Напоминание

Игра "Здоровье. Ответственность. Жизнь"


Автор: Новикова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: город Фролово, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра "Здоровье. Ответственность. Жизнь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

городского округа город Фролово

Игра

«

Здоровье

.

Ответственность

.

Жизнь

»

Разработчик:

Новикова Марина Николаевна,

педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДТ

Адрес: 403540, ул. Народная, д. 33,

г. Фролово, Волгоградская обл.

тел. 8(84465)2-41-17

2017

Оглавление

1.

Введение

2.

Сценарий мероприятия

3.

Ожидаемые результаты

4.

Методические рекомендации

5.

Список использованной литературы

6.

Приложение 1

7.

Приложение 2

8.

Приложение 3

Введение

Методическая разработка «Игра «Здоровье. Ответственность. Жизнь»

предназначена

для

помощи

педагогам

дополнительного

образования

и

учителям

общеобразовательных

учреждений

в

организации

работы

по

привлечению внимания подростков к вопросам ЗОЖ, профилактике болезней

и укреплении здоровья.

Игра состоит из трех этапов.

I этап – тест-вопросы для расшифровки кодового слова;

II этап – задание по принципу «Верю-не верю»;

III этап – конкурс капитанов.

Игра «Здоровье. Ответственность. Жизнь» способствует пониманию

детьми здоровья как эстетической и нравственной ценности, повышению

привлекательности

ЗОЖ,

активизации

позиции

подростка

в

преодолении

трудностей, в сопротивлении антисоциальному давлению.

Актуальность

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от

множества факторов. Особую актуальность проблема здорового образа жизни

приобретает в подростковой среде – потенциально наиболее активной части

населения, поэтому методическая разработка предназначена для детей 12-15

лет. Для подростков приоритетом является мнение сверстников, они активно

подражают взрослым. Учитывая данную информацию, можно организовать

мероприятия,

позволяющие

интересно

и

познавательно

проводить

время.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования ежедневно

предоставляет

подросткам

возможность

для

реализации

процессов

самообразования и самосовершенствования.

Форма проведения мероприятия: игра

Тип мероприятия: интеллектуально-познавательное

Цель: Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

Задачи:

1.

Показать

негативное

влияние

психотропных

веществ

на

здоровье и будущую жизнь подростков.

2.

Формировать навыки здорового образа жизни.

3.

Воспитать логику, память, мышление.

Участники игры - подростки 12 - 15 лет.

Количество участников: 2 команды произвольного количества.

Длительность мероприятия: 20 - 30 мин.

Реквизит:

доска,

лист

бумаги

с

изображением

слова

с

пустыми

ячейками (из двенадцати букв), столик, 36 карточек с буквами (размером с

ячейку),

листы

с

текстами

скороговорок

(12

шт.),

слоганы

для

зала

(примерные):

«Энергия, а не энергетик. Спорт, а не спирт»; «У тебя одна

жизнь – от наркотиков откажись»; «Забудь пароль, сотри свой ник, нажми

«Esc» - и на турник».

Предварительная

подготовка:

разработка

сценария;

подготовка

и

распечатка

текста; опрос на тему: «Как я отношусь к своему здоровью»

(Приложение 1).

Сценарий мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята.

Мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о здоровом образе жизни. ЗОЖ

сегодня – это требование времени. Современный человек, строя свой день,

свою жизнь, свое здоровье, обязан идти в ногу со временем.

В проведенном опросе вы показали ваше отношение к своему здоровью. В

ходе игры «Здоровье. Ответственность. Жизнь»

вы узнаете о негативном

влиянии

вредных

привычек

на

ваше

здоровье

и,

надеюсь,

поймете,

что

качество жизни человека зависит от того, насколько внимательно и заботливо

он сам относится к здоровью.

I этап

Участники делятся на две команды и выбирают капитанов.

