Напоминание

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" - ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ"


Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская обл, город Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" - ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«УЧИМСЯ ИГРАЯ» - ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Дидактические игры развивают речь детей:

- пополняется и активизируется словарь

- формируется правильное звукопроизношение

- развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли

Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять

самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:

она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой

обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

воспитания личности ребёнка.

Игры для развития фонематического восприятия.

“Пишущая машинка”

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или

фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает

и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в

ладоши.

“Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на

звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из

дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”,

при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово

Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

“Посчитай буквы и составь предложение”

Играют от 3 до 6 участников.

Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения

внимания, умения работать с деформированным текстом.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой

порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед

играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове.

Он должен заломить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до

тех пор, пока не останется один играющий.

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов

предложение и соответственно расставить играющих.

“Слушай хлопки и подбирай слоги”

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать

слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся

на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать

слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог,

заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая

больше слогов.

“Повтори за мной”

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все,

что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и

оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки

правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

“Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать

речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную

последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий —

оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их

последовательность задают сами играющие.

“Услышишь — стой!”

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического

восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду

на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие

должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в

любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными

в совместной работе логопеда и педагога-психолога.

“Что слышно?”

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает

детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать,

что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на

дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

“Канон”

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую

команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда

правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же

порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают

руки вниз.

Игры в звуки для детей 4-6 лет.

Игры в звуки для детей 4 лет.

Игра №1 Фонетическая гимнастика.

Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

И т. д

Вариант этой игры: Звуковые загадки.

Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.

Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.

Игра №2. Заводные игрушки.

Правила игры: Заводим ключиком игрушки(игрушки-это дети).Дети начинают двигаться,

изображая игрушку и издавая звуки.

Ж- полетел жучок

Р- затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц- запрыгала белочка

Ф- фыркает ежик.

Игра №3. Скажи, как я (обучение интонированию звуков).

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч

кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука.

Например:

(С)лон

Забо(Р)

Ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

Игра №4 Подберем игрушки.

Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.

Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть

звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).

Как зовут куклу?- Жанна.

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки

дадим кукле?

Игра №5. Дятел.

Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:

“Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”

После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:

Папа-дятел долбит- Д-Д-д

Маленький птенец- Дь-Дь-дь

Игра №6. Комары и осы.

Игровой материал: картинки

Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то

пальчиками покажите, .как она ползет.

Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает,

какой звук встречается в слове.

Словарный материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д

Вариант этой игры: Слушай внимательно.

У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.

Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.

Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

Различение звуков Ч-Щ.

Объясняем:

Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;

Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка,

щель. И т.д

Игра № 7 Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука).

Игровой материал: кукла.

Правила игры:

Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки

слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке греется котено…(К)

На него смотрел белолапый щено(К)

Он хотел его догна…(Ть)

А рядом по двору гулял важный пету…(Х)

За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)

Игра №8 Зоопарк (различение мягкости- твердости согласных).

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.

Правила игры:

На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк

небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в

названии которых есть Ль.

Ослику можно войти в зоопарк?- почему?

Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать

в другой зоопарк.

За каждый правильный ответ детям дается фишка.

Игра №9 Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).

Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.

Правила игры:

В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым

интонированием ударного гласного:

М-и-и-ша- И

Р-ы-ы-бка- Ы

К-о-о-тик- О

Э-э-дик- Э

Игры и игровые задания для детей 5-6 лет.

Игра №1 В стране Звуковичков.

Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках),

музыкальное сопровождение.

Правила игры:

Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.

Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его

крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко-

Звуковичок С,сережка- Сь. И т.д.

Объясняем детям:

Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как

можно дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон,

но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравиться.

Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.

Игра №2 Звуковых дел Мастера.

Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в

красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.

Правила игры:

В нашу комнату вошли ЗДМ .Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.

Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.

Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с

песочком ,камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой

Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.

Игра №2 Звукоедик.

Игровой материал: кукла.

Правила игры:

У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех

словах.

Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:

…иван….каф,…тул.

Что хотела сказать кукда?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова:

сто…,сту…,тарелк… и т.д

А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях

фруктов: …руша,…анан и др.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и

т.д

Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.

Игра №3 В стране Звуков.

Правила игры:

Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети

отгадывают.

Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.

Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д

Игра №4 Любопытный.

Игровой материал: фишки

Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые

начинаются со звука Б.

- Где был?- на балконе

- Кого видел?- бульдога

- Куда собираешься? – в булочную

- Что будешь покупать?- бублики, баранки

- Куда поедешь?- к бабушке в Букино

- Что наденешь?- блузку, брюки и т.д

Игры№4 Изобрази предмет.

Правила игры:

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.

Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.

Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…

Дети придумывают, как изобразить эти предметы.

Игра №5 Кто больше?

Игровой материал: картинки.

Правила игры:

Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии

которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-

( ананас, барабан).

Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.

Игра №6 Упрямые Звуковички.

Игровой материал: мяч

Правила игры:

Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару

заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.

Например, Б-Бь

Л-Ль

К-Кь.

Или наоборот- большого “ братца”:

З-Зь

Ф-Фь.

Аналогично можно играть со словами;

Дал- даль

Кон- конь и др.

Игра № 7 Магазин.

Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка,

различные предметы.

Правила игры:

На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки

С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету

Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот

,кто сделал больше покупок.

Игра № 8 Анаграммы

Правила игры:

Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом

порядке.

Например. Атлас- салат

Кулак- кукла

Лиса- сила

Камыш- мышка. И т.д.

Желаем успехов!



В раздел образования