Автор: Ильинская Ирина Валеривна
Должность: доцент кафедры нооисп
Учебное заведение: Череповецкий государственный университет
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Программа по формированию гражданской идентичности
Тема: "Формирование гражданской идентичности у младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Формирование гражданской идентичности у младших школьников»
Анализ научной литературы показывает, что у ученых, пришедших к
осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность»,
отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В
зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг
научных
интересов
исследователей,
выбираются
основные
аспекты
ее
изучения:
гражданская
идентичность
рассматривается
среди
многих
категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими
идентичностями)
и
определяется
как
реализация
базисных
потребностей
личности
в
принадлежности
к
группе
(Т.В. Водолажская);
оценивается
в
качестве
политико-ориентированной
категории,
в
содержании
которой
выделяются
политико-правовая
компетентность
личности,
политическая
активность,
гражданское
участие,
чувство
гражданской
общности
(И.В. Конода);
осмысливается
как
осознание
принадлежности
человека
к
общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый
смысл (А.М. Кондаков); предстает как тождественность личности статусу
гражданина,
как
оценка
своего
гражданского
состояния,
готовность
и
способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности,
пользоваться
правами,
принимать
активное
участие
в
жизни
государства
(М.А. Юшин).
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности
обусловлена
особенностями
образовательной
социально-педагогической
ситуации,
характеризующейся
трансформацией
сложившейся
системы
образования,
пересмотром
образовательных
стандартов
в
соответствии
с
требованиями
к
образованию,
предъявляемых
семьей,
обществом,
государством.
Гражданскую идентичность можно рассматривать как:
1)
осознание
принадлежности
к
сообществу
граждан
того
или
иного
государства, имеющие для индивида значимый смысл;
2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской
общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют
внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны
индивида и со стороны общности.
Одним
из
условий
и
результатом
формирования
гражданской
идентичности выступает патриотизм у младших школьников
Патриотизм это ценностное и деятельностное отношение личности к
Отечеству,
отражающее
связь
с
определенным
пространственно-
временным, социокультурным, национально-государственным континуумом.
Патриотизм
выступает
в
единстве
духовности,
гражданственности
и
социальной
активности
личности,
социальной
группы,
общности,
осознающих
свою
нераздельную
связь
с
Отечеством,
реализующих
социокультурную
значимость
Отечества
в
своей
деятельности.
В
таком
понимании
патриотизм
выступает
как
важнейший
ком поне нт
общенациональной
идеи
и
основание
для
формирования
позитивной
гражданской идентичности.
Внедрение программы формирования гражданской идентичности в
начальную школу позволит обеспечить реализацию основных требований
общества к образовательной системе:
•
формирование
гражданской
идентичности
учащихся
как
граждан
своего края и России в целом;
•
духовно-нравственное
развитие
личности
на
основе
усвоения
общечеловеческих нравственных норм и ценностей;
•
воспитание патриотизма.
С целью разработки программы «Я - гражданин Вологодского края»
были проанализированы следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и
детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских
Школьников.
1.
Разработка
и
теоретическое
обоснование
программы
«Я
–
гражданин
Вологодского
края»,
конспектов
уроков
и
внеклассных
мероприятий
Основная
цель
данной
программы: формирование
основ
гражданской
идентичности
у
обучающихся
в
начальной
школе
(воспитание
качеств
человека,
которые
составляют
основу
коммуникативной,
гражданской
и
социальной
активности,
развитие
творческих
способностей,
воспитание
уважения к культуре и истории своего края).
Программа
предусматривает приобщение
обучающихся
к
культурным
ценностям
своей
этнической
или
социокультурной
группы,
базовым
национальным
ценностям
российского
общества,
общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и
обеспечивает:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей
историко-культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Примерная программа формирования гражданской идентичности у
обучающихся в начальной школе «Я – гражданин Вологодского края».
