Напоминание

"Познавательно-речевое развитие через дидактическую игр"


Автор: Визгалова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад с. большой куганак
Населённый пункт: С. Большой Куганак
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Познавательно-речевое развитие через дидактическую игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно-речевое развитие через

дидактическую игру.

« Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека

как деятеля и работника может

быть представлена в развитии игры

и постепенном переходе ее в работу…»

А.С.МАКАРЕНКО

Развитие речевой деятельности является одним из важнейших

разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие

ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность

детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Дошкольный

возраст

период

активного

познавательного

развития.

В

этот

период

последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В

раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в

раннем

детстве

носит

непроизвольный

и

избирательный

характер,

часто

опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки.

Развивается

слуховое

восприятие,

прежде

всего

фонематический

слух.

Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в

другую

деятельность.

Мыслительные

действия

в

раннем

детстве

предполагают установление связей между предметами для достижения цели.

Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом

становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового

сотрудничества.

Речь

начинает

выступать

в

роли

основного

средства

познания, это важнейшее приобретение развития.

3

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных

особенностей

ребенка,

условий

его

жизни.

Произношение

слов

при

правильном

воспитании

совершенствуется,

и

«детский

жаргон»

(употребление ребенком слов, отличающихся от общепринятых) исчезает по

мере улучшения фонематического слуха. В дошкольном возрасте происходит

практическое

овладение

речью.

Основными

направлениями

речевого

развития в дошкольном возрасте являются:

- расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

- убывание эгоцентризма детской речи;

- развитие функций речи;

- речь как орудие общения;

-

речь

как

орудие

мышления,

как

средство

перестройки

психических

процессов, средство планирования и регулирования поведения;

- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью

активно

развивается

воображение

как

способность

видеть

целое

раньше

частей.

В.В.

Давыдов

утверждал,

что

воображение

со ставляет

«психологическую

основу

творчества,

делающего

субъекта

способным

к

созиданию нового в различных сферах деятельности».

.Актуальность

Актуальность

состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и

мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как

средству развития речи детей дошкольного возраста.

В

Программе

«От

рождения

до

школы»

под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

Т.

С.

Комаровой,

М.

А.

Васильевой,

на

первый

план

выдвигается

развивающая

функция

дидактической

игры.

Поэтому

развивающие

дидактические

игры

занимают

важнейшее

место

в

жизни

ребёнка.

Они

расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка

наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму,

цвет,

различать

их,

а

также

устанавливать

простейшие

взаимосвязи.

4

Дидактические

игры

с

правилами

заняли

должное

место

среди

методов

обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные

особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать

что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно,

такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития

важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-

отзывчивый;

способный

решать

интеллектуальные

и

личностные

задачи,

адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать

свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в

развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более

прочных

и

осознанных

знаний,

умений

и

навыков.

Дух

соревнования

ускоряет

умственные

процессы,

рождает

познавательную

активность,

заряжает

чувством,

ведет

к

сильным

эмоциональным

переживаниям.

Развивается

сообразительность,

умение

самостоятельно

решать

поставленные задачи.

Дидактическая

игра

дает

возможность

решать

различные

педагогические

задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора,

компьютера,

лишь

иногда

свободное

время

дошкольников

отведено

посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются

от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если

даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование

познавательно-речевой

деятельности

в

основном

ложится

на

плечи

воспитателей.

Изучая методическую литературу, опыт известных педагогов

по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, я пришла к выводу,

что

развитие

речи

и

развитие

познавательных

способностей

у

детей

дошкольного возраста происходит быстрее через игру.

5

Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является

основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям

доступны

различные

виды

игры.

Сформировать

определенные

знания,

представления об окружающем мире, развивать речь, на мой взгляд, лучше

всего через дидактическую игру.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки

присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других –

иные.

