Напоминание

Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")


Автор: Сафронова Надежда Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№35"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: конспект урока по литературе 10 класс
Тема: Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Раздел: полное образование





Назад




Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (По роману Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»)

(Урок литературы. 10 класс).

Выполнила Сафронова Надежда Константиновна , учитель русского языка и

литературы высшей квалификационной категории. МБОУ «СШ№35» г. Иваново

Пояснительная записка к уроку.

Данный

урок

является

одним

из

серии

проблемных

уроков,

посвящённых

изучению

творчества Ф.М.Достоевского, в частности романа «Преступление и наказание».

Урок

проводится в форме ролевой игры , в ходе которой учащиеся(группа обвинения, группа

защиты,

присяжные

заседатели

,

психологи

эксперты)

представляют

собранный

материал для судебного заседания по делу

Родиона Раскольникова, обвинявшегося в

двойном

убийстве, выявляют двойственность мотивов преступления, основанную на

столкновении двух главных идей - Наполеона и Мессии, результатом которой стала идея

власти.

Учащимся предлагается самостоятельное исследование важных философских и

морально-этических

проблем

в

виде

аналитической

деятельности.

Рефлексия

самоконтроль и формулировка выводов, сделанных в ходе исследования.

Урок

позволяет

осмыслить

проблематику

и

основную

идею

произведения

Ф.М.Достоевского.

Урок даёт возможность анализировать, сопоставлять информацию, полученную из разных

источников (художественный текст, научно-исследовательские материалы); вырабатывать

универсальные

способы

действия

для

достижения

мотивированных

результатов

в

саморазвитии

и

самоопределении;

достигнуть

предметных,

метапредметных

и

личностных результатов.

Место урока в изучении темы «Ф.М.Достоевский»: урок № 11.

Тип урок: урок обобщения и систематизация знаний.

Цели

урока:

1 ) образовательные:

закрепить

знания

по

творчеству

Достоевского;

подчеркнуть, что наказание преступник несет в самом себе, помочь учащимся разобраться

в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в работе над романом

«Преступление и наказание»

2) развивающие: развивать умения анализировать, систематизировать и

обобщать,

давать

характеристику

действующим

лицам,

оценивать

их

поступки,

подтверждать свои слова материалом из текста , проводить аналогии с современностью,

давать сравнения; формирование универсальных учебных действий.

3) воспитательные: продолжить формирование морально-нравственных

понятий

учащихся,

их

личностных

качеств

и

жизненных

ориентиров

с

позиций

гуманизма.

Оборудование:

карточки

для

индивидуальных

заданий,

толковый

словарь,

на

доске

эпиграф-цитата из романа Ф.М. Достоевского: « Да что же это я! Ведь я знал же, что не

вынесу,так чего ж я до сих пор себя мучил?» и «Да здравствует вековечная война!»

Высказывание Ч.Айтматова: «И в сегодняшнем мире, раздираемом расовыми проблемами,

разгулом

насилия,

тревожный

набат

Достоевского

гудит,

неумолчно

взывая

к

человечности, гуманизму»,презентации учащихся, видеоролики .

Конспект урока.

Мотивационно - целевой этап. (5минут)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

универсальные учебные

действия

Цель этапа:

организовать,

мотивировать, подвести

учащихся к выбору

темы, осознанному

целеполаганию и

постановке задач урока;

формировать

универсальные учебные

действия

Цель этапа: научиться

самоорганизации

деятельности, прийти к

осознанному выбору

темы и целеполаганию;

определить своё место и

роль в процессе

получения знаний

1.Организационный

момент, приветствие.

Привет ствие

у ч и т е л я ,

проверка рабочих мест.

2. Актуализация знаний.

Ролик из рубрики

«Закрытый показ»(сериал

2007 по роману

Достоевского«Преступлен

ие и наказание»).Слово

художественного

руководителя театра «У

Никитских ворот» Марка

Розовского о романе

Ф.М.Достоевского

«Преступление и

наказание», о влиянии

художественного

произведения на читателя.

(1 мин.)«Давайте

задумаемся, о чем думал

этот человек, читая

Достоевского? Наверное,

о своем Величии! О

Вхождение в пространство

учебной деятельности, уч-

ся

осмысливают свои версии

ответа

на

поставленный

вопрос:

прочитан

текст

романа

Ф.М.Достоевского

« П р е с т у п л е н и е

и

наказание»,

и з в е с т н ы

с ю ж е т

и

ф а б у л а

произведения,

тяжёлые

у с л о в и я

и

с л о ж н ы е

жизненные обстоятельства,

в которые попадают герои

р ом а н а ,

о с о б е н н о с т и

личности и мироощущения

главного

героя

Родиона

Раскольникова.

