Автор: Халифаева Екатерина Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДХШ № 1"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Пути развития творческого потенциала как необходимое условие качества мотивации в хореографическом обучении учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Пути развития творческого потенциала
как необходимое условие качества мотивации в
хореографическом обучении учащихся.
Развитие пальцевой техники на уроках классического
танца.
Халифаева Екатерина Дмитриевна, преподаватель
МАУ ДО «Детская хореографическая школа №1»
(г. Сургут)
.
Одним
из
приоритетных
направлений
в
воспитании
подрастающего
поколения
является
духовно-нравственное
становление
личности,
формирование
эстетической
и
художественной
культуры.
Важным
аспектом
духовного
обогащения
детей
и
подростков
смело
можно
назвать
хореографическое
искусство.
Сегодня
в
современных
образовательных
учреждениях
уроки
хореографии
становится
обязательными, потому что именно они развивают не только
художественные
навыки
исполнения
танцев
раз ного
направления,
но
помогают
достигать
совершенства
в
соответствии с законами красоты.
Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет»,
бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что
«балет
является
слишком
сложным
средством
воспитания
осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой
мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его
изучение лишь для немногих избранных».
Ребенок, владеющий хореографией, восхищает окружающих.
Но
это
процесс
длительный,
требующий
многих
качеств
от
детей.
Какие бы новшества не привносило в хореографию время,
какие бы современные направления ни появлялись в танце – от
джаза-модерна
до
хип-хопа
–
одно
остается
неизменным:
классический экзерсис является стержнем на основе которого
развиваются другие танцевальные экзерсисы.
Классический танец и методика преподавания его основных
элементов
обобщены
и
систематизированы
выдающимися
хореографами, профессором А.Я. Ваганова в известном труде
«Основы классического танца» в - первые изданном в 1934 году.
Изложенная методика преподавания классического танца стала
ценным вкладом в теорию и практику балетного искусства Н.П.
Базарова
«Классический
танец
созданным
в
1984г
В.
Костровицкая,
А.Писарев
«Школа
классического
танца»
в
издании
1976г.,
В.А.
Звездочкин
«Классический
танец»,
2003г.,Ф .В.Васильева «Стопа в Классическом танце» ,2008г.
Деятельность МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа
№1» направлена на духовное, нравственное, интеллектуальное,
эмоционально – чувственное и физическое развитие ребенка при
помощи
пластики
тела,
музыки,
эмоционального
и
художественного образа.
Одним из важных разделов изучения классического танца
является
пальцевая техника. Отсюда, главной
целью работы
считаю - коррекцию и укрепление стопы через выработанную
систему пальцевой техники.
Исходя,
из
этой
цели
предусматривается
решение
определенных задач:
Развитие:
- силы стоп, координации движений, выразительности
поз;
-устойчивости (апломба), как на двух ногах, так и на
одной ноге;
-выносливости;
-прыжка;
-зрительной памяти;
-воздействие
на
специфические
виды
памяти:
моторную, слуховую и образную;
-эмоциональности и выразительности.
Если
цели
и
задачи
обучения
задают
общее
направление
деятельности, то методы и формы при обучении классическому
экзерсису
призваны
обеспечивать
достижение
поставленных
целей и решение намеченных задач.
Стопа
–
сложный
в
анатомическом
и
функциональном
отношении
аппарат
–
является
опорой
тела
человека
и
выполняет
рессорные
функции
и
функции
регулятора
равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге,
прыжке.
А
в
классическом
танце
играет
еще
и
немалую
эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе
с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Подъем
стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема
зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Подъем
стопы
определяется
при
выворотном
положении
ног
и
проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I
позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции),
колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук проверяется
эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа
податливо
изгибается,
образуя
в
профиль
месяцеобразную
форму.
По
анатомическому
строению
различают
стопу
нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных
свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет
высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет
поперечный свод. Уплощение продольного и поперечного сводов
отрицательно
сказывается
на
занятиях
хореографией.
При
небольшом
плоскостопии
с
помощью
целенаправленных
тренировок
возможно
улучшение
сводов
стоп
и
диагностика
помогает это сделать.
Различают
три
формы
подъема
стопы:
высокий
подъем,
средний и маленький. В ученической группе, которая была взята
за эксперимент (16 чел.)
были
проведены измерительные
параметры стоп, из которых выяснилось: высокий подъем имеют
20%
обучающихся;
средний
-57%;
и
маленький-23%.
Чтобы
повысить показатель выворотной и эластичной
и дотянутой
стопы
применяю
пальцевую
технику
на
детях
не
только
с
«правильной» стопой» но и на детях, имеющих недостатки в
стопе,
за
счет
увеличения
нагрузки
мышечного
аппарата,
упрощения лексики, совершенствуя координацию движения и
тем самым, развивая танцевальность.
В
своей
практике
на
уроках
классического
танца,
делю
учащихся
на
три
группы
с
высоким,
средним
и
маленьким
подъемом,
распределяя
для
каждой
группы
свои
задания
по
у р о в н ю
с л о ж н о с т и ,
т е м
с а м ы м ,
и с п о л ь з у ю
дифференцированный подход в обучении. Методика пальцевой
техники изучается на каждом уроке классического танца, что
позволяет проследить результат.
Выработанная система пальцевой техники такой как,
рas
peleve у станка, рas échappé на пальцах во II позиции, рas de
bourrée с переменой ног, рas de bourrée suivi, рas couru еchappé
relevé на пальцах во II позиции, relevé на пальцы в IV позиции,
рas sus – sous, рas de bourrée на пальцах, аssemblé soutenu, рas
glissade
на пальцах , в сторону, вперёд, назад, temps lie на
пальцах
вперед,
назад,
sissone
simple на пальцах позволяет
развить у воспитанников хореографической школы силу стоп,
координацию
движений,
выразительность
поз,
устойчивость
выносливость,
высоту
и
силу
прыжка,
что
сказывается
на
качестве
исполнения
танцевальных
номеров,
например,
учащиеся с высоким подъёмом исполняют на пуантах этюды из
балета П. Чайковского «Спящая красавица» «Вальс цветов»; со
средним и маленьким подъёмом - сцену снежинок из II акта
балета «Щелкунчик», музыка П. Чайковского. Следовательно,
качество
обучения
по
предмету
«классический
танец»
у
учащихся со средним подьёмом за три года повысилось с 68 %
до
82%;
с
маленьким
подъёмом
с
56%
до
79%.
Общий
показатель качества в экспериментальной группе
за три года
обучения возрос на 33,4%
Таким образом, на основании изложенного, можно сделать
вывод: цель педагогического эксперимента достигнута, задачи
решены, а результаты позволяют сделать вывод, о том, что от
верно
подобранных
методик,
правильной
коррекции,
четко
поставленных
задач,
зависит
качество
образования
и
соответственно культура учащихся.
Литература:
1.
Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П.
Базарова, В. П. Мей. – Санкт-Петербург: Лань, 2006. – 240 с.
2.
Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] /
А. Я. Ваганова. – Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007.
–
192
с .
3.
Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В.
А. Звездочкин. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. – 416 с.