Напоминание

"Опыт обращения к личностным смыслам учащихся на уроках истории и обществознания"


Автор: Ямбаева Лариса Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№7 г.Владивостока"
Населённый пункт: г.Владивосток Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт обращения к личностным смыслам учащихся на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад




Опыт обращения к личностным смыслам учащихся на уроках истории и

обществознания

Аннотация. Статья посвящена процессу формирования ценностных ориентаций у

учащихся образовательной школы на уроках истории и обществознания.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личностные смыслы.

Любой практикующий педагог общеобразовательной системы, несомненно согласится,

что одной из серьезных проблем современной массовой школы является проблема развития

личностных качеств учащихся, становление их ценностных ориентаций.

Каждый взрослый человек, работающий с подростками должен стимулировать у них

интерес к собственному внутреннему миру, желание, совершенствовать себя как личность,

вооружить подростков методикой и системой знаний по вопросам самосовершенствования,

при

необходимо сти

помочь

в

разработке

индивидуальной

программы

п о

самосовершенствованию.

Пути

решения

этой

задачи

лежат

в

продуманном,

экономном

применении всего комплекса средств и методических приемов педагогического воздействия,

оптимальной

их

совокупности,

в

повышении

его

эффективности,

в

конечном

итоге

в

переводе воспитания в самовоспитание личности.

Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой

личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-

исторических традициях нашего народа. Поэтому в школе особую роль занимают предметы

история и обществознание. История – это не просто увлекательное путешествие в прошлое,

которое

имеет

общекультурное

значение,

но

и

опыт

прошлых

поколений,

помогающий

человечеству

в

настоящем.

Именно

на

этих

уроках,

в

первую

очередь,

происходит

формирование

личностных

установок

и

ценностных

ориентаций.

Под

ценностными

ориентациями

подразумеваются

элементы

нравственного

воспитания,

важнейшие

составляющие

внутренней

культуры

человека,

которые,

выражаются

в

личностных

установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим

людям, самому себе.

Именно обращение к личностным смыслам учеников обеспечивает наиболее эффективное

развитие ценностных ориентаций. [1]

Ценности

это

лично

и

добровольно

осознанно

или

неосознанно выбранные

нравственные

аксиомы,

идеалы,

признаваемые

лучшей частью или большинством того

культурного

сообщества,

в котором

Вы

живете,

которые

Вы

исповедуете

и

которыми

руководствуетесь в своих оценках, поступках, действиях, решениях. [3]

«Личностный смысл» – это то, что имеет особую значимость конкретно для данной

личности

в

контексте

ее

жизненных

интересов,

потребностей,

установок

и

ценностей,

проявляется в эмоциональном отношении и понимании места фактов, явлений, событий в

собственной жизни. [2]

С л о в о «смысл»

здесь

означает

сущность,

содержание,

основание.

значение,

постигаемое разумом. В контексте фгосовского урока смысл должен дать ученику ответ на

вопросы «Зачем я это изучаю?», «Для чего мне это надо знать, уметь?».

Слово «личностный» здесь имеет несколько значений: именно мой, только мой,

ничей кроме моего; мной найденный, постигнутый, открытый, заново понятый; именно мне

полезный, важный, нужный, необходимый» [3]

Обращение к личностным смыслам происходит через выстраивание смысловых ассоциаций.

Практически каждая учебная тема исторического материала дает возможность затронуть

какой-либо

элемент

ценностного

набора

современной

эпохи.

Задача

учителя

-

лишь

правильно расставить акценты, подтолкнуть, т е стимулировать мотивационный процесс.

Какой инструментарий выбрать для развития мотивации у современных подростков?

На своих уроках я наиболее активно использую проблемные ситуации, приемы

«погружения в эпоху»,

провожу исследовательскую работу по теме: «история семьи в

истории страны».

Так на уроке обществознания в 8 классе

во время защиты проекта по теме «Я-

предприниматель » учитель сознательно создает проблемную ситуацию В ходе групповой

работы ребята знакомят ученическое сообщество со своим предполагаемым бизнесом. У

доски группа предпринимателей, создавшая гостиничный бизнес. Ребята называют шаги по

созданию своего бизнеса, защищают бизнес

- план, освещают

роль каждого участника

группы в предпринимательстве. В ходе защиты ребята демонстрируют свои предполагаемые

логотипы,

авторские

знаки,

дизайнерские

идеи,

рассматривают

возможные

варианты

увеличения прибыли. Проявляя артистизм и находчивость, члены группы живо отвечают на

многочисленные вопросы учащихся, содержание которых, носит коммерческий характер.

- Какова ценовая политика в вашем заведении?

- Какова оплата труда персонала?

- В какой форме вы будите рекламировать свое предприятие?

- Как будите распоряжаться прибылью? и т.п.

В разгар защиты учитель неожиданно вставляет свой вопрос: - Будет ли ваша компания

заниматься благотворительной деятельностью? Молчание. Члены группы явно не готовили

ответ на данный вопрос, переглядываются в замешательстве.

Учитель помогает ребятам наводящими вопросами.

-Что такое благотворительность?

-В какой форме можно проявить благотворительность?

-Каково ее значение в обществе?

К обсуждению постепенно приобщается весь класс. Ребята пытаются связать два

понятия «предпринимательство » и «благотворительность». Вместе приходят к

выводу о социальный значимости предпринимательства. Успешный предприниматель – это

не тот, кто только подсчитывает прибыль. Это человек ответственный, оказывающий влияние

на общество, гуманизм и милосердие ему не чужды. Российские предприниматели начала

ХХ века всегда славились своим вкладом в развитие культуры, занимаясь меценатством.

