Напоминание

"Доброта в нас и вокруг нас".


Автор: Шаяхметова Ирина Владимировна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Тавельская СОШ"
Населённый пункт: РТ,Мамадышский район с.Тавели
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Доброта в нас и вокруг нас".
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка: «Добра в нас и вокруг нас».

(для начальных и средних классов)

Цель: «Добру откроем сердце».

Задачи:

- в знакомом открыть незнакомое;

- пробудить у детей интерес к чтению хороших книг;

- удивить их самим процессом чтения;

- делай добро своему другу или подружке;

Ход урока

В основу программы положена гипотеза известного специалиста по детскому

чтению, библиотековеда, кандидата педагогических наук, доцента кафедры

детской литературы Санкт- Петербургского университета культуры и искусств

И. И. Тихомировой.

Её советы адресованы не только родителям, воспитателям, учителям но и

библиотекарям. Их можно найти в Приложении к журналу «Читайка» как

«Подсказки для взрослых».

Чтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием

ребёнок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи…

Читающий человек через процесс сопереживания может проследить ход

мыслей героя, проникнуться его чувствами, его радостями и печалями. При

помощи воображения происходит как бы «оживление литературных

персонажей», в них читающий школьник может узнать самого себя, а может

почувствовать, что, при всей похожести, он – другой. И это понимание себя в

мире единственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою

уникальность, - важнейшее открытие…

По отношению к людям, прежде всего, к близким людям, живущим рядом:

вернуться к лучшему, что есть в каждом из нас: к любви и добру, к милосердию

и состраданию.

Особое место среди художественных произведений занимает жанр рассказа.

Этот короткий жанр удобен для обсуждения в семье, на уроке, в библиотеке. Он

не требует длительной подготовки. Надо просто взять и прочитать рассказ

детям вслух. Громкие чтения – эта форма особенно нравится ребятам

дошкольного и младшего школьного возраста. Чтение может быть подкреплено

наглядностью, видеороликами, музыкой, стихами, сценками…

А потом идёт обсуждение прочитанного по вопросам. Их цель – заставить

думать, вызывать споры, сравнивать образы с живыми людьми, углубляться в

свой внутренний мир. В совокупности вопросов, касающихся литературных

образов (героев), происходит разговор о жизни и о самих себе.

Заинтересованный разговор о хороших книгах, вдумчивое их прочтение

способны исцелять агрессию и очеловечивать самих себя.

Для чтения и обсуждения предлагаются произведения классиков жанра

рассказа:

Рассказ В. Осеевой «Бабка»

Рассказ В. Железникова «Голубая Катя»

Рассказ Н. Артюховой «Подружки»

Рассказ Н. Поляковой «Полынья»

Рассказы В. Драгунского: «Друг детства», «Синий кинжал»

Рассказ В. Голявкина «Совесть»

Рассказ И. Пивоваровой «Про мою подругу и немножко про меня» и др.

Урок Доброты по рассказу Н. Артюховой «Подружки»

Что такое дружба? Кого мы называем друзьями? Как становятся друзьями?

У вас в классе есть друзья? А подружки?

О друзьях, о подружках написано много книг, рассказов, и об одном из них мы

поговорим сегодня – о рассказе Н. Артюховой «Подружки».

1. Обсуждение рассказа

1) Главные герои рассказа? (Героини рассказа – первоклассницы Галя и

Маруся, они подружки).

- Что значит для них «дружить»? (они как всегда встречаются у ворот и вместе,

крепко держась за руки, идут в школу; после школы опять, крепко держась за

руки, вместе переходят улицу, идут медленно, останавливаясь около вывесок; в

классе сидят за одной партой, любят свою первую учительницу, стараются её

радовать своими ответами…)

2) О чём этот рассказ? (О том, что одна девочка обиделась на другую)

3) Какие они, эти девочки? Расскажите о них. Кто из них вам больше

нравится? Чем?

4) Действительно ли Галя обидела Марусю?

