Автор: Ладанова Елена Николаевна
Должность: учитель,информатики, химии
Учебное заведение: МКОУ "Уковская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Ук, Нижнеудинский район,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС"
Раздел: полное образование
Доклад
Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях
введения ФГОС»
Ладанова Елена Николаевна, учитель информатики, химии
МКОУ «Уковская СОШ»
В современных условиях основным принципом построения образовательного
процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение
его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои
образовательные
потребности,
познавательные
интересы
и
будущие
профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается
задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной
сущности ученика.
Решение
поставленной
задачи
напрямую
зависит
от
профессиональной
компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте
педагога»: «Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно
меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог
должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно,
важным
условием
введения
ФГОС
в
общеобразовательную
школу
является
подготовка
учителя,
формирование
его
философской
и
педагогической
позиции,
методологической,
дидактической,
коммуникативной,
методической и других компетенций. Работая по стандартам
второго поколения,
учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям
развивающего,
личностно
ориентированного
обучения,
использовать
технологии
уровневой
дифференциации,
обучения
на
основе
компетентностного
подхода,
«учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-
коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства
учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Под
профессиональной
компетентностью
понимается
совокупность
профессиональных
и
личностных
качеств,
необходимых
для
успешной
педагогической деятельности.
Поэтому
понятие
профессиональной
компетентности
педагога
выражает
единство
его
теоретической
и
практической
готовности
к
осуществлению
педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через
его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя
выступает как единство его теоретической и практической готовности.
Учитель новой
школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы
грамотно управлять качеством образовательного процесса:
1.
Предметно-методологическая компетентность-
знания в области
преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по
предмету; владение методиками преподавания предмета.
2.
Психолого-педагогическая компетентность- теоретические знания в
области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии
познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в
конструировании реального образовательного процесса. Умение
педагогическими способами определить уровень развития «познавательных
инструментов» ученика.
3.
Компетентность в области валеологии образовательного процесса-
теоретические знания в области валеологии и умения проектировать
здоровьесберегающую образовательную среду. Владение навыками
использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и
практические умения по организации учебного и воспитательного процесса
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.
Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать
дидактическое оснащение образовательного процесса- практическое
владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и
социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и
реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.
Владение методиками и технологиями медиа-образования.
5.
Коммуникативная компетентность-
практическое владение приемами
общения, позволяющее осуществлять направленное результативное
взаимодействие в системе «учитель-ученик»
6.
Исследовательская компетентность-
умение спланировать, организовать,
провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению
инноваций.
7.
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта-
умение
транслировать собственный положительный опыт в педагогическое
сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
Компетентность не существует в готовом виде. Каждый учитель должен
создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не
компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт
индивидуального творчества и саморазвития. Педагогические компетентности
представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые,
прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной
мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и
свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.
В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю:
Во – первых, это профессионал, который; демонстрирует универсальные и
предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и
корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика,
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во – вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В–третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Профессионально
компетентным
можно
назвать
учителя,
который
на
достаточно
высоком
уровне
осуществляет
педагогическую
деятельность,
педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и
воспитании учащихся.
Развитие
профессиональной
компетентности
-
это
развитие
творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,
способностей
адаптироваться
в
меняющейся
педагогической
среде.
От
профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и
духовное
развитие
общества.
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма
учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного
образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина
своей
страны,
способной к
социальной адаптации
в
обществе,
началу
трудовой
деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий,
прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный
процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому
в
настоящее
время
резко
повысился
спрос
на
квалифицированную,
творчески
мыслящую,
конкурентно
способную
личность
учителя,
способную
воспитывать
личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет
основные пути развития его профессиональной компетентности:
•
Система повышения квалификации.
•
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой
должности и квалификационную категорию.
•
Самообразование педагогов.
•
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,
семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами
методической работы являются теоретические и научно-практические
конференции, слеты, съезды учителей.
•
Владение современными образовательными технологиями, методическими
приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
•
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
•
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
•
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание
публикаций.
