Автор: Юрпалова Лариса Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Архангельская область г. Котлас п. Вычегодский
Наименование материала: Практикум
Тема: "Игры с мячом как средство речевого развития и оздоровления детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28 «Золотой ключик»
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ИГРЫ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»
ИНСТРУКТОР ПО ФК
Л. Н. ЮРПАЛОВА
2016
Цель:
создание
благоприятных
условий
для
психического
и
физического
развития
ребёнка.
Развитие
речи
детей
в
процессе
использования игр с мячом.
Методическая
разработка
рассчитана
на
использование
в
работе
с
детьми дошкольного возраста.
Мяч
—
удивительно
интересная
игрушка.
Пожалуй,
ничего
аналогичного — настолько простого и в то же время интересного — пока еще
люди не придумали. Отсутствие выступов, упругость и мягкость уменьшают
травмоопасность. Это одна из самых комфортных, доступных, безопасных
для здоровья игрушек.
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным
игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако
эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка,
но
и учит
мыслить,
развивает
наблюдательность,
является
средством
общения между людьми. Практика использования мяча показывает, что мяч
может быть прекрасным коррекционным инструментом.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры
с
ним
весьма
популярны,
они
ненавязчиво
и
системно,
в
свободной
увлекательной деятельности самого ребёнка развивают культуру движений,
ловкость, быстроту реакции, координацию, глазомер, учат психофизической
собранности.
И
выбор
мячей
достаточно
широк:
они
различного
цвета,
размера, качества. А применение игр с мячом в практике дает положительные
результаты: отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают
от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности,
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Само
движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может
быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое
другое.
Технология «Мяч и речь» включает в себя словесные, дидактические,
подвижные
игры
с использованием
мяча.
Таким
образом,
происходит
интеграция: речь + движение. [9,12]
Все
это
является
необходимыми
предпосылками
для
улучшения
функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на
выработку у детей правильных речевых навыков.
Здоровьесберегающая
игровая
технология
«Школа
мяча»
является
наиболее
комплексным
и универсальным
средством
развития
ребёнка
с нарушениями
речи,
поскольку
содействует
формированию
ориентации
в пространстве,
скорости
реакции,
координации
двигательных
действий,
способности
к согласованию
отдельных
движений,
развитию
силовых
и скоростных качеств. Дети с удовольствием играют в серию игр «С мячом
играем —
речь
развиваем»:
«Мяч
бросай —
слово
называй!»,
«Цепочка
звуков», «Лови да бросай — цвета называй».
Если ребёнок будет выполнять упражнения с мячом, сопровождая их
короткими
стихотворными
строчками,
то
речь
станет
более
чёткой,
ритмичной,
яркой,
и усилится
контроль
за
выполняемыми
движениями.
Развивается память ребенка, так как он запоминает определенные положения
руки,
последовательность
движений.
У ребенка
развивается
воображение
и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками»
целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев
приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем
облегчит овладение навыком письма. [4,15]
Совместная
игровая
деятельность
со взрослыми
и сверстниками
снимают
неуверенность,
зажатость
у ребенка,
которые
часто
связаны
с речевым дефектом или личностными комплексами.
А сейчас перейдём непосредственно к практике.
Раз, два, три, четыре, пять - будем с мячиком играть.
Младшая группа
Игра «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»
Правила игры: не бежать за мячом сразу, дождаться речевого сигнала.
Наш весёлый звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)
Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился)
А теперь его догоним (бежит за мячом , догоняет его)
Это сделать нам легко! (поднять мяч над головой «Поймал»)
Игра «МЯЧ В КРУГУ»
Дети прокатывают друг другу мячи, произнося слова:
Колобок, Колобок, у тебя румяный бок
Ты по полу покатись и Катюше улыбнись!
Игра «САЛЮТ»
Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу.
Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки: выстрелили пушки!
Люди пляшут и поют, в небе - праздничный салют! (дети подбрасывают
мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют! » дети перестают бросать мячи
вверх.
Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
Дозировка: 3-4 раза.
Средняя группа
Игра «СБЕЙ КЕГЛИ»
Посмотри, какие кегли, ровно – ровно в ряд стоят! (показать на кегли
руками)
К ним направим мяч умело, и они уже лежат! (толкнуть мяч, сбить кегли.)
Игра «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»
Действовать согласно тексту стихотворения.
Раскатились все мячи, покатились (бросит мяч из-за головы и побежать за
ним)
Вот распрыгались мячи, разыгрались (прыжки на месте с мячом в руках)
В уголок бегут мячи, убегают (бегут на исходную позицию)
Там попрятались мячи, отдыхают (присесть на корточки).
«ИГРА В МЯЧ»
Выполнять действия согласно тексту.
Кач, кач, кач, поиграть хотим мы в мяч! (дети берут мячи и встают в круг)
Из корзины, где игрушки, поскорей его достань и играть скорее встань.
Кач, кач, кач, высоко подбросим мяч! (бросать 2мя руками и ловить)
А потом его поймаем и подбросим снова ввысь, только мячик наш держись!
Кач, кач, кач, мы о пол ударим мяч! (бросать мяч 2мя руками о пол)
А потом его поймаем и ударим снова вниз, только мячик наш держись!
Кач, кач, кач, утомился бедный мяч (положить в корзину)
Закатился в уголок и тихонечко умолк! [1,35]
Старшая группа
Игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕ СЪЕДОБНОЕ»
Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя разные
предметы. Если это слово съедобное – ребёнок мяч ловит, если нет – не
ловит.
Примечание: существуют разные варианты игры : «Летает не летает» и т.д.
Игра «БЫСТРЫЙ МЯЧИК»
Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, ритмично, в
соответствии с текстом, читая стихи:
Разноцветный, быстрый мячик без запинки скачет, скачет. (бросают мяч
вверх ловят)
Часто, часто, низко, низко, от земли к руке так близко. (отбивают о землю)
Скок и скок, скок и скок, не достанешь потолок. (бросают мяч вверх ловят)
Скок и скок, стук и стук, не уйдёшь от наших рук. (отбивают о землю)
Игра «ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ»
Дети стоят по кругу. Водящий в центре кидает им мяч. Произнося одно из 4х
слов:
- земля (животные)
- вода (кто живёт в воде)
- воздух (кто летает)
- огонь (отбить мяч)
Подготовительная группа
Игра «Я ЗНАЮ»
В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я
знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать
можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще
один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится
в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого
цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».
Игра «СЛОВЕСНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ»
Все встаем в круг. Кидаем мяч через центр круга. Называем
существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит.
За бессмыслицу – временно выходим из игры.
Игра «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, согласуя движения с ритмом
произносимых слов. Кого запятнают – пропускает один ход игры. Мяч
бросать, целясь в ноги.
Раз, два, три – мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет!
Последний, к кому попал мяч, говорит «Я!», выходит в середину и бросает
мяч, стараясь осалить разбегающихся детей.
Список литературы:
1.
Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.
Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144с. – (Логопед в ДОУ).
2. Игнатова Л. В., Волик О. И., Кулакова В. Д., Холюкова Г. А. Программа
укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –
144с. (Здоровый малыш).
3. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжёлыми
нарушениями
речи.
Методика
коррекционно-восстановительной
работы
с
детьми
3-4
лет;
конспекты
занятий,
игры
и
упражнения.
–
М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2002 – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)
4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СП.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80 с. (Кабинет логопеда.)
5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Вторая младшая
группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Средняя группа. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
7 .
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Старщая группа. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с
8.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Подготовительная
группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с
9.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт. – сост.
О. Н. Моргунова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 176 с.