Автор: Корнева Лилия Ильинична
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Пашковский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Мы делаем право доступным для всех"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Мы делаем право доступным для всех»
Краснодар 2017
ВВЕДЕНИЕ.
1
Цель
работы:
оказание
помощи
преподавателям
при
подготовке
и
проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование
правовой
и
нравственной культуры /
Исходя из вышеуказанной цели, предполагается решить следующие
задачи:
формирование
правовой компетентности у студентов,
привитие навыков
демократического, толерантного поведения, расширение социального опыта
в
результате
проигрывания
различных
социальных
ролей
в
процессе
обучения.
Методическая разработка содержит общие рекомендации для преподавателей
общественных дисциплин, классных руководителей. Данная методическая
разработка
–
комбинированный
урок
в
форме
семинара-практикума,
с
применением
интерактивных
методов
обучения
и
технологии
развития
критического
мышления
и
анализа. В
данной
методической
разработке
использованы
интерактивные
методы
и
приемы
обучения,
которые
опираются
на
активную
деятельность
студентов,
а
предварительное
опережающее задание для обучающихся позволяет привлечь их к дискуссии
и беседе.
На таких занятиях педагог выступает в роли наставника, координирует
деятельность студентов.
Данная работа была выполнена на основе законодательной базы, а также с
привлечением публикаций из судебной практики,
Материал методической разработки может быть использован для
преподавания курса «Обществознания» по темам: «Конституция РФ»,
в
разделе
«Право»
и для
внеурочной
деятельности
классными
руководителями.
Подобные
мероприятия
являются
профилактикой
антисоциальных
и
криминальных явлений в молодёжной среде и способствуют адаптации в
коллективе
как
во
время
обучения
в
учебных
учреждениях,
так
и
в
дальнейшем при занятии профессиональной деятельностью.
Сценарий
.
1.
Вступление. Что такое права и обязанности. Права детей и подростков
в российском законодательстве.
Первый ведущий:
Здравствуйте, ребята! Как вы, наверное, знаете, с момента появления
людей,
наверное,
даже
с
момента
развития
человеческого
разума,
с
появлением
различных
изобретений
человечества
появляются
и
такие
понятия как «право», «обязанность» и «закон».
Все это было придумано для облегчения жизни людей. Права во многом
– права обычного человеческого общежития, для того, чтобы предотвратить
разногласия и конфликты.
2
Понятие обязанностей – многолико по своей природе. Это то, что
должны выполнять граждане по отношению к государству. Это и то, что
должны выполнять члены семьи по отношению друг к другу.
Второй ведущий:
Как
раз
с
защитой
личности,
отдельного
человека
и
его
личных
интересов и возникла система правил поведения или норм – право. Право
принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных
общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что
оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.
Давайте рассмотрим основные определения права:
Право
–
это
совокупность
общеобязательных
правил
поведения,
установленных государством. За их нарушение применяются различные меры
государственного
воздействия.
Таким
образом,
особенности
правил
поведения, которые образуют право, состоят в следующем:
1)
они устанавливаются или санкционируются государством;
2)
защищаются от нарушения государством;
3)
должны выражать интересы большинства населения, независимо от их
политических, экономических и других взглядов, от имущественного
положения и т.д.
4)
они обязательны для всех.
Право – это совокупность нормативных правовых актов, каждый из
которых имеет свое название, например, закон, указ, постановление и т.д.
Первый ведущий:
В настоящее время, когда принята и действует Конституция Российской
Федерации 1993 года, в которой правам и свободам уделяется первостепенное
внимание,
приоритетное
концептуальное
значение
приобретают
идеи
первенства идеалов человечества – права человека, для научного обоснования
которых разработана теория прав человека. Ее значение для определения
правового статуса ребенка состоит в том, что на ее основе раскрывается
природа и сущность прав и обязанностей ребенка, их генезис и современное
состояние. В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют
собой
элемент
особой
важности.
Значение
прав,
свобод
и
обязанностей
ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их
совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере
детства
и
установить
степень
их
правовой
урегулированности.
В
соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные
права
и
свободы
человека
неотчуждаемы
и
принадлежат
каждому
от
рождения.
Используемые
Конституцией
Российской
Федерации
термины
«все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и
другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже
прав и законных интересов ребенка, – преамбула Федерального закона «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что
эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской
Федерации.
