Напоминание

"Одаренные дети"


Автор: Гузовская Алла Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО МДДиЮ
Населённый пункт: Ростовская обл, Миллеровский район, Ст. Мальчевская
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренные дети"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО МальчевскийДДиЮ.

СООБЩЕНИЕ

НА

ТЕМУ

:

Разработчик: Гузовская А.Н.-

методист МДДиЮ.

2017 г.

Изучение феномена одаренности длится уже более сотни лет. Но до сих пор в нашем

понимании термин «одаренность» часто отождествляют с терминами «гений» и

«талант». Одаренным считается ребенок, значительно опережающий сверстников в

умственном

развитии,

либо

выделяющийся

среди

других

специальными

способностями

(музыкальными,

художественными,

спортивными).

В

научной

литературе и в обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами

(чудо – ребенок).

Одаренность детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в

передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять

эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Современное

состояние

общества

характеризуется

повышением

внимания

к

внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Сейчас в

психолого-педагогической

науке

принято

рассматривать

одаренность

как

динамическое явление.

Детская одаренность - сложный итог труднопрогнозируемого взаимодействия

средовых и генотипических факторов.

Что такое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего

таланта, или хорошая подготовка к учебной деятельности?

Детская одаренность делится на:

Явную (именно ее мы сразу и замечаем);

Возрастную (исчезающую с возрастом);

Скрытую,

непроявленную

(эти

дети

больше

всего

доставляют

неудобства).

Детский

возраст — период впитывания, накапливания знаний. Успешному

выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные

способности

детей

этого

возраста:

доверчивое

подчинение

авторитету,

повышенная восприимчивость, наивно-игровое отношение ко многому из того, с

чем они сталкиваются.

Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие

во многом изменяют свое значение.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная

готовность,

расположенность

к

умственному

росту.

Например:

некоторые

черты

подросткового

возраста

-

деятельная

энергия,

настрой

на

самостоятельное

достижение

цели

обретают

особую

силу,

если

становятся

присущи, вследствие ускоренного хода развития, детям младшего возраста, с их

повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда

впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму

жизнь.

Таким

образом,

возрастное

явление

-

своеобразие

хода

развития

-

сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности - та почва,

на которой могут вырастать выдающиеся способности.

Необычайная

умственная

активность

и

энергия

познавательных

знаний,

например,

у

пятилетнего

ребенка

еще

не

дают

гарантий,

что

такое

сохранится

надолго. Могут измениться интересы и устремления.

Известны

слова JI. Н. Толстого о вундеркиндах: «Сколько я их встречал и

сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю!

Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!»

Но

это

не

значит,

что

ранние

проявления

одаренности

вообще

не

надо

принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным.

Выделяют

несколько

категорий

детей,

называемых

обычно

одаренными.

Каждая категория отражает определенное отношение к пониманию одаренности

как психологического явления.

Интеллектуальная

одаренность: фонематическое

восприятие

(слух);

саморегуляция учебных действий; словарное развитие; кратковременная память и

способность делать элементарные умозаключения.

Творческая

одаренность: творческие способности, творческие умения;

творческая мотивация.

Творчество — естественный процесс, порождаемый сильной потребностью

человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или

неопределенности.

Талантливые дети — особая категория одаренных.

Модель одаренности:

Креативность — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Интеллект —

способность

к

однонаправленному,

последовательному,

логическому мышлению.

Мотивация — направленность личности. Качества направленности: уровень,

широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

Как работать с одаренными детьми.

УДО

кладезь

для

непрерывного

образования.

Здесь

могут

заниматься

и

малыши,

и

уже

взрослые

люди

было

бы

желание,

а

многопрофильное,

интегрированное обучение по индивидуальным программам для разных возрастных

групп

детей

с

различной

степенью

их

подготовленности

представят

педагоги

дополнительного образования в объединениях по направлениям.

Родители, педагоги, психологи изобретают разные способы выявления природных

задатков и их развития у детей.

Если «избранники судьбы», которые чуть ли не с пеленок несут на себе печать

особого дарования и при этом переживают немалые трудности в своей школьной и

домашней жизни. Занятия, которыми они увлечены, лишают их свободы и радости,

которыми расцвечены дни детства их сверстников. Они – добровольные рабы своего

таланта. Но, тем не менее, они нуждаются в том, чтобы кто – то встал на защиту их

природных

прав:

жить

полноценной,

многообразной,

счастливой

жизнью;

развиваться разносторонне, а не только в заданном судьбой, случаем направлении.

Работа с одаренными детьми,

безусловно, ставит перед коллективом педагогов

немало весьма специфических проблем. Одна из самых трудных – проблема подбора

педагогов

для

одаренных

детей.

Ведь

педагогу

необходимо

изучить

все

индивидуальные

особенности

поведения

своего

воспитанника:

его

нежелание

безоговорочно

подчиняться

и

принимать

все

вышесказанное

вами

в

веру;

его

«тугодумство»

или,

наоборот,

привычка

моментально

высказываться

вслух,

перебивать других; отключаться от урока («уходить в себя»). Такого ребенка надо

сначала понять и принять, а лишь потом думать о его воспитании. Поэтому основное

требование к педагогам одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к

его личности. Ведь у одаренного ребенка, как правило, очень высокая самооценка и

ему она необходима, именно в ней ребенок черпает силу своего каждодневного

напряженного труда. Педагог не должен разрушать это мнение ребенка,а наоборот в

минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными способностями.

Все дети стремятся к познанию и творчеству. Необходимо, чтобы дети, придя в

дополнительное образование, обнаружили, что здесь:

- интересно;

- положительный психологический климат;

-

заметят

способность

и

индивидуальность

ребенка,

и

будет

данавозможность развить это;

- просто каждый педагог знает ребенка по имени, и все обучающиесязнают друг

друга.

А мы, педагоги, в свою очередь должны создать максимально благоприятные

условия для:

получения ребенком образования;

ф о р м и р о в а н и я

и

р а з в и т и я

с о ц и а л ь н о

у с п е ш н о й

л и ч н о с т и

свободной,творческой,

саморазвивающейся,

обладающей

определенными

специальными знаниями и практическими навыками;

ф о р м и р о в а н и я

г р а ж д а н с к и х

и

н р а в с т в е н н ы х

к а ч е с т в ,

соответствующимобщечеловеческим ценностям;

духовного возрождения образования.

Учебные программы должны быть составлены с учетом возраста детей и уделять

внимание способностям детей к творчеству и исполнительному мастерству:

предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важныхпроблем;

предусматривать

развитие

продуктивного

мышления,

а

также

навыковего

практического применения;

поощрять инициативу и самостоятельность в усвоении и развитии.

Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение

педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в

виде

работы

творческих

групп,

микроколлективов

и

т.п.,

что

дает

хорошую

возможность уделить каждому ребенку максимум внимания.

Результатом

такой

работы

можно

считать

не

только

интеллектуальное

обогащение

детей,

опыт

исследовательского

и

творческого

мышления,

но

и

личностное развитие ребенка: повышение самооценки и уверенности в себе,

умение

обсуждать,

анализировать

свои

гипотезы,

умение

презентовать

свой

продукт.



В раздел образования