Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ"


Автор: Пикарт Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №2"
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий

на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ.

Сохранение здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания – одна

из приоритетных задач педагогики. Поэтому здоровьесберегающие

технологии должны являться важной частью педагогического процесса, а

особенно коррекционной работы.

Использование данных технологий на коррекционных логопедических

занятиях позволяет решить несколько задач: способствует повышению

речевой активности; развивает речевые умения и навыки; снимает

напряжение, восстанавливает работоспособность; активизирует

познавательный интерес; улучшает концентрацию внимания, снижает

трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я

использую следующие оздоровительные приемы:

-артикуляционная гимнастика;

-дыхательная гимнастика;

-зрительная гимнастика;

-развитие общей моторики;

-развитие мелкой моторики;

-массаж и самомассаж.

Развитие общей моторики проходит, в основном, на физминутках; с

постепенным усложнением, индивидуально, в зависимости от особенностей

ребенка. Начинаем с развития подражания. Свои действия и действия детей

логопед сопровождает словами , желательно в стихотворной форме.

Заучиваем упражнения на координацию речи с движениями.

В развитии мелкой моторики большая роль отводится подражанию

движениям кистей рук. Заучиваем изображения различных фигурок.

Составляем предложения со словами-названиями данных фигурок. Затем

придумываем с ними инсценировки. Это вызывает положительный

эмоциональный отклик. Таким образом, через игру, через положительные

эмоции мы повышаем речевую активность, вызываем речь (у неговорящих).

Выполнять артикуляционную гимнастику нам помогают «Веселые истории».

Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в

небольшие сказки, с помощью которых отрабатывается комплекс

упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков. Дети

выполняют упражнения, раскрашивают сказочных персонажей. В

дальнейшем ребенок может сам рассказывать сказку и одновременно

выполнять упражнения.

Работу над развитием дыхания начинаем с выполнения простых

дыхательных упражнений с вовлечением в работу диафрагмы: «Хомячок» -

пошмыгать носом (рот закрыт), «Собаке жарко» - часто подышать с

высунутым языком.

Проводим дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого

выдоха. С этой целью детям предлагается:

- понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь, сдуть ватку, подуть

в свисток и т. д..

-потянуть звуки «а-а-а» девочка плачет, « у-у-у» труба гудит, «уа» плачет

ляля, «и-и-и» смеется мышонок, «ау» дети заблудились, «ой-ой, ай-ай»

укусила оса.

Так же используем игровые приемы, сочетающие в себе дыхательную

гимнастику, движения и проговаривание звуков, слогов. Логопед читает текст,

дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные

звуки, слоги.

Используем различные виды самомассажа (языка, лица, кистей рук). Обучаем

ребят таким приемам как поглаживание, растирание. Предлагаем нарисовать

пальчиками на лице солнышко, капельки дождя, цветочек, волнистые линии.

Действия сопровождаем стихами, чистоговорками. Для самомассажа

рук используем шишки, орехи, сухой бассеин с фасолью, рисом, массажные

мячи с шипами. При организации

массажа языка поглаживаем, пошлепываем его губами, покусываем зубами.

Зрительная гимнастика направлена на укрепление и тренировку

глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения.

Для тренировки двигательных мышц глаз проводим следующие упражнения:

слежение взглядом за ярким небольшим предметом, находящимся в руках

педагога, тренируем глаза с использованием «зрительной дорожки».

По окончанию занятия дети смотрят на метку, сделанную на окне, затем в

течение 2 -3 минут вдаль.

Из выше сказанного очевидно, что включение здоровьесберегающих

мероприятий в коррекционно-логопедическую работу помогает более

эффективно исправлять речевые нарушения учащихся, а также делать занятия

более интересными и необычными, дают ребенку возможность обрести

уверенность в себе, улучшить результат коррекции речи, создают условия,

когда обучающийся с желанием посещает логопедические занятия.



В раздел образования