Поэтому
каждый
ребенок
в
нашем
государстве
должен
3
рассматриваться
как
полноправный
член
общества,
обладающий
всем
комплексом конституционных прав и свобод человека и гражданина, с той
лишь разницей, что некоторые из принадлежащих ему прав и свобод он в
силу
возраста
может
реализовывать
с
помощью
своих
родителей,
а
при
отсутствии родителей – с помощью иных законных представителей и органов
опеки
и
попечительства.
Однако
следует
отметить,
что
в
области
регламентации отношений государства и личности Конституция Российской
Федерации устанавливает исходные начала. Другими словами, она закрепляет
лишь основы правового положения (статуса) личности в обществе. В этих
основах
содержится
то
общее,
что
конкретизируется
в
статусе
граждан,
объединяемых в группы по профессиональному, возрастному, социальному и
прочим признакам. В нашем случае общее – основы правового положения
личности – конкретизируется в особенном – правовом статусе ребенка.
Второй ведущий:
Итак, ребенок выступает специальным субъектом права, имеющим свой
особый правовой статус. Между тем в различных правовых актах Российской
Федерации указаны основные категории детей. В них также сформулированы
определенные
понятия,
характеризующие
особенности
постоянных
или
промежуточных
состояний,
в
которых
находится
ребенок.
Все
это
свидетельствует
о
многообразии
сфер
общественной
жизни,
в
которых
участвуют дети, а также условий, оказывающих влияние на их правовое
положение.
Конституция
Российской
Федерации
для
реализации
права
несовершеннолетних собираться мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги не устанавливает возрастных ограничений (ст. 31 Конституции РФ).
В
соответствии
с
Федеральным
законом
«Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
обучающиеся,
воспитанники
образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и
учреждений начального общего образования, могут проводить во внеучебное
время собрания, митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.
Первый ведущий:
Конституция Российской Федерации (ст. 39) признает право каждого
гражданина
на
социальное
обеспечение
и
одновременно
возлагает
на
государство
обязанность
создавать
все
необходимые
условия
для
беспрепятственного осуществления этого права.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации ребенок
имеет право на жилище, то есть стабильное пользование занимаемым жилым
помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой средой
обитания,
жилой
средой.
Данное
право
гарантируется
жилищным
законодательством.
Право
на
охрану
здоровья
ребенка
(ст.
41
Конституции
РФ)
обеспечивается охраной окружающей природной среды (ст. 42 Конституции
РФ), созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и
4
обучения,
производством
и
реализацией
доброкачественных
продуктов
питания, предоставлением доступной медико-социальной помощи.
Второй ведущий:
Статья
43
Конституции
Российской
Федерации
гарантирует
право
ребенка на образование. Между тем, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона
«О
внесении
изменений
в
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»,
ребенок
обязан
получить
общее
образование.
Данное
требование
применительно
к
конкретному
обучающемуся
и
сохраняет
силу
до
достижения
им
возраста
восемнадцати
лет.
Конституция
Российской
Федерации
и
Федеральный
закон
«О
высшем
и
послевузовском
профессиональном образовании» устанавливают возможность для каждого
гражданина,
в
том
числе
и
несовершеннолетнего,
на
конкурсной
основе
бесплатно
получить
высшее
профессиональное
образование
в
соответствующем
высшем
государственном
или
муниципальном
учреждении.
Первый ведущий:
Это
только
некоторые
из
избранных
статей
из
Конституции
РФ,
обеспечивающих определенные права подросткам и детям.
Второй ведущий:
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в
международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о
правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество
специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на
международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20
ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права,
входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный
закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации».
Первый ведущий:
Конвенция — это международный документ, признающий все права
человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.
Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила
в
законную
силу
на
территории
нашего
государства,
положения
данной
Конвенции
должны
соблюдаться.
Разные
статьи
Конвенции
определяют
понятие
«ребенок»,
говорят
о
его
правах
и
обязанностях
государства
в
отношении детей. Итак, например:
Статья
1 Определение
ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и
обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.
Статья
2 Недопущение
и
предотвращение
дискриминации. Каждый
ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального про-
5
исхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не
должен подвергаться дискриминации.
Статья
3 Соблюдение
интересов
ребёнка.
При
принятии
решений
государство
должно обеспечивать
интересы
ребёнка и предоставлять ему
защиту и заботу.
Статья
4
Реализация прав. Государство
должно осуществлять все права
ребёнка, признанные данной Конвенцией.
Статья
5 Воспитание
в
семье
и
развитие
способностей
ребёнка.
Государство
должно
учитывать
права,
обязанности
и
ответственность
родителей при воспитании ребёнка.
Второй ведущий:
Есть и другие документы, говорящие о правах детей и подростков.
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959
году, устанавливает следующие принципы:
1.
Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации
права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких
исключений и без различия или дискриминации по признаку расы,
цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
национального или социального происхождения, имущественного
положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого
ребёнка или его семьи.
2.
Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена
специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные
условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно,
нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и
нормальным путём и в условиях свободы и достоинства.
3.
Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и
гражданство.
4.
Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения.
5.
Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом
или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные
режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого
состояния.
6.
Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается
в любви и понимании. На обществе и на органах публичной власти
должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не
имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к
существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям
предоставлялись государственные или иные пособия на содержание
детей.
7.
Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть
бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.
6
8.
Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым
получает защиту и помощь.
9.
Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,
жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в
какой бы то ни было форме.
10.Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего
возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться
или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его
здоровья или образования или препятствовали его физическому,
умственному или нравственному развитию.
11.Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять
расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.
Первый ведущий:
Схожие
обязанности
государства
и
права
детей
декларируются
в
главном законе РФ – Конституции.
О правах ребенка, подростка говорится и в кодексах – Уголовном,
Семейном, Трудовом, Жилищном.
Права ребенка оговариваются дополнительно в Федеральных законах
Российской
Федерации. Один из последних – закон от 2010 года «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2.
Разминка «Вспомни окончание статей Конституции».
А теперь давайте разогреемся перед нашей викториной. Поделимся на две
команды и проведем разминку.
Второй ведущий:
Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд.
Ведущие зачитывают начало статьи Конституции РФ, вы должны ее
дополнить. Максимальный балл- 3.
1.
статья
2.
Человек,
его
права
и
свободы
являются… (высшей
ценностью).
2.
статья
14.
Религиозные
объединения
отделены
от
государства
и
равны…(перед законом).
3. статья 19. В се равны перед законом и…( судом).
1.
статья 21. Достоинство личности охраняется…(государством).
2.
статья
22.
Каждый
имеет
право
на
свободу
и
…(личную
неприкосновенность).
3.
статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту…(своей чести и доброго имени)
4.
статья 29.Каждому гарантируется свобода мысли и…( слова).
1.
статья41. Каждый имеет право на охрану здоровья и…(медицинскую
помощь).
9. статья 46. каждому гарантируется судебная защита его прав и …(свобод).
7
10
.статья
58.
Каждый
обязан
охранять
природу
и
окружающую
среду,
бережно относиться к…(природным богатством).
1.
статья
60. Гражданин
Российской
Федерации
может
самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с…(18 лет)
2.
ст атья
91.Пре зидент
Ро ссийской
Федерации
о бл а д а е т …
(неприкосновенностью)
3.
статья
95.Федеральное
Собрание
состоит
из
двух
палат-
Совета
Федерации и …(Государственной Думы)
4.
статья
118.
Правосудие
в
Российской
Федерации
осуществляется
только…(судом).
(Проводится разминка).
3.
Проверка знаний учащихся – викторина «Исправь ошибки».
Второй ведущий:
Для того, чтобы понимать лучше свои права и обязанности, надо знать
законы точно. Давайте попробуем выполнить правильно задание на
знание законов. Мы будем зачитывать закон, а вы должны исправить
ошибки в тексте.
1.
Российская
Федерация
(Россия)
есть
тоталитарное
государство
с
монархической
формой
правления. (Российская Федерация (Россия) есть
демократическое
федеративное
правовое
государство
с
республиканской
формой правления).
2.Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
(Достоинство личности охраняется государством).
3.До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на
срок
не
более
72
часов.
(До
судебного
решения
лицо
не
может
быть
подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов).
4.Граждане Российской Федерации не имеют право собираться мирно, без
оружия,
проводить
собрания,
митинги
и
демонстрации,шествия
и
пикетирования. (Граждане Российской Федерации имеют право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирования).
5.Право
частной
собственности
охраняется
гражданином.(Право
частной
собственности охраняется государством).
6.Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан
другому государству. (--------- не может быть выслан или выдан другому
государству).
7.
Закон,
устанавливающий
или
отягчающий
ответственность.
Имеет
обратную силу.(Закон,--------------, обратной силы не имеет).
8.
Только
избранные
люди
имеют
право
на
свободу
и
личную
неприкосновенность. (Каждый имеет право на -------------------).
9.В
РФ
признается
идеологическое
единство.
