Автор: Москвитина Фекла Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Елечейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: с.Елечей Мегино-Кангаласского улуса, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов"
Раздел: среднее профессиональное
ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
Программа профессиональной переподготовки
«Олигофренопедагогика»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Мониторинг как средство управления качеством
образовательных результатов».
Работу выполнила:
Москвитина Фекла
Васильевна
учитель МКОУ «Елечейская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
МР «Мегино-Кангаласский улус»
Якутск
2017
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть
1 Мониторинг качества профессионального обучения
1.1. Содержание, цели, задачи, принципы образовательного мониторинга
5
1.2. Объективные и субъективные проблемы педагогического мониторинга
12
2. Мониторинг как средство управления качеством образования
2.1. Роль, место и функции специалистов начального профессионального
образования
16
2.2.. Развитие эффективных партнерских отношений, как фактор повышения
к а ч е с т в а
п о д г о т о в к и
р а б о ч и х
к а д р о в
17
Практическая часть
3.
Модель
мониторинга
качества
профессионального
обучения
специалистов
3 . 1 .
П р о г р а м м а
м о н и т о р и н г а
21
4 .
В ы в о д ы
и
р е к о м е н д а ц и и
24
5 .
С п и с о к
и с п о л ь з о в а н н о й
л и т е р а т у р ы .
26
6 .
П р и л о ж е н и е
27
2
Введение
Актуальность и постановка проблемы работы заключается в том что
методология
управления
качеством,
нацеленная
на
перевод
системы
образования в новое состояние, обеспечивающее качественное специальное
образование, адекватное потребностям развивающейся личности является
основополагающей
в
деятельности
школы-интернат.
Идея
мониторинга
качества
образования
получает
все
большее
распространение
в
системе
образования, однако мониторинг еще не стал массовым явлением, хотя
очевидны
неоспоримые
преимущества
такого
способа
слежения
за
качеством
образования,
поскольку
он
позволяет
устанавливать
причины
полученных результатов, а значит, целенаправленно работать на улучшение
состояния образовательной системы.
Задачей
специального
образования
становится
не
только
развитие
личности,
формирование
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
развитие
способности адаптироваться к обществе, организации труда и т.д..
Решение
этой
проблемы
связано
с
модернизацией
содержания
образования,
оптимизацией
способов
и
технологий
организации
образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата
образования.
Процессы
модернизации
образования
нацелены
на
обеспечение таких условий обучения и воспитания, которые способствовали
бы сохранению и укреплению здоровья детей, их личностному развитию.
На
практике
процесс
создания
здоровьесберегающей
среды,
как
правило,
приводит
к
значительной
трате
времени
учителя,
неприятию
педагогами важности данной задачи, отчуждению учащихся от ценностей
здоровья
и,
как
следствие,
снижению
эффективности
педагогической
деятельности, сориентированной на здоровье и развитие личности детей.
Концепция
модернизации
российского
образования
рассматривает
сохранение здоровья учащихся в ходе образовательного процесса в качестве
базовой ценности. Кроме этого, в статьях 12, 13, 20, 32 Закона РФ “Об
образовании”
четко
обозначена
ответственность
образовательного
3
учреждения за жизнь и здоровье детей, и в программе развития образования
в
Республике
Саха
(Якутия)
в
качестве
приоритета
выделяется
задача
сохранения здоровья учащихся.
Таким образом, возникает противоречие между современной практикой
повышенного внимания к здоровью ребенка в школе и недостаточностью
педагогических
и
управленческих
разработок
для
осуществления
здоровьесберегающей деятельности.
В
связи
с
этим
особую
актуальность
приобретает
проблема
управления
каче ством
обучения,
необходимо сть
п р о вед е н и я
высокоэффективного
мониторинга,
способствующего
дальнейшему
развитию образовательного учреждения.
4
1. Мониторинг комплексного развития обучающихся
1.1. Содержание, цели и задачи образовательного мониторинга
В
настоящее
время
в
современной
педагогике
уделяется
большое
внимание
теории
и
практике
оперативного
и
эффективного
управления
качеством образования.
В коррекционной школе мониторинг зачастую рассматривается, не с
позиций
общих
принципов,
целей,
содержания,
методов
и
средств
комплексного
развития
учащихся,
а
только
как
форма
получения,
накопления и передачи информации каждой службой сопровождения, т.е. не
складывается целостная картина о ребенке. Такой мониторинг не может
быть отнесен к педагогической системе, ориентированной не только на
обучение и воспитание, но и на сохранение здоровья и личностное развитие
школьников.
Возникает
необходимость
создания
современного
инструмента
комплексного
сопровождения
умственно
отсталого
учащегося,
с
одной
стороны,
обеспечивающего
его
психолого-медико-педагогическую
диагностику и социальную реабилитацию, с другой стороны, позволяющего
оценить
эффективность
управленческой
деятельности
с
позиции
здоровьесбережения. Таким инструментом стал мониторинг комплексного
развития обучающихся.
Его разработка велась в течение ряда лет. Представленный вариант
“Мониторинга
комплексного
развития
обучающегося”
является
обновленной формой Карты индивидуального сопровождения (она велась в
учреждении
ранее),
которая
была
переструктурирована
с
позиции
здоровьесбережения,
дополнена
разделами
“Соматическое
состояние”,
“Социальное здоровье”, “Профиль индивидуального развития и здоровья”, а
также
снабжена
методическими
рекомендациями,
материалами
организационно-инструктивного характера. В 2010 году мониторинг был
5
рассмотрен и утвержден на методическом совете школы, апробирован в
2010-2011 учебном году и ведется в школе в настоящее время.
Н о в и з н а
“ М о н и т о р и н г а
к о м п л е к с н о г о
р а з в и т и я
обучающегося” заключается в использовании современного комплексного
подхода
к
коррекционно-развивающему
обучению
для
оценки
и
проектирования индивидуального образовательного маршрута учащегося с
отклонениями
в
развитии.
Кроме
того,
представленный
мониторинг
используется не только как форма получения и накопления информации, а
как
педагогическая
система,
ориентированная
на
сохранение
здоровья
школьника.
Целью
мониторинга
является оценка
эффективности
деятельности
субъектов
образовательного
процесса
и
учреждения
по
комплексному
развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.
Задачи мониторинга:
1.
Создание банка данных по уровню развития и здоровья
обучающихся в течение всего периода их пребывания в школе.
2.
Анализ результатов исследований с целью определения
направлений
индивидуального
комплексного
развития,
дальнейшей
корректировки и предупреждения отклонений.
3.
Осуществление контроля за реализацией индивидуальных
маршрутов развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание
динамики.
4.
Сбор и накопление фактического материала о состоянии
деятельности образовательного учреждения, выявление проблемных
областей.
5.
Оценка
эффективности
управленческой
деятельности
с
позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.