Л и ч н о с т н ы е : установление

учащимися связи между целью

учебной

деятельности

и

ее

м о т и в о м ,

д е й с т в и я

н р а в с т в е н н о -

э т и ч е с ко г о

оценивания

у с в а и в а е м о го

с о д е р ж а н и я

и с х о д я

и з

социальных

и

личностных

ценностей.

Коммуникативные:планирова

ние учебного сотрудничества с

учителем и

сверстниками,постановка цели.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой

информации,умение строить

речевое

высказывание,установление

безнаказанности сильной

личности за право

проливать кровь». А автор

предупреждал о

неотвратимости

Наказания. О Страшном

суде истории и Совести!

причинно- следсвенных связей .

3. Постановка

проблемы.

Попробуйте

сформулировать тему

сегодняшнего урока.

Почему Достоевский не

включил в роман сцену

суда? Чтобы ответить на

данный вопрос, обратите

внимание на эпиграф к

уроку.

Раскольников – страдалец,

он же Наполеон?!Так кто

же он на самом деле ? В

ходе деловой игры

Учащиеся говорят о

сильной личности,о муках

совести , о суде

потомков.Способна ли

сильная личность страдать.

.

Автор преднамеренно

исключил сцену суда,

желая ,наверное, лишить

Раскольникова «его

звездного часа»

-пламенной речи о

неудавшейся теории,

позволяющей

убивать.А,может,герой

достаточно

настрадался,измучила его

идея о «сильной

личности», и автор его

пожалел?

Регулятивные:

о ц е н к а

-

в ы д е л е н и е

и

о с о з н а н и е

учащимися

того,

что

уже

усвоено, осознание качества и

у р о в н я

у с в о е н и я ;

п р о г н о з и р о в а н и е

предвосхищение

результата

и

уровня усвоения.

Познавательные:

выделение

необходимой

информации,

умение

выборочно

передавать

содержание

текста,

умение

структурировать знания, умение

строить речевое высказывание.

Л и ч н о с т н ы е : действия

нравственно-этического

оценивания

у с в а и в а е м о го

с о д е р ж а н и я

и с х о д я

и з

с о ц и а л ь н ы х

л и ч н о с т н ы х

ценностей.

Коммуникативные:

постановка

вопросов,идентификайия

проблемы,поиск

с п о с о б о в

решения проблемы.

4. Целеполагание.

Попытаемся представить,

как прошло бы судебное

заседание по делу

Раскольникова, какие

материалы представили

бы защита и обвинение?

Как это соотносится с

позицией автора

,видевшего опасность в

осуществлении

индивидуальных идей и

теорий.

Учащиеся распределяются

на группы с целью

выразить свою точку

зрения по данному

вопросу, с целью

представит материалы,

собранные заранее.

Регулятивные:

целеполагание

как постановка учебной задачи

на основе соотнесения того, что

уж е

и з в е с т н о

и

у с в о е н о

учащимися,

и

того,

что

ещё

неизвестно.

Познавательные:

самостоятельное

выделение

и

формулировка

познавательной

цели, смысловое чтение, анализ

объектов

с

целью

выделения

признака,

подведение

под

понятия, выдвижение гипотез и

их обоснование.

Познавательные:

п о и с к

и

в ы д е л е н и е

н е о б х о д и м о й

информации,

установление

причинно-следственных связей.

5. Постановка задач и

планирование действий.

Как мы будем строить

судебное заседание по

делу Раскольникова?

Предоставим слово

экспертам – психологам,

стороне обвинения,

защите, выслушаем

обвиняемого, а

присяжные вынесут свой

вердикт.

Предполагается ответ:

мы

будем

анализировать

текст

романа.

В

ход е

а н а л и з а

м ы

д о л ж н ы

ответить

на

вопросы:

как

объясняется

уби й с т во,

совершённое

Раскольниковым, героем и

автором романа? Насколько

в е р н ы

у б е ж д е н и я

Раскольникова?

Какова

и с т и н н а я

п р и ч и н а

преступления?

Регулятивные: планирование –

определение

последовательности

промежуточных целей с учётом

к о н е ч н о г о

р е з у л ь т а т а ,

п р о г н о з и р о в а н и е

предвосхищение

результата

и

уровня усвоения.

Познавательные:

извлечение

необходимой

информации

из

прослушанного

текста,

выбор

оснований

и

критериев

для

сравнения, выбор эффективных

способов решения задач.

