Автор: Иванова Татьяна Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: село Песь,Хвойнинский район,Новгородская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет
Тема: "Акробатика"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования
«Акробатика», физкультурно-спортивной направленности, ориентирована
на физическое совершенствование учащихся.
Новизна программы в том, что сейчас в работу дошкольных
учреждений активно вводится кружковая работа. Программа разработана
исходя из своих возможностей и условий и предназначена для углубленных
занятий с детьми 5-7 лет в доступной для них форме.
Обучение базируется на принципе дидактики «от простого к сложному» и
принципе оздоровительной направленности: правило – «не навреди
здоровью», разнообразие и новизна в подборе акробатических упражнений.
Программой предусмотрено выполнение контрольных нормативов по ОФП в
сентябре и мае и выполнение основных акробатических упражнений в конце
года, показательные выступления на праздниках в ДОУ.
Анализ практической работы в детском саду показывает, что
возможности детского организма на физкультурных занятиях используются
не полностью, не все виды упражнений, которые не только доступны, но и
полезны детям, осваиваются ими. В дошкольном возрасте закладываются
основы всестороннего развития личности ребенка. Важную роль при этом
играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание,
одной из основных задач которого является развитие и совершенствование
движений.
Актуальность программы в том, что занятия в кружке позволяют
развивать творческие задатки дошкольников, быстроту, силу, ловкость,
гибкость, вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и
точность движений, влияют на улучшение телосложения, на выработку
правильной осанки.
В кружок по запросу родителей набираются дети с хорошим
физическим развитием и физической подготовленностью, при отсутствии
медицинских противопоказаний в здоровье.
Данная программа базируется на «Основной образовательной
программе МАДОУ с.Песь»
Акробатика приобщает к творчеству, воображению, фантазии и
импровизации, в ходе чего у ребенка формируется адекватная оценка и
самооценка.
Акробатические упражнения предупреждают травматизм, так как учат
владеть своим телом, группироваться при падении во время двигательной
активности, пропагандируют здоровый образ жизни. Использование
акробатических упражнений дает не только возможность обогатить и
расширить круг доступных ребенку движений, но и формирует устойчивый
интерес и желание заниматься спортом, формируются навыки обращения со
спортивным оборудованием (ленточки, обручи, мячи, скакалки,
гимнастическая скамейка и т.д.
Цель
программы. Углубленное
обучение
детей
акробатиче ским
упражнениям в доступной для них форме
Задачи программы.
• Оздоровительные:
- сохранение и укрепление здоровья;
- укрепление мышечного корсета;
- формирование правильной осанки;
- профилактика плоскостопия;
• образовательные:
- обучение акробатическим упражнениям,
- формирование двигательных навыков и совершенствование
двигательных способностей – ловкости, силы, гибкости, быстроты
• развивающие:
- развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и
физическое совершенствование;
• воспитательные:
- формирование познавательного интереса и желание заниматься
спортом и радоваться своим достижениям,
• психологические:
- снятие психологической напряженности;
- воспитание сознательной дисциплины, воли.
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 36 часов.
Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.
Программа предназначена для детей 5-7 лет.
В группе 14 детей.
В зависимости от задач занятия и физической подготовленности,
занимающихся
пользуюсь
различными
методическими
способами
проведения упражнений: групповой и индивидуальное исправление ошибок,
проведение
эстафет
с
элементами
акробатики,
соревнования
на
скорость
выполнения, количество, точность выполнения упражнений.
К концу обучения ребенок будет знать правила поведения в
спортивном
зале,
правила
пользования
спортивным
инвентарем,
иметь
представление
о
гигиене
спортсмена,
о
терминологии
акробатических
упражнений.
Уметь выполнять равновесия, стойки (на лопатках, на голове и руках),
перекаты
вперед
и
назад,
кувырки,
полушпагаты,
мост
с
помощью,
«корзинку»,
«кольцо»,
упражнения
в
парах
и
группах.
Выполнить
контрольно-тестовые задания.
Для отслеживания динамики освоения образовательной программы
осуществляется промежуточная и итоговая диагностика.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала и на
формирование практических умений.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения в виде контрольно-
тестовых заданий в доступной для ребенка форме.
Учебный план
№ Наименование темы
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Правила поведения
в спортзале.
Правила
пользования
спортинвентарем.
1
-
2
Гигиена.
Предупреждение
травм.
Самоконтроль
1
-
3
ОФП и СФП
1
13
4
Акробатические
упражнения
1
15
5
Контрольные
испытания
-
4
ИТОГО
4
32
Содержание программы
Программа кружка включает в себя два раздела: теоретическая часть и
практическая часть. Программа рассчитана на два года обучения.
1. Теоретическая часть:
- правила поведения в спортивном зале.
