Авторы: Дьякова Лидия Дмитриевна, Дьяков Виктор Петрович
Должность: учитель химии и биологии, учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: посёлок Комсомольский Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии и инновации в сфере школьного образования"
Раздел: полное образование
МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района, Белгородской области»
Учитель химии и биологии Дьякова Лидия Дмитриевна
Учитель истории Дьяков Виктор Петрович
Современные технологии и инновации в сфере школьного
образования
Современные технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь в
последние годы, при всех имеющихся различиях в целевых,
содержательных, организационных аспектах в конечном счете направлены
на повышение продуктивности учебной деятельности, превращение
школьника в активного субъекта собственного учения.
Развитие интереса к химии, биологии и усиление влияния учебного
процесса на становление личности ученика обеспечиваются различными
методическими приемами и средствами, среди которых важное место
занимают современные образовательные технологии, которые я использую
на своих уроках:
- технология развития критического мышления,
- модульная технология,
- информационная технология,
- иллюстративно – объяснительная,
- развивающее обучение,
- личностно – ориентированное обучение,
- проблемное обучение,
- проектное обучение,
- игровое и другие.
При использовании различных технологий я применяю различные
формы проведения уроков, например: Урок – лекция, семинар,
конференция, соревнования, путешествие, диспут, спектакль, Что? Где?
Когда?, проблемно – лабораторные работы, экскурсии, игры,
интегрированный урок и др.
При использовании технологии «Чтение и письмо для развития критического
мышления» позволяет развивать критическое мышление учащихся при
организации их работы с различными источниками информации, эффективно
работать любому учителю – предметнику с учащимися разных возрастов: от
младших школьников до студентов вузов. Мотивацию учащихся к изучению
нового материала осуществляю, привлекая их к самостоятельному
целеполаганию, рефлексии, а также организую коллективную, парную и
индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке. Использование
этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности
познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего
развития. Процесс обучения состоит из трех стадий. Первая – стадия вызова,
где необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся знания по
изучаемой теме, вызвать интерес к ней, мотивировать учащихся к активной
учебной деятельности. На стадии осмысления задачи другие – получение
новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.
«Что еще вы хотите знать?» В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся
формулируют цель и тему урока, составляют план ее изучения. Всегда
подвожу учащихся к нужной формулировке, никого не останавливая, а
наоборот, учитываю мнение каждого. Самое главное на уроке –
смоделировать способ изучения материала, способ получения знаний, чтобы
каждый ученик усвоил необходимые ему фактические сведения. Например,
мы рассматриваем материал на атомарном, молекулярном и вещественном
уровнях согласно взаимосвязи «состав – строение – свойства». Овладев
данным способом, учащиеся без труда могут охарактеризовать изучаемый
объект на любом уровне. Заключительная стадия – стадия размышления и
рефлексии, подразумевающая целостное осмысление, присвоение и
обобщение полученной информации, выработку собственного отношения к
изучаемому материалу, выявление еще не познанного – вопросов и проблем
для дальнейшей работы(«новый вызов»), анализ всего процесса изучения
материала. Учащиеся выполняют задания, подсчитывают число баллов и
оценивают себя. Таким образом полностью снимается психологический груз
отметки: ученики учатся адекватно себя оценивать, для них самая большая
радость, когда их отметка и отметка учителя совпадают. Комфортный
психологический климат урока обеспечивается также тем, что и я, и мои
ученики четко знаем свои роли на уроке: главная задача учителя-
организовать собственную деятельность учащихся (в том числе и
умственную), управлять учебным процессом, а учащихся – учиться, учить
себя.
Что дает учащимся технология «Чтение и письмо для развития критического
мышления»? Во – первых, повышается ответственность за качество
собственного образования. Во – вторых, развиваются навыки работы с
текстами любого типа и с большими объемами информации. В- третьих
развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно
работать совместно с другими людьми.
Данная технология наиболее эффективна при изучении материала, по
которому может быть составлен интересный познавательный текст.
В своей работе я использую другие формы (стратегий) применение этой
технологии: «Чтение текста с пометками», «Заполнение таблицы (знаю, хочу
узнать, узнал)»,» Зигзаг», «Продвинутая лекция».
При проведении стратегии «продвинутая лекция» изложение материала
провожу с остановками, содержание разбиваю на смысловые отрывки, после
изложения каждого из них организую обсуждение по специально
разработанному плану. По ходу лекции учащиеся учатся составлять конспект,
используя опорные слова, отличать главное от второстепенного,
формулировать основную идею отрывка, анализировать и критически
осмысливать новый материал, а также приобретают необходимые навыки
мыслительной деятельности.» Продвинутая лекция» позволяет удерживать
внимание учащихся на протяжении всего урока и формирует у них умение
слушать. Самое сложное – это составить текст лекции. Он должен быть
интересным, познавательным, иметь законченный характер. Я готовлю
лекцию из 3-4 частей. Первую часть посвящаю историческому обзору темы,
следующую часть – дидактической цели, которую ставлю перед изучением
темы, последняя часть лекции – это связь науки с жизнью, где важно показать
роль научного знания в жизни общества в целом и отдельного человека в
частности. Обращаю внимание на экологические аспекты, влияние
различных факторов на здоровье человека, проблемы безопасного
взаимодействия человека и техносферы и т. д. Последняя часть лекции имеет
и большой воспитательный потенциал, влияя на формирование ценностного
отношения учащихся к содержанию изучаемого материала. На мой взгляд,
именно построение текста по схеме: исторический обзор – предметные
знания – прикладной аспект – и придает лекции целостность и
законченность. Опыт показывает, что стратегия «продвинутой лекции»
достаточно проста, но в то же время эффективна и универсальна. Она может
быть применена при изучении разных тем курса химии, биологии.
При использовании модульной технологии, которая позволяет управлять
учебно-познавательной деятельностью учащихся и использовать инструкции
разработанных модулей обучения. Модульное обучение
характеризуется системным изменением всего процесса обучения,
затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы
учения. Оно ориентировано прежде всего на активную учебную деятельность
учащихся, освоение приемов которой способствует быстрому и
качественному усвоению содержания материала и развитию у учащихся
самостоятельно учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю,
самооценке. На таком уроке меняется форма общения учителя и ученика.
Ученик работает максимум времени самостоятельно, что дает возможность
проявлять себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний и
способность каждому учащемуся индивидуально обозначить пробелы. Моя
роль при этом, как организатора самостоятельной работы учащихся,
экспериментатора, участника совместной исследовательской деятельности.
При использовании данной технологии можно выделить следующие этапы:
1.
Начинается модульное занятие с определения цели, чему учащиеся
научатся на уроке.
2.
Мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность ( тесты,
диктанты и т. д.)
3.
Информационный блок – основное содержание материала дается в
любой форме.
4.
Отработка материала: лабораторные, практические работы, решение
задач, проблемные ситуации, дидактические- игры.
5.
Экспертный контроль – контроль учителя. Проверочная работа, зачет,
уточнение знаний, устный опрос, итоговый тест и т. д.
На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится
рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце урока ученики
возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и
свою работу на уроке. Необходимое условие модульного обучения – это
копировальная техника.
Эффективный метод обучения, который я использую в своей работе – это
организация ученических проектов. Цель проектной деятельности –
формирование творчески активной личности. Работа над проектом
проходит шесть стадий: подготовка, планирование, исследование,
результаты и выводы, представление результатов, оценка результата.
Главное в проектной деятельности – труд учащихся: самостоятельная
творческая работа, которая предполагает не только комплексное
использование материала какого-то определенного предмета, но и опору
на знания и умения, полученные при изучении других школьных
дисциплин, а также пусть небольшой, но свой личный опыт. Это создает
благоприятные условия для осуществления личностно ориентированного
подхода в обучении, формирования у школьников таких качеств, как
самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность как
к товарищам, так и к себе, настойчивость в достижении поставленной
цели, умение работать в команде.
В своей работе постоянно использую проблемное изучение материала
который опирается на активную, самостоятельную, познавательную
деятельность учащихся, направленную на разрешение проблемных
ситуаций. Данный метод применим при изучении тем, которые требуют
специальной активизации мыслительного процесса учащихся, его
спорности или многовариантности путей выполнения задания. Я
использую различные ситуации: подвожу учащихся к противоречию и
предлагаю им ее решить; изложить различные точки зрения по данной
проблеме, чтобы учащиеся выработали свое решение; предлагаю
учащимся рассмотреть проблему с изложением разных точек зрения;
сформулировать задачи с неполными, ограниченными данными или с
заведомо допущенными ошибками, которые учащиеся должны найти и т.
д. Например: При изучении темы «спирты», рассматриваем строение
этилового спирта С
2
Н
5
ОН. Изображаю две структурные формулы
Н Н Н Н
Н-С-С-О-Н и Н- С-О-С-Н
Н Н Н Н
И задаю вопрос поискового характера. Какая из структурных формул
соответствует строению молекулы этилового спирта?
Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой
личности,
привёл
к
появлению
некоторых
специфических
способов
обучения, одним из которых являются игровые технологии. В последнее
время педагоги обращают большое внимание на применение в процессе
обучения
дидактических
игр.
Как
дидактическое
средство
они
играют
заметную роль в формировании учебных интересов как на уроках, так и во
внеурочной работе.
Слово «игра» в русском языке чаще ассоциируют в значении развлечения.
Но в учебном процессе «игра» приобретает более широкий смысл. Её нельзя
рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Игра – это действенное
методическое
средство,
позволяющее
непроизвольно
включать
ученика
в
творческую познавательную деятельность. И, как любое другое средство
обучения, должна применяться только в сочетании с другими методами,
средствами и приёмами.
Величайшие умы человечества – от Платона до Шиллера, от Коменского
до Руссо – утверждали, что игра для детей – лучший способ познания.
Обращение
к
игре
педагогов
(Макаренко
А.С.,
Сухомлинский
В.А.)
объясняется поиском творческих способов воздействия на ученика с целью
его обучения и воспитания, формирования личностных качеств.
Дидактическая
игра
позволяет
эффективно
реализовать
все
ведущие
функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на
основе принципов педагогики сотрудничества. Игра оказывает значительное
воздействие
на
формирование
положительного
отношения
учащихся
к
учению. Чередование игровых ролей помогает учащимся осознать себя в
новой позиции, посмотреть на ранее приобретённый фонд знаний и умений.
В
ходе
игры
личностно
значимая
для
каждого
учащегося
деятельность
превращается в общественно значимую, что имеет ценность для становления
и развития творческой активности, самодеятельности, инициативы.
Особое
место
занимают
деловые
игры,
которые
в
учебном
процессе
позволяют
моделировать
различные
жизненные
ситуации
и
отношения.
Деловые игры способствуют осознанному и прочному закреплению знаний,
умений
и
навыков,
формированию
научных
убеждений,
развитию
активности, самостоятельности и творчества учащихся. Цель деловой игры:
дать учащимся представление о вопросах, обсуждаемых на современном, в
частности
на
химическом
производстве,
глубже
познакомить
их
с
технологией
и
научными
принципами
производства,
значением
этого
производства
для
народного
хозяйства;
рассмотреть
вопросы
защиты
окружающей
среды,
роль
человеческого
фактора
в
современном
производстве:
формировать
умение
учащихся
вести
дискуссию,
аргументировать
ответ,
проявлять
инициативу,
творче ство
и
самостоятельность,
воспитывать
нравственные
качества:
уважительное
отношение
к
товарищам,
показать
перспективы
развития
химической
промышленности,
ознакомить
с
краеведческим
материалом,
продолжить
экологическое и экономическое просвещение учащихся.
При такой форме обучения исчезает болезненная реакция учащихся на
неудачные
ответы,
осуществляется
более
свободный,
психологически
раскрепощенный
контроль
знаний,
подход
к
учащимся
становится
более
деликатным
и
дифференцированным.
Обучение-игра
позволяет
научить:
распознавать,
сравнивать,
характеризовать,
раскрывать
понятия,
обосновывать,
применять.
В
результате
применения
методов
игрового
обучения
достигаются
следующие
цели:
стимулируется
познавательная
деятельность
учащихся;
активизируется
мыслительная
деятельность;
самопроизвольно
запоминаются
специальные
сведения;
формируется
ассоциативное запоминание; решаются проблемные вопросы, выявляются
личностные черты характера ученика; усиливается мотивация к изучению
предмета. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры,
которая является квазипрофессиональной деятельностью, имеющей черты
как учения, так и труда. Можно предложить следующие игры: «Производство
серной кислоты», «Суд над углекислым газом», «Суд над азотом», «Магия 15-
го элемента», «Природные источники углеводородов», «Основные классы
неорганических соединений» и др.
Дидактические игры можно проводить на уроках повторения и обобщения
изученного,
контроля
знаний
учащихся
и
т.д.
На
всех
этих
уроках
«проговаривается» как новый, так и ранее изученный материал.
Игровая
форма
обучения
–
перспективный
вид
учебного
занятия,
проведение уроков позволит сделать интересными и привлекательными для
ребят даже скучные темы курса химии. Главная задача учителя – продумать
методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или
фрагмент урока на 10-15 минут), выбрать систему оценок, баллов, заранее
предупредить учащихся об условиях и правилах игры, создать творческую
обстановку, которая исключает равнодушное отношение учащихся к уроку.
Так
например,
после
изучения
темы
«Серная
кислота»
провожу
заключительный урок как ролевую игру, распределяю роли. Много ролей
вводить не следует так как это создаёт суету, шум, трудности управлять
игрой.
Для
оценки
ответов
создаю
комиссию
из
учащихся,
хорошо
усвоивших
данную
тему.
Это,
как
правило,
учащиеся-консультанты,
они
готовят
оборудование
для
урока.
Игру
провожу
так,
чтобы
в
ней
были
задействованы все учащиеся, а не только те, кто получил роли. Считаю, что
роль зрителей не менее интересна – они следят за игрой, видят всех её
участников, дополняют ответы товарищей, задают вопросы и таким образом
имеют возможность заработать оценку. имея под рукой учебники, научно-
популярную литературу, записи в тетрадях. Часто проводить такие уроки
сложно, требуется серьёзная подготовка. однако использовать их как уроки
обобщения, систематизация знаний очень полезно.
На различных этапах урока, опыт показал, что занимательная игровая
дидактика
даёт
гораздо
больший
эффект
при
контроле
знаний,
так
как
действует
на
положительные
эмоции
учащихся.
Она
способна
вызвать:
любопытство, удивление, восхищение, радость познания, а вследствие этого
у
учащихся
появляется
желание
понять,
запомнить,
применить.
Использование тренировочных игр – для формирования умений и навыков:
игры
«домино»,
«найдите
лишнее»,
««верю-не
верю»,
«снайперы»
«терминологические игры», «химические, биологические диктанты», «игра в
слова», «термины-синонимы», « найди соответствие», и др., составление
кроссвордов и их решение, что заставляет непроизвольно, без какого-либо
принуждения окунуться в занимательный мир познания. Часто бывает, что
учащиеся рассеивают своё внимание при изучении сложного материала не
могут сосредоточиться на уроке. Чтобы привлечь их внимание необходимо
использовать игровые моменты. Это поможет сконцентрировать внимание на
изучаемом
материале,
примером
могут
быть
такие
задания:
Потерялся
породистый
оксид,
принадлежащий
жильцу
из
3-го
подъезда.
Особые
приметы: имеет молекулярную массу 102. Прошу вернуть за вознаграждение.
Учащиеся творчески подходят к повторению изученного материала, сами
готовят вопросы для химической разминки и проводят в виде игры: «хочу
стать отличником» или «самое сильное звено» и др.
Игры
всегда
сопровождаются
повышенным
интересам
учащихся
к
изучаемому материалу, а следовательно, повышаются и качество их знаний,
уровень сформированности общеучебных и специальных умений. Практика
показывает,
что
на
уроках,
где
проводится
игра,
отмечается
активная
деятельность всех учащихся.
В решении проблемы развития интереса к предмету, на мой взгляд,
ведущая
роль
за
нестандартными
формами
проведения
уроков
с
использованием технологии игрового обучения, проведение дидактических
игр с использованием химического эксперимента, викторины, конкурсы, игры
и
т.д.
Игра
развивает
самостоятельность
учащихся,
их
творческие
способности,
активизирует
познавательную
деятельность,
формирует
профессиональный
интерес,
способствует
закреплению
знаний,
развивает
логическое мышление. Для этого необходимы игровые технологии обучения,
требующие активной, творческой деятельности учащихся.
Таким образом, подводя итоги выше изложенному следует сделать вывод:
Урок по – прежнему остается основной и главной формой организации
учебного процесса. И от того, как он построен, чем насыщен, сколь активен,
интересен, динамичен, зависит от учительского труда. Очень важно найти
контакт с учащимися, обратиться к каждому сидящему в классе, учитывая его
возрастные особенности. Главное на уроке – это воспитание
любознательности у ребенка, стремления познать непознанное, узнать новое
об известном, получить удовлетворение от умения двигаться вперед. И вот
сегодня творческий поиск учителя не только возможен, но и необходим. Для
этого необходимы новые технологии обучения, требующие активной
деятельности учащихся. Педагогическая наука давно установила: «Обучать
надо не всех, а каждого».
Библиографический список:
1.Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А.Бухвалов.- М.:
Просвещение, 2003.
2.Байкова Л.А.,Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические
технологии. М., 2001г.
3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов.- М.:
Просвещение,2004.
4.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К.Колеченко.
- СПб.: КАРО, 2002.
5. Калетина Н.И.Игровой метод в обучении химии. Практ. пособие М.,2006г
6.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии
/ Д.Г.Левитес.- Мурманск, 2007.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. - М.:
Народное образование, 1998.
8.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её
гуманистическая модернизация / Г.К.Селевко.- М.: Школьные технологии,
2005.
9.Сенновоский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ
условий и результатов освоения / И.Б.Сенновоский.- М.: Школьные
технологии, 2005.
10.Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося //
Педагогика. - 2007.- №3.
11.Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
/ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко.- М.: Педагогический поиск, 2001.
12.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе / И.С.Якиманская.- М., 1995.