(ткнула пальцем в тетрадь Маруси, указав на ошибку учительнице; крикнула

первая ответ задачи, ак и не поняла разговора одноклассников, а они как раз

точно определили её поведение: выскочка!, а учительница строго её одёрнула,

назвав по фамилии).

5) В каком настроении возвращаются девочки домой?

(девочки шли не за руку, а каждая сама по себе; Маруся шла грустная, не

поднимая глаз; Гале тоже было не весело; она ни на что не обращала внимания;

её даже не радует пятёрка по чтению; они молча вошли во двор, повернули в

разные стороны:)

6) Как начинается для девочек следующее утро? (Галя бросается к окну, но

Маруся её не ждёт; Галя бежит, но не догоняет, беспокоится за Марусю, а та

торопится, спешит; а когда в школе здороваются, то Маруся слышит в

приветствии: «Не сердись», а Галя слышит: «Обидела ты меня»…Не ухом они

это слышат, а сердцем чувствуют.

7) Меняется ли что- нибудь после этого в поведении обидчицы Гали на

уроке? (её рука поднялась и опустилась, чтобы не мешать ответить Марусе;

хотела поправить Марусю, но зажала себе рот – удержалась всё- таки). Марусю

похвалила учительница, а Галя искренне радуется её пятёрке, шепчет ей об этом

на ухо…

2. Заключение

1) Чем заканчивается рассказ? Какое настроение вызывает концовка рассказа?

2) Краткое содержание рассказа?

3) Зачем написан этот рассказ? Какой совет даёт всем вам писательница Н. М.

Артюхова?

Задание:

1)

Какой свой заголовок вы могли бы предложить для этого рассказа?

(Удивительный день. Не обижайте друзей! Дорожите дружбой!)

2)

Написать небольшой рассказ «Про мою подругу (моего друга) и немножко про

меня».

3)

Чем можно заменить поступок подруг?

«Добру откроем сердце»

Привить у учащихся делать добро однокласснику, учителям, своим близким.

Урок доброты по рассказу И. Пивоваровой

«Про мою подругу и немножко про меня»

1.

Повторение. О рассказе Н. Артюховой «Подружки»:

- Назовите автора рассказа. (показать портрет Н. Артюховой).

О ком написан этот рассказ? О чём написан этот рассказ?

Кто из девочек вам нравится больше? Почему?

Чем заканчивается рассказ? Какое настроение вызывает концовка

рассказа?

Зачем написан этот рассказ? Как вы могли бы его озаглавить?

2.

О писателе и поэте Ирине Пивоваровой (1939-1986гг) – показать портрет.

1)

Прожила очень короткую жизнь, всего 47 лет, ушла от нас в расцвете таланта.

Но писатель жив, если его любят и помнят, а Ирина Пивоварова радует нас

своими стихами, такими лёгкими и светлыми, своими рассказами, такими

живыми, добрыми, весёлыми и смешными...

Писательница признавалась: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень

люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы

это было не слишком заметно. При этом я учусь сама.

2) Её героиня – Люся Синицына, третьеклассница одной московской школы,

всего на год старше вас, ребята, но очень похожа на вас: такая же выдумщица и

проказница… А ещё она-подружка и написала об этом маленький рассказ.

Послушайте! (читаю рассказ «Про мою подругу и немножко про меня»)

3) Вопросы:

Что необычного в названии рассказа?

Почему о подруге автор рассказывает больше, чем о себе?

Какие признаки настоящей дружбы между двумя Люсями вы заметили?

Всё ли гладко было в их дружбе? Каковы причины их размолвок? Серьёзные ли

они?

Чем вы можете доказать, что автор дорожит дружбой с Люськой?

Понравились ли вам письма подруг? А вам приходилось писать письма

друзьям?

3. Устроить показ буктрейлера для учащихся школы.

4. Задание:

У тебя есть подруга? Опиши её?

Приложение: Буктрейлер «Добру откроем сердце».



В раздел образования