Коммуникативные:

п л а н и р о в а н и е

у ч е б н о г о

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками,

п о с т а н о вка

вопросов.

6. Мотивация.

Материалы,

представленные в

судебное заседание

каждой творческой

группой, должны быть

достоверными и

убедительными(опора на

текст произведения),от

этого будет зависеть

решение присяжных о

виновности или

невиновности

подсудимого

Раскольникова.

Не

забываем

заполнять

таблицу.

Предполагается, что уч –ся

в коммуникативной форме

обдумывают ,каким

способом полученную

информацию согласовать с

темой урока, строят планы

достижения цели и

определяют средства.

Личностные:

д е й с т в и я

смыслообразования

(установление учащимися связи

м е ж д у

ц е л ь ю

у ч е б н о й

деятельности

и

её

мотивом),

д е й с т в и я

н р а в с т в е н н о -

э т и ч е с к о г о

о ц е н и в а н и я

усваиваемого

с од е р ж а н и я

и с х о д я

и з

с о ц и а л ь н ы х

личностных ценностей.

Познавательные:

у м е н и е

строить речевое высказывание,

выбор

оснований

и

критериев

для сравнения, подведении под

понятия, выведение следствий.

Коммуникативные:

владение

м о н о л о г и ч е с к о й

и

диалогической формами речи в

с о от в е т с т в и и

с

н о р м а м и

родного языка.

Процессуальный этап (35минут)

Цель этапа:

совершенствовать

н а в ы к

а н а л и з а

художественного

текста;

совершенствовать

Цель этапа:

осуществить разрешение

возникшего

противоречия через

реализацию построенного

монологическую

речь;

формировать

универсальные

учебные

действия в соответствии

с заданным алгоритмом,

н а п р а в л е н н ы е

н а

достижение предметных,

м е т а п р е д м е т н ы х

и

личностных

результатов.

проекта; в результате

выполнения заданий

уточнить общий характер

нового знания и

фиксировать преодоление

возникшего ранее

затруднения.

7.

Слово

психологам-

э кс п е р т а м ,

ко т о р ы е

представят

объективный

портрет

героя

романа.(4

минуты)

Какие вопросы к

экспертам?

Учащиеся

«рисуют»психологический

портрет героя, учитывая

двойственность его души,

подкрепляя свои выводы

текстом

романа»Преступление и

наказание».Предполагается

в «портрете»характеристика

темперамента, характера,

особенностей поведения,

речевая характеристика

героя. Вывод:

«Теоретизированный взгляд

Раскольникова на

окружающий мир позволил

распоряжаться чужой

жизнью».

Личностные:

профессиональное

самоопределение,

установление связи между

целью учебной деятельности

и ее мотивом.

Регулятивные: составление

плана и последовательности

действий, прогнозирование.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой

информации, применение

методов информационного

поиска, построение речевого

высказывания.

Коммуникативные: владение

монологической и

диалогической формами речи в

соответствии с нормами

родного языка,

8.Слово группе

обвинения. Какие

неопровержимые

доказательства

виновности Родиона

Раскольникова собрала

группа обвинения?(7-8

минут)

Какие вопросы у стороны

защиты?

9.Слово группе защиты.

Что вы можете

Группа учащихся

представляет «улики»

преступления: статью

Раскольникова в

«Периодической

речи»,украденные вещи из

квартиры Алены Ивановны,

признание Раскольникова в

содеянном преступлении

.Ведущий привлекает

свидетелей :Порфирия

Петровича – следователя,

Лужина Петра Петровича,

Свидригайлова Аркадия

Ивановича, Заметова

-письмоводителя

полицейского участка

.Предполагается услышать

о негуманном отношении к

планирование учебного

сотрудничества с членами

творческой группы,

определение цели, функций

участников , способов

взаимодействия.

Личностные:установление

связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определение

последовательности

противопоставить

стороне обвинения в

связи с услышанным?

(7минут)

10.Что сказал бы на суде

Родион Раскольников?

(5 минут)

11.Вопрос

Раскольникову:

«Раскаиваетесь ли в

совершенном

преступлении?»

12. Прежде чем

предоставит слово

присяжным, хотелось бы

предложить вашему

вниманию видеоролик с

опросом педагогов и

учащихся нашей школы,

которым предлагалось

решить, можно ли

оправдать Раскольникова.

Включается видеоролик с

опросом педагогов и

учащихся школы.(4

минуты )

13.Слово присяжным

заседателям. Решение

присяжных ляжет в

основу приговора суда.

