Автор: Сафронова Надежда Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№35"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: конспект урока по литературе 10 класс
Тема: Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Раздел: полное образование
Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (По роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»)
(Урок литературы. 10 класс).
Выполнила Сафронова Надежда Константиновна , учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной категории. МБОУ «СШ№35» г. Иваново
Пояснительная записка к уроку.
Данный
урок
является
одним
из
серии
проблемных
уроков,
посвящённых
изучению
творчества Ф.М.Достоевского, в частности романа «Преступление и наказание».
Урок
проводится в форме ролевой игры , в ходе которой учащиеся(группа обвинения, группа
защиты,
присяжные
заседатели
,
психологи
–
эксперты)
представляют
собранный
материал для судебного заседания по делу
Родиона Раскольникова, обвинявшегося в
двойном
убийстве, выявляют двойственность мотивов преступления, основанную на
столкновении двух главных идей - Наполеона и Мессии, результатом которой стала идея
власти.
Учащимся предлагается самостоятельное исследование важных философских и
морально-этических
проблем
в
виде
аналитической
деятельности.
Рефлексия
–
самоконтроль и формулировка выводов, сделанных в ходе исследования.
Урок
позволяет
осмыслить
проблематику
и
основную
идею
произведения
Ф.М.Достоевского.
Урок даёт возможность анализировать, сопоставлять информацию, полученную из разных
источников (художественный текст, научно-исследовательские материалы); вырабатывать
универсальные
способы
действия
для
достижения
мотивированных
результатов
в
саморазвитии
и
самоопределении;
достигнуть
предметных,
метапредметных
и
личностных результатов.
Место урока в изучении темы «Ф.М.Достоевский»: урок № 11.
Тип урок: урок обобщения и систематизация знаний.
Цели
урока:
1 ) образовательные:
закрепить
знания
по
творчеству
Достоевского;
подчеркнуть, что наказание преступник несет в самом себе, помочь учащимся разобраться
в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в работе над романом
«Преступление и наказание»
2) развивающие: развивать умения анализировать, систематизировать и
обобщать,
давать
характеристику
действующим
лицам,
оценивать
их
поступки,
подтверждать свои слова материалом из текста , проводить аналогии с современностью,
давать сравнения; формирование универсальных учебных действий.
3) воспитательные: продолжить формирование морально-нравственных
понятий
учащихся,
их
личностных
качеств
и
жизненных
ориентиров
с
позиций
гуманизма.
Оборудование:
карточки
для
индивидуальных
заданий,
толковый
словарь,
на
доске
эпиграф-цитата из романа Ф.М. Достоевского: « Да что же это я! Ведь я знал же, что не
вынесу,так чего ж я до сих пор себя мучил?» и «Да здравствует вековечная война!»
Высказывание Ч.Айтматова: «И в сегодняшнем мире, раздираемом расовыми проблемами,
разгулом
насилия,
тревожный
набат
Достоевского
гудит,
неумолчно
взывая
к
человечности, гуманизму»,презентации учащихся, видеоролики .
Конспект урока.
Мотивационно - целевой этап. (5минут)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
универсальные учебные
действия
Цель этапа:
организовать,
мотивировать, подвести
учащихся к выбору
темы, осознанному
целеполаганию и
постановке задач урока;
формировать
универсальные учебные
действия
Цель этапа: научиться
самоорганизации
деятельности, прийти к
осознанному выбору
темы и целеполаганию;
определить своё место и
роль в процессе
получения знаний
1.Организационный
момент, приветствие.
Привет ствие
у ч и т е л я ,
проверка рабочих мест.
2. Актуализация знаний.
Ролик из рубрики
«Закрытый показ»(сериал
2007 по роману
Достоевского«Преступлен
ие и наказание»).Слово
художественного
руководителя театра «У
Никитских ворот» Марка
Розовского о романе
Ф.М.Достоевского
«Преступление и
наказание», о влиянии
художественного
произведения на читателя.
(1 мин.)«Давайте
задумаемся, о чем думал
этот человек, читая
Достоевского? Наверное,
о своем Величии! О
Вхождение в пространство
учебной деятельности, уч-
ся
осмысливают свои версии
ответа
на
поставленный
вопрос:
прочитан
текст
романа
Ф.М.Достоевского
« П р е с т у п л е н и е
и
наказание»,
и з в е с т н ы
с ю ж е т
и
ф а б у л а
произведения,
тяжёлые
у с л о в и я
и
с л о ж н ы е
жизненные обстоятельства,
в которые попадают герои
р ом а н а ,
о с о б е н н о с т и
личности и мироощущения
главного
героя
Родиона
Раскольникова.