Задачи программы:
Формирование у обучающихся представлений о природе, населении,
хозяйстве, истории, культуре своего города, края, страны
Содействие
ребенку
в
понимании
особенностей
общественных
отношений в семье, городе, в родном крае, в родной стране
Формирование
умений
объяснять
наблюдаемые
отношения
между
людьми в нашей стране, крае, городе, семье; выражать свое отношение
к
родным
и
близким
людям,
к
своему
краю,
к
родной
стране,
к
прошлому и настоящему
Формирование умений работы с источниками по краеведению
Развитие
интереса
к
общественным
явлениям, стремления
активно
участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города
Воспитание любви к семье, образовательному учреждению, своему
селу, городу, народу, России
Повышение уровня адаптации обучающихся в социуме, гражданской
активности
Содержание программы:
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и
представляет собой четыре содержательные линии.
1 класс «Моя семья»
Задачи:
- формирование представлений о природном и социальном окружении
человека, умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к близким
людям
- формирование у обучающихся и их родителей интереса к изучению
истории своей семьи, жизни близких людей
Реализация поставленных задач предполагает: работу детей и их родителей
с семейным архивом, установление имен и фамилий своих предков, сбор
воспоминаний
родственников,
фотографий,
реликвий,
заметок,
изучение
семейных традиций и обычаев.
2 класс «Мой город - Череповец»
Задачи:
- формирование представлений о своем городе: его природе, хозяйственной
деятельности людей, истории, культуре, о знаменитых земляках
- содействовать осознанию роли своей семьи в прошлом и настоящем
города, пониманию значения своего города в жизни края и страны
- развитие исследовательских способностей, творческой активности
-
воспитание
любви
к
родному
городу,
уважения
к
историческому
прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее
Реализация
задач
осуществляется
в
процессе
исследовательской
деятельности
по
восстановлению
фактов
из
прошлого
своего
города, в
процессе
бесед,
экскурсий,
просмотра
видеофрагментов,
путешествий
по
историческим
и
памятным
местам,
участия
в
подготовке
и
проведении
мероприятий,
посвящённых
городским
праздникам,
встреч
с
ветеранами,
ознакомления с биографиями горожан, явивших собой достойные примеры
гражданственности и патриотизма.
3 класс «Мой Вологодский край»
Задачи:
-
формирование
знаний
о
природе,
хозяйстве,
истории,
культуре
Вологодского края, о знаменитых земляках
- формирование понимания роли и значения родного края в природе и
историко- культурном наследии России, в ее современной жизни
- формирование умений работы с источниками по краеведению
- развитие исследовательских способностей, гражданской активности
-
воспитание
любви
к
родному
краю,
чувства
ответственности
за
сохранение природы края
Реализация
поставленных
задач
предполагает:
изучение
природы,
исторического прошлого, культуры края в процессе проведения экскурсий,
посещения
музеев,
исследовательскую
деятельность,
проектную
деятельность (разработка презентаций, виртуальных экскурсий, кроссвордов,
мини-книг), проведение конкурсов, выставок, участие в просмотре учебных
фильмов,
отрывков
из
художественных
фильмов,
проведении
бесед
о
подвигах земляков- вологжан.
4 класс «Моя страна - моя Россия»
Задачи:
- формирование представлений о природе, населении, хозяйстве, истории,
культуре родной страны
- формирование представлений о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших
законах;
о
символах
государства;
о
правах
и
обязанностях
гражданина
России; о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве
народов нашей страны; о национальных героях
- содействовать осознанию обучающимися своей этнической и культурной
принадлежности
-
развитие
чувства
сопричастности
традициям
и
духовным
ценностям
своей
страны,
интереса
к
государственным
праздникам
и
важнейшим
событиям в жизни России
-
воспитание
ценностного
отношения
к
своему
национальному
языку,
культуре
-
воспитание
уважительного
отношения
к
иному
мнению,
истории
и
культуре других народов России
Реализация задач осуществляется в процессе работы с историческими
источниками, в
процессе
бесед,
сюжетно-ролевых
игр,
драматизаций,
просмотра
кинофильмов,
творческих
конкурсов,
фестивалей,
праздников,
экскурсий, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении
мероприятий,
посвящённых
государственным
праздникам,
народных
игр,
организации
и
проведения
национально-культурных
праздников,
коллективных творческих дел.
Таким образом, программа «Я – гражданин Вологодского края» может
быть
использована
в
системе
повышения
педагогической
квалификации
педагогов
образовательных
учреждений
различного
типа
в
аспекте
ориентации
на
формирование
гражданской
идентичности
младших
школьников,
учителями-практиками
во
внеурочной
деятельности,
в
подготовке студентов к профессиональной деятельности.