- правила пользования спортивным инвентарем.
- гигиена спортсмена.
- терминология акробатических упражнений.
- самоконтроль
2. Практическая часть:
- общая физическая подготовка (строевые упражнения,
общеразвивающие упражнения для рук, шеи, туловища).
- специальная физическая подготовка (упражнения для развития
гибкости, силы, выносливости, ловкости, координации движений;
упражнения, способствующие развитию равновесия, скорости реакции;
упражнения на ориентировку в пространстве, на развитие чувства ритма и
др.).
- изучение и совершенствование техники акробатических упражнений
(«мостики», «рыбка», «корзинка», равновесие на одной ноге; стойки на
лопатках, на голове и руках; перекаты вперед и назад, кувырки,
упражнения в парах и др.)
- участие в соревнованиях внутри группы.
- подготовка номеров и выступление на праздниках в детском саду.
- контрольные испытания по общей физической подготовке и
специальной физической подготовке.
Программой предусмотрено выполнение контрольных нормативов по ОФП
в сентябре и мае и выполнение основных акробатических упражнений в
конце обучения.
1.
ОФП
тест
нормативы
Девочки
мальчики
Бег 30м
8,9 -7,7
8,4-7,6
П р ы ж к и
в
длину с места
66-94
87-109
Наклон
туловища
4-8
2-7
Подъем
туловища
11-13
10-15
1.
Выполнение акробатических упражнений
Акробатические упражнения
Варианты испытаний
Равновесие
«Стойкий оловянный солдатик»
«Ласточка» с опорой
Мост
Из положения лежа
Из положения стоя с помощью
Стойки:
-на лопатках
С согнутыми ногами
- на голове и руках
Ноги выпрямлены
С согнутыми ногами
Ноги выпрямлены
Шпагаты
Полушпагат
Прямой шпагат
Перекаты
Вправо- влево из положения «стрела»
В п р а в о - в л е в о
и з
п о л о ж е н и я
«муравьишка»
Кувырок
Вперед
«Корзинка»
Или «Кольцо»
Методическое обеспечение программы
С р е д с т в а
о бу ч е н и я
и
в о с п и т а н и я : гимнастические
скамейки,
гимнастические маты, шест, канат, веревочная лесенка, трапеция, кольца,
шведская стенка, ковер, скакалки, мячи, обручи, гантели, ленты, кубики,
массажеры, бубен, звукозаписи, картотека подвижных игр.
Методическое обеспечение программы:
В
программе
используются
различные
методические
способы
проведения занятий: рассказ в сочетании с показом преподавателя, детей,
поточный
метод
выполнения
упражнений,
проходной
метод,
круговая
тренировка, полоса препятствий, занятия, построенные на подвижных играх,
эстафетах,
с
элементами
танцев,
в
заключительной
части
занятия
в
обязательном
порядке
упражнения
и
игры
на
расслабление,
внимание,
дыхательные упражнения.
В зависимости от задач занятия и физической подготовленности,
занимающихся педагог может воспользоваться различными методическими
способами проведения упражнений.
При обычном способе педагог сочетает рассказ об упражнении с
одновременным
его
показом.
По
окончании
одного
упражнения
педагог
показывает
следующее.
Для
выполнения
упражнений
дети
могут
располагаться в колоне, в шеренге, в кругах, у опоры и т.д.
Поточный метод предлагает выполнение упражнений без остановки.
Показ
и
рассказ
осуществляют
по
ходу
выполнения
упражнений.
Такой
способ выполнения упражнений повышает интерес у детей, увеличивает
моторную
плотность
занятий
и
обеспечивает
решение
подготовительной
части в более короткое время.
При проходном методе упражнения выполняют на ходу или со
значительным перемещением детей. Это позволяет варьировать упражнение,
использовать различные повороты, прыжки, повороты танца.
Предполагается использование в работе с детьми метода круговой
тренировки, прохождение ими полосы препятствий, подвижные игры
различной интенсивности, эстафеты с элементами акробатики.
Задачами основной части занятия являются: развитие и
совершенствование основных физических качеств, формирование
правильной осанки, воспитание волевых и моральных качеств, творческой
активности, обучения основным прикладным навыкам, изучение и
совершенствование специальных упражнений акробатики.
Средства основной части занятия: акробатические упражнения,
группировки перекаты, кувырки и упражнения на снарядах, растягивания и
расслабления. Специальные упражнения для формирования правильной
осанки, хореографические упражнения, равновесия, ритмические,
прикладные упражнения, специальные виды ходьбы и бега, элементы
современного и народного танца, упражнения на связь движений с музыкой.
Для того чтобы избежать перегрузки, нужно своевременно определить
степень утомления каждого ребенка и если нужно снизить нагрузку.
