Напоминание

"Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС"


Автор: Ладанова Елена Николаевна
Должность: учитель,информатики, химии
Учебное заведение: МКОУ "Уковская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Ук, Нижнеудинский район,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




Доклад

Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях

введения ФГОС»

Ладанова Елена Николаевна, учитель информатики, химии

МКОУ «Уковская СОШ»

В современных условиях основным принципом построения образовательного

процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение

его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои

образовательные

потребности,

познавательные

интересы

и

будущие

профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается

задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной

сущности ученика.

Решение

поставленной

задачи

напрямую

зависит

от

профессиональной

компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте

педагога»: «Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно

меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог

должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно,

важным

условием

введения

ФГОС

в

общеобразовательную

школу

является

подготовка

учителя,

формирование

его

философской

и

педагогической

позиции,

методологической,

дидактической,

коммуникативной,

методической и других компетенций. Работая по стандартам

второго поколения,

учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям

развивающего,

личностно

ориентированного

обучения,

использовать

технологии

уровневой

дифференциации,

обучения

на

основе

компетентностного

подхода,

«учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-

коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства

учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Под

профессиональной

компетентностью

понимается

совокупность

профессиональных

и

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной

педагогической деятельности.

Поэтому

понятие

профессиональной

компетентности

педагога

выражает

единство

его

теоретической

и

практической

готовности

к

осуществлению

педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через

его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя

выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Учитель новой

школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы

грамотно управлять качеством образовательного процесса:

1.

Предметно-методологическая компетентность-

знания в области

преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по

предмету; владение методиками преподавания предмета.

2.

Психолого-педагогическая компетентность- теоретические знания в

области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии

познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в

конструировании реального образовательного процесса. Умение

педагогическими способами определить уровень развития «познавательных

инструментов» ученика.

3.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса-

теоретические знания в области валеологии и умения проектировать

здоровьесберегающую образовательную среду. Владение навыками

использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и

практические умения по организации учебного и воспитательного процесса

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать

дидактическое оснащение образовательного процесса- практическое

владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и

социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и

реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

5.

Коммуникативная компетентность-

практическое владение приемами

общения, позволяющее осуществлять направленное результативное

взаимодействие в системе «учитель-ученик»

6.

Исследовательская компетентность-

умение спланировать, организовать,

провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению

инноваций.

7.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта-

умение

транслировать собственный положительный опыт в педагогическое

сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Компетентность не существует в готовом виде. Каждый учитель должен

создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не

компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт

индивидуального творчества и саморазвития. Педагогические компетентности

представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые,

прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной

мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и

свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю:

Во – первых, это профессионал, который; демонстрирует универсальные и

предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и

корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика,

создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во – вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В–третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Профессионально

компетентным

можно

назвать

учителя,

который

на

достаточно

высоком

уровне

осуществляет

педагогическую

деятельность,

педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и

воспитании учащихся.

Развитие

профессиональной

компетентности

-

это

развитие

творческой

индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,

способностей

адаптироваться

в

меняющейся

педагогической

среде.

От

профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и

духовное

развитие

общества.

Изменения,

происходящие

в

современной

системе

образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма

учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного

образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,

общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина

своей

страны,

способной к

социальной адаптации

в

обществе,

началу

трудовой

деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий,

прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный

процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому

в

настоящее

время

резко

повысился

спрос

на

квалифицированную,

творчески

мыслящую,

конкурентно

способную

личность

учителя,

способную

воспитывать

личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет

основные пути развития его профессиональной компетентности:

Система повышения квалификации.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой

должности и квалификационную категорию.

Самообразование педагогов.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,

семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами

методической работы являются теоретические и научно-практические

конференции, слеты, съезды учителей.

Владение современными образовательными технологиями, методическими

приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание

публикаций.

Остановимся на некоторых пунктах подробнее.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации и

профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов

и

приоритетным

направлениям,

определяемым

образовательным

учреждением

и

муниципальной

системой

образования.

