Автор: Ковалёва Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Амзя
Населённый пункт: с.Амзя г.Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся"
Раздел: среднее образование
Воображение
-
один
из
самых
ценных
жизненных
даров,
и
не
следует
его
разрушать,
необходимо
только
направить
его в надлежащее русло.
Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с
ума».
Воображение – это источник творчества. Если бы люди не фантазировали, то мы бы не
увидели потрясающих картин, никогда не услышали бы гениальной музыки, не насладились
бы чтением замечательных произведений и не получили бы восторга от игры актёра.
Психологи утверждают, что каждый человек обладает творческими способностями, которые
могут развиться при определённых условиях.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что
истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и
развитие
воображения,
наблюдательности,
сообразительности
и
воспитание
творческой
личности в целом. На тему развития творческих способностей учащихся в школе есть много
хорошей литературы, методических
наработок
самих учителей. Я, как учитель русского
языка и литературы,
хотела бы
остановиться только на одном аспекте данной темы, а
именно -развитие творческого потенциала школьника в написании сочинений. Сочинений не
программного типа, а таких, которые подразумевают более широкий и свободный простор
творчества.
С чего начать? На мой взгляд, начинать работу нужно уже в четвёртом классе. В среднее
звено приходят дети, которых «сочинительству» обучал другой учитель, и не факт, что вас
полностью устроит результат его работы, и не потому, что он чему-то не научил ребёнка, а
потому, что у вас может быть несколько иной взгляд на данные вещи. Значит, словеснику
среднего звена стоит начать работу по подготовке к написанию сочинений уже в четвёртом
классе. Каким образом? Взять курс из часов по внеурочной деятельности, предусмотренной
ФГОС. Конечно, чтобы к вам пришли дети, надо заинтересовать их, побеседовать с ними,
рассказать о том, чем они будут заниматься в течение года. Стоит напроситься на
родительское собрание и заинтересовать в этом родителей, предоставив им все «За», чтобы
курсу по обучению сочинений быть.
Дети в начальной школе готовы принимать участие абсолютно во всех начинаниях. В этом
их прелесть! Но мы знаем, что будем целенаправленно работать с детьми, у которых есть
хоть какие-то задатки к «сочинительству», с детьми, которых мы научим писать конкурсные
сочинения, которые, как это банально ни звучит, принесут славу и нам. Поэтому мы должны
предпринять следующие шаги.
Шаг 1. Зная, что для творчества необходимы интеллектуальные способности, знания,
личностные
характеристики,
мотивации,
стили
мышления,
мы
должны
получить
консультацию по этим параметрам у психолога школы, классного руководителя. Это может
помочь нам в формировании групп для занятий, если желающих окажется много. Надо иметь
в виду и то, что по результатам деятельности ребят можно ( на мой взгляд, даже нужно)
проводить сортировку в группах.
Шаг 2. Разработать Программу курса с чётким осознанием того, какую цель вы
преследуете
и как вы ее будете реализовывать. Особенно важно помнить, что вы будете
обучать детей сочинениям по личным впечатлениям и личному восприятию окружающего.
Свою работу стоит планировать с учётом следующих моментов.
1. Должна быть опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему
чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Бессмысленно просто прочитать
художественный текст и обратиться
к детям со словами: «Посмотрите, какой прекрасный
язык!»
2. Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание раскрыть
свой творческий потенциал.
3. Обязательное условие- ребёнок должен разграничивать типы текстов, знать границы
текста. Нужно практиковать с детьми и написание текстов нетрадиционных жанров. Ученики
должны знать, что сочинения о реальных событиях из жизни могут включать в себя мысли по
поводу описываемого, что сочинение не подразумевает «чистейшей» правды.
4. Развивать ассоциативное мышление. Детям нужно предлагать описание «пазла» из всей
картины: роса или паучок на травинке, падающий лист в осеннем лесу, вечерняя тишина и
т.п.
Поэтому
очень
хорошо
запланировать
уроки-экскурсии
в
природу
с
обязательными
заметками, наблюдениями.