Логика
построения
программы
мониторинга
предусматривает
последовательность действий участников процесса в виде управленческих
6
циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на
учебный
год
–
от
него
к
практическим
действиям
по
комплексному
развитию
ребенка
–
через
контроль
достигаемых
результатов
–
к
объективной
оценке
достигнутого
и,
наконец,
к
формулированию
заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.
Субъектами
образовательного
процесса,
участвующими
в
мониторинге
комплексного
развития
являются: учащиеся
школы,
классный
руководитель,
медработник,
социальный
педагог,
педагог-
психолог,
учитель-логопед,
учителя
физической
культуру
и
трудового
обучения,
педагоги
дополнительного
образования,
воспитатель
группы
продленного дня.
Комплексное развитие учащихся нами отслеживается по следующим
компонентам, представленным на схеме:
физическое развитие и здоровье школьника;
психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,
социальное развитие и здоровье учащегося.
Критериями физиче ского
развития
и
здоровья
выступ ают:
соматиче ское
со стояние
школьника,
оценка
его
ф и з и ч е с ко й
подготовленности и устойчивость к заболеваниям.
Психическое
развитие нами
рассматривается
по
уровням
сформированности
речевой
и
когнитивной
сфер,
сторон
учебно-
трудовой деятельности.
Психологическое
здоровье ребенка
оценивается
по
уровню
тревожности,
степени
напряженности
в
школе,
сформированности
школьной мотивации и здорового образа жизни.
Социальное развитие и здоровье представлено совокупностью
социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую
значимость
для
каждого
учащегося,
коллектива
школы
и
всего
общества, а именно: уровнем воспитанности, степенью обученности,
7
отсутствием
проявлений
нарушенного
поведения,
оценкой
благополучия
социальной
ситуации
и
уровнем
сформированности
социальной адаптации.
Структура мониторинга комплексного развития обучающегося (далее
МКРО) состоит из 3 блоков:
Информационный
-
I
раздел включает
в
себя
описание
образовательного маршрута ребенка до поступления в учреждение, а
также сведения о социальном статусе ребенка и его семьи;
Содержательно-оценочный
-
II–VI
разделы раскрывают
компоненты
развития
по
выше
перечисленным
критериям,
определяют
уровень
их
сформированности
на
текущий
период
и
динамику;
Итогово-контрольный
-
VII
–
IX
разделы отражают
общий
уровень
развития
учащегося
и
его
здоровья,
общую
динамику
за
текущий период и индивидуальные направления работы с ребенком.
Для регистрации полученных результатов разработана карта МКРО,
которая заполняется только на детей, чьи родители дали свое письменное
согласие на проведение диагностических исследований и осуществление
коррекционной
работы
специалистами.
Параметры
каждого
раздела
мониторинга расположены в таблице по вертикали, а года обучения (класс)
– по горизонтали, там же определяется уровень и динамика развития за
учебный год.
Для оценки общего развития и здоровья обучающегося, а также его
основных компонентов и отдельных критериев введена четырех уровневая
система:
1
уровень
-
критический,
2-недостаточный,
3-достаточный,
4-
оптимальный. В помощь педагогам: разработаны памятки по заполнению,
где обозначены все разделы, закрепленные за ними, и описаны соотношения
полученных
результатов
исследований
с
вышеозначенными
четырьмя
уровнями; подобраны диагностические методики.
8
Периодами
заполнения
карт
МКРО
являются:
1-2
месяц
после
поступления в учреждение и конец каждого учебного года (апрель-май-
июнь). Заполнение карт на вновь прибывших учащихся в начале учебного
года координирует классный руководитель.
График
заполнения
карт
МКРО
по
итогам
года
обучения
в
школе
представлен следующим образом. Субъекты, регистрирующие результаты
контрольных исследований, динамику за текущий год и рекомендации на
следующий учебный год, условно поделены на 5 групп: 1 – медработник и
социальный
педагог,
2
–
учитель-логопед
и
педагоги
дополнительного
образования,
3
–
педагог-психолог,
4
–
учителя
трудового
обучения
и
физической культуры, 5 – воспитатели группы продленного дня и классные
руководители. На работу с картами каждой параллели классов им отводится
одна декада месяца (1,2,3 декады апреля и 1,2 декады мая).
Анализ мониторинга проводится, после заполнения динамики развития
ребенка
каждым
субъектом
образовательного
процесса,
классным
руководителем, который регистрирует эти результаты в таблице сводных
данных
и
вычерчивает
индивидуальный
профиль.
На
выполнение
этой
работы отводится 3-я декада мая, когда годовые оценки уже выставлены и
идет подготовка к итоговым ШПМПк.
После
рассмотрения
детей
на
консилиумах
классный
руководитель
кратко фиксирует динамику развития ребенка и его здоровья, анализирует
степень реализации рекомендаций.
1-я
декада
июня
отводится
субъектам
образовательного
процесса,
участвующим в мониторинге, для обобщения результатов по классам, и по
школе.
На основании этих данных в течение 2-й декады июня руководители
подразделений
(заместители
директора)
проводят
анализ
работы
педагогического коллектива каждый в своем аспекте (здоровьесбережение,
коррекционное сопровождение, воспитательная и учебная деятельность).
9
3-я
декада
июня
дается
администрации
для
оценки
эффективности
проведенных мероприятий, выявление наиболее проблемных областей по
учреждению в целом и планирование деятельности на следующий учебный
год.
Апробирование “Мониторинга комплексного развития обучающегося”
доказало его эффективность:
создан единый банк данных по уровню развития и здоровья
обучающихся,
проведен анализ результатов исследований с целью определения
направлений
индивидуального
комплексного
развития,
дальнейшей
коррекции и компенсации отклонений,
проведена оценка эффективности управленческой деятельности
с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.
Использование “Мониторинга комплексного развития обучающегося”
позволило не только простраивать индивидуальные маршруты развития, но
и
выявить
проблемы
отдельных
классов
и
общешкольные,
что
в
свою
очередь,
легло
в
о снову
формирования
целевых
групп
д л я
психокоррекционной
работы
и
планирования
методической
работы
в
учреждении.
Таким образом, разработанный в школе и апробированный в течение
2010-2011
учебного
года
МКРО,
соответствует
требованиям
времени
и
полезен
в
практической
деятельности
не
только
специалистам
служб
сопровождения ребенка, но и руководителям образовательного учреждения,
стремящимся к эффективной организации учебно-воспитательного процесса
с позиции сохранения и укрепления здоровья.
Практическая ценность представленного мониторинга заключается в
том, что он может быть применен как в полном объеме, так и, в случае
необходимости
частично,
по
разделам.
Используемые
диагностические
методики
и
программы
наблюдения
тщательно
отобраны,
неоднократно
10
апробированы в коррекционной школе и доступны для умственно отсталых
учащихся 11-17 лет.
Кроме
того,
проводимый
мониторинг
позволяет
обеспечить
комплексное
коррекционное
сопровождение
ребенка
в
течение
всего
периода
обучения,
основанное
на
изучении
его
индивидуальных
особенностей в образовательном процессе с целью активного управления
ходом развития его умственных и физических возможностей.
