Напоминание

"Игры с мячом как средство речевого развития и оздоровления детей"


Автор: Юрпалова Лариса Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Архангельская область г. Котлас п. Вычегодский
Наименование материала: Практикум
Тема: "Игры с мячом как средство речевого развития и оздоровления детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28 «Золотой ключик»

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИГРЫ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»

ИНСТРУКТОР ПО ФК

Л. Н. ЮРПАЛОВА

2016

Цель:

создание

благоприятных

условий

для

психического

и

физического

развития

ребёнка.

Развитие

речи

детей

в

процессе

использования игр с мячом.

Методическая

разработка

рассчитана

на

использование

в

работе

с

детьми дошкольного возраста.

Мяч

удивительно

интересная

игрушка.

Пожалуй,

ничего

аналогичного — настолько простого и в то же время интересного — пока еще

люди не придумали. Отсутствие выступов, упругость и мягкость уменьшают

травмоопасность. Это одна из самых комфортных, доступных, безопасных

для здоровья игрушек.

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным

игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако

эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка,

но

и учит

мыслить,

развивает

наблюдательность,

является

средством

общения между людьми. Практика использования мяча показывает, что мяч

может быть прекрасным коррекционным инструментом.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры

с

ним

весьма

популярны,

они

ненавязчиво

и

системно,

в

свободной

увлекательной деятельности самого ребёнка развивают культуру движений,

ловкость, быстроту реакции, координацию, глазомер, учат психофизической

собранности.

И

выбор

мячей

достаточно

широк:

они

различного

цвета,

размера, качества. А применение игр с мячом в практике дает положительные

результаты: отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают

от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности,

развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Само

движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может

быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое

другое.

Технология «Мяч и речь» включает в себя словесные, дидактические,

подвижные

игры

с использованием

мяча.

Таким

образом,

происходит

интеграция: речь + движение. [9,12]

Все

это

является

необходимыми

предпосылками

для

улучшения

функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на

выработку у детей правильных речевых навыков.

Здоровьесберегающая

игровая

технология

«Школа

мяча»

является

наиболее

комплексным

и универсальным

средством

развития

ребёнка

с нарушениями

речи,

поскольку

содействует

формированию

ориентации

в пространстве,

скорости

реакции,

координации

двигательных

действий,

способности

к согласованию

отдельных

движений,

развитию

силовых

и скоростных качеств. Дети с удовольствием играют в серию игр «С мячом

играем —

речь

развиваем»:

«Мяч

бросай —

слово

называй!»,

«Цепочка

звуков», «Лови да бросай — цвета называй».

Если ребёнок будет выполнять упражнения с мячом, сопровождая их

короткими

стихотворными

строчками,

то

речь

станет

более

чёткой,

ритмичной,

яркой,

и усилится

контроль

за

выполняемыми

движениями.

Развивается память ребенка, так как он запоминает определенные положения

руки,

последовательность

движений.

У ребенка

развивается

воображение

и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками»

целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев

приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем

облегчит овладение навыком письма. [4,15]

Совместная

игровая

деятельность

со взрослыми

и сверстниками

снимают

неуверенность,

зажатость

у ребенка,

которые

часто

связаны

с речевым дефектом или личностными комплексами.

А сейчас перейдём непосредственно к практике.

Раз, два, три, четыре, пять - будем с мячиком играть.

Младшая группа

Игра «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

Правила игры: не бежать за мячом сразу, дождаться речевого сигнала.

Наш весёлый звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился)

А теперь его догоним (бежит за мячом , догоняет его)

Это сделать нам легко! (поднять мяч над головой «Поймал»)

Игра «МЯЧ В КРУГУ»

Дети прокатывают друг другу мячи, произнося слова:

Колобок, Колобок, у тебя румяный бок

Ты по полу покатись и Катюше улыбнись!

Игра «САЛЮТ»

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу.

Взрослый вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки: выстрелили пушки!