Функции дидактической игры :

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в

двух видах: игры - занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая

роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса

к занятию использует разные игровые приемы, создает игровую ситуацию,

вносит элементы соревнования. Использование разных компонентов игровой

деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С

помощью

игр-занятий

педагог

не

только

передает

знания,

формирует

представления, но и учит детей играть. Игры - занятия относятся к прямому

обучению детей с использованием разных игровых приемов.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно

является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя,

учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игра

6

осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, к ее

правилам и действиям, если правила ими усвоены, а педагог заботится об

усложнении

игр,

расширении

их

вариативности,

а

если

у

ребят

угасает

интерес

к

игре,

необходимо

вместе

с

ними

придумать

более

сложные

правила.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания

личности ребенка, то есть происходит интеграция образовательных областей,

умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей

правильное отношение к явлениям жизни, природе, предметам окружающего

мира, систематизирует и углубляет знания. С помощью дидактических игр

педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные

знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие

дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать

имеющие знании, находить характерные признаки в предметах и явлениях

окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы

по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей,

ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило

создать

систему

дидактических

игр

и

упражнений

по

сенсорному

воспитанию.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и

активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение,

развивается

связная

речь,

умение

выражать

свои

мысли.

Дидактические

задачи

многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить

детей

составлять

самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей

жизни. В процесс многих игр развитие мышления и речи осуществляется в

непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении

спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои

утверждения, доводы.

Нравственное воспитание: у дошкольников формируются

7

нравственные представления о бережном отношении к окружающим их

предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со

сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах

личности.

Трудовое воспитание: многие дидактические игры формируют у детей

уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться, игры

являются хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия,

бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен

соответствовать

гигиеническим

и

эстетическим

требованиям,

яркие,

красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают

желание играть с ними.

Физическое воспитание: игра создает положительный

эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, двигательная

активность во время игры развивает мозг ребенка, развивается мелкая

мускулатура рук, а это важно для подготовки руки ребенка к письму.

При проведении дидактических игр педагог основывается на общих

дидактических принципах, одним из них является принцип системности.

Таким

образом,

в

работе

по

познавательно-речевому

направлению

я

поставила перед собой цель:

развивать

познавательно-речевую

деятельность

детей

через

разнообразные виды дидактических игр.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания –

создание

таких

условий,

которые

способствовали

бы

развитию

ребенка,

раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются

составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают

ее

той

или

иной

информацией.

Как

уже

было

сказано,

ведущей

деятельностью дошкольника является игра, в условиях игры дети лучше

сосредотачиваются и запоминают

предоставляемый педагогом материал,

поэтому

развивать

познавательные

процессы

через

игру

легче.

8

Дидактические

игры

выполняют

функцию

средств

обучения

дети

осваивают

признаки

предметов,

учатся

классифицировать,

обобщать,

сравнивать.

Более

двух

лет

я

работаю

по

теме:

«Познавательное

развитие

дошкольника

через

дидактические

игры»,

целью

которой

стало

формирование

системы

элементарных

знаний

о

предметах

и

явлениях

окружающего мира, как основы воспитания. Направление моей деятельности

предусматривает решение следующих задач:

1.

Активизировать

познавательные

процессы

через

избирательную

направленность

личности

ребёнка

на

предметы

и

явления

окружающей

действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который

становится

основой

положительного

отношения

к

интеллектуальной

деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных

и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность,

настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5.

Формировать

связную

речь

(обогащение

и

активизация

лексической

стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе,

что

позволило

создать

необходимые

условия

для

стимулирования

познавательной

деятельности

детей

неиссякаемый

источник

для

наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан

уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры,

авторские игры, многофункциональные пособия: «Говорушка», «Волшебная

домик», «Веселый счет», «Разноцветный сундучок», «Волшебный коврик»,

«Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Цвета радуги» «Зонт», «Часы»,

«Африка». Эти пособия широко использую в работе при проведении игр:

9

- «Бесконечная классификация»;

- «Найди по описанию»;

- «Найди лишний предмет»;

- «Узнай по тени дерево»;

- «Соберем урожай»;

- «Садовник и цветы»;

- «Поиск общего»;

- «Поиск аналогов»;

- «Что к чему подходит? »;

- «Что растет на грядке? »;

- «Поиск противоположных предметов».

Большое внимание в работе с детьми уделяю развитию связной речи

детей,

во

многом

зависящей

от

успешности

работы

по

ознакомлению

с

окружающим

миром.

