Напоминание

"Формирование гражданской идентичности у младших школьников"


Автор: Ильинская Ирина Валеривна
Должность: доцент кафедры нооисп
Учебное заведение: Череповецкий государственный университет
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Программа по формированию гражданской идентичности
Тема: "Формирование гражданской идентичности у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование гражданской идентичности у младших школьников»

Анализ научной литературы показывает, что у ученых, пришедших к

осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность»,

отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В

зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг

научных

интересов

исследователей,

выбираются

основные

аспекты

ее

изучения:

гражданская

идентичность

рассматривается

среди

многих

категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими

идентичностями)

и

определяется

как

реализация

базисных

потребностей

личности

в

принадлежности

к

группе

(Т.В. Водолажская);

оценивается

в

качестве

политико-ориентированной

категории,

в

содержании

которой

выделяются

политико-правовая

компетентность

личности,

политическая

активность,

гражданское

участие,

чувство

гражданской

общности

(И.В. Конода);

осмысливается

как

осознание

принадлежности

человека

к

общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый

смысл (А.М. Кондаков); предстает как тождественность личности статусу

гражданина,

как

оценка

своего

гражданского

состояния,

готовность

и

способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности,

пользоваться

правами,

принимать

активное

участие

в

жизни

государства

(М.А. Юшин).

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности

обусловлена

особенностями

образовательной

социально-педагогической

ситуации,

характеризующейся

трансформацией

сложившейся

системы

образования,

пересмотром

образовательных

стандартов

в

соответствии

с

требованиями

к

образованию,

предъявляемых

семьей,

обществом,

государством.

Гражданскую идентичность можно рассматривать как:

1)

осознание

принадлежности

к

сообществу

граждан

того

или

иного

государства, имеющие для индивида значимый смысл;

2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской

общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.

Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют

внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны

индивида и со стороны общности.

Одним

из

условий

и

результатом

формирования

гражданской

идентичности выступает патриотизм у младших школьников

Патриотизм это ценностное и деятельностное отношение личности к

Отечеству,

отражающее

связь

с

определенным

пространственно-

временным, социокультурным, национально-государственным континуумом.

Патриотизм

выступает

в

единстве

духовности,

гражданственности

и

социальной

активности

личности,

социальной

группы,

общности,

осознающих

свою

нераздельную

связь

с

Отечеством,

реализующих

социокультурную

значимость

Отечества

в

своей

деятельности.

В

таком

понимании

патриотизм

выступает

как

важнейший

ком поне нт

общенациональной

идеи

и

основание

для

формирования

позитивной

гражданской идентичности.

Внедрение программы формирования гражданской идентичности в

начальную школу позволит обеспечить реализацию основных требований

общества к образовательной системе:

формирование

гражданской

идентичности

учащихся

как

граждан

своего края и России в целом;

духовно-нравственное

развитие

личности

на

основе

усвоения

общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

воспитание патриотизма.

С целью разработки программы «Я - гражданин Вологодского края»

были проанализированы следующие нормативно-правовые документы:

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и

детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских

Школьников.

1.

Разработка

и

теоретическое

обоснование

программы

«Я

гражданин

Вологодского

края»,

конспектов

уроков

и

внеклассных

мероприятий

Основная

цель

данной

программы: формирование

основ

гражданской

идентичности

у

обучающихся

в

начальной

школе

(воспитание

качеств

человека,

которые

составляют

основу

коммуникативной,

гражданской

и

социальной

активности,

развитие

творческих

способностей,

воспитание

уважения к культуре и истории своего края).

Программа

предусматривает приобщение

обучающихся

к

культурным

ценностям

своей

этнической

или

социокультурной

группы,

базовым

национальным

ценностям

российского

общества,

общечеловеческим

ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и

обеспечивает:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих

обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей

урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей

историко-культурную, этническую и региональную специфику;

формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Примерная программа формирования гражданской идентичности у

обучающихся в начальной школе «Я – гражданин Вологодского края».

Задачи программы:

Формирование у обучающихся представлений о природе, населении,

хозяйстве, истории, культуре своего города, края, страны

Содействие

ребенку

в

понимании

особенностей

общественных

отношений в семье, городе, в родном крае, в родной стране

Формирование

умений

объяснять

наблюдаемые

отношения

между

людьми в нашей стране, крае, городе, семье; выражать свое отношение

к

родным

и

близким

людям,

к

своему

краю,

к

родной

стране,

к

прошлому и настоящему

Формирование умений работы с источниками по краеведению

Развитие

интереса

к

общественным

явлениям, стремления

активно

участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города

Воспитание любви к семье, образовательному учреждению, своему

селу, городу, народу, России

Повышение уровня адаптации обучающихся в социуме, гражданской

активности

Содержание программы:

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и

представляет собой четыре содержательные линии.

1 класс «Моя семья»

Задачи:

- формирование представлений о природном и социальном окружении

человека, умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами

- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к близким

людям

- формирование у обучающихся и их родителей интереса к изучению

истории своей семьи, жизни близких людей

Реализация поставленных задач предполагает: работу детей и их родителей

с семейным архивом, установление имен и фамилий своих предков, сбор

воспоминаний

родственников,

фотографий,

реликвий,

заметок,

изучение

семейных традиций и обычаев.

2 класс «Мой город - Череповец»

Задачи:

- формирование представлений о своем городе: его природе, хозяйственной

деятельности людей, истории, культуре, о знаменитых земляках

- содействовать осознанию роли своей семьи в прошлом и настоящем

города, пониманию значения своего города в жизни края и страны

- развитие исследовательских способностей, творческой активности

-

воспитание

любви

к

родному

городу,

уважения

к

историческому

прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее

Реализация

задач

осуществляется

в

процессе

исследовательской

деятельности

по

восстановлению

фактов

из

прошлого

своего

города, в

процессе

бесед,

экскурсий,

просмотра

видеофрагментов,

путешествий

по

историческим

и

памятным

местам,

участия

в

подготовке

и

проведении

мероприятий,

посвящённых

городским

праздникам,

встреч

с

ветеранами,

ознакомления с биографиями горожан, явивших собой достойные примеры

гражданственности и патриотизма.

3 класс «Мой Вологодский край»

Задачи:

-

формирование

знаний

о

природе,

хозяйстве,

истории,

культуре

Вологодского края, о знаменитых земляках

- формирование понимания роли и значения родного края в природе и

историко- культурном наследии России, в ее современной жизни

- формирование умений работы с источниками по краеведению

- развитие исследовательских способностей, гражданской активности

-

воспитание

любви

к

родному

краю,

чувства

ответственности

за

сохранение природы края

Реализация

поставленных

задач

предполагает:

изучение

природы,

исторического прошлого, культуры края в процессе проведения экскурсий,

посещения

музеев,

исследовательскую

деятельность,

проектную

деятельность (разработка презентаций, виртуальных экскурсий, кроссвордов,

мини-книг), проведение конкурсов, выставок, участие в просмотре учебных

фильмов,

отрывков

из

художественных

фильмов,

проведении

бесед

о

подвигах земляков- вологжан.

4 класс «Моя страна - моя Россия»

Задачи:

- формирование представлений о природе, населении, хозяйстве, истории,

культуре родной страны

- формирование представлений о политическом устройстве Российского

государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших

законах;

о

символах

государства;

о

правах

и

обязанностях

гражданина

России; о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве

народов нашей страны; о национальных героях

- содействовать осознанию обучающимися своей этнической и культурной

принадлежности

-

развитие

чувства

сопричастности

традициям

и

духовным

ценностям

своей

страны,

интереса

к

государственным

праздникам

и

важнейшим

событиям в жизни России

-

воспитание

ценностного

отношения

к

своему

национальному

языку,

культуре

-

воспитание

уважительного

отношения

к

иному

мнению,

истории

и

культуре других народов России

Реализация задач осуществляется в процессе работы с историческими

источниками, в

процессе

бесед,

сюжетно-ролевых

игр,

драматизаций,

просмотра

кинофильмов,

творческих

конкурсов,

фестивалей,

праздников,

экскурсий, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении

мероприятий,

посвящённых

государственным

праздникам,

народных

игр,

организации

и

проведения

национально-культурных

праздников,

коллективных творческих дел.

Таким образом, программа «Я – гражданин Вологодского края» может

быть

использована

в

системе

повышения

педагогической

квалификации

педагогов

образовательных

учреждений

различного

типа

в

аспекте

ориентации

на

формирование

гражданской

идентичности

младших

школьников,

учителями-практиками

во

внеурочной

деятельности,

в

подготовке студентов к профессиональной деятельности.



В раздел образования