Автор: Суслова Елена Викторовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 11
Населённый пункт: город Кимры Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Класс пресмыкающиеся или Рептилии"
Раздел: среднее образование
Тема: Класс Пресмыкающиеся или рептилии.
Цель: создать условия для:
- изучения особенностей внешнего строения и передвижения пресмыкающихся и
выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения
организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы;
- развития любознательности, умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные
связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы;
- воспитания экологически-грамотного поведения в природе.
Средства обучения: мультимедийная презентация, таблица «Тип Хордовые. Класс
пресмыкающиеся», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», видеофильм «Класс
Пресмыкающиеся», модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Применяемая технология: проблемное обучение.
Методы изучения: частично-поисковый, проблемно-развивающий.
Ход урока:
1.
Вводно-мотивационный.
1.
Введение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он
будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об
удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний (Слайдовое
сопровождение)
Это их считают:
способными к гипнотическому взгляду (змеи)
долгожителями (черепахи)
ужасно кровожадными (крокодил)
быстрыми и юркими (ящерицы)
ужасно переменчивыми (хамелеон)
- Кто эти таинственные животные, почему их так называют? (Пресмыкающиеся или
рептилии)
2.
Создание проблемной ситуации. (слайд «Первые пресмыкающиеся»)
Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные,
климат изменился, наступило время засушливого пермского периода.
Кто же смог выжить в таких условиях? Почему? (Формулируется основополагающий
вопрос темы)
Тема урока: Класс пресмыкающиеся или рептилии. Внешнее строение и скелет
пресмыкающихся.
Цель урока:
1.
Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать
настоящими сухопутными животными?
2.
Какие черты усложнения появились в организации пресмыкающихся по сравнению
с земноводными?
3.
«Мозговой штурм»
- Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными?
Почему? (предполагают, записываем на доске)
1.
Покровы (защищают от иссушения)
2.
Органы передвижения (двигаться по суше)
3.
Органы дыхания (только лёгкие)
4.
Размножение (вне воды, зародыш защищён от иссушения)
5.
Органы выделения (экономия воды)
6.
Глаза (веки, защита от иссушения)
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим только особенности внешнего строения и
передвижения, а в связи с этим строение скелета пресмыкающихся. Все же остальные
системы органов - темы следующих уроков
2. Операционно – познаватльный.
1.
Особенности внешнего строения. (Работа в группах)
- Назовите самые распространённые пресмыкающиеся нашей местности. (Слайд:
прыткая ящерица, уж обыкновенный) Как ужа можно отличить от других змей? (Он
имеет два жёлтых или белых пятна позади висков).
(на столе модель и рисунки ящерицы, лягушки)
- Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении,
продолжив предложения:
Тело ящерицы разделено на …
Между головой и туловищем появилась ….
На голове расположены ...
Глаза имеют …
Конечности расположены ...
Пальцы заканчиваются …
(Слайд: выползки змей, рисунки кожных покровов пресмыкающихся)
- Рассмотрите покровы гадюки. Чем покрыта кожа?
- Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне
тела, на голове).
- Какое значение имеет таков покров в их жизни?
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:
Тело ящериц и змей покрыто … кожей.
В верхнем слое кожи образуется роговые….
Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….
- Дополнение учителя: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками
развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют
особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у
крокодилов и черепах).
- Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим
она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период
линьки.
Слайд: (линька пресмыкающихся.)
- Изучите по учебнику, как линяет ящерица (стр. 193).
- Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?
Дополнение учителя: крокодилы и черепахи не линяют, потому что ….
Слайд (« Роль языка»)
Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык.
Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как
саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать)
поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой
полостью.
Загадка (слайд) Аутотомия.
Слушаем доклад
Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с
земноводными позволили им завоевать сушу? (заполняют таблицу)
Признаки
Изменения у
земноводных
Изменения у
пресмыкающихся
Причины
усложнения у
пресмыкающихся
Покровы
Защита от
иссушения
Органы движения
Задние конечности
имеют плавательную
перепонку
Глаза
2. Изучение скелета пресмыкающихся
Слайд.
Скелет пресмыкающихся в большей мере, чем у земноводных приспособлен к жизни
на суше.
1. Позвоночник ящерицы также как у земноводных разделён на 4 отдела: шейный,
туловищный, крестцовый, хвостовой.
2. В шейном отделе 7-10 позвонков, а у земноводных 1. Первых 2 называют атлант и
эпистрофей.
3. К туловищным позвонкам причленяются рёбра. Появилась грудная клетка.
4 Конечности ящериц построены по тому же принципу, что и у земноводных.
5. Особенности скелета змей
3. В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах
Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их
больше в жарких, засушливых территориях. Почему?
3. Рефлексивно-оценочный
1. Решение биологических задач.
1.
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и
поднимать вверх. В связи с чем они могут «вертеть» головой?
2. «И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а
та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …». Объясните описанное с
биологической точки зрения.
4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?
5. Если вашего друга укусит ядовитая змея. Ваша первая помощь, которую вы окажете
другу? Слайд.
Тугое бинтование выше места укуса
Холод
Обильное питьё
Если стало плохо – вызываем рвоту
Обязательно к врачу
Не надо отсасывать яд, прижигать, накладывать жгут
6. Разработайте простые меры предосторожности от змеиных укусов?
2. Тест
1.
Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками
2.
Рептилии дышат через кожу.
3.
При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.
4.
Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.
5.
У рептилий легочное дыхание.
6.
Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.
7.
Змеи гипнотизируют свою жертву.
8.
Аутотомия – это отбрасывание хвоста.
9.
Ящерицы и змеи линяют 1 раз в год.
10. Шейный отдел позвоночника состоит из 1 позвонка.
3. Выводы:
Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные
Тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей
Дышат атмосферным воздухом
Кожа сухая, покрыта чешуйками или щитками
Рост происходит во время линьки
4.Домашнее задание
Параграф 40.
Вспомнить и записать в тетрадь список литературных и научно-популярных
произведений, в которых упоминаются представители класса рептилий.
5. Оценка знаний.
6. Рефлексия.
-Уходя, поставь любой знак в схеме на листочке в зависимости от того, как ты чувствовал
себя на уроке.
Чувствовал себя
исследователем
Было скучно
Чувствовал себя
неуверенно
Было познавательно
Лист с заданиями
Задание 1.
- Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив
предложения:
Тело ящерицы разделено на …
Между головой и туловищем появилась ….
На голове расположены ...
Глаза имеют …
Конечности расположены ...
Пальцы заканчиваются …
Задание 2.
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:
Тело ящериц и змей покрыто …….. кожей.
В верхнем слое кожи образуется роговые……….
Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от………
Задание 3.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили им
завоевать сушу? (заполняют таблицу)
Признаки
Изменения у
земноводных
Изменения у
пресмыкающихся
Причины усложнения у
пресмыкающихся
Покровы
Защита от иссушения
Органы движения
Задние конечности
имеют плавательную
перепонку
Глаза
Задание 4.
Составьте краткий рассказ о скелете пресмыкающихся (слушая мой рассказ), продолжив предложения:
1. Позвоночник ящерицы также как у земноводных разделён на 4 отдела: ………… ,
…………….. , …………… и ………………..
2. В шейном отделе ………позвонков, а у земноводных 1. Первых 2 называют атлант и эпистрофей.
3. К туловищным позвонкам причленяются …………... Появилась грудная клетка.
4 Конечности ящериц построены по тому же принципу, что и у ……………...
Оцени себя. Тест.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Самоконтроль.
«5» - все ответы верны
«4» - если одна ошибка
«3» - если две ошибки