Напоминание

"Развитие творческих способностей обучающихся"


Автор: Ковалёва Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Амзя
Населённый пункт: с.Амзя г.Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Воображение

-

один

из

самых

ценных

жизненных

даров,

и

не

следует

его

разрушать,

необходимо

только

направить

его в надлежащее русло.

Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с

ума».

Воображение – это источник творчества. Если бы люди не фантазировали, то мы бы не

увидели потрясающих картин, никогда не услышали бы гениальной музыки, не насладились

бы чтением замечательных произведений и не получили бы восторга от игры актёра.

Психологи утверждают, что каждый человек обладает творческими способностями, которые

могут развиться при определённых условиях.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что

истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и

развитие

воображения,

наблюдательности,

сообразительности

и

воспитание

творческой

личности в целом. На тему развития творческих способностей учащихся в школе есть много

хорошей литературы, методических

наработок

самих учителей. Я, как учитель русского

языка и литературы,

хотела бы

остановиться только на одном аспекте данной темы, а

именно -развитие творческого потенциала школьника в написании сочинений. Сочинений не

программного типа, а таких, которые подразумевают более широкий и свободный простор

творчества.

С чего начать? На мой взгляд, начинать работу нужно уже в четвёртом классе. В среднее

звено приходят дети, которых «сочинительству» обучал другой учитель, и не факт, что вас

полностью устроит результат его работы, и не потому, что он чему-то не научил ребёнка, а

потому, что у вас может быть несколько иной взгляд на данные вещи. Значит, словеснику

среднего звена стоит начать работу по подготовке к написанию сочинений уже в четвёртом

классе. Каким образом? Взять курс из часов по внеурочной деятельности, предусмотренной

ФГОС. Конечно, чтобы к вам пришли дети, надо заинтересовать их, побеседовать с ними,

рассказать о том, чем они будут заниматься в течение года. Стоит напроситься на

родительское собрание и заинтересовать в этом родителей, предоставив им все «За», чтобы

курсу по обучению сочинений быть.

Дети в начальной школе готовы принимать участие абсолютно во всех начинаниях. В этом

их прелесть! Но мы знаем, что будем целенаправленно работать с детьми, у которых есть

хоть какие-то задатки к «сочинительству», с детьми, которых мы научим писать конкурсные

сочинения, которые, как это банально ни звучит, принесут славу и нам. Поэтому мы должны

предпринять следующие шаги.

Шаг 1. Зная, что для творчества необходимы интеллектуальные способности, знания,

личностные

характеристики,

мотивации,

стили

мышления,

мы

должны

получить

консультацию по этим параметрам у психолога школы, классного руководителя. Это может

помочь нам в формировании групп для занятий, если желающих окажется много. Надо иметь

в виду и то, что по результатам деятельности ребят можно ( на мой взгляд, даже нужно)

проводить сортировку в группах.

Шаг 2. Разработать Программу курса с чётким осознанием того, какую цель вы

преследуете

и как вы ее будете реализовывать. Особенно важно помнить, что вы будете

обучать детей сочинениям по личным впечатлениям и личному восприятию окружающего.

Свою работу стоит планировать с учётом следующих моментов.

1. Должна быть опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему

чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Бессмысленно просто прочитать

художественный текст и обратиться

к детям со словами: «Посмотрите, какой прекрасный

язык!»

2. Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание раскрыть

свой творческий потенциал.

3. Обязательное условие- ребёнок должен разграничивать типы текстов, знать границы

текста. Нужно практиковать с детьми и написание текстов нетрадиционных жанров. Ученики

должны знать, что сочинения о реальных событиях из жизни могут включать в себя мысли по

поводу описываемого, что сочинение не подразумевает «чистейшей» правды.

4. Развивать ассоциативное мышление. Детям нужно предлагать описание «пазла» из всей

картины: роса или паучок на травинке, падающий лист в осеннем лесу, вечерняя тишина и

т.п.

Поэтому

очень

хорошо

запланировать

уроки-экскурсии

в

природу

с

обязательными

заметками, наблюдениями.

