Автор: Бакаева Анастасия Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГОБУ "Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Камчатский край, город Елизово
Наименование материала: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса
Тема: "Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы."
Раздел: начальное образование
Индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия
для учащегося 2 класса
(Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-
волевой сферы)
Камчатский край г. Елизово 2016-2017г
Содержание
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса
(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)
представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- Пояснительная записка
-Учебно-тематический план
-Календарно-тематическое планирование
- Конспект занятий
- Список литературы
Учебно – тематический план
Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса
Количество часов в неделю: 1
Всего: 16 часов
Учебно-тематический план
Индивидуальный коррекционный маршрут для учащегося 2 класса
Количество часов–16 часов
№
занятия
п/п
Цель занятия
Количество
времени для
проведения
занятия
Дата
проведения
Цикл занятий по коррекции познавательной сферы
1.
Снятие эмоционального напряжения.
Определение
развития
способности
сравнения.
Развитие
сосредоточенности
и
концентрации внимания.
1час
2.
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие логического мышления.
Развитие
пространственного
и
конструктивного мышления.
К о н ц е н т р а ц и я
в н и м а н и я ,
сообразительность.
1час
3.
С н я т и е
э м о ц и о н а л ь н о г о
и
физического напряжения.
Выявление
характера
логических
связей и отношений между понятиями.
Развитие внимания
1час
4.
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие творческого мышления.
Ф о рм и р о в а н и е
с п о с о б н о с т е й
1час
2
оперировать смыслом.
Исследование
уровня
мышления
п о с л е
п р о в ед е н и я
ко р р е к ц и о н н ы х
мероприятий.
5.
Развитие способностей сравнения и
обобщения.
1час
6.
Развитие устойчивости внимания
Р а з в и т и е
р а с п р е д е л е н и я
и
концентрации внимания
Развитие мелкой моторики рук;
Р а з в и т и е
п р о и з в о л ь н о с т и
запоминания
1 час
7.
Активизация
с а м о с тоя т е л ь н о й
познавательной активности детей.
Ориентация в пространстве
1час
8.
Проведение
психодиагностического
и с с л е д о в а н и я
у р о в н я
сформированности
логиче ского
мышления,
обобщающей
функции
м ы ш л е н и я ,
о п о с р е д а н н о г о
непосредственного запоминания.
1час
Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.
№
занятия
п/п
Тема занятия или цель занятия
Количество
времени для
проведения
занятия
Дата
проведения
1.
Как видит себя ребенок в окружающем
мире
1 час
2.
Умею ли я слушать другого человека
1час
3.
Хочу сказать приятное другому человеку
1час
4.
Роли, которые играют люди
1час
5.
Где мне сесть?
1час
6.
Создать возможность, чтобы ребенок
мог задуматься о природе
человеческой привлекательности и
симпатии
1час
7.
Формирование у детей умений и
навыков неконфликтных реакций
1час
8.
Познакомить детей с тем, как важно
испытывать сочувствие к другим
людям.
1час
ВСЕГО:
16 часов
Развёрнутое тематическое планирование по индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия для учащегося 2 класса
(коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы)
3
№
Тема
Поставленные цели
Упражнения
Цикл занятий по коррекции познавательной сферы
1.
Занятие №1
Снятие
эмоциона ль ного
напряжения.
О п р е д е л е н и е
р а з в и т и я
способности сравнения.
Развитие
сосредоточенности
и концентрации внимания.
1.
Мотивация
участника
к
проведению
занятия.
2.
Японская
пальчиковая гимнастика
3.
Сравнение
п о н я т и й
–
в ы д е л е н и е
существенных
признаков
п р и
х а р а к т е р и с т и к е
понятий .
4.Упражнение.
"Анаграмма".
2.
Занятие №2
Снятие
эмоциона ль ного
напряжения.
Р а з в и т и е
л о г и ч е с к о г о
мышления.
Развитие
пространственного
и конструктивного мышления.
Концентрация
внимания,
сообразительность.
1.
«Заряд
бодрости»
2.
Реши задачу
3.
«Подбери слово
по смыслу»
4. «Шестерка»
3.
Занятие №3
Снятие
эмоционального
и
физического напряжения.
В ы я в л е н и е
х а р а к т е р а
логических
связей
и
отношений
между понятиями.
Развитие внимания
1. «Насос и мячик»
2. «Домино»
3.Формирование
умений
устанавливать связи между
понятиями.
4.Упражнение «Филфорд»
5. «Веселые кружочки»
4.
Занятие №4
Снятие эмоционального
напряжения.
Развитие творческого
мышления.
Формирование способностей
оперировать смыслом.
Исследование уровня
мышления после проведения
коррекционных мероприятий.
Развитие распределения и
концентрации внимания
1.
«Графическая
музыка».
2.
Формирование
способностей
оперирования смыслом
3.
«Прочитай по порядку».
5.
Занятие №5
Развитие
с п о с о б н о с т е й
сравнения и обобщения.
Развитие сосредоточенности
и концентрации внимания
1.
Сходство и различие
предметов
2.
Упражнение
«Шифровальщик»
6.
Занятие №6
Развитие
у с т о й ч и в о с т и
внимания
Развитие
распределения
и
концентрации внимания
Развитие мелкой моторики рук;
1. «Кулак – ребро -
ладонь».