Таким образом, “Мониторинг комплексного развития обучающегося”
способствует практическому достижению миссии коррекционной школы -
обеспечению
максимально
возможной
социализации
обучающегося
с
отклонениями
в
развитии
при
условии
его
психолого-медико-
педагогической и социальной реабилитации.
1.2.
Объективные
и
субъективные
трудности
педагогического
мониторинга
При
организации
и
функционировании
системы
педагогического
мониторинга возникают как объективные, так и субъективные трудности,
препятствия
на
различных
этапах.
Например,
недостаток
множительной
техники
для
распечатки
в
достаточном
количестве
тестовых
заданий,
методических разработок и т.д. К объективным трудностям можно также
отнести:
нерациональное
распределение
часов
в
содержании
отдельных
рабочих
программ;
проводимое
в
настоящее
время
в
нашей
школе.
Обновление
всех
рабочих
программ
как
раз
нацелено
на
осмысленную
оценку сложившегося положения и внесения необходимых коррективов как
с
точки
зрения
содержания,
изменившегося
количества
часов,
так
и
соблюдения единых требований в оформлении; существенные расхождения
между содержанием тестовых заданий и действующих рабочих программ,
одинаковые задания для студентов всех возрастных групп
Если на объективные причины повлиять сложно, а иногда и просто
невозможно,
то
субъективные
причины
намного
легче
поддаются
11
корректировке. Более того, при эффективной организации образовательной
деятельности
можно
заранее
влиять
на
такого
рода
факторы
в
профилактическом
режиме.
Например,
с
целью
оказания
оперативной
методической
помощи
педагогам
на
базе
методического
кабинета
было
организовано и проведено специальное занятие-практикум по подготовке к
тестированию.
Это
позволило
снять
с
повестки
дня
многие
организационные
вопросы,
а
также
провести
данное
мероприятие
в
установленные
сроки
на
хорошем
организационном
уровне.
Анализ
результатов тестирования были тщательно проанализированы, осмыслены и
в плане на новый учебный год отражены итоги этого анализа.
Мониторинг предполагает диагностику в виде различных контрольно-
измерительных мероприятий, а, как хорошо всем известно — контроль
является одним из конфликтообразующих моментов. Причиной этого может
быть
искреннее
непонимание
преподавателями,
почему
контролируется
именно
эта
тема,
именно
его
группа
и
т.
п.
Думается,
если
создать
преподавателям
возможность
для
их
самостоятельного
планирования
внутришкольного контроля после анализа результатов учебного года, этого
можно избежать.
Например, для оценивания результатов своего труда каждый педагог
заранее должен провести «самоаудит», в процессе которого: выделит для
себя тему по самообразованию; с помощью методиста наметит приемлемые
и
интересные
формы
работы;
запланирует
конкретные
мероприятия,
проведение которых позволит не в одиночку искать причины пробелов в
знаниях школьников или собственных неудач, а совместно обсудить пути
решения
этих
проблем.
Каждое
МО
в
результате
такой
аналитической
работы в конце учебного года представит план работы своего объеденения,
куда войдут темы по самообразованию педагогов, темы внутришкольного
контроля, открытые уроки, семинары и «круглые столы», др.
Таким
образом,
удается
достигнуть
двух
целей
—
получить
достаточно целостный план работы методического объединения педагогов )
12
на следующий год и сделать этот план «прозрачным», полностью понятным
самим преподавателям. А план, в разработке которого ты принял активное
участие,
и
реализуется
совсем
по-другому,
на
другом
уровне
ответственности.
Сегодня перед всеми нами стоит очень важная задача создания в
коллективе
доброжелательных
и
открытых
отношений,
атмосферы
взаимопомощи
и
взаимоподдержки.
Только
на
такой
базе
возможно
раскрытие педагогами своего творческого потенциала, возникновение у них
желания
профессионального
самосовершенствования,
успешно
решать
возникающие трудности и уверенно двигаться вперед.
Я. А. Коменский одним из первых осознал остроту данной проблемы и
на
основании
этого
сделал
для
педагогики
фундаментальный
вывод:
«Истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели.
Ничего нет в человеческой жизни более гибельного, чем те превратные
суждения,
когда
вещам
дается
ненадлежащая
оценка».
Мысли
наших
выдающихся
предшественников
о
необходимости
развития
правильного
оценочного отношения к вещам и окружающей действительности находят
живой
отклик
у
современных
педагогов.
Нельзя
считать
человека
достаточно
развитым
и
воспитанным,
если
у
него
не
сформировалась
способность проникать во все тонкости и глубины предмета, если он не
умеет оценивать все объемно и широко.
Каждый
из
нас
формирует
свою
оценочную
систему,
и
от
того,
насколько
она
совершенна
или
несовершенна,
зависит
не
только
наша
собственная жизнь, но и жизнь наших воспитанников. Именно поэтому
совершенствование своей оценки должно быть непреложным делом каждого
педагога. Главная задача — это превратить трудоемкую и скучную работу с
«сухими»
цифрами
и
фактами
в
радостное
и
взаиморазвивающее
профессиональное общение.
13
2. Технологии мониторинга качества образования.
2.1. Мониторинг и управление качеством образования
Важным фактором в управлении образовательным процессов в школе
остается контроль – ведущая функция управления, призванный выполнять
роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Из
опыта
своей
работы
можно
сделать
вывод,
что
многие
формы,
методы
традиционно
осуществляемого
контроля
в
современных
условиях
мало
эффективны. Практика работы показывает, что количественные показатели не
отражают существа развития самой системы образования, которая должна
характеризоваться,
прежде
всего,
гибкими,
гармоничными
множествами
качественных показателей.
Наряду
с
различными
формами,
методами,
видами
внутришкольного
контроля
в
школе
разработана
школьная
модель
мониторинга,
который
направлен
на
аналитическое
отслеживание
процессов,
определяющих
количественно-качественные изменения:
коррекционно-развивающей среды;
инновационных коррекционных технологий;
результатов образовательного процесса;
эффективности
оперативного
и
стратегического
управления
образовательным учреждением.
Целью
мониторинга
в
нашей
школе
является
обе спеч ение
эффективного
отражения
качества
образования,
динамики
коррекции
и
развития
личности
обучающихся,
аналитическое
обобщение
результатов
деятельности, разработка прогноза и развития коррекционной школы.
Задачами мониторинга являются следующие:
сбор информации;
14
разработка
компьютерной
основы
для
сведения,
обобщения,
классификации и первичного анализа информации;
обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
осуществление
первичного
анализа
информации,
классификация
информационных массивов;
выявление основных тенденций развития системы образования в школе;
создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
совершенствование
технологии
мониторинга
системы
образования
в
школе;
выделение
наиболее
типичных
признаков
успеха
или
неуспеха
организационно-управленческой деятельности.