Опираясь на жизненный

опыт, на морально –

нравственные принципы ,

соотнеся услышанное с

позицией Достоевского,

просим огласить вердикт.

Виновен!(4 минуты)

людям, о гордости и

тщеславии, о бесчеловечной

теории о «разрешении

крови по

совести».Порфирий

Петрович:»Солгал-то он

бесподобно, а натуру и не

сумел рассчитать. Вот оно,

коварство-то где-с!»Лужин

Петр Петрович: «У нас

много общего, но цель

разная: у Раскольникова –

это аргументировать свою

причастность к сильным

людям, у меня – употребить

преимуществами этих

людей без каких- либо

доказательств».Свидригайл

ов: «Какой шельмой станет,

когда дурь

повыветриться».Заметов:

«Да, вы

сумасшедший!»Вывод -

виновен. Убийство –

результат его свободного

выбора. За этим убийством

последовало несколько

смертей. Связь с

современностью(ролик

«Сегодняшний

Раскольников»).Группа

защиты представляет

собранные доказательства,

свидетельствующие о

присутствии в герое

человеческих качеств

таких ,как сострадании,

жалости, смелости.

Раскольников- человек

замечательного ума, глубоко

и тонко чувствует, способен

к постоянному

интеллектуальному анализу

своих и чужих поступков.

Он задавлен нищетой,

страдает от безвыходности

своего положения. Яркий

пример интеллигента,

увлекшегося

размышлениями и

рефлексиями. Все против

его. Защита приводит в

промежуточных целей с учетом

конечного результата.

14.Поступок

Раскольникова-

предельное испытание

идеи. Он думал убить и

остаться спокойным. Но

душа человека гораздо

сложнее:по мнению

Белинского, « это

лабиринт

неизвестности,тайник

я».Раскольников

двойственен и в

преступлении,и в

страдании:его душа

расколота надвое.

Попробуйте разгадать

символический смысл

полного имени главного

героя. (Родион – родина;

Романович – Романовых;

Раскольников –

расколота).

И в современной России,

исходя из материалов,

представленных

обвинением, есть

подобные проблемы;

неудавшиеся Наполеоны

существуют до сих пор

и , возможно, будут

существовать. (ролик

«Место происшествия» 1

минута)

Каково значение романа

Ф.М.Достоевского?

Значение романа

«Преступление и

наказание» выходит

далеко за пределы своего

времени.Он обращен и в

качестве смягчающих

обстоятельств болезненное

состояние героя, бывшие

«подвиги» по спасению

детей из горящего дома,

помощь бедному

студенту… Пульхерия

Александровна: «Помнишь,

как молился Богу? Ты –

наша надежда и упование!»

Авдотья Романовна

Раскольникова: «Я протяну

тебе руку. Разве ты идучи на

страдание, не смываешь

уже вполовину свое

преступление?!»Софья

Семеновна Мармеладова:

Это добрый и отзывчивый

человек. Видя людские

страдания, он пошел на

убийство. Я его союзница

по преступлению». Вывод –

страдалец за все

человечество. В последнем

слове Раскольников скажет

о своей исключительности,

непохожести на других

людей.»Я хотел добра

людям и сделал бы сотни

добрых дел в место одной

глупости. Я хотел себя

поставить в независимое

положение. Я признался .но

не раскаиваюсь».

Присяжные заседатели

озвучат позицию автора

романа: «Вызов обществу

оказывается губительным

для Раскольникова ,он не

понимает,что такими

методами нельзя что-либо

изменить, ибо перерождать

нужно не само общество. а

самого человека.

необходимо воспитывать

его во всем его

многообразии ,необходимо

воспитывать в нем

гармонию. Его бунт против

бесчеловечности сам носит

бесчеловечный характер и

ведет не к подъему и

будущее,предупреждая о

гибельности

индивидуалистического

бунта о тех

непредсказуемых

катастрофах ,.к которым

могут привести

новоявленные

Наполеоны,

презирающие миллионы

простых людей, их

естественные права на

жизнь,свободу и счастье.

расцвету, а к подавлению и

нравственному

умерщвлению личности».

Рефлексивно – оценочный этап .(5минут)

15.Как работалось вам в

группах?Какие

трудности

возникали?

Дом. Задание:заполнить

таблицу(проблема,

комментарий,

позиция

автор а,

а р г у м е н т ы ,

вывод),читать

роман

о

« п о л о ж и т е л ь н о

прекрасном

человеке»-

роман «Идиот».



В раздел образования