2. «Перепутанные линии».
3. «Прочитай по порядку».
4
Развитие
произвольности
запоминания
4.Упражнение
"Анаграмма".
7.
Занятие №7
Активизация
самостоятельной
познавательной
активности детей.
Ориентация в пространстве
Развитие
сосредоточенности
и концентрации внимания
1. Игра называется «Поиск
информации».
2. Упражнение
«Графический диктант.
3. Упражнение
«Шифровальщик»
8.
Занятие №8
Проведение
психодиагностического
и с с л е д о в а н и я
у р о в н я
сформированности
логического
мышления,
обобщающей
функции
м ы ш л е н и я ,
о п о с р е д а н н о г о
непосредственного запоминания.
1.
Диагностика
Цикл занятий по коррекции эмоционально–волевой сферы детей.
1.
Как видит себя
ребенок в
окружающем
мире
Дать возможность ребенку с
п о м о щ ь ю
в е р б а л ь н ы х
и
невербальных
приемов
объяснить
окружающим свое понимание себя
в окружающем его мире.
2.
Умею ли я
слушать
другого
человека
Формирование
положительных эмоциональных
реакций ребенка в отношениях с
другими людьми.
3.
Хочу сказать
приятное
другому
человеку
Формирование эмпатических
реакций ребенка.
4.
Роли, которые
играют люди
Формирование навыков
эмоционально стабильных реакций
детей в ситуациях отсутствия
предварительного опыта.
5.
Где мне сесть?
Сформировать у детей
представления о зависимости
эмоциональных реакций от
ситуаций общения.
6.
Занятие №6
Создать возможность, чтобы
ребенок мог задуматься о природе
человеческой привлекательности и
симпатии
7.
Занятие №7
Формирование у детей
умений и навыков неконфликтных
реакций
8.
Занятие №8
Познакомить детей с тем, как
важно испытывать сочувствие к
другим людям.
Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы
и
цикл
занятий
по
коррекции
нарушений
эмоционально-волевой
сферы.
Занятия
могут
5
чередовать т.е, один день берём занятия их познавательной сферы, другой день занятия по
эмоционально-волевой сфере.
Программа по коррекции познавательной сферы.
Программа рассчитана на 8 занятий. Цель программы – активизация мыслительной
деятельности
детей.
Продолжительность
занятий
от
35
до
40
минут.
Занятия
могут
проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует
проведение
психодиагностического
исследования
мыслительных
и
мнемических
особенностей.
Занятие 1.
Цель:
Снятие эмоционального напряжения.
Определение развития способности сравнения.
Развитие внимания.
Порядок проведения:
1.
Мотивация участника к проведению занятия.
2.
Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).
Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого
мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать
поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы,
подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».
3.
Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике
понятий (15 минут):
Утро – вечер Ворона – воробей
Корова – лошадь Волк – луна
Летчик – танкист Молоко – вода
Лыжи – коньки Ветер – соль
Трамвай – автобус Золото – серебро
Озеро – река Сани – телега
Река – птица Очки – деньги
Дождь – снег Воробей – курица
Поезд – самолет Кошка – яблоко
Ось – оса Вечер – утро
Обман – ошибка Дуб – береза
Стакан – петух Голод – жажда
Маленькая девочка – большая кукла Сказка – песня
Ботинок – карандаш Корзина – сова
Яблоко – вишня Картина – портрет
4.
Упражнение. "Анаграмма".
В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение
получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач
являются
анаграммы
-
буквосочетания,
из
которых
необходимо
составлять
осмысленные
слова.
Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв,
постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.
"Составь слова из следующих букв (3):
6
1)
а) к, о, с
2)
б) у, д, б
3)
в) м, р, и
4)
г) т, о, р
5)
д) ы, с, р
6)
е) д, м, ы
Психологическая коррекция
нарушений эмоционально–волевой сферы детей.
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной
функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе
и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым
регулирует его поведение (К.С. Лебединская).
ЗПР
характеризуется
глубокими
изменениями
в
структуре
и
качественных
характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение
ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его
эмоционально сферы.
Структура коррекционной программы включает в себя:
1)
первичное
диагностическое
обследование
уровня
сформированности
и
особенностей эмоциональной сферы детей;
2)
направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных
эмоциональных реакций и состояний детей;
3)
рекомендации
родителям
по
осуществлению
коррекционно–воспитательных
воздействий на детей;
4)
заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта
коррекционного воздействия.
Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое
обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
Содержание
коррекционного
воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и
групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через
оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время
одного занятия 30 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.
Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов
объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
Стимульный
материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана,
маленькие призы.
Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы
они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего
нравится.
Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого
сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.
После
этого
каждому
ребенку
предлагается
нарисовать
свой
образ
сказочного
персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются,
что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.
В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло их в
манере общения того или иного сказочного персонажа.
7
Список используемой литературы.
1.
Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях.
Москва. РОСТ-книга 2008 г.
2.
Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4
класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
3.
Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М.Р., Азарова Т.В.,
Земских Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
4.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов
Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
5.
Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов
Д.А.) Москва. Глобус. 2008 г.
6.
Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс.
Москва. РОСТ-книга 2008 г
7.
Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007
г.
8.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
9.
Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
12. Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
13. Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика. Ек-бург Литур.2006 г.
8