Л и ч н о с т н ы е : установление
учащимися связи между целью
учебной
деятельности
и
ее
м о т и в о м ,
д е й с т в и я
н р а в с т в е н н о -
э т и ч е с ко г о
оценивания
у с в а и в а е м о го
с о д е р ж а н и я
и с х о д я
и з
социальных
и
личностных
ценностей.
Коммуникативные:планирова
ние учебного сотрудничества с
учителем и
сверстниками,постановка цели.
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации,умение строить
речевое
высказывание,установление
безнаказанности сильной
личности за право
проливать кровь». А автор
предупреждал о
неотвратимости
Наказания. О Страшном
суде истории и Совести!
причинно- следсвенных связей .
3. Постановка
проблемы.
Попробуйте
сформулировать тему
сегодняшнего урока.
Почему Достоевский не
включил в роман сцену
суда? Чтобы ответить на
данный вопрос, обратите
внимание на эпиграф к
уроку.
Раскольников – страдалец,
он же Наполеон?!Так кто
же он на самом деле ? В
ходе деловой игры
Учащиеся говорят о
сильной личности,о муках
совести , о суде
потомков.Способна ли
сильная личность страдать.
.
Автор преднамеренно
исключил сцену суда,
желая ,наверное, лишить
Раскольникова «его
звездного часа»
-пламенной речи о
неудавшейся теории,
позволяющей
убивать.А,может,герой
достаточно
настрадался,измучила его
идея о «сильной
личности», и автор его
пожалел?
Регулятивные:
о ц е н к а
-
в ы д е л е н и е
и
о с о з н а н и е
учащимися
того,
что
уже
усвоено, осознание качества и
у р о в н я
у с в о е н и я ;
п р о г н о з и р о в а н и е
–
предвосхищение
результата
и
уровня усвоения.
Познавательные:
выделение
необходимой
информации,
умение
выборочно
передавать
содержание
текста,
умение
структурировать знания, умение
строить речевое высказывание.
Л и ч н о с т н ы е : действия
нравственно-этического
оценивания
у с в а и в а е м о го
с о д е р ж а н и я
и с х о д я
и з
с о ц и а л ь н ы х
л и ч н о с т н ы х
ценностей.
Коммуникативные:
постановка
вопросов,идентификайия
проблемы,поиск
с п о с о б о в
решения проблемы.
4. Целеполагание.
Попытаемся представить,
как прошло бы судебное
заседание по делу
Раскольникова, какие
материалы представили
бы защита и обвинение?
Как это соотносится с
позицией автора
,видевшего опасность в
осуществлении
индивидуальных идей и
теорий.
Учащиеся распределяются
на группы с целью
выразить свою точку
зрения по данному
вопросу, с целью
представит материалы,
собранные заранее.
Регулятивные:
целеполагание
как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что
уж е
и з в е с т н о
и
у с в о е н о
учащимися,
и
того,
что
ещё
неизвестно.
Познавательные:
самостоятельное
выделение
и
формулировка
познавательной
цели, смысловое чтение, анализ
объектов
с
целью
выделения
признака,
подведение
под
понятия, выдвижение гипотез и
их обоснование.
Познавательные:
п о и с к
и
в ы д е л е н и е
н е о б х о д и м о й
информации,
установление
причинно-следственных связей.
5. Постановка задач и
планирование действий.
Как мы будем строить
судебное заседание по
делу Раскольникова?
Предоставим слово
экспертам – психологам,
стороне обвинения,
защите, выслушаем
обвиняемого, а
присяжные вынесут свой
вердикт.
Предполагается ответ:
мы
будем
анализировать
текст
романа.
В
ход е
а н а л и з а
м ы
д о л ж н ы
ответить
на
вопросы:
как
объясняется
уби й с т во,
совершённое
Раскольниковым, героем и
автором романа? Насколько
в е р н ы
у б е ж д е н и я
Раскольникова?
Какова
и с т и н н а я
п р и ч и н а
преступления?
Регулятивные: планирование –
определение
последовательности
промежуточных целей с учётом
к о н е ч н о г о
р е з у л ь т а т а ,
п р о г н о з и р о в а н и е
–
предвосхищение
результата
и
уровня усвоения.
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанного
текста,
выбор
оснований
и
критериев
для
сравнения, выбор эффективных
способов решения задач.
