Напоминание

"Пути развития творческого потенциала как необходимое условие качества мотивации в хореографическом обучении учащихся"


Автор: Халифаева Екатерина Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДХШ № 1"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Пути развития творческого потенциала как необходимое условие качества мотивации в хореографическом обучении учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пути развития творческого потенциала

как необходимое условие качества мотивации в

хореографическом обучении учащихся.

Развитие пальцевой техники на уроках классического

танца.

Халифаева Екатерина Дмитриевна, преподаватель

МАУ ДО «Детская хореографическая школа №1»

(г. Сургут)

.

Одним

из

приоритетных

направлений

в

воспитании

подрастающего

поколения

является

духовно-нравственное

становление

личности,

формирование

эстетической

и

художественной

культуры.

Важным

аспектом

духовного

обогащения

детей

и

подростков

смело

можно

назвать

хореографическое

искусство.

Сегодня

в

современных

образовательных

учреждениях

уроки

хореографии

становится

обязательными, потому что именно они развивают не только

художественные

навыки

исполнения

танцев

раз ного

направления,

но

помогают

достигать

совершенства

в

соответствии с законами красоты.

Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет»,

бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что

«балет

является

слишком

сложным

средством

воспитания

осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой

мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его

изучение лишь для немногих избранных».

Ребенок, владеющий хореографией, восхищает окружающих.

Но

это

процесс

длительный,

требующий

многих

качеств

от

детей.

Какие бы новшества не привносило в хореографию время,

какие бы современные направления ни появлялись в танце – от

джаза-модерна

до

хип-хопа

одно

остается

неизменным:

классический экзерсис является стержнем на основе которого

развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Классический танец и методика преподавания его основных

элементов

обобщены

и

систематизированы

выдающимися

хореографами, профессором А.Я. Ваганова в известном труде

«Основы классического танца» в - первые изданном в 1934 году.

Изложенная методика преподавания классического танца стала

ценным вкладом в теорию и практику балетного искусства Н.П.

Базарова

«Классический

танец

созданным

в

1984г

В.

Костровицкая,

А.Писарев

«Школа

классического

танца»

в

издании

1976г.,

В.А.

Звездочкин

«Классический

танец»,

2003г.,Ф .В.Васильева «Стопа в Классическом танце» ,2008г.

Деятельность МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа

№1» направлена на духовное, нравственное, интеллектуальное,

эмоционально – чувственное и физическое развитие ребенка при

помощи

пластики

тела,

музыки,

эмоционального

и

художественного образа.

Одним из важных разделов изучения классического танца

является

пальцевая техника. Отсюда, главной

целью работы

считаю - коррекцию и укрепление стопы через выработанную

систему пальцевой техники.

Исходя,

из

этой

цели

предусматривается

решение

определенных задач:

Развитие:

- силы стоп, координации движений, выразительности

поз;

-устойчивости (апломба), как на двух ногах, так и на

одной ноге;

-выносливости;

-прыжка;

-зрительной памяти;

-воздействие

на

специфические

виды

памяти:

моторную, слуховую и образную;

-эмоциональности и выразительности.

Если

цели

и

задачи

обучения

задают

общее

направление

деятельности, то методы и формы при обучении классическому

экзерсису

призваны

обеспечивать

достижение

поставленных

целей и решение намеченных задач.

Стопа

сложный

в

анатомическом

и

функциональном

отношении

аппарат

является

опорой

тела

человека

и

выполняет

рессорные

функции

и

функции

регулятора

равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге,

прыжке.

А

в

классическом

танце

играет

еще

и

немалую

эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе

с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Подъем

стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема

зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Подъем

стопы

определяется

при

выворотном

положении

ног

и

проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I

позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции),

колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук проверяется

эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа

податливо

изгибается,

образуя

в

профиль

месяцеобразную

форму.

По

анатомическому

строению

различают

стопу

нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных

свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет

высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет

поперечный свод. Уплощение продольного и поперечного сводов

отрицательно

сказывается

на

занятиях

хореографией.

При

небольшом

плоскостопии

с

помощью

целенаправленных

тренировок

возможно

улучшение

сводов

стоп

и

диагностика

помогает это сделать.

Различают

три

формы

подъема

стопы:

высокий

подъем,

средний и маленький. В ученической группе, которая была взята

за эксперимент (16 чел.)

были

проведены измерительные

параметры стоп, из которых выяснилось: высокий подъем имеют

20%

обучающихся;

средний

-57%;

и

маленький-23%.

Чтобы

повысить показатель выворотной и эластичной

и дотянутой

стопы

применяю

пальцевую

технику

на

детях

не

только

с

«правильной» стопой» но и на детях, имеющих недостатки в

стопе,

за

счет

увеличения

нагрузки

мышечного

аппарата,

упрощения лексики, совершенствуя координацию движения и

тем самым, развивая танцевальность.

В

своей

практике

на

уроках

классического

танца,

делю

учащихся

на

три

группы

с

высоким,

средним

и

маленьким

подъемом,

распределяя

для

каждой

группы

свои

задания

по

у р о в н ю

с л о ж н о с т и ,

т е м

с а м ы м ,

и с п о л ь з у ю

дифференцированный подход в обучении. Методика пальцевой

техники изучается на каждом уроке классического танца, что

позволяет проследить результат.

Выработанная система пальцевой техники такой как,

рas

peleve у станка, рas échappé на пальцах во II позиции, рas de

bourrée с переменой ног, рas de bourrée suivi, рas couru еchappé

relevé на пальцах во II позиции, relevé на пальцы в IV позиции,

рas sus – sous, рas de bourrée на пальцах, аssemblé soutenu, рas

glissade

на пальцах , в сторону, вперёд, назад, temps lie на

пальцах

вперед,

назад,

sissone

simple на пальцах позволяет

развить у воспитанников хореографической школы силу стоп,

координацию

движений,

выразительность

поз,

устойчивость

выносливость,

высоту

и

силу

прыжка,

что

сказывается

на

качестве

исполнения

танцевальных

номеров,

например,

учащиеся с высоким подъёмом исполняют на пуантах этюды из

балета П. Чайковского «Спящая красавица» «Вальс цветов»; со

средним и маленьким подъёмом - сцену снежинок из II акта

балета «Щелкунчик», музыка П. Чайковского. Следовательно,

качество

обучения

по

предмету

«классический

танец»

у

учащихся со средним подьёмом за три года повысилось с 68 %

до

82%;

с

маленьким

подъёмом

с

56%

до

79%.

Общий

показатель качества в экспериментальной группе

за три года

обучения возрос на 33,4%

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать

вывод: цель педагогического эксперимента достигнута, задачи

решены, а результаты позволяют сделать вывод, о том, что от

верно

подобранных

методик,

правильной

коррекции,

четко

поставленных

задач,

зависит

качество

образования

и

соответственно культура учащихся.

Литература:

1.

Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П.

Базарова, В. П. Мей. – Санкт-Петербург: Лань, 2006. – 240 с.

2.

Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] /

А. Я. Ваганова. – Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007.

192

с .

3.

Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В.

А. Звездочкин. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. – 416 с.



В раздел образования