Напоминание

"Формирование информационной компетентности у младших школьников в условиях ФГОС НОО"


Автор: Михина Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 41
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: публикация
Тема: "Формирование информационной компетентности у младших школьников в условиях ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование информационной компетентности у

младших школьников в условиях ФГОС НОО

“Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы”

А.П. Семенов

Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах

ФГОС?

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования»

названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования: использование различных способов поиска (в справочных

источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,

обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными

задачами и технологиями учебного предмета.

Цель данной работы: определение механизмов и создание условий

для формирования информационной компетентности младших школьников через

реализацию программ в условиях ФГОС НОО.

Задачи:

изучить и проанализировать научно-теоретическую и методологическую

литературу по данной теме;

наметить пути формирования информационной компетентности младших

школьников через урочную деятельность;

разработать конспекты уроков, презентации с использованием личностно-

ориентированных и информационно - коммуникационных технологий в

обучении младших школьников.

провести сравнительный анализ результативности формирования

информационной компетентности младших школьников.

Новизна проекта заключается в применении элементов личностно-

ориентированных технологий для формирования информационной компетентности ,

способствующей развитию коммуникативных УУД обучающихся начальной школы.

Работа реализована через урочную деятельность, проектно- исследовательскую

деятельность обучающихся. Результатом стали доклады, проекты, презентации,

систематизированный и обобщенный опыт на лицейском и муниципальном уровне.

Что такое «информационная компетентность» школьника?

Современная школа является той информационно-образовательной средой,

которая должна вооружить ребенка умениями, ориентирующими его в новых ситуациях

своей жизни.

Информационная компетентность - это умение получать, осмысливать,

обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,

справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать

необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные

технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя

группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность:

поиск, селекция, фиксация информации;

преобразование, интерпретация и применение информации;

оценка достоверности информации.

Показатели и критерии диагностики информационной компетентности

выпускников начального общего образования, представлены в стандартах второго поколения

начального общего образования:

работа с источниками информации;

обработка и представление результатов;

использование компьютерных технологий.

Создание условий для формирования информационной компетентности

младших школьников.

Работа с текстом.

На современном этапе учащиеся начальной школы должны пользоваться

умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые

знания, осваивая другие дисциплины.

Большое внимание уделяю работе с текстом, используя следующие задания:

нахождение информации (Прочтение текста, определение его основных

элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в

непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания);

интерпретация текста (Сравнение и противопоставление заключённой в тексте

информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов,

выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста);

рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка (Связывание

информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников,

оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о

мире, нахождение доводов в защиту своего мнения).

Используемые виды деятельности нашли своё отражение в заданиях ВПР по

русскому языку. Анализ контрольных работ показал как высокий процент выполнения

отдельных заданий, так и проблемные моменты. (Делить тексты на смысловые части,

составлять план текста – 90%. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,

подтверждая ответ примерами из текста – 80%. Определять значение слова по тексту – 65%.)

В 3 классе по русскому языку (автор Н.В.Нечаева, система Л.В.Занкова),

предусматривается программой работа по теме «Текст»:

сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный,

художественный, публицистический, разговорный;

нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной

форме;

выделение главной и второстепенной информации.

Например, на уроке обобщения знаний обучающимся предлагается составить

текст о божьей коровке. Возникает необходимость в дополнительной информации для

составления собственного текста, такую информацию дети смогли получить через

презентацию, индивидуальные листы с научно-популярными текстами. В группах дети

выбрали тип текста (описание, повествование или рассуждение), который они составляли на

основе дополнительного печатного материала.

Особое внимание работе с математическим текстом отводят авторы программы

математика И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина, где заложен принцип системно

-деятельностного подхода. Так, в 3 классе по теме «Сравнение дробей с одинаковыми

знаменателями» в задании №420 предполагает работу в группах, парах, индивидуальную.

Решая поставленные вопросы, дети приходят к новым открытиям.( На сколько равных

квадратов разделен большой квадрат? Какую часть большого квадрата составляет один

маленький? Запиши ответ дробью. Какие еще дроби можно составить по этому рисунку?

Найди рисунок с наименьшей и наибольшей закрашенной площадью. Каким дробям они

соответствуют? Расположи все дроби в порядке возрастания соответствующих им

площадей. Сравни дроби. Что у них не изменилось? Что изменяется? Как изменяются

числители дробей? Как сравнить дроби?)

Работа с интернет – ресурсом.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной

школе сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Хочу остановиться на некоторых из них.

Презентации уже стали традиционным источником информации на уроках.

Чаще всего использую на уроках математики для проведения устной работы. Например, в 3

классе при изучении дробей дети обозначают дроби по рисункам на экране.

Видеоуроки развивают способность работать с разными видами информации.

Так, на уроке окружающего мира в 4 – а классе по теме «Скелет человека.

Оказание первой помощи при травмах» идёт формирование УУД:

познавательных УУД: осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения учебных заданий с использованием электронных

образовательных ресурсов, сети Интернет; осуществлять запись выборочной

информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

коммуникативных универсальных учебных действий: строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя

средства и инструменты ИКТ.

Обучающиеся работали в группах на ноутбуках с разными видеофильмами

(Скелет человека. Строение черепа человека. Строение костей человека. Типы переломов

костей. Первая медицинская помощь при переломах.), из которых находили нужную

информацию и фиксировали её на листках ответа. Возникла необходимость определения

новой роли при работе в группе, мы назвали её технический организатор, тот, кто владеет

навыками работы с компьютерами. Лидеры групп выходили с кратким сообщением-ответом,

а в это время учащиеся решали поставленную задачу – узнать новую информацию.

Работа с тренажерами.

На уроках я часто используют работу с тренажерами: во время устного счета

(на уроках математики); при закреплении нового материала; при поведении самостоятельной,

проверочной работы. УМК системы Л.В.Занкова включает в себя медиаобъекты (диски) по

предметам для уроков с 1-4 классы.

Электронное приложение «Проверь себя» - демонстрационный диск для

текущего и тематического контроля в 1 классе. Например, при делении предметов на группы

по цвету и форме (математика).

Электронное приложение к учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова

«Окружающий мир». Например, в 4 классе для оценивания работы групп по теме «Скелет

человека» дети выполняют тестовое задание. Программа озвучивает оценку результата

работы: задание выполнено, молодцы, очень хорошо.

«Веб-Грамотей — тренажёр орфографии русского языка» организован как для

работы дома с персонального доступа, где ученик выполняет выбранные учителем

орфограммы и определённое количество слов за отведенное время. Осуществляется быстрая

обработка результатов, дети видят допущенные ошибки и сразу выполняют работу над

ошибками, тут же показывается качество выполнения задания.

Учитель получает возможность отслеживать качество выполнения по классу в

целом, по отдельным ученикам, может просмотреть количество ошибок, и в каких словах

они допущены. Это даёт материал для дальнейшей коррекции в классе и индивидуальной

работы. Учитель сам выбирает орфограммы из любых УМК, определяет процент работы над

ошибками.

Результативность формирования информационной компетентности.

Результативность формирования информационной компетенции можно

рассматривать по следующим показателям:

Результаты ВПР. ВПР подтвердили качество обучения по предметам:

русский язык – 85%, математика – 77 %.

Качество обучения за 2 четверть – 77%.

Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных

учебных действий. По результатам УУД отмечается увеличение доли

учащихся, достигших базового уровня (96%)

О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы

М., Просвещение. Все дети овладели в 3 классе как базовым, так 15 человек

повышенным уровнем.

Участие детей в городских и краевых конкурсов, проектах. Свои достижения в

области информационной компетентности учащиеся смогли показать, став

победителями и призёрами различных мероприятий. (Краевой игровой конкурс

«Живая старина» - 3 место по краю. Городской конкурс исследовательских и

творческих проектов « Я – исследователь - 2015» - 1 место, 3 место, « Я –

исследователь - 2016» - 1 место. Всероссийская игра – конкурс по

информатике «Инфознайка –2014» - отлично. Городской заочный литературный

марафон по произведениям Н.И.Сладкова – лауреат).

Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач

начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику

работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Таким образом, нам - педагогам необходимо научить учиться, научить думать,

научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача

современной школы” А.П. Семенов.

Литература:

1.

Акулова О.В., Ключевые компетенции как цель и результат

современного образования. // Академические чтения СПб РГПУ им. А.И.Герцена,

вып. №3, 2002. стр. 35-37

2.

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный

процесс //Начальная школа. - 2008. - №1.

3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:

от действия к мысли. Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.

Володарская и др.]. - М., 2008.

4.

Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории

культуры личности. // Педагогическая информатика, Академия информатизации

образования, №2, 2002.

5.

Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность

информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа

плюс: До и После. - 2010. - № 5.

6.

Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования ( Утвержден Приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

7.

Интернет-ресурсы.



В раздел образования