Люди пляшут и поют, в небе - праздничный салют! (дети подбрасывают

мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют! » дети перестают бросать мячи

вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

Дозировка: 3-4 раза.

Средняя группа

Игра «СБЕЙ КЕГЛИ»

Посмотри, какие кегли, ровно – ровно в ряд стоят! (показать на кегли

руками)

К ним направим мяч умело, и они уже лежат! (толкнуть мяч, сбить кегли.)

Игра «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

Действовать согласно тексту стихотворения.

Раскатились все мячи, покатились (бросит мяч из-за головы и побежать за

ним)

Вот распрыгались мячи, разыгрались (прыжки на месте с мячом в руках)

В уголок бегут мячи, убегают (бегут на исходную позицию)

Там попрятались мячи, отдыхают (присесть на корточки).

«ИГРА В МЯЧ»

Выполнять действия согласно тексту.

Кач, кач, кач, поиграть хотим мы в мяч! (дети берут мячи и встают в круг)

Из корзины, где игрушки, поскорей его достань и играть скорее встань.

Кач, кач, кач, высоко подбросим мяч! (бросать 2мя руками и ловить)

А потом его поймаем и подбросим снова ввысь, только мячик наш держись!

Кач, кач, кач, мы о пол ударим мяч! (бросать мяч 2мя руками о пол)

А потом его поймаем и ударим снова вниз, только мячик наш держись!

Кач, кач, кач, утомился бедный мяч (положить в корзину)

Закатился в уголок и тихонечко умолк! [1,35]

Старшая группа

Игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕ СЪЕДОБНОЕ»

Ведущий бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя разные

предметы. Если это слово съедобное – ребёнок мяч ловит, если нет – не

ловит.

Примечание: существуют разные варианты игры : «Летает не летает» и т.д.

Игра «БЫСТРЫЙ МЯЧИК»

Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, ритмично, в

соответствии с текстом, читая стихи:

Разноцветный, быстрый мячик без запинки скачет, скачет. (бросают мяч

вверх ловят)

Часто, часто, низко, низко, от земли к руке так близко. (отбивают о землю)

Скок и скок, скок и скок, не достанешь потолок. (бросают мяч вверх ловят)

Скок и скок, стук и стук, не уйдёшь от наших рук. (отбивают о землю)

Игра «ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ»

Дети стоят по кругу. Водящий в центре кидает им мяч. Произнося одно из 4х

слов:

- земля (животные)

- вода (кто живёт в воде)

- воздух (кто летает)

- огонь (отбить мяч)

Подготовительная группа

Игра «Я ЗНАЮ»

В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я

знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать

можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще

один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится

в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого

цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».

Игра «СЛОВЕСНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ»

Все встаем в круг. Кидаем мяч через центр круга. Называем

существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит.

За бессмыслицу – временно выходим из игры.

Игра «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, согласуя движения с ритмом

произносимых слов. Кого запятнают – пропускает один ход игры. Мяч

бросать, целясь в ноги.

Раз, два, три – мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет!

Последний, к кому попал мяч, говорит «Я!», выходит в середину и бросает

мяч, стараясь осалить разбегающихся детей.

Список литературы:

1.

Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.

Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144с. – (Логопед в ДОУ).

2. Игнатова Л. В., Волик О. И., Кулакова В. Д., Холюкова Г. А. Программа

укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –

144с. (Здоровый малыш).

3. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с

тяжёлыми

нарушениями

речи.

Методика

коррекционно-восстановительной

работы

с

детьми

3-4

лет;

конспекты

занятий,

игры

и

упражнения.

М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2002 – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)

4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,

пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СП.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80 с. (Кабинет логопеда.)

5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Вторая младшая

группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.

6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Средняя группа. –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.

7 .

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Старщая группа. –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с

8.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду: Подготовительная

группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с

9.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт. – сост.

О. Н. Моргунова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 176 с.



В раздел образования