Напоминание

"Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы."


Автор: Бакаева Анастасия Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГОБУ "Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Камчатский край, город Елизово
Наименование материала: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса
Тема: "Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы."
Раздел: начальное образование





Назад




Индивидуальные

коррекционно-развивающие занятия

для учащегося 2 класса

(Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-

волевой сферы)

Камчатский край г. Елизово 2016-2017г

Содержание

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса

(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- Пояснительная записка

-Учебно-тематический план

-Календарно-тематическое планирование

- Конспект занятий

- Список литературы

Учебно – тематический план

Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса

Количество часов в неделю: 1

Всего: 16 часов

Учебно-тематический план

Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса

Количество часов–16 часов

занятия

п/п

Цель занятия

Количество

времени для

проведения

занятия

Дата

проведения

Цикл занятий по коррекции познавательной сферы

1.

Снятие эмоционального напряжения.

Определение

развития

способности

сравнения.

Развитие

сосредоточенности

и

концентрации внимания.

1час

2.

Снятие эмоционального напряжения.

Развитие логического мышления.

Развитие

пространственного

и

конструктивного мышления.

К о н ц е н т р а ц и я

в н и м а н и я ,

сообразительность.

1час

3.

С н я т и е

э м о ц и о н а л ь н о г о

и

физического напряжения.

Выявление

характера

логических

связей и отношений между понятиями.

Развитие внимания

1час

4.

Снятие эмоционального напряжения.

Развитие творческого мышления.

Ф о рм и р о в а н и е

с п о с о б н о с т е й

1час

2

оперировать смыслом.

Исследование

уровня

мышления

п о с л е

п р о в ед е н и я

ко р р е к ц и о н н ы х

мероприятий.

5.

Развитие способностей сравнения и

обобщения.

1час

6.

Развитие устойчивости внимания

Р а з в и т и е

р а с п р е д е л е н и я

и

концентрации внимания

Развитие мелкой моторики рук;

Р а з в и т и е

п р о и з в о л ь н о с т и

запоминания

1 час

7.

Активизация

с а м о с тоя т е л ь н о й

познавательной активности детей.

Ориентация в пространстве

1час

8.

Проведение

психодиагностического

и с с л е д о в а н и я

у р о в н я

сформированности

логиче ского

мышления,

обобщающей

функции

м ы ш л е н и я ,

о п о с р е д а н н о г о

непосредственного запоминания.

1час

Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.

занятия

п/п

Тема занятия или цель занятия

Количество

времени для

проведения

занятия

Дата

проведения

1.

Как видит себя ребенок в окружающем

мире

1 час

2.

Умею ли я слушать другого человека

1час

3.

Хочу сказать приятное другому человеку

1час

4.

Роли, которые играют люди

1час

5.

Где мне сесть?

1час

6.

Создать возможность, чтобы ребенок

мог задуматься о природе

человеческой привлекательности и

симпатии

1час

7.

Формирование у детей умений и

навыков неконфликтных реакций

1час

8.

Познакомить детей с тем, как важно

испытывать сочувствие к другим

людям.

1час

ВСЕГО:

16 часов

Развёрнутое тематическое планирование по индивидуальные коррекционно-

развивающие занятия для учащегося 2 класса

(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)

3

Тема

Поставленные цели

Упражнения

Цикл занятий по коррекции познавательной сферы

1.

Занятие №1

Снятие

эмоциона ль ного

напряжения.

О п р е д е л е н и е

р а з в и т и я

способности сравнения.

Развитие

сосредоточенности

и концентрации внимания.

1.

Мотивация

участника

к

проведению

занятия.

2.

Японская

пальчиковая гимнастика

3.

Сравнение

п о н я т и й

в ы д е л е н и е

существенных

признаков

п р и

х а р а к т е р и с т и к е

понятий .

4.Упражнение.

"Анаграмма".

2.

Занятие №2

Снятие

эмоциона ль ного

напряжения.

Р а з в и т и е

л о г и ч е с к о г о

мышления.

Развитие

пространственного

и конструктивного мышления.

Концентрация

внимания,

сообразительность.

1.

«Заряд

бодрости»

2.

Реши задачу

3.

«Подбери слово

по смыслу»

4. «Шестерка»

3.

Занятие №3

Снятие

эмоционального

и

физического напряжения.

В ы я в л е н и е

х а р а к т е р а

логических

связей

и

отношений

между понятиями.

Развитие внимания

1. «Насос и мячик»

2. «Домино»

3.Формирование

умений

устанавливать связи между

понятиями.

4.Упражнение «Филфорд»

5. «Веселые кружочки»

4.

Занятие №4

Снятие эмоционального

напряжения.

Развитие творческого

мышления.

Формирование способностей

оперировать смыслом.

Исследование уровня

мышления после проведения

коррекционных мероприятий.

Развитие распределения и

концентрации внимания

1.

«Графическая

музыка».

2.

Формирование

способностей

оперирования смыслом

3.

«Прочитай по порядку».

5.

Занятие №5

Развитие

с п о с о б н о с т е й

сравнения и обобщения.

Развитие сосредоточенности

и концентрации внимания

1.

Сходство и различие

предметов

2.

Упражнение

«Шифровальщик»

6.

