Автор: Савкова Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: Ивнянского района, Белгородской области
Наименование материала: практическое занятие
Тема: Культура общения
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского
района, Белгородской области
Тема:
«Культура общения»
(практическое занятие)
Подготовила:
воспитатель
Савкова Оксана
Юрьевна
2017
Цель:
создать условия для формирования умений и навыков, которые
облегчают установление контактов;
развитие коммуникативных навыков;
коррекция эмоционально - волевой сферы.
Задачи: расширить представление детей о способах общения;
воспитывать культуру поведения детей.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень
интересное занятие, а о чем, вы догадаетесь сами. Но сначала сядьте
все ровно (показать руками), успокойтесь (приложить палец к губам).
Ребята, что я сейчас сделала? (Показала, что нужно делать) И вы это
сделали, что мы с вами делали? (Мы общались) Правильно, мы с вами
общались. Сегодня на занятии мы поговорим об общении. А чтобы наше
общение было приятным, нужно соблюдать определенные правила. Об
этом мы и поговорим сегодня. Тема нашего занятия «Культура
общения» (открыть название на доске).
2. Основная часть.
Воспитатель: - Люди живут в обществе, и им необходимо общаться.
А для чего люди общаются? (Ответы детей: что заводить знакомства,
друзей, чтобы не чувствовать себя одиноким…)
Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря
ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее
настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника.
И наоборот, небрежно оброненное, злое слово может больно ранить.
Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в
пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они
общались? (Дети высказывают свои версии) Да, они использовали те
приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные. Как собака
показывает свое расположение к человеку, желание играть?
(Отвечают дети: виляет хвостом, трется о ноги) Собака без слов
показывает свое настроение, используя только различные позы.
Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и
настроения. Скажите, какую позу примет больной человек? (ляжет, так
как такая поза не требует физических усилий). Такую позу принимает
человек, который очень устал. В общении очень важна
наблюдательность (Если человеку плохо – подбодрить, выслушать
внимательно, а не пытаться рассказать что-то свое. Может быть этому
человеку сейчас это совсем не интересно.)
Задание на внимание.
И сейчас мы посмотрим, наблюдательны ли вы. (Один ребенок
изображает человека, погруженного в свои мысли: стоит, чуть опустив
голову и плечи, одной рукой подперев щеку; второй показывает, что
ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками,
еле заметно покачиваясь; третий демонстрирует позу агрессивно
настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд
насупленный, руки скрещены на груди; четвертый представляет
человека, с радостью встречающего гостя: голова приподнята, на лице
улыбка, руки протянуты вперед. Воспитатель читает описание, а дети
пытаются угадать, где тот человек, описание которого они услышали.
Дети остальные дети получают карточки с текстами-описаниями, по
очереди вслух читают их, а затем отгадывают – где этот ребенок).
Жесты.
Воспитатель: - Ребята, скажите, что используют для общения люди,
лишенные слуха? (ответы детей) Правильно, они используют жесты
(словарное слово – открыть на доске) Использование определенных
положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все
мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами,
вы попробуете изобразить жестами. - Тишина. Тс-с! (Указательный
палец поднести к губам) - Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью) -
Нет-нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону) -
Выслушайте меня! (Рука поднята вверх) - Восхищение чем-либо (Звучат
аплодисменты) - Хорошо, молодцы. Но есть жесты, которые не приняты
в обществе воспитанных людей: Во время разговора неприлично: -
размахивать руками во все стороны; - хлопать собеседника по плечу; -
крутить пуговицы или теребить одежду; - неприлично в присутствии
посторонних чесать голову. (вывесить по очереди на доске и обсудить с
детьми).
Мимика.
Воспитатель: - Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку»
лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц
называется мимикой (словарное слово – открыть на доске) Малыш
прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к
себе. Мать улыбнулась – и он широко улыбается, она нахмурила брови
– у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится
ротик (ответы могут сами отгадать ответы). Сейчас, ребята, посмотрим
картинки с изображением человека с различной мимикой. (Слайды с
компьютера). А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей
мимикой (четверо детей берут со стола карточки с заданием и тут же с
помощью мимики показывают то, что предлагается изобразить:
сердитый человек, радостный, удивленный, грустный – дети
изображают).
Творческое задание (физкультминутка):
Воспитатель: - Ребята, а сейчас при помощи мимики и жестов
попробуем изобразить сельский пейзаж (воспитатель читает текст, а
дети изображают, звучит музыка): Действующие лица: дерево, волк,
собака, воробей, петух, лиса, человек (хозяин).
Ночь. На небе взошла луна. Внезапно подул сильный ветер.
Закачались деревья. В лесу завыли волки. На окраине села у дома
стоит, вздрагивая пес. Недалеко на жердочке пристроился
воробей, он дремлет, иногда открывая то один глаз, то другой.
Деревья шумят, и из-за шума не слышно, как в курятник
пробирается лиса. Вдруг закричал петух, почуяв лису, пес залаял и
погнался за ней. Выбежал из дома хозяин и стал кричать. Лиса
убежала. Взъерошенный воробей испуганно летал вокруг дома.
Пес, тяжело дыша и виляя хвостом, подошел к хозяину. Хозяин
погладил пса и довольный, пошел спать.
Воспитатель: - Молодцы, садитесь на свои места. Беседа о языке.
Воспитатель: - Ребята, но не только с помощью мимики и жестов
общаются люди. Основное средство общения – это язык (словарное
слово – открыть на доске). С помощью языка люди объясняются друг с
другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся,
объясняются в любви (дети могут сами сформулировать). Но язык
может сделать и людей врагами, он может огорчить и обманывать,
люди ссорятся, хитрят. А как же нужно правильно себя вести при
общении слушающему, а как говорящему? (дети высказывают свое
мнение, обсуждаем все вместе, затем правила вывешиваются на
доску): Говорящий должен: - говорить спокойно; - смотреть
доброжелательно; - наблюдать за реакцией собеседника; - называть
собеседника по имени; - спрашивать, ясно ли изложенное.
Слушающий должен: - взглядом, мимикой демонстрировать внимание,
интерес; - непонятное попросить уточнить. Чтобы общение приносило
вам удовлетворение, возникало взаимопонимание, нужно избегать: -
грубые слова; - насмешки в адрес собеседника; - обидного,
презрительного, унижающего тона; - угроз.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (О культуре
общения). Что нового вы сегодня узнали? ( Какими способами можно
общаться (язык, жесты, мимика). Как правильно себя вести при
общении).
Давайте будем соблюдать эти правила, и вы станете интересными, и
общение с вами будет приятно людям, которые вас окружают.