Автор: Май Ольга Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности обучения английскому языку учащихся с флегматическим типом темперамента"
Раздел: среднее образование
Май О.,
студентка 5 курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
Особенности обучения английскому языку учащихся с флегматическим
типом темперамента
В современном обществе большое внимание уделяют индивидуально-
психологическим особенностям учащихся, так как они играют важную роль в
процессе усвоения иностранного языка в образовательном учреждении.
Такие особенности психологической деятельности как: темп усвоения
знаний,
восприятие
иностранной
речи,
пластичность
и
гибкость
в
ее
переработке,
и
другие,
становятся
определяющими
факторами
усвоения
иностранного языка в предлагаемом объеме.
И.П. Павлов различил четыре типа нервной системы:
1.
сильный,
не
уравновешенный
(с
преобладанием
силы
процесса
возбуждения);
2. сильный, уравновешенный, подвижный;
3. сильный, уравновешенный, инертный;
4. слабый.
Эти
общие
типы
нервной
системы
лежат
в
основе
четырех
традиционных
типов
темперамента.
Под
типом
темперамента
принято
понимать
совокупность
психических
свойств,
закономерно
и
необходимо
взаимно
сочетающихся
между
собой
у
определенной
группы
людей
и
являющихся
для
них
общими,
определенная
взаимосвязь
свойств
характеризует
тип
темперамента.
Степень
проявления
разных
свойств
темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может
быть
различной,
но
их
соотношение
остается
постоянным.
Существует
четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик [5].
Существует связь между темпераментом ученика, особенностями его
восприятия,
внимания
и
памяти,
и
имеющимся
у
него
трудностями
в
изучении иностранного языка. Предполагается, что наибольшую трудность в
изучении иностранного языка имеют ученики, обладающие темпераментом
флегматика и меланхолика.
Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и
настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет
упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные
процессы: внимание, восприятие, память. У холериков и сангвиника развитие
таких
познавательных
процессов,
как
внимание,
восприятие,
память,
происходит
более
эффективно,
чем
у
флегматиков
и
меланхоликов.
У
флегматиков отмечается низкий уровень продуктивности вербальной памяти,
средний и низкий объем кратковременной памяти [2].
Исходя из этого, Балан Д. В. дает следующие рекомендации по обучению
иностранному языку с учетом разных типов темперамента обучающихся:
во- первых, выбирать доступные и интересные темы для обучения, постоянно
проводить регулярную тренировку всех компонентов речевой деятельности
(слуховое
восприятие,
кратковременная
память,
внутренняя
речь,
вероятностное прогнозирование);
во-вторых,
приобретать
фоновые
знания
о
стране
изучаемого
языка
с
помощью текущих видов деятельности;
в-третьих,
преодолевать
трудности
говорения
для
флегматиков
и
меланхоликов;
в-четвертых,
выработать
привычку
контролировать
смысловую
и
грамматическую стороны устного или письменного высказывания [1].
Важным является то, что обучение и воспитание должны не менять
темперамент,
а
преодолевать
недостатки
того
или
иного
темперамента,
развивать
его
положительные
стороны
или
являться
целью
создания
на
основе
данного
темперамента
ценных
черт
личности.
Зная
темперамент
учащихся, учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы
постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства
темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.
Литература
1.
Балан
Д.
В.
Связь
между
темпераментом
и
трудностями
в
изучении
иностранного языка [Электронный ресурс] / Д. В. Балан. – Режим доступа:
festival.1septemberarticles/605637
2.
Зимняя
И.
А.
Психологические
аспекты
обучения
говорению
на
иностранном языке. / И. А. Зимняя. – М., 1985.
3 . Колесникова
Г.
И.
Лучшие
психологические
тесты
для
школьного
психолога // Психологический практикум. Феникс – 2016.
4. Немов Р. С. Психология. Учебник. / Юрайт. Бакалавр. Базовый курс, 2016. –
639с.
5.
Павлов
И.
П.
Двадцатилетний
опыт
объективного
изучения
высшей
нервной деятельности (поведения) животных. / И. П. Павлов. – М. : Наука,
1973.
6 . Саттарова
С.
Т.
Из
опыта
индивидуализации
обучения
иностранным
языкам // Молодой ученый. — 2014. — №1.
7. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика,
1990.
8
. Штарина
А.
Г.
Английский
язык:
компетентностный
подход
в
преподавании: технологии, разработки уроков / – Волгоград: Учитель, 2008.