Занятие №6

Развитие

у с т о й ч и в о с т и

внимания

Развитие

распределения

и

концентрации внимания

Развитие мелкой моторики рук;

1. «Кулак – ребро -

ладонь».

2. «Перепутанные линии».

3. «Прочитай по порядку».

4

Развитие

произвольности

запоминания

4.Упражнение

"Анаграмма".

7.

Занятие №7

Активизация

самостоятельной

познавательной

активности детей.

Ориентация в пространстве

Развитие

сосредоточенности

и концентрации внимания

1. Игра называется «Поиск

информации».

2. Упражнение

«Графический диктант.

3. Упражнение

«Шифровальщик»

8.

Занятие №8

Проведение

психодиагностического

и с с л е д о в а н и я

у р о в н я

сформированности

логического

мышления,

обобщающей

функции

м ы ш л е н и я ,

о п о с р е д а н н о г о

непосредственного запоминания.

1.

Диагностика

Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.

1.

Как видит себя

ребенок в

окружающем

мире

Дать возможность ребенку с

п о м о щ ь ю

в е р б а л ь н ы х

и

невербальных

приемов

объяснить

окружающим свое понимание себя

в окружающем его мире.

2.

Умею ли я

слушать

другого

человека

Формирование

положительных эмоциональных

реакций ребенка в отношениях с

другими людьми.

3.

Хочу сказать

приятное

другому

человеку

Формирование эмпатических

реакций ребенка.

4.

Роли, которые

играют люди

Формирование навыков

эмоционально стабильных реакций

детей в ситуациях отсутствия

предварительного опыта.

5.

Где мне сесть?

Сформировать у детей

представления о зависимости

эмоциональных реакций от

ситуаций общения.

6.

Занятие №6

Создать возможность, чтобы

ребенок мог задуматься о природе

человеческой привлекательности и

симпатии

7.

Занятие №7

Формирование у детей

умений и навыков неконфликтных

реакций

8.

Занятие №8

Познакомить детей с тем, как

важно испытывать сочувствие к

другим людям.

Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы

и

цикл

занятий

по

коррекции

нарушений

эмоционально-волевой

сферы.

Занятия

могут

5

чередовать т.е, один день берём занятия их познавательной сферы, другой день занятия по

эмоционально-волевой сфере.

Программа по коррекции познавательной сферы.

Программа рассчитана на 8 занятий. Цель программы – активизация мыслительной

деятельности

детей.

Продолжительность

занятий

от

35

до

40

минут.

Занятия

могут

проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует

проведение

психодиагностического

исследования

мыслительных

и

мнемических

особенностей.

Занятие 1.

Цель:

Снятие эмоционального напряжения.

Определение развития способности сравнения.

Развитие внимания.

Порядок проведения:

1.

Мотивация участника к проведению занятия.

2.

Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).

Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого

мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать

поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы,

подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».

3.

Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике

понятий (15 минут):

Утро – вечер Ворона – воробей

Корова – лошадь Волк – луна

Летчик – танкист Молоко – вода

Лыжи – коньки Ветер – соль

Трамвай – автобус Золото – серебро

Озеро – река Сани – телега

Река – птица Очки – деньги

Дождь – снег Воробей – курица

Поезд – самолет Кошка – яблоко

Ось – оса Вечер – утро

Обман – ошибка Дуб – береза

Стакан – петух Голод – жажда

Маленькая девочка – большая кукла Сказка – песня

Ботинок – карандаш Корзина – сова

Яблоко – вишня Картина – портрет

4.

Упражнение. "Анаграмма".

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение

получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач

являются

анаграммы

-

буквосочетания,

из

которых

необходимо

составлять

осмысленные

слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв,

постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв (3):

6

1)

а) к, о, с

2)

б) у, д, б

3)

в) м, р, и

4)

г) т, о, р

5)

д) ы, с, р

6)

е) д, м, ы

Психологическая коррекция

нарушений эмоционально–волевой сферы детей.

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной

функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе

и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым

регулирует его поведение (К.С. Лебединская).

ЗПР

характеризуется

глубокими

изменениями

в

структуре

и

качественных

характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение

ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его

эмоционально сферы.

Структура коррекционной программы включает в себя:

1)

первичное

диагностическое

обследование

уровня

сформированности

и

особенностей эмоциональной сферы детей;

2)

направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных

эмоциональных реакций и состояний детей;

3)

рекомендации

родителям

по

осуществлению

коррекционно–воспитательных

воздействий на детей;

4)

заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта

коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое

обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание

коррекционного

воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и

групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через

оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время

одного занятия 30 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов

объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный

материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана,

маленькие призы.

Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы

они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего

нравится.

Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого

сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После

этого

каждому

ребенку

предлагается

нарисовать

свой

образ

сказочного

персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются,

что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.

В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло их в

манере общения того или иного сказочного персонажа.

7

Список используемой литературы.

1.

Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях.

Москва. РОСТ-книга 2008 г.

2.

Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4

класс. Москва. Экзамен. 2008 г.

3.

Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В.,

Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.

4.

Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов

Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.

5.

Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов

Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.

6.

Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс.

Москва. РОСТ-книга 2008 г

7.

Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007

г.

8.

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая

поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.

9.

Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.

10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002

12. Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.

13. Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.

8



В раздел образования