5. Сочинения-рассказы не должны быть пересказами события. В них должна быть

«изюменка». Что я хотел донести до вас? Чем мне дороги мои герои?

6. Дети должны выступать со своими текстами перед аудиторией, что будет

способствовать

преодолению

стеснительности

выступления

«на

людях»,

выразительному

чтению и вере в свои возможности.

Я познакомила вас только с самым, на мой взгляд, необходимым, что нужно

использовать в работе курса по написанию сочинений. Не забываем, что эта работа будет

проводиться с четвероклассниками, потом продолжится в следующих классах.

Представляю вам одно из сочинение ученика 6 класса Артёма.

Душа природы.

Мой дед заядлый грибник. Он знает все места, где можно набрать полную корзинку

грибов. А корзинка у него большая, туда помещается моя трёхлетняя сестрёнка Лиза.

Дед приходит из леса, открывает плетёную крышку корзины и достаёт грибы и другие

интересные вещи: разноцветный мох, гриб-чагу, сухие ветки и причудливые

гнилушки. Из

гнилушек дед делает подсвечники, в которые на новый год мы ставим свечи, вазочки и различные

фигурки. Это так красиво!

Пока гнилушки подсыхают, я спрашиваю деда:

-Как ты находишь всё это? Другие вон идут в лес и не находят почти ничего, а ты всегда с

грибами, всегда что-то интересное приносишь.

Дед усмехается и говорит:

- А вот пойдём -ка завтра в лес за грибами, там я тебе всё и расскажу.

Ближе к обеду, когда солнце уже, как говорит дед, «гуляет», мы идём в лес. Идём через

поле, поросшее высокой

травой. Я

размахиваю ведёрком и сшибаю макушки цветов. Дед

спрашивает:

-Ну и зачем ты это делаешь? На цветках сидят пчёлки, букашки, а ты их –ведром.

Мне становится стыдно, и я надеваю ведро на плечо, а дед продолжает:

-Вот идём мы, такие великаны, по Цветочному царству, нас музыкой встречают, красотой.

Надеются, что мы, как гости, ничего плохого не сотворим. Гляди вот вокруг, красоту подмечай.

Чуешь, как мёдом-то пахнет.

Я вдыхаю всей грудью. Воздух и вправду пахнет чем-то сладким и ароматным! Смотрю

вокруг: там ромашка тянется к солнцу, там шмель гудит на синем колокольчике, а справа алеет

целая полянка полевой гвоздики. Так красиво!

Мы подходим к лесу, дед останавливается и говорит:

-Ну,

батюшка

лес,

прими

грибников,

уважь,

поделись

богатством

своим,

премного

благодарны будем.

- Ну, дед, ты даёшь, с лесом разговариваешь. Это всего лишь деревья, они ничего не

слышат.

- Глупый ты ещё, Артёмка, - отвечает дед.- Мы в гости пришли и вести себя должны

соответственно. Природа за добро и уважение платит той же монетой. Вот попросишь грибок или

ягодку -она даст. Ты ей спасибо скажешь, а она ещё подарит. Так – то вот.

Мы входим в прохладный лес. Деду всё грибы попадаются, а я хожу в двух шагах от него и

ничего не могу найти.

-Попроси у леса, Артёмка, не стесняйся, - говорит дед.

Я тихонько, чтобы не слышал дед, говорю:

-Лес, дай мне грибочек, я тебе «спасибо» скажу. Поделись со мной.

Только я проговорил это во второй раз, как увидел под кустом белый гриб. Самый

настоящий белый гриб!

-Дед, смотри! - кричу я. - Действует!

Мы ходим недолго. Дед набрал почти полную корзину разных грибов, а я – ведёрко. Ещё я

нашёл сухую гнилушку, похожую на балерину.

- Вот видишь,- говорит дед,- если ты к природе по-доброму относишься, то и она к тебе со

всей душой. Она ведь живая, всё видит и слышит, и ей тоже бывает больно, когда человек её

обижает.

Мы выходим из леса, поворачиваемся к нему лицом и говорим:

-Спасибо, лес.

Теперь я точно знаю, что у природы есть душа, что её можно слушать и слышать, что

нужно беречь земную красоту.



В раздел образования