Автор: Кудрявцева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"СРЦдН"
Населённый пункт: Белгородской области.п.Ивня
Наименование материала: статья
Тема: "Права ребенка в обществе"
Раздел: дополнительное образование
Права ребенка в обществе
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми
должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий:
расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного или иного положения (Всеобщая
декларация прав ребёнка).
В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по
правам ребёнка являются:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
Наряду с национальными законодательными актами действуют международные
документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского
права. Среди них самыми значимыми являются:
Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей (1990).
Историческая справка
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах
ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный
документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель:
разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для
государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала
Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,
устанавливает следующие принципы:
1.
Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации
права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений
и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного положения, рождения или иного
обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
2.
Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена
специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия,
которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно,
духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях
свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным
соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
3.
Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и
гражданство.
4.
Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему
должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью
специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери,
включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право
на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
5.
Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом
или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы,
образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
6.
Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в
любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под
ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и
моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен,
кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть
разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти
должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих
семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или
иные пособия на содержание детей.
7.
Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть
бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему
должно даваться образование, которое способствовало бы его общему
культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства
возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание
моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим
принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и
обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку
должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были
бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы
публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать
осуществлению указанного права.
8.
Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым
получает защиту и помощь.
9.
Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,
жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то
ни было форме.
10.
Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего
возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или
разрешаться работа, или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или
образования или препятствовали его физическому, умственному или
нравственному развитию.
11.
Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять
расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен
воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами,
мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и
способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Во многих странах указанный документ послужил базой для принятия законов,
регулирующих статус детей. Все российские правовые акты в этой сфере берут
своё начало из этих десяти принципов декларации
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий
из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.
В статье 3 Конвенции ООН о правах ребенка говорится:
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу,
которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и
обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него
ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие
законодательные и административные меры».
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы
обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих
родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих
случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и
развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их
основной заботы» (ст. 18).
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность
предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент
большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна
присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24
июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов
ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях
создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и
законных интересов ребенка.
Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека,
как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и
главное, что дано человеку.
Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам
бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,
других поступлений.
Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное
медицинское обслуживание.
Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное
общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие,
обеспечивают получение детьми основного общего образования.Каждый вправе
на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в
государственном или муниципальном образовательном учреждении и на
предприятии.
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с
окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь,
входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того,
чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью
социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его
обогащает.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в
большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает
ребенок, - это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с
братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других
социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Однако сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с
семейным правом, Семейным кодексом РФ.
Права несовершеннолетних детей, в первую очередь закрепляются в главе 11
Семейного кодекса РФ:
1.
Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на
воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает
предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и
духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок
имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением
случаев, когда это противоречит его интересам).
2.
Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.
55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от
конкретных родителей является основанием для возникновения правовых
отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли
родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
3.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56
СК РФ).
4.
Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права
подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует
считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно
затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья
57 СК).
5.
Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное
ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию,
переходящую к потомкам.
6.
Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей
до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и
попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя
ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого
родителя (ст. 59 СК РФ).
7.
Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение
содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах,
которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок
является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им
доходов.
8.
Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими
членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие
полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение (ч. 1 ст. 65 СК РФ).