(В
РФ-----------------
многообразие).
8
10.
Совет
Федерации
и
Гос.Дума
заседают
совместно.
(-------заседают
раздельно).
А
теперь
давайте
подведем
итоги
нашей
викторины.
(Подведение
итогов, аплодисменты победителю).
4.
Заключительное слово. Подведение итогов.
Заключительное слово:
В
заключение
хотелось
бы
сказать,
что
в
современном
обществе
каждый человек, а особенно, молодежь, должны знать закон, должны знать
свои
права
и
обязанности.
С
развитием
человечества,
с
появлением
различных новшеств, с появлением и развитием техники, невозможно без
этого
полноценно
жить,
т.к.
правовые
акты
затрагивают
абсолютно
все
жизненно важные элементы нашей жизни.
Зачем нужно изучить право? Нельзя возвести дом, не владея навыками
строительства и не зная законов физики. Нельзя водить машину, не выучив
правил дородного движения. Также как и невозможно жить в современном
обществе,
не
зная
своих
прав.
Человек,
который
не
разбирается
в
законодательстве, не знает о своих обязанностях и правах, не знает, что
нужно
делать
в
случае
возникновения
сложной
ситуации
и
становится
беззащитным перед разнообразными ситуациями.
Человека незнающего гражданские права можно заставить выполнять
то, чего он делать не должен либо лишить его того, на что имеет право,
можно безнаказанно унижать и запугать несуществующей ответственностью
и не обращать внимания на его требования. Он не будет знать, как можно
цивилизованно добиваться своего и защищаться, не выходя за рамки закона,
он
просто
вынужден
терпеть
унижение,
и
не
понимает,
что
можно
нарушителей призвать к ответу. И очень много людей даже не догадываются,
что
в
руках
у
них
есть
мощное
средство
для
решения
всех
проблем,
называемое «право», которым не очень то и сложно пользоваться, как может
показаться.
Каждый человек должен знать, как защитить себя и своих близких в
сложной ситуации. Надеемся, что наше мероприятие вам в этом поможет.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее
сложных
обще ственных
явлений.
Право
–
это
с о в о ку п н о с т ь
общеобязательных правил поведения, установленных государством. За их
нарушение
применяются
различные
меры
государственного
воздействия.
Право – это совокупность нормативных правовых актов, каждый из которых
имеет свое название, например, закон, указ, постановление и т.д. Главный
правовой
документ
Российской
Федерации,
который
обеспечивает
права
граждан – это Конституция.
9
Мероприятие
было
посвящено
правам
и
обязанностям
человека
в
Российской
Федерации,
особенно
тем,
которые
обе спечиваются
Конституцией.
Основным
гарантом
прав
и
обязанностей
в
Российской
Федерации
является Конституция Российской Федерации, она же является и главным
законом
нашей
страны,
ни
один
закон
России
не
может
вступать
в
противоречие с Конституцией. Знание прав и обязанностей – необходимо для
каждого гражданина, это основа его счастья и благополучия.
Ребята
с
удовольствием
участвовали
в
викторине,
показали
превосходное знание законов в общем, и Конституции РФ в частности. В
общем, мероприятие прошло очень успешно, учащиеся хорошо знают права
и обязанности ребенка и подростка в России.
Подготовленность подростков к взрослой жизни включает в себя не
только получение образования и необходимых навыков, но и осознание себя
как человека и гражданина. Подобные мероприятия должны формировать
такое
самовосприятие,
поэтому
правовая
тематика
–
одна
из
самых
нуждающихся в освещении тем в образовательных учреждениях.
Список использованной литературы:
1.
Конституция Российской Федерации. Государственная символика. М.:
«Омега-Л», 2012. – 63 с.
2.
Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л.
Ю. Грудцына. - М.: Эксмо, 2008. - 448 с.
3.
Общая
теория
прав
человека.
Отв.
редактор
Е.
А.
Лукашева.
М.:
Издательство НОРМА. - 510 с.
4.
Комментарий к Конституции РФ. М.: Бек. 2000 г.
5.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник
для вузов. – М.: Норма, 2006. – 784 с.
Сайты:
1.
pravo.vuzlib/book_z1994_page_6.html
2.
paternityproblems/003.htm
3.
pravadetey
4.
nsportalshkola/sotsialnaya-pedagogika/library/pravovaya-
viktorina-dlya-uchashchihsya-8-9-klassov
5.
nsportalshkola/pravo/library/viktorina-po-pravam-cheloveka
10