается в слове.
Словарный материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д
Вариант этой игры: Слушай внимательно.
У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.
Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.
Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение звуков Ч-Щ.
Объясняем:
Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка,
щель. И т.д
Игра № 7 Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука).
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки
слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке греется котено…(К)
На него смотрел белолапый щено(К)
Он хотел его догна…(Ть)
А рядом по двору гулял важный пету…(Х)
За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)
Игра №8 Зоопарк (различение мягкости- твердости согласных).
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.
Правила игры:
На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк
небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в
названии которых есть Ль.
Ослику можно войти в зоопарк?- почему?
Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать
в другой зоопарк.
За каждый правильный ответ детям дается фишка.
Игра №9 Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).
Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.
Правила игры:
В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым
интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша- И
Р-ы-ы-бка- Ы
К-о-о-тик- О
Э-э-дик- Э
Игры и игровые задания для детей 5-6 лет.
Игра №1 В стране Звуковичков.
Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках),
музыкальное сопровождение.
Правила игры:
Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.
Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его
крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко-
Звуковичок С,сережка- Сь. И т.д.
Объясняем детям:
Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как
можно дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон,
но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравиться.
Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.
Игра №2 Звуковых дел Мастера.
Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в
красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.
Правила игры:
В нашу комнату вошли ЗДМ .Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.
Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.
Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с
песочком ,камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой
Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.
Игра №2 Звукоедик.
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех
словах.
Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:
…иван….каф,…тул.
Что хотела сказать кукда?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова:
сто…,сту…,тарелк… и т.д
А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях
фруктов: …руша,…анан и др.
Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и
т.д
Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.
Игра №3 В стране Звуков.
Правила игры:
Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети
отгадывают.
Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.
Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д
Игра №4 Любопытный.
Игровой материал: фишки
Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые
начинаются со звука Б.
- Где был?- на балконе
- Кого видел?- бульдога
- Куда собираешься? – в булочную
- Что будешь покупать?- бублики, баранки
- Куда поедешь?- к бабушке в Букино
- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д
Игры№4 Изобрази предмет.
Правила игры:
Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.
Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.
Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…
Дети придумывают, как изобразить эти предметы.
Игра №5 Кто больше?
Игровой материал: картинки.
Правила игры:
Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии
которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-
( ананас, барабан).
Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.
Игра №6 Упрямые Звуковички.
Игровой материал: мяч
Правила игры:
Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару
заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.
Например, Б-Бь
Л-Ль
К-Кь.
Или наоборот- большого “ братца”:
З-Зь
Ф-Фь.
Аналогично можно играть со словами;
Дал- даль
Кон- конь и др.
Игра № 7 Магазин.
Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка,
различные предметы.
Правила игры:
На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки
С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету
Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот
,кто сделал больше покупок.
Игра № 8 Анаграммы
Правила игры:
Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом
порядке.
Например. Атлас- салат
Кулак- кукла
Лиса- сила
Камыш- мышка. И т.д.
Желаем успехов!