Ведущий: В первом задании вы отвечаете на 12 вопросов, по количеству букв

в этом зашифрованном слове (указывает на него). На каждый вопрос (четные

вопросы у одной команды, нечетные – у другой) я буду давать 3 варианта

ответа, а вы должны будете выбрать нужный вариант и прикрепить букву, под

которой находится ответ в горизонтальный ряд зашифрованного слова. Буквы

лежат перед вами на столе. Если все сделаете правильно, то в выделенных

клетках прочитаете знакомое слово из 12 букв.

Вопрос №1. Закончите цитату немецкого философа Артура Шопенгауэра:

«Девять десятых нашего счастья зависит от …».

П

здоровья

О

богатства

Т

погоды

Это интересно: мудреца спросили: «Что является для человека наиболее

ценным и важным в жизни: богатство или слава?».

Вот

что

ответил

мудрец:

«Ни

богатство,

ни

слава

не

делают

человека

счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Вопрос

№2.

При

здоровом

питании

овощи,

фрукты

и

зелень

должны

составлять от употребляемой пищи …

Ж

10%

И

80%

Р

30-50%

Это важно: вы должны желать быть хозяином жизни - верить в то, что

здоровое поведение в действительности даст положительные результаты.

Вопрос №3. Как называется наука о чистоте тела?

С

анатомия

О

гигиена

Н

биология

Это важно: уважайте себя, ведь вы достойны наслаждаться всем самым

лучшим, что может предложить вам жизнь.

Вопрос №4. Какой ядовитый газ вдыхает курильщик?

М

кислород

И

аргон

Ф

угарный газ

Это важно: основные заболевания при курении – это заболевания нервной

системы.

Это

отравление

клеток

мозга,

что

сопровождается

ухудшением

памяти, зрения, умственных способностей.

Вопрос

№5.

Закончите

пословицу:

«Утро

встречают

зарядкой,

вечер

провожают…».

Х

газировкой

И

прогулкой

Т

шоколадкой

Это

важно:

успешность

и

высокое

качество

жизни

зависит

от

вашей

культуры, от того, насколько внимательно и заботливо вы сами относитесь к

здоровью.

Вопрос №6. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить

нормальный баланс воздуха и крови в легких?

Л

одну

Е

10

Н

50

Это важно: курение пагубно влияет на пищеварительную систему: приводит

к циррозу печени; развивается язвенная болезнь желудка; рак полости рта,

пищевода и поджелудочный железы

Вопрос

№7. Что делает металл полоний - 210, содержащийся в табаке, с

курильщиком и окружающими?

Е

заряжает

Д

усыпляет

А

облучает

Это

важно:

при

курении

страдает

кровеносная

система.

Стенокардия

и

инфаркт миокарда возникает в 13 раз чаще у курильщиков!

Вопрос №8. Когда надо обязательно мыть руки?

Л

перед улицей

У

после еды

К

перед едой

Это интересно: наше здоровье зависит на 20% - от окружающей среды, на

20% - от наследственных факторов, на 10% – от медицинского обслуживания,

на 50% - от образа жизни.

Вопрос №9. В Древнем Риме запрещалось пить до …?

Р

20 лет

О

45 лет

Т

30 лет

Это интересно: римляне говорили: «Пьяницы рождают пьяниц». А некоторые

китайские императоры пьяниц казнили.

Вопрос №10. Закончите поговорку: «После первой рюмки пьяница похож на

павлина, после второй – на обезьяну, а потом превращается в …».

В

человека

И

свинью

Д

насекомое

Это

важно:

алкоголь

особенно

активно

влияет

на

несформированный

подростковый организм, постепенно разрушая его.

Вопрос №11. Слово «наркомания» произошло от греческих слов «narke» и

«mania». Как переводится первое из них?

Т

надежда

О

наглость

К

оцепенение

Это

важно:

наркомания

в

целом

угрожает

генетическому

вырождению

поколений. Она убивает сразу три из них:

во

первых,

у

наркомана

не

будет

детей,

либо

они

рождаются

с

врожденными дефектами;

во – вторых, сам наркоман умрет через 5 – 7 лет от общего отравления

организма, либо от передозировки;

в – третьих, от горя «угаснут» его родители. Желали ли вы этого для себя и

своей семьи, друзей?