Недостаточная нагрузка также не побуждает к высокой активности и не дает
положительных результатов.
К основным методам обучения относятся показ техники упражнений и
рассказ. Посредством этого у детей создаются двигательные представления о
движениях. Обычно на занятиях разучиваемое упражнение показывает
инструктор. В отдельных случаях его могут выполнять специально
подготовленные дети. Для освоения акробатического упражнения
предлагается ряд подготовительных действий, которые помогут детям
правильно и быстро освоить движение. Упражнения подбираются таким
образом, чтобы сохранилась последовательность их выполнения в процессе
обучения. Целесообразно подбирать хорошо знакомые ребенку движения и
только одно давать для разучивания.
Основные задачи заключительной части занятия – постепенное
снижение нагрузки; подготовка к предстоящей деятельности; подведение
итогов занятия.
Основными средствами заключительной части являются: различные
формы ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабления,
плавные движения руками, несложные, спокойные упражнения на связь
движений с музыкой, малоподвижные игры, короткие беседы, аутотренинг,
релаксация. В заключительной части постепенно снижается нагрузка и
подводятся итоги проделанной работы. Применение упражнений на
расслабление, потряхивание ног и рук ускоряет восстановительные процессы
в мышцах. Учитывая большую нагрузку на мышцы рук и ног целесообразно
научить детей простейшим приемам самомассажа. Для успокоения нервной
системы применяются спокойные игры, плавные и мягкие движения руками,
медленные и спокойные танцевальные шаги.
В повседневной жизни необходимо применять метод самостоятельной
отработки упражнений. Более способные активно помогают слабым.
Рекомендую детям домашние задания: проделать упражнения на силу,
гибкость, растягивание, повторить элементы акробатических упражнений.
Для организации образовательной деятельности необходимы следующие
условия:
- преподаватель физической культуры, высшая квалификационная
категория;
- спортивный зал, спортинвентарь и спортивное оборудование
(стандартное и нестандартное);
-специальная литература, использование ресурсов интернета, карточки,
картотека подвижных игр;
-аудио и звукозаписи.
Азбука акробатики.
К ней относятся равновесия, стойки, шпагаты, упоры, перекаты,
кувырки, мосты.
Равновесия – упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы ног и
спины. Акробатами используется в вольных упражнениях, в парных и
групповых пирамидах.
Стойки.
Стойка на лопатках (березка) -– упражнения, укрепляющие мышцы
спины и рук и подводящее к выполнению стоек на голове и руках.
Стойка на груди – упражнение, укрепляющее мышцы туловища, шеи, рук,
подводящее упражнение к выполнению стойки на руках.
Шпагаты – Упражнения, способствующие развитию гибкости, что
позволяет увеличить амплитуду движений, предупреждает возможные
растяжения связок и мышц при падениях и резких движениях.
Упоры – упражнения, укрепляющие мышцы рук, туловища и являются
подводящими к стойкам на руках.
Перекаты, кувырки – акробатические упражнения, развивающие
вестибулярный аппарат (ориентировку в пространстве) и способствуют
освоению различных сальто.
Гимнастические мосты - их выполнение развивает гибкость, кроме того,
они являются подводящими к выполнению переворотов вперед и назад.
Календарный учебный график
месяц
№
число
Акробатические
упр-ния
Упр-ния на
возвышенной и
наклонной
опоре
Группировки,
перекаты,
кувырки
ОРУ
СФП
сентябрь
1.04
2.11
3.18
Контрольные
испытания
Ходьба по
скамейке на
носках
С мячом
Бег 30м
Прыжки в длину
с места
Контрольные
испытания
Ходьба по
скамейке на
носках
С мячом
Подъем
туловища
Наклон
туловища
«Самолет»
Ходьба по
скамейке,
перешагивая
Группировка
сидя
С
гимнастической
палкой
4.25
через кубики
П\и «Удочка»
«Ванька-встанька»
Ходьба по
скамейке,
перешагивая
через кубики
Группировка
сидя
С
гимнастической
палкой
П\и «Удочка»
октябрь
5. 02
6. 09
7. 16
8. 23
9.30
«Стойкий
оловянный
солдатик»
Ходьба по
наклонной доске
Группировка
сидя
С
гимнастической
палкой
П\и «Удочка»
«Стрела» стоя
Ходьба по
наклонной доске
Группировка
сидя
С гантелями
П\и «Хвосты»
«Стрела» лежа
Забегание по
наклонной доске
Группировка
присев
С гантелями
П\и «Хвосты»
«Выпад»
Забегание по
наклонной доске
Группировка
присев
С гантелями
П\и «Охотник и