В
школе решается проблема качества управленческой информации.
Управленческая информация должна быть такой, чтобы обеспечить принятие
управленческих решений, адекватных реальному положению. Что касается
источников информации о результатах образовательной деятельности, то они
таковы:
- статические отчеты об учащихся и их нарушениях в развитии;
- статистические сведения об успеваемости;
- данные о трудоустройстве выпускников;
- отчеты о тестировании и многие другие.
Чтобы оценивать деятельность и эффективность образования в нашей
школе,
в
каче стве
базовых
источников
информации
б е ру т с я
вышеперечисленные документы; взятые из них данные заносятся в таблицы.
Сегодня мы имеем компьютеры, которые и должны использоваться для этого.
Получаемая
от
учителей-предметников,
классных
руководителей,
руководителей
методических
объединений
и
творческих
групп
учителей,
обработанная
информация
легко
выводится
в
печать,
ранжируется
и
сортируется.
Представленная
в
виде
графиков
и
диаграмм,
информация
становится более зримой и быстро усваивается. Работая в школе не один год
по составлению отчетов об успеваемости учащихся в целом, за четверть,
15
полугодие, учебный год, а также об успеваемости учащихся по отдельным
предметам отбираются признаки, наиболее влияющие на качество обучения.
Может
показаться
ненужным,
собирать
информацию
по
многим
признакам по отдельным предметам, а затем составлять громоздкие расчеты.
Но с использованием компьютерных технологий, данная работа не занимает
много времени по составлению графиков и диаграмм. В дальнейшем можно
ограничить
признаки,
по
которым
ведется
мониторинг,
это
позволит
уменьшить объем сведений, которые собираются вручную. Однако анализ
результатов по всем признакам направлен на выделение первоочередных
задач
обучения.
Если
при
проведении
тестирования,
контрольных
работ
выявляются
факты
снижения
показателей
техники
чтения,
применения
вычислительных навыков, скорости письма и других критериев, которые
подвергаются
проверке,
то
данная
информация
помогает
определять
первоочередные задачи в дальнейшей работе школы.
Оценивание качества обучения по годовым отметкам остается основным
фактором
работы
пед.коллектива.
Процент
отличников
и
хорошистов
остается
показателем
реализации
заданного
свойства
ученика
–
умения
применять знания. Объективность этого критерия может вызывать сомнения
только в соблюдении единых требований. Но в рамках школы это единство
может
обеспечиваться
дополнительными
мерами
контроля.
Так
графики
оценки качества знаний учащихся позволяют определить критические точки в
общем по школе.
При
анализе
данных
результатов
возникают
сразу
вопросы:
как
сработала
школа,
почему
возник
процесс
ухудшения
в
качественном
показателе
и
другие.
Ответить
на
них
позволяют
дополнительная
информация
и
сравнение
работы
уже
отдельных
классов,
работа
по
отдельным предметам.
Такие графики выстраиваются по каждой учебной четверти, учебному
году. Сравнение линий (уровней качества) позволяет делать выводы:
16
какие классы западали в прошлом году, по каким предметам отмечались
низкий процент качества, соответствие или несоответствие выставленных
оценок, соответствие качества знаний учащихся и степень обученности по
предмету и многие другие параметры, необходимые для диагностики, анализа
и прогнозирования.
При оценке возникает вопрос: стоит ли сравнивать пятые прошлогодние
классы
и
нынешние
(когда
меняется
контингент
учащихся
и
структура
дефекта
усложняется)
или
сравнивать
все-таки
пятые
прошлогодние
с
шестыми нынешними (когда меняется содержание программ и учебников).
Целесообразно
сравнивать
по
двум
этим
направлениям,
но
с
учетом
дополнительных мер контроля.
Всегда
остается
объективным
вопрос:
насколько
объективно
выставляются
отметки?
Тогда
определяется степень
обученности по
предмету, что используется в практике работы школы. Степень обученности
позволяет
получить
объективную
картину
соответствия
выставленных
оценок к их качественному показателю.
Возникают
ситуации,
когда
нарушается
соответствие
выставленных
оценок, и тогда делаются прогнозы-рекомендации, появляется необходимость
совершенствования качества обучения не только по отдельным предметам, но
и во всей школе.
Мониторинг
направлен
на
достижение
главной
задачи
–
повышение
эффективности работы школы
Для
того
чтобы
создать
целостную
систему
мониторинга
учебного
процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и
целенаправленно
планировать
деятельность
коллектива,
разработано
Положение
о
мониторинге,
где
определяются
цели,
задачи,
объекты
мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
Задачи мониторинга:
17
сбор
и
накопление
фактического
материала
о
реально
протекающих
процессах в учебно-воспитательном процессе и разработка планов работы
администрации и учителей коррекционной школы;
своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном
процессе, и факторов, вызывающих их (усвоение/не усвоение материала,
динамика обученности по предмету;
уровень сформированности учебных умений и т.п.;
динамика
коррекционно-развивающего
компонента
в
учебно-
воспитательном процессе;
осуществление
краткосрочного
прогнозирования
развития
важнейших
процессов на уровне школы: участие в конкурсах, смотрах;
оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения
образования (создание картотеки коррекционно-развивающих упражнений и
т.п.);
профилактика
физических,
интеллектуальных
и
эмоциональных
перегрузок учащихся и учителей.
Объект мониторинга.
Объектом
мониторинга
является
класс,
учитель,
учащийся,
а
также
отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Дидактический
мониторинг
– непрерывное,
научно-обоснованное
слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса, за
коррекционной направленностью.
Воспитательный
мониторинг
– непрерывное,
научно-обоснованное
слежение
за
состоянием
воспитательного
процесса
с
акцентом
на
коррекционный компонент, проблему социализации личности воспитанников.
Психолого-педагогический
мониторинг
–
непрерывное,
научно-
обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся,
коррекцией и развитием их индивидуальных способностей, компенсаторных
механизмов.
18
2.2. Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное
слежение за динамикой здоровья учащихся.
Методы сбора и обработки информации:
экспертный опрос;
наблюдение;
анализ документов;
посещение уроков;
контроль знаний, умений и навыков;
анкетирование;
тестирование;
самооценка.
Ответственность.
1.
За
уровень
развития
учащихся,
состояние
успеваемости,
качество
знаний, умений и навыков несет ответственность заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
2.
За
состояние
воспитательного
мониторинга
несет
ответственность
заместитель директора по воспитательной работе.
3.
За
состояние
психолого-педагогического
мониторинга
несет
ответственность психолог.
4. За состояние медицинского мониторинга несет ответственность врач
или школьная медицинская сестра.
Этапы мониторинга.
На
первом
этапе
(подготовительном)
определяем
цель,
объект,
направление
исследования,
критерии
оценки
(ими
является
не
только
предметное
содержание,
но
и
общеучебные
умения,
которые
входят
в
компетентность учащегося).
Второй этап основной (практический).