Коммуникативные:
п л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками,
п о с т а н о вка
вопросов.
6. Мотивация.
Материалы,
представленные в
судебное заседание
каждой творческой
группой, должны быть
достоверными и
убедительными(опора на
текст произведения),от
этого будет зависеть
решение присяжных о
виновности или
невиновности
подсудимого
Раскольникова.
Не
забываем
заполнять
таблицу.
Предполагается, что уч –ся
в коммуникативной форме
обдумывают ,каким
способом полученную
информацию согласовать с
темой урока, строят планы
достижения цели и
определяют средства.
Личностные:
д е й с т в и я
смыслообразования
(установление учащимися связи
м е ж д у
ц е л ь ю
у ч е б н о й
деятельности
и
её
мотивом),
д е й с т в и я
н р а в с т в е н н о -
э т и ч е с к о г о
о ц е н и в а н и я
усваиваемого
с од е р ж а н и я
и с х о д я
и з
с о ц и а л ь н ы х
личностных ценностей.
Познавательные:
у м е н и е
строить речевое высказывание,
выбор
оснований
и
критериев
для сравнения, подведении под
понятия, выведение следствий.
Коммуникативные:
владение
м о н о л о г и ч е с к о й
и
диалогической формами речи в
с о от в е т с т в и и
с
н о р м а м и
родного языка.
Процессуальный этап (35минут)
Цель этапа:
совершенствовать
н а в ы к
а н а л и з а
художественного
текста;
совершенствовать
Цель этапа:
осуществить разрешение
возникшего
противоречия через
реализацию построенного
монологическую
речь;
формировать
универсальные
учебные
действия в соответствии
с заданным алгоритмом,
н а п р а в л е н н ы е
н а
достижение предметных,
м е т а п р е д м е т н ы х
и
личностных
результатов.
проекта; в результате
выполнения заданий
уточнить общий характер
нового знания и
фиксировать преодоление
возникшего ранее
затруднения.
7.
Слово
психологам-
э кс п е р т а м ,
ко т о р ы е
представят
объективный
портрет
героя
романа.(4
минуты)
Какие вопросы к
экспертам?
Учащиеся
«рисуют»психологический
портрет героя, учитывая
двойственность его души,
подкрепляя свои выводы
текстом
романа»Преступление и
наказание».Предполагается
в «портрете»характеристика
темперамента, характера,
особенностей поведения,
речевая характеристика
героя. Вывод:
«Теоретизированный взгляд
Раскольникова на
окружающий мир позволил
распоряжаться чужой
жизнью».
Личностные:
профессиональное
самоопределение,
установление связи между
целью учебной деятельности
и ее мотивом.
Регулятивные: составление
плана и последовательности
действий, прогнозирование.
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации, применение
методов информационного
поиска, построение речевого
высказывания.
Коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с нормами
родного языка,
8.Слово группе
обвинения. Какие
неопровержимые
доказательства
виновности Родиона
Раскольникова собрала
группа обвинения?(7-8
минут)
Какие вопросы у стороны
защиты?
9.Слово группе защиты.
Что вы можете
Группа учащихся
представляет «улики»
преступления: статью
Раскольникова в
«Периодической
речи»,украденные вещи из
квартиры Алены Ивановны,
признание Раскольникова в
содеянном преступлении
.Ведущий привлекает
свидетелей :Порфирия
Петровича – следователя,
Лужина Петра Петровича,
Свидригайлова Аркадия
Ивановича, Заметова
-письмоводителя
полицейского участка
.Предполагается услышать
о негуманном отношении к
планирование учебного
сотрудничества с членами
творческой группы,
определение цели, функций
участников , способов
взаимодействия.
Личностные:установление
связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом.
Регулятивные: определение
последовательности
противопоставить
стороне обвинения в
связи с услышанным?
(7минут)
10.Что сказал бы на суде
Родион Раскольников?
(5 минут)
11.Вопрос
Раскольникову:
«Раскаиваетесь ли в
совершенном
преступлении?»
12. Прежде чем
предоставит слово
присяжным, хотелось бы
предложить вашему
вниманию видеоролик с
опросом педагогов и
учащихся нашей школы,
которым предлагалось
решить, можно ли
оправдать Раскольникова.
Включается видеоролик с
опросом педагогов и
учащихся школы.(4
минуты )
13.Слово присяжным
заседателям. Решение
присяжных ляжет в
основу приговора суда.
