Напоминание

Значение сенсорного развития


Автор: Губайдулина Мария Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 1 "Улыбка"
Населённый пункт: г.Ставропля
Наименование материала: статья
Тема: Значение сенсорного развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Значение сенсорного развития ребёнка»

Губайдулина Мария Андреевна

Севро-Кавказкий

федеральный университет

магистрант 1 курса

Сенсорное

развитие

ребенка

это

развитие

его

восприятия

и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,

величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

В своей работе с детьми от 2 до 3 лет я считаю главным пошаговое

развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического,

экологического

воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает

окружающее.

Чувственное

познание

внешнего

мира

важнейшее

звено

в

системе

познавательной

деятельности

ребёнка,

необходимая

предпосылка

интеллектуального развития.

Значение сенсорного развития довольно велико, оно является основой для

интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка,

полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдатель-

ность, является основой для развития воображения, развивает внимание, даёт

ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной

деятельности,

обеспечивает

усвоение

сенсорных

эталонов,

обеспечивает

освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного

запаса ребёнка, влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов

памяти.

Ребёнок в жизни сталкивается с

многообразием форм, красок и других

свойств

предметов,

в

частности

игрушек

и

предметов

домашнего

обихода.

Знакомиться

он

и

с

произведениями

искусства

музыкой,

живописью,

скульптурой.

И

конечно,

каждый

ребёнок,

даже

без

целенаправленного

воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит

стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко

оказывается поверхностным, неполноценным.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным восприятием детей

обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенсорным периодом для

развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в

полной мере в последующей жизни.

В

качестве

одного

из

методов

сенсорного

воспитания

применяются

дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщить детей к

текущей

жизни

в

доступных

им

формах.

«Игра»,

-

как

сказал

В.Ф.

Сухомлинский – «это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем

мире».

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от

его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами,

показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в

ходе

начального

обучения

(особенно

в

1

классе)

связана

с

недостаточной

точностью и гибкостью восприятия.

Пять систем чувственного восприятия – зрение, слух, осязание, обоняние и

вкус настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы

познаём мир. Когда ребёнок появляется на свет, то все пять чувств сразу же

начинают работать – начинается период сенсорного развития. Наша задача

состоит в том, чтобы научить ребёнка распознать все эти признаки предметов,

окружающих

его,

научить

систематизировать

их

и

умело

использовать

для

дальнейшего познания.

Период сенсорного развития, который длится от рождения до шести лет,

состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный

возраст, когда ребёнок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У

каждого

малыша

своя

уникальная

программа

развития,

поэтому

важно

создавать

полноценную

развивающую

среду

для

ребёнка,

где

в

условиях

свободного

выбора

занятий

он

мог

бы

развивать

то

чувство,

в

развитии

которого в данный момент нуждается.

Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую ребёнка

действительность – насыщать её новыми образами, новыми ощущениями. Не

стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации

он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира.

Литература:

1. Л.В.Белкина «Адаптация детей раннего возраста»

2.Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

3. Е.В. Полозова «Развивающие тренажёры»



В раздел образования