Методы сбора и систематизации информации разнообразны:
наблюдения,
анализ документов,
19
посещение уроков,
контрольные срезы,
анкетирования,
тестирование
самооценка и т. д.
Третий
этап
–
аналитический.
Информация
обрабатывается,
анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие
решения.
Исследования по объектам «класс» и «учащиеся» характеризуется самым
большим и трудоемким объемом работы, но они дают большой материал для
планирования.
По данному направлению ведется долгосрочный мониторинг и текущий.
К долгосрочному, т.е. наблюдением за изменением в образовательном
мониторинге с течением времени, относим отслеживание (системы учебного
поведения учащихся; уровня их компенсаторного развития и т.п., участие в
конференциях, дистанционных проектах, поступление выпускников в ПТУ, и
т д.) Данные оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Практическая часть
3. Модель мониторинга качества обучения в коррекционной школе
3.1. Программа мониторинга
1.
Диагностика
усвоения
и
качества
знаний
школьников
должна
проводиться в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по
классам и школе в целом.
2. Обработка и анализ полученных результатов.
20
По
результатам
диагностики
составляются
таблицы
усвоения
и
качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм.
Анализ
результатов
предполагает
сравнение
показателей
каждого
этапа,
отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых
показателей каждого этапа с результатами директорских контрольных работ.
Порядок текущей аттестации определяется учителем, преподающим
конкретный
предмет. Текущий
контроль
успеваемости
учащихся
–
это
систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая
педагогом
в
ходе
осуществления
образовательной
деятельности
в
соответствии с образовательной программой.
Успешность
освоения
образовательных
программ
обучающимися
с
легкой умственной отсталостью оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно) в соответствии с разработанными
ранее нормами (Сборник 1, «Программы специальных общеобразовательных
школ для умственно-отсталых детей», М. «Просвещение», 1990 г.). При оценивании
педагог
должен
учитывать
психофизические
возможности
и
способности
учащихся школы,
их типологические особенности. Результаты фиксируются
отметками в классных журналах и иных установленных документах.
В 1 классе используется качественная оценка достижений обучающихся
без балльного фиксирования результатов в установленных документах (Сан Пин
2010 г.).
Успешность
освоения
образовательных
программ
обучающимися
с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью оценивается как качественно
так и в баллах. Педагогом оценивается качественное содержание доступных
действий обучаемого в освоении образовательной программы с помощью
разработанных критериев по каждому учебному предмету и соотносится с
балльной отметкой:
-
отметки
«5»
и
«4»
соответствуют
самостоятельному
выполнению
доступных по возможностям обучения заданий (по образцу; по подражанию;
21
по словесной инструкции и др.) в зависимости от объема и правильности
выполнения предложенных упражнений;
-
отметки
«4»
и
«3»
соответствуют
самостоятельному
выполнению
доступных по возможностям обучения заданий только после предложенной
помощи педагога (по образцу; по подражанию; по словесной инструкции и
др.) в зависимости от объема и правильности выполнения предложенных
упражнений;
-
отметка
«3»
соответствует
выполнению
большинства
доступных
по
возможностям обучения упражнений с непосредственной помощью учителя,
когда проявление самостоятельности при выполнении заданий по образцу, по
подражанию
и
по
словесной
инструкции
минимально.
Направляющая
помощь педагога используется не всегда.
Диагностирование качества знаний и умений школьников нуждается в
систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного
решения
учебных
задач,
установления
и
устранения
пробелов
в
осваиваемом
материале
с
последующей
коррекцией
в
ходе
учебного
процесса
и
прогнозированием
содержания
и
технологии
обучения.
При
мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные
закономерности в деятельности педагогов и школьников, анализ которых
позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет
представить школьника не только как объект учебных действий, но и как
субъект в организации учебного процесса.
Выводы и рекомендации
22
Контроль
качества
обучения
нуждается
в
объективных
методах
педагогических
измерений.
Педагогический
мониторинг
как
средство
управления
и
контроля
учебно-воспитательным
процессом
обеспечивает
педагога
обратной
связью
об
уровне
усвоения
учебного
материала
с
помощью
регулярного
системного
отслеживания
степени
или
уровня
обученности.
В
условиях
инновационной
деятельности
педагогический
мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного
процесса,
который
будет
способствовать
стимулированию,
активизации,
развитию школьников.
Педагогический мониторинг должен быть системно организованным,
прежде всего по этапам обучения и инструментарию.
Для
его
организации
в
школе
необходимо
наличие
следующих
условий:
-реализация
системы
контроля
в
его
основных
видах:
текущий,
тематический, промежуточный, рубежный, итоговый.
-организация
контрольно-проверочных
срезов
(административных
контрольных),
обеспечивающих
систематичность
и
периодичность
контроля.
-наличие пакета измерителей на всех этапах контроля.
-апробация
измерителей
и
последующая
коррекция
обнаруженных
пробелов в знаниях.
Исходя
из
этого,
в
школе
разработана
система
мониторинга,
включающая:
входной
контроль
с
целью
определения
уровня
знаний
на
начало
изучения дисциплины;
текущие контрольные работы и тематический контроль по завершении
раздела дисциплины;
рубежный контроль по итогам 1 2 полугодий.
Объектами
контроля
являются
умения
и
навыки
по
дисциплинам
согласно рабочим программам.
23
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения, 1999.
2. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления
образованием, 1996.
3. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг обученности учащихся, 1997.
4. Кукуев А.И. Мониторинг обученности учащихся – средство управления
образованием, 1997 г.
24
5. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе, 1996 г..
6.
Бордовский
Г.А.
Управление
качеством
образовательного
процесса
,
монография /Текст/ Г.П. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин – СПб:
изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001г.
7. Я. А. Коменский. Избранные педагогические сочинения. В двух томах.
Том 2
Издательство: Педагогика, 1982 г.
8. Шибаева Л.В., Кузнецова Н.М., Гранкина Т.Г. Система отслеживания
успешности
и
продуктивности
основных
направлений
образовательной
деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 1.
9. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления
качеством образования // Дополнительное образование. – 2003. – № 7
10.
Матрос
Д.Ш.,
Полев
Д.,
Меньшикова
Н.Г.
Управление
качеством
образования
на
основе
новых
информационных
технологий
и
образовательного мониторинга // Народное образование. – 2000. – № 8.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1.
25
МОНИТОРИНГ
ОБУЧЕННОСТИ
ДЕТЕЙ
26
Карта индивидуальных достижений обуч-ся _______ класса
________________________________________________________________
Фамилия, имя обучающегося
( ________________ учебный год)
I .Учебные умения
Сформированы
Полностью
Частично
Не
сформированы
сент.
январьмай сент.