Занятия

с

детьми

провожу

в

форме

свободной

непринужденной

познавательной

деятельности

взрослого

с

детьми,

где

взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу

каждого,

а

ребенок

воспринимается

как

полноправный

субъект

взаимодействия.

Приучаю

детей

непринуждённо

вести

беседу,

понятно

отвечать на вопросы и задавать их.

Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую

речевую деятельность детей, делаю более целенаправленной и осознанной

трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными атрибутами,

способствую

проявлению

творчества

и

фантазии

в

изобразительной,

музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям привнести в свою

работу

что-то

из

придуманного

ими

самими.

Помогаю

детям

доброжелательно

общаться

со

сверстниками,

способствую

развитию

любознательности

к

окружающему

миру,

используя

информационно-

коммуникационные технологии (презентации).

Веду работу по совершенствованию интонационной выразительности

речи, по формированию

правильного

произношения звуков, отчётливого

10

произнесения слов и словосочетаний используя в своей работе упражнения

по

звуковой

культуре

речи,

артикуляционную

гимнастику,

дыхательные

упражнения,

кроме

того,

стараюсь

научить

детей

внимательно

слушать,

способствую

развитию

фонематического

слуха.

Развитию

слухового

восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?»,

«Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.

Моя задача как педагога состоит в последовательном увеличении у

детей

запаса

знаний,

их

упорядочении,

систематизации.

Ребенок

должен

получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении,

некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается,

рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает

также

знания

о

некоторых

природных

явлениях,

их

взаимосвязях

и

закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между

этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с

образом жизни этих животных и т.д.). Я стараюсь обучить детей в легкой

ненавязчивой форме, помогаю развить ребенку основные качества общения.

На своих занятиях я стараюсь заинтересовать, увлечь детей, переключая их

внимание

сменой

видов

деятельности,

используя

разнообразные

методические

приемы

и

методы.

И

для

заинтересованности

детей

я

использую

разнообразные

дидактические

пособия,

которые

помогают

сформировать интерес к занятиям, к работе, создают у детей мотивацию к

познанию. Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также

многообразие их интереса. Дидактические игры включаю в образовательную

деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

При организации игр словесного содержания я использую различные

атрибуты, сюрпризные моменты (например, герой, которому нужно помочь).

Включаю в дидактические игры задания на развитие умения вглядываться в

предмет,

явление,

на

умение

делать

умозаключения

и

предположения:

«Назови

как

можно

больше

предметов»,

«Кто

больше

увидит

и

назовет

11

сезонных

явлений»,

«Волшебный

кубик»,

«Садовник

и

цветы»,

«Кто

летает?», «Отгадай-ка»

Игры

для

образовательной

деятельности

подбираю

с

учетом

познавательного

материала,

который

дети

изучали.

По

математике

я

подбираю

игры

с

математическим

содержанием

требующие

умственного

напряжения:

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится? », «Кто

быстрее

найдет»,

«Незаконченные

картинки»,

«Чиним

одеяло»,

«Живые

числа», «Новогодние елочки».

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю

образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к

опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В

процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к

играм,

создать

у

них

состояние

увлеченности,

умственного

напряжения,

использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Организацию дидактических игр в моей работе осуществляется в трех

основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и

анализ.

В подготовку к проведению игры входят:

отбор

игры

в

соответствии

с

задачами

воспитания

и

обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей,

активизация психических процессов.

установление

соответствия

отобранной

игры

программным

требованиям

воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.

определение наиболее удобного времени проведения игры.

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим, такое место отводят в групповой комнате или на участке.

12

определение

количества

играющих

(вся

группа,

подгруппы,

индивидуально).

подготовка

необходимого

дидактического

материала

для

игры

(игрушки, предметы, картинки).

подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить

весь ход игры, свое место в ней, методы руководства.

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление

детей

с

содержанием

игры,

с

дидактическим

материалом, который будет использован в игре.

объяснение

хода

и

правил

игры,

педагог

обращает

внимание

на

поведение

детей

в

соответствии

с

правилами

игры,

на

четкое

выполнение правил.

показ игровых действий, педагог учит детей правильно выполнять

действие.

определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего,

участвуя в игре, педагог направляет действия играющих.