Важнейшей

формой

повышения

квалификации,

обеспечивающей

профессиональный

рост

учителя

в

условиях

введения

ФГОС,

остается

семинар.

Ожидаемый

результат

повышения

квалификации - профессиональная готовность работников образования к реализации

ФГОС:

-

обеспечение

оптимального

вхождения

работников

образования

в

систему

ценностей современного образования;

-

принятие идеологии ФГОС общего образования;

-

освоение новой системы требований к структуре основной образовательной

программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы

оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

-

овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,

необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним

из

средств

реализации

новых

направлений

является

и

аттестация

педагогических кадров, задача которой - стимулирование роста профессионализма и

продуктивности педагогического труда. Аттестация - это только вершина айсберга,

подводной

частью

которого

является

межаттестационный

период.

Вот

где

поле

деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

Процесс

самообразования

педагогов

стал

особенно

актуальным

на

этапе

введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у

ребенка

универсальных

учебных

действий.

Научить

учиться

может

только

тот

педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

систематическое повышение квалификации;

изучение современных психологических и педагогических методик;

участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков

коллег;

просмотр телепередач, чтение прессы.

знакомство с педагогической и методической литературой.

использование интернет - ресурсов;

демонстрация собственного педагогического опыта;

внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога

играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности

педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если

педагогу,

работающему

в

традиционной

системе,

достаточно

владеть

педагогической

техникой,

т.е.

системой

обучающих

умений,

позволяющих

ему

осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и

добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный

режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная

деятельность

педагогов

в

школе

представлена

следующими

направлениями:

апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС, освоение современных

педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных

педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является

его участие в конкурсах профессионального мастерства:

Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам

отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является

изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и

т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и

участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по

близким

педагогическим

проблемам

для

аккумуляции

идей

и

объединения

возможностей.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам

не

осознает

необходимости

повышения

собственной

профессиональной

компетентности.

Отсюда

вытекает

необходимость

мотивации

и

создания

благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в

которых

педагог

самостоятельно

осознает

необходимость

повышения

уровня

собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта

активизирует

профессиональное

саморазвитие

педагога,

в

результате

чего

развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в

педагогическую деятельность.

Развитие

профессиональной

компетентности

-

это

динамичный

процесс

усвоения

и

модернизации

профессионального

опыта,

ведущий

к

развитию

индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта,

предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к.

в

процессе

педагогической

деятельности

необходимо

постоянное

повышение

профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом

качестве.

Вообще,

процесс

саморазвития

обусловлен

биологически

и

связан

с

социализацией

и

индивидуализацией

личности,

которая

сознательно

организует

собственную

жизнь,

а

значит,

и

собственное

развитие.

Процесс

формирования

профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно

среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Таким

образом,

мы

видим,

что

цель

методической

работы

в

школе

в

условиях

внедрения

ФГОС

-

обеспечить

профессиональную

готовность

педагогических

работников

к

реализации

ФГОС

через

создание

системы

непрерывного

профессионального развития каждого педагога.

Я считаю, что каждому учителю необходимо составить свою, индивидуальную

программу профессионального развития.

В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно

включить следующие разделы:

Изучение психолого-педагогической литературы.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного

процесса.

Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной

методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств

обучения).

Выбор критериев и показателей результата образования, разработка

диагностического инструментария.

Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в

системе методической работы.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение

индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи,

рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь

зависит от профессиональной компетентности педагогических работников - главных

исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным

мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги,

обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм»

входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая

составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал

педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в

целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В

современных

условиях

требования

к

профессиональной

компетентности

учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в

котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая

задача

-

«оказаться

во

времени».

Чтобы

это

произошло

каждый,

выбравший

профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные

слова

русского

педагога,

основоположника

научной

педагогики

в

России,

Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В

деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя

голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает

учиться, в нем умирает учитель».



В раздел образования