январьмай сент. январь май
1. Принимать или намечать учебную
задачу, её конечную цель
2. Планировать результаты работы
3. Готовить рабочее место в
соответствии с заданием
4. Планировать ход выполнения
задания
5. Выполнять задание
6. Осуществлять самоконтроль и
самооценку своей работы
7. Принимать помощь (педагога,
товарища)
II. Устные ответы
1. Односложные
2. Фразовая речь
3. Описательный рассказ
4. Повествовательный текст
5. Рецензии ответа товарища
6. Участвовать в учебном диалоге
7. Включаться в коллективное
обсуждение проблем
III. Работа с учебником
1. Понимать и пересказывать
прочитанное (после объяснения
учителя)
2. Находить нужную информацию в
учебнике (по ранее изученному
материалу)
3. Самостоятельно проработать пункт
или параграф учебника
4. Выделять главное в тексте
5. Пользоваться иллюстративным и
справочным материалом учебника
6. Составлять план пункта или
параграфа учебника
27
7. Представить основное содержание
текста в виде опорных слов, фраз
8. Составлять вопросы по тексту
9. Усваивать информацию со слов
учителя
10. Работать с источниками
информации, дополнительной
литературой.
IV Социально-коммуникативные
умения
1. Поддержать беседу на
определенную тему.
2. Оказать посильную помощь
другому
3. Представить себя другим
(рассказать о себе)
4. Применить общие трудовые и
профессиональные навыки в
определенных жизненных ситуациях
5. Проявить способность к самооценке
выполненной работы
6. Осуществлять самоконтроль за
проявлением эмоций
7. Распознавать состояние своего
здоровья по элементарным
показателям
8. Иметь представление о здоровом
образе жизни, профилактике
различных зависимостей
Итого (количество показателей):
Классный руководитель: _______________________________________________________
Данные обрабатываются в общую таблицу, анализируется общая картина сформированности умений и
навыков, делается вывод о работе педагогического коллектива, ведется коррекционная работа на МО.
Такая методика мониторинговых исследований показывает общую картину действия всех факторов,
влияющих на обучение, направления, нуждающиеся в более детальном исследовании, проста в применении,
наглядна и является хорошим инструментом для отслеживания эффективности профильного обучения.
Результаты последних лет свидетельствуют о работоспособности этой системы в коррекционных школах,
которые успешно внедряют эту инновационную технологию.
28
Результаты достижений учащихся в овладении трудовыми умениями
отслеживаются по специально разработанным критериям при выполнении
обучающимися самостоятельных работ в ходе уроков трудового обучения
каждого
профиля.
Полученные
данные
заносятся
в
таблицу
с
учетом
достижений
каждого
обучаемого.
На
основании
полученных
результатов
высчитываются средние показатели по трудовой группе и классу.
Критерии и показатели готовности учащихся старших классов к профессиональному
самоопределению
Критерии
Показатели
5 - 7 классы
8 - 9 классы
1.Когнитивный
1.1. Имеет представления о своих склонностях, способностях (8-9
классы — расширенные представления).
1.2. Умеет пользоваться источниками информации для
саморазвития (5 кл. 1-2 источника, 6 кл. - 3-4 источника, 7 класс
-5 источников, 8-9 класс — более 5 источников).
1.3. Имеет представления о
многообразии мира труда и
профессий; необходимости
профессионального выбора в
соответствии со своими
возможностями (количество
профессий по классам в
соответствии с программой)
1.3. Знает предметную сторону
профессиональной
деятельности в профессиях:
швея, закройщик, щтукатур-
маляр, плиточник-облицовщик,
оператор, диспетчер, младший
медицинсткий персонал,
обслуживающий персонал,
работник столовой.
1.4. Понимает специфику
профилей трудового обучения,
его значения для
профессионального
самоопределения.
1.4. Знает общие и
специальные профессионально
важные качеств а(ПВК) в
профессиях: швея, закройщик,
щтукатур-маляр, плиточник-
облицовщик, оператор,
диспетчер, младший
медицинсткий персонал,
обслуживающий персонал,
работник столовой.
2.Мотивационно- ценностный
2.5. Имеет заинтересованность
в получении знаний
(возрастание интереса).
2.6. Проявляет положительное
отношение к продолжению
обучения в НПО.
2.7. Осознаёт необходимость
выбора профиля обучения на
основе соотнесения своих
профессиональных намерений
2.5. Имеет устойчивые
познавательные интересы.
2.6. Проявляет положительное
отношение к продолжению
обучения в НПО, понимает
общественную и личную
значимости избираемой
профессиональной
деятельности.
2.7. Адекватно соотносит
29
и личностных возможностей.
2.8. Проявляет адекватное
отношение к себе как субъекту
выбора профиля обучения,
самостоятельность при
осуществлении выбора.
возможности и ПВК выбранной
профессии.
3.Деятельностно-практический
3.9. / 3.8.Проявляет волевые усилия в достижении поставленных
профессионально-ориентированных целей.
3.10. Проявляет свой
творческий потенциал,
коммуникативность и
самостоятельность в
достижении положительных
результатов по учебным и
трудовым дисциплинам.
3.9. Проявляет готовность к
преобразовательной,
практической и
коммуникативной деятельности
в избранной сфере.
На основании данных критериев заполняются карточки обучающихся
по классам
Изучение уровня подготовленности учащихся 5-7 классов к профессиональному
самоопределению(класс______, год____________)
Пока
зате
л
и,
кри
те
рии
Ф.И.
уч-ся
1.Когнитивный критерий
2.Мотивационный критерий
3.Деятельностно
-практический
С
р
е
д
н
и
й
б
а
л
л
1.1.Имее
т
представ
ле-ния о
своих
склоннос
тях,
способно
стях
1.2.Уме
ет
пользов
аться
источн
иками
информ
ации
для
самораз
ви-тия
1.3.Име
ет
предста
вле-ния
о
многоо
бразии
мира
профес
ий;
необход
имос-
ти
проф-го
выбора
в соотв-
ии со
своими
возмож
ностям
и
1.4.Пон
има-ет
специф
ику
профил
ей
трудово
го
обучен
ия, его
значени
я для
проф-го
самооп
ределен
ия
2.5.Име
ет
заинтер
е-
сованн
ость в
получе
нии
знаний.
2.6.Про
являет
положи
тельное
отноше
ние к
продол
жению
обучен
ия в
НПО
2.7.Осо
знаёт
необход
имость
выбора
профил
я
обучен
ия на
основе
соотнес
ения
своих
профес
сио-
нальны
х
намере
ний с
личнос
тных
возмож
нос-тей
2.8.Про
являет
адекват
ное
отноше
ние к
себе
как
субъект
у
выбора
профил
я
обучен
ия,
самост-
ть и
активн
ость
при
осущес
твл-ии
выбора
3.9.Про
явля-ет
волевы
е
усилия
в
достиж
ении
поставл
ен-ных
профес
сио-
нально-
ориент
ирован
ных
целей
3.10.Пр
оявляет
свой
потенц
иала,
коммун
икат-ть
и
самост-
ть в
достиж
ении
положи
т-х
результ
атов по
учебны
м и
трудов
ым
дисцип
линам
Средний балл:
Изучение уровня подготовленности учащихся 8-9 классов к
профессиональному самоопределению (класс___, год________)
30
Показа
тели,
критер
ии
Ф.И.
уч-ся
1.Когнитивный критерий
2.Мотивационный
критерий
3.Деятельнос
тно-
практический
Сред-
ний
балл
1.1.Имее
т
расшире
нные
представ
ления о
своих
склоннос
тях,
способн
остях
1.2.Умее
т
пользова
ться
источник
ами
информа
ции для
саморазв
ития
1.3.Знает
предмет
ную
сторону
проф-й
деят-ти
основны
х
професс
ий
1.4.Знает
общие и
специаль
ные
професс
ио-
нально
важные
качества
основны
х
професс
ий
2.5.Имее
т
устойчив
ые
познават
ель-ные
интерес
ы
2.6.Проя
вляет
полож-е
отношен
ие к
продолж
ению
обучения
в НПО,
понимае
т
значимос
ть
избирае
мой
проф.дея
т-ти
2.7.Адек
ватно
соотноси
т
возможн
ости и
ПВК
выбранн
ой
професс
ии.
3.8.Проя
вляет
волевые
усилия в
достиже
нии
поставле
нных
професс
ио-
нально-
ориенти
рован-
ных
целей
3.9.Проя
вляет
готовнос
ть к
преобраз
-й,
практич-
й и
коммуни
кат-й
деят-ти в
избранно
й сфере.
Средний
балл:
График уровня развития профессионального самоопределения
учащихся_______класса (20__-20__ уч.год)
Классный руководитель:____________________________
График уровня сформированности
навыков профессионального
самоопределения учащихся_______класса
31
Ф.И. учащегося
кол-во баллов (уровень)
(20__-20__уч.год)
Классный руководитель:____________________________
32
Приложение № 2.
МОНИТОРИНГ
ВОСПИТАННОСТИ
ДЕТЕЙ
33
Журнал мониторинга воспитанности детей
1 . Здоровье
Мониторинг выявляет:
общее физическое развитие ребенка;
качество заботы ребенка о своем здоровье;
двигательную и физическую активность ребенка;
качество знаний правил здорового образа жизни и способность их
реализации.
Оценка показателей здоровья (заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Осанка, походка
2.
Координация, быстрота и точность
движений
3.
Самостоятельность передвижения
4.
Развитие мелкой моторики
5.
Забота о своем здоровье
6.
Двигательная активность
7.
Интерес к спорту
8.
Занятия спортом
9.
Знания о здоровом образе жизни
10.
Их выполнение
11.
Навыки личной гигиены
12.
Самообслуживание
13.
Соблюдение режима питания
Иванов
Саша
3,5
4,5
4,5
3,5
3,5
4,5
3,5
4,5
3,5
5
4,5
4,5
3,5
Плаксина
Света
2,5
3,5
3,5
2,5
2,5
3,5
2,5
3,5
2,5
4
3,5
3,5
2,5
Средний
балл
3
4
4
3
3
4
3
4
3
4,5
4
4
3
Усредненный график оценки показателей здоровья
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
1
На данном нами примерном графике видно, что необходимо усилить работу в I-м полугодии по развитию
мелкой моторики, увеличению двигательной активности и т.д.
34
5
4
3
2
1
Оценка в
баллах
Показатели
здоровья
2 . Готовность к труду. Уровень сформированности
практических умений у воспитанников.
Мониторинг выявляет:
понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;
практическая готовность к бытовому и производительному труду (физическая;
мотивационная; практические и академические знания и умения);
знания о профессиях.
Оценка показателей трудового воспитания
(заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Понимание значения труда в
жизни
2.
Навыки самообслуживания
3.
Отношение к труду по дому
4.
Знания о профессиях
5.
Академические знания (чтение,
счет, письмо)
6.
Способность конструировать
варианты будущего
7.
Простые навыки трудовых
операция
Иванов Саша
Плаксина Света
…..
Средний балл
Усредненный график оценки показателей трудового воспитания
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
2
На данном нами примерном графике видно, что необходимо усилить работу в I-м полугодии по развитию навыков
самообслуживания, академических знании, а так же по развитию способностей конструировать варианты будущего
35
5
4
3
2
1
Показатели
практических
умений
Оценка в
баллах
3. Основы социализации и межличностного общения
Мониторинг выявляет:
осознание своего «я» (самооценка и самоуважение);
социальную роль ребенка и готовность к ее выполнению в общении и
взаимодействии с разными группами людей;
способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального
окружения.
Оценка показателей включенности в общество
(заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Самооценка (внешности, возраста, возможностей,
способностей, черт характера)
2.
Осознание своего «Я»
3.
Отношение к себе
4.
Способность организовать личную жизнь
5.
Характер поведения (общения, взаимодействия)с
другими людьми
6.
Характер поведения (общения, взаимодействия) в
группе
7.
Потребность в соучастии сверстников
8.
Сотрудничество со сверстниками
9.
Уважение и признание сверстников
Иванов Саша
Плаксина
Света
…..
Средний балл
Усредненный график оценки показателей
включенности в общество
3
3
На данном нами примерном графике видно, что необходимо усилить работу в I-м полугодии по развитию способности
ребенка организовать личную жизнь, сделать акцент на повышении самооценки детей.
36
5
4
3
2
1
Показатели
интеграции в
общество
Оценка в
баллах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
37
4 . Навыки коммуникативного общения
Мониторинг выявляет:
владение вербальными (словесными) и невербальными (иллюстрации, символы,
мимика, жесты, язык тела и др.) средствами установления коммуникативного контакта;
владение техникой установления коммуникативного контакта;
поведение,
общение
и
взаимодействие:
в
семье;
в
группе
общения
(со
значимыми взрослыми, с участниками группы); с людьми в разных жизненных ситуациях
и общественных местах и т.д.
Оценка владения навыками коммуникативного общения
(заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Владение вербальными средствами
общения
2.
Навыки речевого общения
3.
Способность понимать, адекватно отвечать
на приветствия, просьбы, замечания ,
возражения
4.
Владение невербальными средствами
общения для установления
коммуникативного контакта
5.
Поведение, общение и взаимодействие с
людьми в разных жизненных ситуациях (в
гостях, в музее, кино, магазине)
6.
Поведение и взаимодействие с людьми
разного возраста и пола
Иванов Саша
Плаксина
Света
…..
Средний балл
Усредненный график оценки владения навыками
коммуникативного общения
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4
На данном нами примерном графике видно, что необходимо усилить работу в I-м полугодии по развитию навыков
речевого общения, а так же обратить внимание на поведение детей в общественных местах.
38
5
4
3
2
1
Показатели
коммуникативного
общения
Оценка в
баллах
5. Безопасность
Мониторинг выявляет:
динамику изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнить
Оценка знаний о безопасности (заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Понимание смысла слов «опасно»,
«безопасно»
2.