5. Сочинения-рассказы не должны быть пересказами события. В них должна быть
«изюменка». Что я хотел донести до вас? Чем мне дороги мои герои?
6. Дети должны выступать со своими текстами перед аудиторией, что будет
способствовать
преодолению
стеснительности
выступления
«на
людях»,
выразительному
чтению и вере в свои возможности.
Я познакомила вас только с самым, на мой взгляд, необходимым, что нужно
использовать в работе курса по написанию сочинений. Не забываем, что эта работа будет
проводиться с четвероклассниками, потом продолжится в следующих классах.
Представляю вам одно из сочинение ученика 6 класса Артёма.
Душа природы.
Мой дед заядлый грибник. Он знает все места, где можно набрать полную корзинку
грибов. А корзинка у него большая, туда помещается моя трёхлетняя сестрёнка Лиза.
Дед приходит из леса, открывает плетёную крышку корзины и достаёт грибы и другие
интересные вещи: разноцветный мох, гриб-чагу, сухие ветки и причудливые
гнилушки. Из
гнилушек дед делает подсвечники, в которые на новый год мы ставим свечи, вазочки и различные
фигурки. Это так красиво!
Пока гнилушки подсыхают, я спрашиваю деда:
-Как ты находишь всё это? Другие вон идут в лес и не находят почти ничего, а ты всегда с
грибами, всегда что-то интересное приносишь.
Дед усмехается и говорит:
- А вот пойдём -ка завтра в лес за грибами, там я тебе всё и расскажу.
Ближе к обеду, когда солнце уже, как говорит дед, «гуляет», мы идём в лес. Идём через
поле, поросшее высокой
травой. Я
размахиваю ведёрком и сшибаю макушки цветов. Дед
спрашивает:
-Ну и зачем ты это делаешь? На цветках сидят пчёлки, букашки, а ты их –ведром.
Мне становится стыдно, и я надеваю ведро на плечо, а дед продолжает:
-Вот идём мы, такие великаны, по Цветочному царству, нас музыкой встречают, красотой.
Надеются, что мы, как гости, ничего плохого не сотворим. Гляди вот вокруг, красоту подмечай.
Чуешь, как мёдом-то пахнет.
Я вдыхаю всей грудью. Воздух и вправду пахнет чем-то сладким и ароматным! Смотрю
вокруг: там ромашка тянется к солнцу, там шмель гудит на синем колокольчике, а справа алеет
целая полянка полевой гвоздики. Так красиво!
Мы подходим к лесу, дед останавливается и говорит:
-Ну,
батюшка
лес,
прими
грибников,
уважь,
поделись
богатством
своим,
премного
благодарны будем.
- Ну, дед, ты даёшь, с лесом разговариваешь. Это всего лишь деревья, они ничего не
слышат.
- Глупый ты ещё, Артёмка, - отвечает дед.- Мы в гости пришли и вести себя должны
соответственно. Природа за добро и уважение платит той же монетой. Вот попросишь грибок или
ягодку -она даст. Ты ей спасибо скажешь, а она ещё подарит. Так – то вот.
Мы входим в прохладный лес. Деду всё грибы попадаются, а я хожу в двух шагах от него и
ничего не могу найти.
-Попроси у леса, Артёмка, не стесняйся, - говорит дед.
Я тихонько, чтобы не слышал дед, говорю:
-Лес, дай мне грибочек, я тебе «спасибо» скажу. Поделись со мной.
Только я проговорил это во второй раз, как увидел под кустом белый гриб. Самый
настоящий белый гриб!
-Дед, смотри! - кричу я. - Действует!
Мы ходим недолго. Дед набрал почти полную корзину разных грибов, а я – ведёрко. Ещё я
нашёл сухую гнилушку, похожую на балерину.
- Вот видишь,- говорит дед,- если ты к природе по-доброму относишься, то и она к тебе со
всей душой. Она ведь живая, всё видит и слышит, и ей тоже бывает больно, когда человек её
обижает.
Мы выходим из леса, поворачиваемся к нему лицом и говорим:
-Спасибо, лес.
Теперь я точно знаю, что у природы есть душа, что её можно слушать и слышать, что
нужно беречь земную красоту.