Среди современных бизнесменов тоже есть меценаты, которые поддерживают социальные

процессы, направленные на развитие науки и творчества, на поддержания его духовности и

нравственности. Учитель предлагает ребятам

найти информацию о предпринимателях

своего города и края, которые занимаются благотворительностью и меценатством. Таким

образом,

в

рамках

программного

материала,

изучая

экономическую

сферу

общества,

учащиеся соприкоснулись с вечными ценностями, такими как

МИЛОСЕРДИЕ, ГУМАНИЗМ,

НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

Для школьников среднего звена эмоционально эффективным является прием

«погружения в эпоху» через

историческое сочинение, написанное от 1 лица. Так, при

изучении темы рабства в Древнем Риме в 5 классе, данный прием помог нам во время урока

погрузиться в эпоху, соотнести себя с историческими событиями, разбудить у ребят чувство

сопереживания (хотя бы на время) и соприкоснуться с такими ценностями как «

СВОБОДА

»

и «

РОДИНА

».

Для расширения исторических знаний в течение многих лет провожу со школьниками

исследование

по

истории

семьи.

Данная

исследовательская

работа

позволяет

детально

изучить историю Росси через историю отдельно взятой семьи, факты из жизни отдельных ее

членов способствуют соприкосновению мировой истории и собственной истории школьника.

Эта

работа

проводится

как

со

старшеклассниками,

когда

собирается

документальный

материал по истории семьи, анализируется географическое и историческое происхождение

семьи,

прослеживается

социальный

статус

родственников,

описывается

участие

членов

семьи в исторических событиях, так и с учащимися среднего звена, которые составляют

генеалогические схемы и пишут рефераты, посвященные своим родственникам. Например,

каждый учитель хорошо понимает, что при изучении темы «Великая Отечественная война»

необходимо связывать программный материал с судьбами конкретных людей, обращаясь при

этом к семейной истории. Карты, плакаты военных лет, портреты военачальников по силе

воздействия заметно уступают

маленьким

«весточкам с фронта» которые хранятся в

семейных архивах. Первый шаг, как правило, делает учитель, который использует во время

уроков свои семейные реликвии. Ненавязчиво вставляет он отрывки из фронтовых писем в

учебные задания: «Как вы думаете, о какой битве идет речь?», «Какие подсказки вы

нашли в тексте письма?», «Что, по-вашему, изображено на фронтовой открытке?», «Исходя

из текста письма, предположите – какую деятельность осуществляли родственники автора

письма в годы войны?»

Интерес у учащихся явно возрастает. «А что стало с автором

письма?» «В каких сражениях он еще участвовал?» Поддерживая познавательный интерес

можно акцентировать внимание на хронологии «Почему медаль «За освобождение Праги»

находится на наградной подушке ветерана после медали « За взятие Берлина?» И тут, ранее

пассивные школьники включаются в диалог: « А мой прадед под Прохоровкой сражался, мне

же рассказывали, я просто уже все забыл!!!». Оказалось, что и другим ребятам есть, что

рассказать и они «втягиваются» в процесс формирования личностных смыслов. Уже на

следующем уроке они с гордостью представляют военные фотографии своих родственников,

награды

своих

прадедов.

На

таких

уроках

изучается

не

только

история

Великой

Отечественной войны, но и культивируется ценностная основа

СЕМЬИ.

При развитии мотивационных процессов и формировании личностных смыслов важно

помнить, что любую поставленную задачу учащиеся быстрей и охотнее решают с помощью

интернет технологий. [4]

ИКТ набирают быстрый темп развития особенно в

последнее

десятилетие. Эта тенденция показывает, что существует необходимость совершенствования

современного обучения, что в реальных условиях современной российской школы является

задачей

затруднительной.

Многие

школы

имеют

ограниченный

доступ

к

интернету,

кабинеты не оснащены специальным оборудованием.

Однако,

несмотря

на

все

трудности,

думаю,

что

любой

учитель,

любящий

свой

предмет,

имеет

в

своем

арсенале

немало

приемов,

средств

и

методов,

позволяющих

активизировать поиск учащимися личностных смыслов, понимая при этом под личностными

смыслами

совокупность

потребностей,

мотивов,

интересов,

целей,

идеалов,

убеждений,

которые определяют и обусловливают процессы личностного развития.

Таким

образом,

для

каждого

учителя

имеет

актуальность

проблема

выработки

механизмов

формирования

ценностных

ориентаций

школьников.

Анализ

практики

воспитания

школьников

показывает,

что

эффективная

организация

образовательного

процесса в образовательных учреждениях невозможна без глубокого исследования системы

ценностных

ориентаций

школьников,

которой

они

руководствуются

в

своей

жизни.

Недостаточное знание особенностей духовного мира подрастающего поколения, неумение

учитывать

в

педагогической

деятельности

закономерностей

формирования

личности,

выявленных

педагогической

наукой,

значительно

ослабляют

воспитательный

процесс,

вызывают

внутреннее

неприятие

молодыми

людьми

общественных

устоев.

В

связи

с

вышесказанным

вполне

очевидно,

что

в

современных

условиях

связь

науки

и

школы

является необходимостью.

Список литературы:

1.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции./ А.Н. Леонтьев – М.: Изд-во МГУ, 1971

– 147 с.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой

реальности./ А.Д. Леонтьев 2-е, изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

3. Поташник, М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей,

руководителей школ и органов образования /М.М. Поташник, М.В. Левит. — М.:

Педагогическое общество России, 2015. — 320 с.

4.

Таратухиной Т.А. Использование технологии веб-квест в учебном процессе //

Социальная сеть работников образования, статья. – 2012. – 16 мая.



В раздел образования