Знание и выполнение правил безопасности
(пользования газом,, электроприборами,
холодной и горячей водой)
3.
Знание и выполнение правил (дорожного
движения, проезда на транспорте)
4.
Знание и выполнение правил безопасности
поведения при: встрече с незнакомыми
людьми, при пользовании деньгами)
5.
Знание и выполнение правил безопасности в
экстремальных ситуациях (умение оказать
себе и другим первую помощь, умение
вызывать милицию, скорую помощь,
пожарную службу)
Иванов
Саша
Плаксина
Света
…..
Средний
балл
Усредненный график оценки показателей безопасности
5
1.
2.
3.
4.
5.
5
На данном нами примерном графике видно, что в I-м полугодии необходимо провести работу по привитию
детям знаний правил безопасности в экстремальных ситуациях, а так же правил безопасности при
пользовании деньгами.
39
5
4
3
2
1
Показатели знаний о
безопасности
Оценка в
баллах
6. Эмоциональное здоровье
Мониторинг выявляет:
эмоционально-психическую организацию личности;
понимание
своих
чувств
и
адекватность
их
выражения
вербальными
и
невербальными средствами
адекватность ответной реакции;
самоконтроль и саморегуляция поведения.
Оценка показателей эмоционального здоровья
(заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Эмоционально- психическая организация личности (по
результатам обследования психолога)
2.
Понимание своих чувств и адекватность их выражения
вербальными средствами
3.
Понимание своих чувств и адекватность их выражения
невербальными средствами
4.
Понимание эмоциональных состояний других людей и
учет этих знаний в своем поведении
5.
Превалирующие эмоции в отношениях с людьми
6.
Инициативность в поведении, общении, взаимодейст-
вии
7.
Самоконтроль и саморегуляция поведения
Иванов
Саша
Плаксина
Света
…..
Средний
балл
Усредненный график оценки показателей эмоционального здоровья
6
6
На данном нами примерном графике видно, что в I-м полугодии необходимо обратить особое внимание на
занятия, в ходе которых ребенку прививается понимание эмоциональных состояний других людей и учет
этих знаний в своем поведении и т.д.
40
5
4
3
2
1
Показатели
эмоционального
здоровья
Оценка в
баллах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
41
7. Иждивенческие настроения
Мониторинг выявляет:
тенденцию развития мотивационно-потребностных установок воспитанника.
Оценка мотивационно-потребностных установок личности
(заполняется в сентябре, январе, мае)
Показатели
ФИО
1.
Мотивация к учебе
2.
Мотивация к труду
3.
Исполнение домашних дел
4.
Выполнение поручений
старших
5.
Стремление к физиологическим
удовольствиям (вкусно поесть,
побольше поспать и т.д.)
6.
Выполнение общественной
деятельности
Иванов
Саша
Плаксина
Света
…..
Средний
балл
Усредненный график оценки показателей мотивационно-потребностных
установок личности
7
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
На данном нами примерном графике видно, что в I-м полугодии необходимо усилить работу по повышению
мотивации к исполнению домашних дел; выполнению общественной деятельности
42
5
4
3
2
1
Показатели
мотивационно-
потребностных установок
личности
Оценка в
баллах
Собранные данные сводятся в таблицу.
Мониторинг производится классными руководителями и заместителем директора в
октябре и в мае текущего учебного года. Основным инструментарием для его проведения
является представленная ниже таблица.
Первичные
результаты
мониторинга
по
классам
представляют
классные
руководители, конечный результат мониторинга определяет заместитель директора.
Основным методом определения уровня развития того или иного показателя является
метод наблюдения; допустимы (при наличии возможности) анкетирование и тестирование
обучающихся на предмет выявления уровня сформированности конкретного показателя,
при
этом
анкету
(тест)
разрабатывает
классный
руководитель,
основываясь
на
индивидуальных возможностях класса.
Показатели
Мониторинг
выявляет
Система оценивания
Анализ результатов
1. Здоровье
-общее физическое
развитие ребёнка;
-качество заботы
ребёнка о своём
здоровье;
-двигательную и
физическую
активность ребёнка;
-качество знаний
правил здорового
образа жизни и
способность их
реализации.
2 раза в год по
пятибальной системе.
По усреднённому
графику оценки
показателей здоровья.
2.Готовность к труду.
Уровень
сформированности
практических умений
воспитанников.
-понимание
значимости трудовой
деятельности в жизни
человека;
-практическая
готовность к
бытовому и
производительному
труду (физическая,
мотивационная,
практические и
академические
знания и умения)
2 раза в год по
пятибальной системе
По усреднённому
графикку оценки
показателей
трудового
воспитания.
3.Основы
социализации и
межличностного
общения.
-осознание своего
«Я» (самооценка и
самоуважение);
-социальную роль
ребёнка и готовность
к её выполнению в
общении и
взаимодействии с
2 раза в год по
пятибальной системе
По усреднённому
графику оценки
показателей
включённости в
общество.
43
разными группами
людей;
-способность к
организации личной
жизни и
сосуществованию с
людьми социального
окружения.
4.Навыки
коммуникативного
оценивания.
-владение
вербальными
(словесными) и
невербальными
(иллюстрации,
символы, мимика,
жесты, язык тела и
др.) средствами
установления
коммуникативного
контакта;
-поведение, общение
и взаимодействие: в
семье, в группе
общения ( со
значимыми
взрослыми, с
участниками
группы); с людьми в
разных жизненных
ситуациях и
общественных
местах и т.д.
2 раза в год по
пятибальной системе
По усреднённому
графику оценки
владения навыками
коммуникативного
общения.
5.Безопасность.
-динамику изменения
знаний о правилах
безопасности и
умения их
выполнять.
2 раза в год по
пятибальной системе
По усреднённому
графику оценки
показателей
безопасности.
6.Эмоциональное
здоровье.
-эмоционально-
психическую
организацию
личности;
-понимание своих
чувств и
адекватность их
выражения
вербальными и
невербальными
средствами;
-адекватность
ответной реакции;
-самоконтроль и
саморегуляция
2 раза в год по
пятибальной системе
По усреднённому
графику оценки
показателей
эмоционального
здоровья.
44
поведения.
7.Иждивенческие
настроения.
-тенденцию развития
мотивационно-
потребностных
установок
воспитанника.
2 раза в год по
пятибальной системе
По усреднённому
графику оценки
показателей
мотивационно-
потребностных
установок личности.
На основе полученных результатов, занесённых в сводные таблицы, классный
руководитель строит усреднённый график уровня воспитанности по показателям и
усреднённый график уровня воспитанности обучающихся с целью определения
направления воспитательной работы, по которому необходимо усилить воспитательную
работу в классе (в школе). В конце учебного года подводятся итоги воспитательной
работы, выявляется динамику (если имеется) развития тех или иных показателей
воспитанности, составляется перспективный план воспитательной работы на следующий
учебный год.
45
46