подведение итогов игры, в конце игры педагог подчеркивает, что путь

к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и

дисциплинированность.

Для успешного решения задач по познавательно-речевому развитию

детей я использую следующие формы и методы работы:

методическая деятельность,

работа с родителями,

ознакомление с художественной литературой,

дидактические игры,

занятия,

наблюдения,

беседы,

13

художественное творчество.

Таким образом, проводимая мною работа по познавательно-речевому

развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей

работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое

внимание

уделяю

словесным

дидактическим

играм.

В

процессе

дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и

принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает

закрепить полученные знания при обучении.

Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и

отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а

также речевому слуху, развитие мышления, логики.

Я

считаю,

что

немаловажное

значение

для

познавательно-речевого

развития

детей имеет окружающая обстановка в группе и конечно, дома.

Немаловажное

значение

отводиться

правильному

размещению

дидактических

пособий

и

игр,

мест,

где

можно

уединиться,

поиграть

за

столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

Свою работу я строю на следующих дидактических принципах:

Проблемный - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в

процессе своей собственной деятельности.

Мотивированный - знания приобретают для ребенка личностный смысл.

Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.

Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.

Психологического

комфорта

-

создание

спокойной,

доброжелательной

атмосферы.

В своей работе я использую развивающие методы:

1. Словесный - беседы, диалоги, объяснения.

2. Игровой - игра естественное состояние детей, познающих окружающий

мир.

3. Наглядный – показ способа действий.

14

Из опыта работы по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую

игру» я могу утверждать, что именно дидактические игры в большей степени

способствуют

развитию

речевой

деятельности

детей,

обогащению

их

словарного

запаса,

воспитанию

звуковой

культуры

речи.

Проведение

образовательной деятельности с использованием дидактических игр:

Способствует расширению и обогащению представлений детей об

окружающем.

Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.

Развивает способность устанавливать простые причинно-следственные

связи между предметами.

Совершенствует звуковую культуру речи детей.

Обучает простым формам монологической и диалогической речи.

Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу

речи и речевому слуху.

Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.

Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.

Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась коврик», « Собери

бусы куклам», Волшебные прищепки»

2. Дидактические пособия : книжки- малышки «Времена года»,

«Овощи в загадках».

3.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Что

надеваем?», «Овощи в загадках», « Найди пару». « Волшебный коврик»

4.Игры на развитие восприятия величины: «Отгадай предмет по названию его

частей», « Какой, какая, какие».

5.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Кто что умеет делать?»,

лото « Предметный мир», лото « Принцессы» , лото « Что к чему?».

6. Игры на развитие математических представлений: «Геоконт», «Веселый

счет», «Волшебный домик».

15

Невозможно достичь эффективного результата, развивая ребенка только в

стенах

ДОУ.

Поэтому

стараюсь

уделять

внимание

и

совместной

работе

родителей

и

педагога.

Опыт

показывает:

многие

родители

считают,

что

ребенок заговорит сам, узнает потом,

но это, к сожалению, не так. Часто

советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь,

даже

на

кухне,

когда

готовят

ужин

можно

поиграть

в

словесные

игры.

Предлагаю родителям вместе наблюдать за природой, закреплять знания об

окружающем мире. Многие родители прислушиваются к советам, и когда

становиться виден результат, говорят спасибо.

Систематическая работа по

познавательно-речевому развитию

с

использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного

периода

не

только

научиться

играть

и

совершенствовать

речь,

но

и

значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире, у них

развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е.

дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат

моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что

моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат.

Список используемой литературы.

1.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва

«Просвещение»

2.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва

«Просвещение»

3.В.В Гербова « Развитие речи в детском саду».

4.Е.Н.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении

детей» 1976

г. Минск « Народная асвета»

5.С.Л.Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва

««Просвещение»

6.О.Н.Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»

16

2008г. Волгоград.

7.А.Н.Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва

«Просвещение»

8.М.А. Васильева « Программа воспитания и обучения в детском

саду»2011

г. Москва

9. М.М Алексеева , В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение

родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998

10.Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово.

Речевые

игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

11.Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

12.Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

13. Под редакцией С.Л. Новоселовой « Дидактические игры и занятия с

детьми раннего возраста».

17



В раздел образования