зайцы
»
«Лебедь»
Забегание по
наклонной доске
Группировка
присев
С косичками
П\и «Охотник и
зайцы
»
ноябрь
10.06
11.13
12.20
13.27
«Кран»
Соскок со
скамейки
Группировка
лежа
С косичками
П\и «Охотник и
зайцы
»
«Кран»
Соскок со
скамейки
Группировка
лежа
С косичками
П\и «Охотник и
зайцы
»
Стойка на лопатках,
согнув ноги
Соскок со
скамейки
Группировка
лежа
С кубиками
П\и Пятнашки-
приседашки
Стойка на
лопатках, согнув
ноги
Соскок со
скамейки,
согнув ноги
Перекат из
положения
«стрела»
С кубиками
П\и Пятнашки-
приседашки
декабрь
14.04
15.11
16.18
17.25
Полушпагат
Соскок со
скамейки,
согнув ноги
Перекат из
положения
«стрела»
С кубиками
П\и Пятнашки-
приседашки
Полушпагат
Соскок со
скамейки,
согнув ноги
Перекат из
положения
«стрела»
С лентами
П\и «Два
Мороза
»
Мост
Переползание
по скамейке на
четвереньках
Перекат вправо-
влево из
положения
«муравьишки»
С лентами
П\и «Два
Мороза
»
Мост
Переползание
по скамейке на
четвереньках
Перекат вправо-
влево из
положения
«муравьишки»
С лентами
П\и «Два
Мороза
»
январь
18.15
19.22
20.29
Мост
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
руками
Перекат вправо-
влево из
положения
«муравьишки»
Прыжки через
скакалку
«Кольцо»
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
руками
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
Прыжки через
скакалку
«Кольцо»
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
Прыжки через
скакалку
руками
февраль
21.05
22.12
23.19
24.26
«Кольцо»
Ходьба по
скамейке,
передавая мяч
из руки в руку
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
Прыжки через
скакалку
«Корзинка»
Ходьба по
скамейке,
передавая мяч
из руки в руку
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
С флажками
П\и «Охотники и
утки»
«Корзинка»
Ходьба по
скамейке,
передавая мяч
из руки в руку
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
С флажками
П\и «Охотники и
утки»
«Корзинка»
Забегание по
наклонной доске
Кувырок вперед
С флажками
П\и «Охотники и
утки»
март
25.05
26.12
27.19
28.26
«Ласточка»
Соскок со
скамейки,
согнув ноги
Кувырок вперед
Пробегание под
длинной
скаклкой
«Ласточка»
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
руками
Кувырок вперед
Пробегание под
длинной
скаклкой
Стойка на голове и
руках, согнув ноги
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
руками
Кувырок вперед
Пробегание под
длинной
скаклкой
Стойка на голове и
руках, согнув ноги
Забегание по
наклонной доске
Перекат вправо-
влево из
положения
«муравьишки»
Эстафеты с
элементами
акробатики
апрель
29.02
30.09
31.16
32.23
Стойка на голове и
руках, согнув ноги
Соскок со
скамейки,
согнув ноги
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
Эстафеты с
элементами
акробатики
Повторение
изученных
элементов
Ходьба по
скамейке,
передавая мяч
из руки в руку
Кувырок вперед
Прыжки через
длинную
скакалку
Повторение
изученных
элементов
Забегание по
наклонной
доске, соскок
Перекаты в
группировке
лежа вперед
назад
Прыжки через
длинную
скакалку
Повторение
изученных
элементов
Забегание по
наклонной
доске, соскок
Перекат вправо-
влево из
положения
«муравьишки»
Прыжки через
длинную
скакалку
33.30
Повторение
изученных
элементов
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
руками
Перекат из
положения
«стрела»
Прыжки через
Короткую
скакалку
май
34.14
.
35.21
Повторение
изученных
элементов
Переползание
по скамейке на
животе,
подтягиваясь
руками
Перекат из
положения
«стрела»
Прыжки через
длинную
скакалку
Контрольные
испытания
36.28
Контрольные
испытания
.
Литература:
1.
Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду», М.,
«Просвещение», 1973
2.
Буцинская П.П. и др. «Общеразвивающие упражнения в детском
саду», М., «Просвещение», 1990
3.
Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного
возраста», М., ТЦ «Сфера», 2005
4.
Литвинова О.М., «Система физического воспитания в ДОУ:
планирование, информационно-методические материалы, разработки
занятий, упражнений, спортивные игры», Волгоград: Учитель, 2007
5.
Меньшикова Н.К. «Гимнастика с методикой преподавания», М.,
Просвещение, 1990
6.
Акробатические кувырки. Дошкольное воспитание № 6 1996 г. Статья
Яковлевой Л.В., Юдиной Р.А. по программе «Старт».
7.
Акробатические прыжки со скамейки. Дошкольное воспитание № 8
1996 г. Статья Юдиной Р.А., Яковлевой Л.В. по программе «Старт».