Вопрос №12. Закончите пословицу: «В здоровом теле – здоровый …».

Ш

цвет

А

дух

Г

рост

Вы отгадали важное слово «ПРОФИЛАКТИКА» и я уверена, что именно она

поможет вам сохранить здоровый дух.

II этап

Ведущий:

В

отгаданном

ранее

слове

было12

букв,

поэтому

сейчас

вам

предстоит ответить на 12 вопросов по принципу «Верю – не верю». Только

ваш ответ должен быть «Да» или «Нет». Каждая команда отвечает на 6

вопросов (поочередно).

1.

Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да)

2.

Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

3.

Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

4.

Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

5.

Чтобы сохранить зубы здоровыми, надо есть много сладкого? (нет)

6.

Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их 2 раза в день (да)

7.

Правда ли, что закаливанию в жаркий день способствует питье ледяной

воды? (нет)

8.

Чтобы беречь глаза, нужно читать лежа? (нет)

9.

Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

10. Верно ли, что человек курящий и принимающий алкоголь чрезвычайно

восприимчив к любым инфекционным заболеваниям? (да)

11.Чтобы защититься от микробов, мы не должны мыть овощи и фрукты

перед употреблением (нет)

12.Встаньте со своих мест, попрыгайте, сделайте наклоны в стороны. Как

можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? Правильно, разминка,

физкультминутка.

Способствует

ли

подвижный

образ

жизни

укреплению здоровья? (да)

III этап

Ведущий: Задание «Умей сказать «Нет!». Как известно, люди порочными не

рождаются,

а

становятся.

Вредные

привычки,

пороки

вырастают

из

маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение

вкусной

едой

может

перерасти

в

обжорство,

а

удовольствие

от

бокала

шампанского – в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека – вовремя

остановиться, сказать себе и другим «Нет!».

В конкурсе участвуют капитаны каждой команды, они должны завершить

незаконченный

рассказ

так,

как

если

бы

были

на

месте

героя (ведущий

читает рассказ).

«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и

вместе проводили время. Все ребята и я в том числе, курили сигареты.

Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое – то

вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать.

Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» можно «словить

кайф» и эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности, что некоторые

попробовали сразу. Я отказался. Он попытался убедить меня, что ничего не

случится, если я разок попробую…»

Ведущий: Молодцы. Будьте всегда настоящими друзьями, если кто – то из

ваших приятелей попал в наркотическую зависимость, помогите ему. Лучше

всего

убедите

друзей

посмотреть

в

глаза

своим

проблемам

и

уговорите

обратиться за помощью к врачам.

Финал

Ведущий:

Одной

из

составляющих

здоровья

являются

положительные

эмоции. Бывает, что человек на протяжении долгого времени переживает,

волнуется или на кого – то сердится, кому – то завидует, даже злорадствует.

Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции, а они очень вредны

для

здоровья.

Чтобы

человек

был

здоровым,

он

должен

испытывать

положительные эмоции. Попрошу выйти 12 самых смелых ребят, которые

будут

произносить

скороговорки (Приложение

2)

и

добавлять

себе

и

окружающим положительных эмоций.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы попытались в

игровой форме ввести вас в круг проблем, которые к вам, возможно, и не

имеют

отношения.

Надеюсь,

что

вы

для

себя

выберите

здоровый

образ

жизни, без глупого риска, без алкоголя, без наркотиков. И проведете свой

корабль

под

названием

«Жизнь»

до

пристани

«Уважаемая

старость»

достойно.

Жизнь – это возможность, используй ее.

Жизнь – это радость, ощущай ее.

Жизнь – это красота, удивляйся ей.

Жизнь – это наслаждение, отведай его.

Жизнь – это сон, разгадай его.

Жизнь – это вызов, встреть его.

Жизнь – это обязанность, исполни ее.

Жизнь – это сокровище, цени его.

Жизнь – это игра, играй в нее.

Жизнь – это богатство, сохрани его.

Жизнь – это любовь, радуйся ей.

Жизнь – это тайна, познай ее.

Жизнь – это обещание, выполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это гимн, спой его.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это драма, стань с ней лицом к лицу.

Жизнь – это приключение, отдайся ему.

Жизнь – это успех, твори его.

Жизнь – это жизнь, защити ее.

Ожидаемые результаты

Выполнение

заданий

интеллектуально

познавательной

игры

«Здоровье. Ответственность. Жизнь» ставит подростков в позицию раздумий

и

поисков.

Тем

самым

у

них

возникает

понимание

важности

состояния

собственного

здоровья

для

творческой,

активной,

социально

полезной,

и

будущей профессиональной деятельности.

Выбор будущей специальности

определяется

кругом

требований,

которые

предъявляются

к

состоянию

здоровья человека. Положительным результатом игры становится появление

стремления сохранить и укрепить свое здоровье.

Методические рекомендации

1. Для вовлечения подростков в процесс здоровьетворчества важно, чтобы

среда мотивировала их на эту деятельность. Например, в помещении, где

проводится

мероприятие,

всеобщее

внимание

могут

привлекать

«говорящие

стены»

(цитаты,

плакаты

о

здоровье,

выставки

детских

коллажей).

Все

это

заставляет

задуматься

над

самим

понятием

«здоровье»,

связать

его

со

своим

поведением.

Именно

поэтому

необходимо к мероприятию оформить стены слоганами. Для того, чтобы

затронуть эмоциональную сферу личности подростка в заданиях I этапа

включены не только полезные советы, но и достаточно впечатляющие

факты и статистические данные.

2. Допускается вариативность в применении материалов. Лист бумаги с

пустым словом может иметь клейкий слой, и тогда карточки с ответами

будут хорошо крепиться. При наличии магнитной доски можно крепление

осуществлять с помощью магнитов. В отсутствии доски, лист со словом

может быть подвешен на любую твердую основу. Количество карточек

для

первого

тура

можно

уменьшить,

если

выбрать

буквы,

соответствующие только правильным ответам (по 6 шт. для команды).

3. В

конце

игры

предлагаю

всем

участникам

раздать

памятки

с

рекомендациями,

помогающими

справиться

с

пагубными

привычками

(Приложение 3)

Список использованной литературы

1.

"Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016)

2.

Конько, Л.С. Начинай с зарядки день /Л.С. Конько // Читаем. Учимся.

Играем. – 2004. - № 7. – С. 78.

3.

Левшин, В.Ф. Курить или не курить? Полезные сведения для курящих и

некурящих / В.Ф. Левшин. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 160 с.

4.

Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота.

– М.: Академия, 2003. – 176 с.

5.

Я познаю мир. Тайны человека. – М.: АСТ., Астрель., Ермак, 2004. –

397 с.

Приложение 1

Примерные вопросы для опроса (анкеты):

1.

Ты соблюдаешь режим дня?

2.

У кого на твой взгляд больше шансов стать долгожителем?

3.

Какие факторы могут отрицательно повлиять на твое здоровье?

4.

Ты часто пропускаешь уроки физкультуры?

5.

Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

6.

Куришь ли ты?

7.

Закаляешься ли ты?

8.

Употребляешь ли ты спиртное?

9.

Как ты считаешь, способен ли ответственно относиться к своему

здоровью наркоман?

10.Занимаешься ли ты в спортивном кружке или секции?

Приложение 2

Скороговорки:

«Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят»;

«Рыжая дивчина носит белую пушистую овчину»;

«Осень, осень, погод восемь, солнца у тебя попросим».

«Франты! – фыркнула Фаина, философствуя о финнах. Фишка финиша: фант

– финну… Зафуфырил франт Фаину»;

«Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов»;

«Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут»;

«Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая».

«Курьера курьер обгоняет в карьер»;

«Три сороки-тараторки, тараторили на горке, тараторили на горке: - Где

украсть бы помидорки?»;

«Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели»;

«Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

Не будет подарка у внучки Маруси – все бусы склевали по бусинке гуси»;

«Авто – мото, вело – фото, рого – сбыто, пром – копыто, бричко –

тракторный завод».



В раздел образования