Опираясь на жизненный
опыт, на морально –
нравственные принципы ,
соотнеся услышанное с
позицией Достоевского,
просим огласить вердикт.
Виновен!(4 минуты)
людям, о гордости и
тщеславии, о бесчеловечной
теории о «разрешении
крови по
совести».Порфирий
Петрович:»Солгал-то он
бесподобно, а натуру и не
сумел рассчитать. Вот оно,
коварство-то где-с!»Лужин
Петр Петрович: «У нас
много общего, но цель
разная: у Раскольникова –
это аргументировать свою
причастность к сильным
людям, у меня – употребить
преимуществами этих
людей без каких- либо
доказательств».Свидригайл
ов: «Какой шельмой станет,
когда дурь
повыветриться».Заметов:
«Да, вы
сумасшедший!»Вывод -
виновен. Убийство –
результат его свободного
выбора. За этим убийством
последовало несколько
смертей. Связь с
современностью(ролик
«Сегодняшний
Раскольников»).Группа
защиты представляет
собранные доказательства,
свидетельствующие о
присутствии в герое
человеческих качеств
таких ,как сострадании,
жалости, смелости.
Раскольников- человек
замечательного ума, глубоко
и тонко чувствует, способен
к постоянному
интеллектуальному анализу
своих и чужих поступков.
Он задавлен нищетой,
страдает от безвыходности
своего положения. Яркий
пример интеллигента,
увлекшегося
размышлениями и
рефлексиями. Все против
его. Защита приводит в
промежуточных целей с учетом
конечного результата.
14.Поступок
Раскольникова-
предельное испытание
идеи. Он думал убить и
остаться спокойным. Но
душа человека гораздо
сложнее:по мнению
Белинского, « это
лабиринт
неизвестности,тайник
я».Раскольников
двойственен и в
преступлении,и в
страдании:его душа
расколота надвое.
Попробуйте разгадать
символический смысл
полного имени главного
героя. (Родион – родина;
Романович – Романовых;
Раскольников –
расколота).
И в современной России,
исходя из материалов,
представленных
обвинением, есть
подобные проблемы;
неудавшиеся Наполеоны
существуют до сих пор
и , возможно, будут
существовать. (ролик
«Место происшествия» 1
минута)
Каково значение романа
Ф.М.Достоевского?
Значение романа
«Преступление и
наказание» выходит
далеко за пределы своего
времени.Он обращен и в
качестве смягчающих
обстоятельств болезненное
состояние героя, бывшие
«подвиги» по спасению
детей из горящего дома,
помощь бедному
студенту… Пульхерия
Александровна: «Помнишь,
как молился Богу? Ты –
наша надежда и упование!»
Авдотья Романовна
Раскольникова: «Я протяну
тебе руку. Разве ты идучи на
страдание, не смываешь
уже вполовину свое
преступление?!»Софья
Семеновна Мармеладова:
Это добрый и отзывчивый
человек. Видя людские
страдания, он пошел на
убийство. Я его союзница
по преступлению». Вывод –
страдалец за все
человечество. В последнем
слове Раскольников скажет
о своей исключительности,
непохожести на других
людей.»Я хотел добра
людям и сделал бы сотни
добрых дел в место одной
глупости. Я хотел себя
поставить в независимое
положение. Я признался .но
не раскаиваюсь».
Присяжные заседатели
озвучат позицию автора
романа: «Вызов обществу
оказывается губительным
для Раскольникова ,он не
понимает,что такими
методами нельзя что-либо
изменить, ибо перерождать
нужно не само общество. а
самого человека.
необходимо воспитывать
его во всем его
многообразии ,необходимо
воспитывать в нем
гармонию. Его бунт против
бесчеловечности сам носит
бесчеловечный характер и
ведет не к подъему и
будущее,предупреждая о
гибельности
индивидуалистического
бунта о тех
непредсказуемых
катастрофах ,.к которым
могут привести
новоявленные
Наполеоны,
презирающие миллионы
простых людей, их
естественные права на
жизнь,свободу и счастье.
расцвету, а к подавлению и
нравственному
умерщвлению личности».
Рефлексивно – оценочный этап .(5минут)
15.Как работалось вам в
группах?Какие
трудности
возникали?
Дом. Задание:заполнить
таблицу(проблема,
комментарий,
позиция
автор а,
а р г у м е н т ы ,
вывод),читать
роман
о
« п о л о ж и т е л ь н о
–
прекрасном
человеке»-
роман «Идиот».