Остановимся на некоторых пунктах подробнее.
Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации и
профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов
и
приоритетным
направлениям,
определяемым
образовательным
учреждением
и
муниципальной
системой
образования.
Важнейшей
формой
повышения
квалификации,
обеспечивающей
профессиональный
рост
учителя
в
условиях
введения
ФГОС,
остается
семинар.
Ожидаемый
результат
повышения
квалификации - профессиональная готовность работников образования к реализации
ФГОС:
-
обеспечение
оптимального
вхождения
работников
образования
в
систему
ценностей современного образования;
-
принятие идеологии ФГОС общего образования;
-
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной
программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы
оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
-
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Одним
из
средств
реализации
новых
направлений
является
и
аттестация
педагогических кадров, задача которой - стимулирование роста профессионализма и
продуктивности педагогического труда. Аттестация - это только вершина айсберга,
подводной
частью
которого
является
межаттестационный
период.
Вот
где
поле
деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.
Процесс
самообразования
педагогов
стал
особенно
актуальным
на
этапе
введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у
ребенка
универсальных
учебных
действий.
Научить
учиться
может
только
тот
педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
•
систематическое повышение квалификации;
•
изучение современных психологических и педагогических методик;
•
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков
коллег;
•
просмотр телепередач, чтение прессы.
•
знакомство с педагогической и методической литературой.
•
использование интернет - ресурсов;
•
демонстрация собственного педагогического опыта;
•
внимание к собственному здоровью.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога
играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности
педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если
педагогу,
работающему
в
традиционной
системе,
достаточно
владеть
педагогической
техникой,
т.е.
системой
обучающих
умений,
позволяющих
ему
осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и
добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный
режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная
деятельность
педагогов
в
школе
представлена
следующими
направлениями:
апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС, освоение современных
педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных
педагогических проектов.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является
его участие в конкурсах профессионального мастерства:
Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам
отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является
изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.
Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и
т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и
участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по
близким
педагогическим
проблемам
для
аккумуляции
идей
и
объединения
возможностей.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам
не
осознает
необходимости
повышения
собственной
профессиональной
компетентности.
Отсюда
вытекает
необходимость
мотивации
и
создания
благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в
которых
педагог
самостоятельно
осознает
необходимость
повышения
уровня
собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта
активизирует
профессиональное
саморазвитие
педагога,
в
результате
чего
развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в
педагогическую деятельность.
Развитие
профессиональной
компетентности
-
это
динамичный
процесс
усвоения
и
модернизации
профессионального
опыта,
ведущий
к
развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта,
предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к.
в
процессе
педагогической
деятельности
необходимо
постоянное
повышение
профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом
качестве.
Вообще,
процесс
саморазвития
обусловлен
биологически
и
связан
с
социализацией
и
индивидуализацией
личности,
которая
сознательно
организует
собственную
жизнь,
а
значит,
и
собственное
развитие.
Процесс
формирования
профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно
среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Таким
образом,
мы
видим,
что
цель
методической
работы
в
школе
в
условиях
внедрения
ФГОС
-
обеспечить
профессиональную
готовность
педагогических
работников
к
реализации
ФГОС
через
создание
системы
непрерывного
профессионального развития каждого педагога.
Я считаю, что каждому учителю необходимо составить свою, индивидуальную
программу профессионального развития.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно
включить следующие разделы:
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного
процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной
методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств
обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка
диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в
системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение
индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи,
рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь
зависит от профессиональной компетентности педагогических работников - главных
исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным
мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги,
обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм»
входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая
составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал
педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в
целостности, дающие качественные образовательные результаты.
В
современных
условиях
требования
к
профессиональной
компетентности
учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в
котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая
задача
-
«оказаться
во
времени».
Чтобы
это
произошло
каждый,
выбравший
профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные
слова
русского
педагога,
основоположника
научной
педагогики
в
России,
Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В
деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя
голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель».