Автор: Боброва Ангелина Вячеславовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютерные технологии как средства обучения английского языка"
Раздел: среднее образование
Боброва А.,
студентка 5 курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
Компьютерные технологии как средства обучения английского языка
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных
технологий
в
средней
школе.
Это
не
только
новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам
является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников,
обучение практическому овладению иностранным языком.
Средства обучения – это составная часть метода обучения.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют
повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в
форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной
деятельности
на
всех
этапах
обучения.
Под
средствами
обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного
процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально
сокращенное время достигаются поставленные цели обучения [3, c.112].
Главное
дидактическое
назначение
средств –
ускорить
процесс
усвоения учебного материала.
По составу объектов средства обучения делятся на две группы:
1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы,
макеты, модели, учебно–технические средства, помещения, мебель, учебно–
лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.
2. Идеальные
средства
обучения.
Это
чертежи,
условные
схемы,
диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация –
средства
представлены
в
виде
абстрактных
символов.
Вербализация
–
средства представлены в виде речевого изложения.
Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.
По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы:
1. С р е д с т в а
п р е п о д а в а н и я .
Н а п р и м е р ,
о б о р у д о в а н и е
демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель
для объяснения и закрепления учебного материала.
2. Средства
учения.
Например,
оборудование
лабораторного
практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых
знаний [25, c.119].
Технические
средства
обучения
–
это
приборы
и
устройства,
представляющие собой экранно–звуковые носители учебной информации. К
ним относятся:
1) учебные кинофильмы;
2) диафильмы;
3) компьютеры;
4) магнитофонные записи;
5) грамзаписи;
6) радиопередачи;
7) телепередачи и т. д.
Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:
1) информационные;
2) комбинированные;
3) тренажеры;
4) средства контроля знаний;
5) аудиовизуальные средства.
Функции технических средств обучения:
1) повышают эффективность и качество обучения;
2) способствуют интенсивности учебного процесса;
3) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;
4) являются источником, и мерой учебной информации;
5) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний [17,
c.82].
В наши дни все чаще поднимается вопрос об использовании новых
информационных технологий. Это не только новые технические средства, но
и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и
развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому
овладению иностранным языком [8, c.19].
Использование
компьютерных
технологий
обучения
в
наше
время
имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век
информатизации,
несомненно,
вносит
свои
коррективы
в
традиционное
преподавание иностранных языков. И наша задача – научиться правильно и
эффективно
использовать
современные
информационные
технологии
в
образовательном
процессе
в
рамках
средней
школы.
Компьютер
может
выполнять
многие
функции
и
не
зря,
поэтому,
его
часто
сравнивают
с
искусственным интеллектом.
Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи
информации
в
различные
сферы
человеческой
деятельности
привело
к
появлению
принципиально
новых
способов
осуществления
этой
деятельности.
Эти
способы,
основанные
на
широком
использовании
уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и
предо ст авлению
информации,
объединены
в
понятие
н о в ы е
информационные технологии (НИТ) [13, c.83].
Использование
компьютерных
технологий
в
обучении
иностранным
языкам
в
значительной
мере
изменило
подходы
к
разработке
учебных
материалов
по
этой
дисциплине.
Отличительными
характерологическими
признаками ПК в качестве электронного ТСО являются автоматичность и
наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами ПК по сравнению
с
другими
средствами
обучения
являются:
полифункциональность,
интерактивность,
диалоговое
взаимодействие,
многообразие
возможных
режимов
организационных
форм
работы.
В
качестве
средства
обучения
компьютер способен реализовать все преимущества ТСО. В то же время
применение
компьютеров
в
процессе
обучения
регламентировано
требованиями,
предъявляемыми
к
техническим
устройствам,
и
должно
соответ ствовать
определенным
принципам.
В
ком п ь ют е р н о й
лингводидактике
релевантными
считаются
следующие
принципы
использования
ТСО:
обусловленности;
необходимости;
информативности;
надежности.
Принцип обусловленности.
Предписывает
четкое
определение
условий
применения
ПК
в
зависимости
от
содержания,
целей
и
этапа
обучения,
возрастных
особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости.
Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет
повысить эффективность учебного процесса по какому–либо параметру, а
именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую
деятельность,
достичь
учебной
цели
наиболее
рациональным
способом,
облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения;
Принцип информативности.
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно–
информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет
пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее
время.
Кроме
того,
среди
ТСО
компьютер
наиболее
всего
соответствует
информативно–речевому характеру обучения ИЯ.
Принцип надежности.
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки
каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа
организационной подготовки к занятию с использованием ПК.
Выделенные
функции
компьютера
в
обучении
языкам,
можно
объединить в две большие группы:
1) функции, при реализации которых ПК выполняет роль одного из
участников учебного процесса (преимущественно обучающего);
2) функции ПК в качестве инструмента деятельности [28, c.36].
Функции преподавателя и учащегося взаимно дополняют друг друга,
поэтому процессы компьютеризации их деятельности тесно взаимосвязаны,
компьютерные средства, имитирующие определенный аспект деятельности
обучающего,
являются
одновременно
инструментом
работы
обучаемого.
Например, справочно–информационные системы могут рассматриваться, с
одной
стороны,
как
средства,
реализующие
информативную
функцию
преподавателя, а с другой стороны, в качестве инструмента информационной
поддержки деятельности обучаемого.
В качестве инструмента деятельности и преподаватели и обучаемые
используют преимущественно компьютерные средства общего назначения,
специально не предусматривающие выполнения задач обучения. К таким
средствам
относятся,
прежде
всего,
разнообразные
текстовые
редакторы,
обеспечивающие техническую поддержку процесса обучения и позволяющие
пользователям
тиражировать
учебные
материалы,
оформлять
задания
(рефераты, курсовые и контрольные работы), работать над созданием новых
текстов.
Профессиональная поддержка деятельности преподавателя с помощью
компьютера как инструмента деятельности осуществляется с использованием
специальных
средств,
создаваемых
для
этих
целей.
К
таким
средствам
относятся
преимущественно
генеративные
программы
и
экспертные
системы.
В
качестве
инструмента
деятельности
обучаемых
и
обучающих
компьютер
применяется
в
учебном
процессе
по
ИЯ
прежде
всего
для
получения
информационной
и
технической
поддержки.
Кроме
того,
обучающие могут использовать ПК как инструмент их профессиональной
деятельности [21, c.215].
Функции
компьютера
в
качестве
инструмента
деятельности
обучающего, основаны на его возможностях точной регистрации фактов,
хранения
и
передачи
большого
объема
информации,
группировки
и
статистической
обработки
данных.
Это
позволяет
применять
его
для
оптимизации
управления
обучением,
повышения
эффектности
и
объективности
учебного
процесса
при
значительной
экономии
времени
преподавателя
по
следующим
направлениям:
получение
информационной
поддержки;
диагностика,
регистрация
и
систематизация
параметров
обучения;
работа
с
учебными
материалами
(поиск,
анализ,
отбор,
оформление, создание); организация коллективной работы; осуществление
дистанционного
обучения.
При
работе
с
учебными
материалами
ПК
предоставляет
преподавателю
разнообразные
виды
помощи,
которая
заключается
не
только
в
упрощении
поиска
необходимых
сведении
при
создании
новых
учебных
материалов
за
счет
использования
систем
справочно–информационного обеспечения, но и в оформлении материалов
для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих
разработок.
Автоматический
анализ,
отбор
и
прогнозирование
эффективности
учебных
материалов
являются
важными
направлениями
использования
компьютера
в
качестве
инструмента
информационной
поддержки
деятельности обучающего. Преподаватель может не только проводить отбор
материалов
для
обучения
(составлять
лексические
и
грамматические
минимумы, отбирать тексты и упражнения), но также анализировать тексты и
целые учебные пособия.
По
отношению
к
учащемуся
компьютер
может
выполнять
многочисленные
функции,
выступая
в
роли:
преподавателя;
эксперта;
партнера по деятельности; инструмента деятельности; обучаемого. Учащиеся
могут
применять
ПК
в
соответствии
со
своими
индивидуальными
потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.
Благодаря
возможностям
реализации
функций
преподавателя,
компьютер
часто
используется
в
процессе
самостоятельной
и
домашней
работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения
пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются
тренировочные
и
обучающие
компьютерные
программы,
специально
создаваемые в учебных целях.
Рассмотрим
основные
виды
лингводидактических
задач,
которые
можно
решать
с
помощью
компьютера,
то
есть
лингвометодические
возможности применения компьютерных средств обучения при овладении
грамматике английского языка: формирование рецептивных грамматических
навыков чтения и аудирования; формирование продуктивных грамматических
навыков
преимущественно
письменной
речи;
контроль
уровня
сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;
оказание
справочно–информационной
поддержки
(автоматизированные
справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок
на морфологическом и синтаксическом уровнях)
[10, c.27].
Возможности компьютера выступать в роли обучающего в учебном
процессе по ИЯ оцениваются по–разному: от абсолютного их отрицания до
утверждения
о
том,
что
ЭВМ
могут
быть
переданы
все
основные
и
вспомогательные
функции
обучающего.
Большинство
специалистов
по
компьютерной
лингводидактике
придерживаются
мнения,
что
компьютер,
осуществляя
ряд
функций
обучающего,
не
сможет
полностью
заменить
преподавателя
ИЯ
по
ряду
причин,
главными
из
которых
являются
следующие:
1) на компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты
деятельности
преподавателя,
которые
связаны
с
его
воспитательными
функциями;
2)
целью
обучения
при
современном
коммуникативном
подходе
к
преподаванию
языков
является,
прежде
всего,
развитие
способности
иноязычного
общения
как
особой
социальной
формы
межкультурного
взаимодействия,
воспроизведение
которой
в
полном
объеме
в
рамках
человеко–машинного
взаимодействия
в
настоящее
время
кажется
маловероятным.
На
современном
этапе
наиболее
конструктивным
представляется
подход,
согласно
которому
компьютер
не
следует
противопоставлять
преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки
профессиональной деятельности обучающего [26, c.163].
Литература
1. Витлин,
Ж.
Л.
Современные
проблемы
обучения
грамматике
иностранных языков / Ж. Л. Витлин // ИЯШ. – 2000. – № 5. – С. 22–24.
2.
Ефременко, В. А. Применение информационных технологий на
уроках иностранного языка
/
В. А. Ефременко, Н. П. Каменецкая, //
Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 18-20.
3.
Кошман, Н. М. Технические средства в обучении иностранным
языкам : пособие для учителей / Н. М. Кошман, М. В. Ляховицкий. – М. :
Просвещение, 1981. – 143 с.
4.
Миролюбов,
А.
А.
Методика
обучения
иностранным
языкам:
традиции и современность / А. А. Миролюбов. – Обнинск : Титул, 2010. –
464 с.
5. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам /
Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1998. – 216 с.
6.
Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе / Г. В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение,
1991. – 287 с.