Напоминание

Развитие артикуляционной моторики детей с ОВЗ и ТНР "Страна Говорунов"


Автор: Чертенкова Александра Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №271 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Развитие артикуляционной моторики детей с ОВЗ и ТНР "Страна Говорунов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект учителя-логопеда по

развитию артикуляционной моторики детей с

ОВЗ и ТНР в средней группе ДОУ

«Страна Говорунов»

Муниципальное

Казенное

Дошкольное

Образовательное

Учреждение

«

Детский

сад

№271

компенсирующего

вида

»

города

Новосибирска

Новосибирск

2017

год

Учитель

-

логопед

Чертенкова

А

.

А

.

Актуальность

проекта

:

Для

чего

нужна

хорошая

правильная

речь

?

Хорошая

речь

-

важнейшее

условие

всестороннего

,

полноценного

развития

детей

.

Чем

богаче

и

правильнее

у

ребенка

речь

,

тем

легче

ему

высказать

свои

мысли

,

тем

шире

его

возможности

в

познании

окружающей

действительности

,

тем

содержательнее

и

полноценнее

отношение

со

сверстниками

и

взрослыми

,

тем

активнее

осуществляется

его

психическое

развитие

.

Актуальность

проекта

:

Существует

несколько

сторон

речи

,

одна

из

них

-

звукопроизношение

,

которое

лежит

в

основе

.

Формирование

правильного

звукопроизношения

у

детей

-

это

сложный

процесс

:

ребенок

учится

управлять

своими

органами

речи

,

воспринимать

обращенную

к

нему

речь

,

контролировать

собственную

речь

и

речь

окружающих

людей

.

Актуальность

проекта

:

Очень

важно сделать

родителей

активными

участниками

педагогического

процесса

,

научить

их

адекватно

оценивать

и

развивать

своего

ребенка

.

Во

-

первых

,

родители

являются авторитетом

для

него

,

а

во

-

вторых

,

они

ежедневно могут

закреплять

навыки

в

непосредственном

общении

.

Артикуляционная

гимнастика

интересна

своей

яркой

,

доступной

для

детей

формой

.

Дети

с

интересом

пытаются

подрожать

педагогу

,

повторить

его

действие

.

Выполняя

вместе

с

педагогом

артикуляционные

упражнения

,

у

детей

обогащается

словарный

запас

,

развивается

воображение

,

эмоции

,

упражняются

органы

артикуляции

.

Участники

проекта

:

дети

средней

речевой

группы

,

логопед

,

воспитатели

,

родители

.

Сроки

реализации

:

сентябрь

2017

г

. –

март

2018

года

.

Цель

проекта

:

создание

условий

для

предупреждения

и

коррекции

нарушений

звукопроизношения

у

детей

четырех

пяти

лет

,

через

применение

артикуляционной

гимнастики

в

комплексе

других

коррекционных

мероприятий

.

Задачи

учителя

-

логопеда

:

-

провести

диагностику

состояния

артикуляционной

моторики

у

детей

;

-

подготовить

методический

материал

для

просвещения

родителей

и

педагогов

о

методике

проведения

артикуляционной

гимнастики

;

-

продемонстрировать

способы

и

приемы

проведения

артикуляционной

гимнастики

.

Задачи

педагогов

:

-

совместно

с

учителем

логопедом

,

подготовить

план

работы

,

картотеку

артикуляционных

игр

и

упражнений

;

-

формировать

подвижность

органов

артикуляционного

аппарата

и

точность

их

движений

;

-

воспитывать

уверенность

ребёнка

в

себе

и

своих

возможностях

,

побуждать

активность

,

самостоятельность

,

инициативность

;

-

способствовать

активному

привлечению

родителей

к

совместной

деятельности

с

ребенком

для

развития

его

артикуляционной

моторики

.

Задачи

родителей

:

-

учитывать

опыт

детей

,

приобретенный

в

детском

саду

;

-

создавать

в

семье

благоприятные

условия

для

проведения

артикуляционной

гимнастики

.

Гипотеза

:

Качественное

и

регулярное

использование

артикуляционной

гимнастики

педагогами

в

процессе

ООД

и

родителями

в

домашних

условиях

с

детьми

способствует

укреплению

мышц

артикуляционного

аппарата

,

развитию

силы

,

подвижности

и

дифференцированности

движений

органов

,

участвующих

в

речевом

процессе

;

позволяет

подготовить

артикуляционный

аппарат

детей

к

овладению

нормами

звукопроизношения

родного

языка

.

Ожидаемый

результат

:

1 .

Развитие

артикуляционной

моторики

до

уровня

максимальной

достаточности

для

постановки

звуков

у

детей

;

2.

Повышение

интереса

родителей

к

проблеме

развития

речи

своих

детей

;

3.

Активное

участие

родителей

в

образовательном

процессе

детей

.

Средства

достижения

поставленных

задач

:

-

использование

артикуляционной

гимнастики

в

процессе

ООД

,

на

прогулке

,

в

повседневной

жизни

ребенка

;

-

брошюры

для

родителей

;

-

разработка

приемов

для

развития

артикуляционной

моторики

;

-

анализ

методической

литературы

по

данной

теме

.

Мониторинг

проекта

Для

выявления

уровня

развития

артикуляционной

моторики

были

подобраны

следующие

упражнения

:

1.

«

Покажем

животных

»

2.

«

Сказка

о

веселом

Язычке

»

3.

Игровые

упражнения

на

дыхание

.

Для

оценки

артикуляционной

моторики

детей

нами

были

определены

уровни

ее

развития

:

Высокий

уровень

(6

и

более

баллов

):

Движения

органов

артикуляции

свободные

,

легкокоординируемые

,

четкие

.

Темп

выполнения

заданий

довольно

быстрый

,

относительно

постоянный

.

Быстрая

смена

положения

языка

и

губ

.

К

концу

выполнения

заданий

наблюдается

лишь

легкая

усталость

.

Средний

уровень

(3-5

баллов

):

Большинство

игровых

заданий

выполняются

ребенком

успешно

.

Движения

координированные

,

четкие

.

Небольшие

проблемы

в

поиске

артикуляторной

позиции

.

Довольно

замедленный

темп

выполнения

заданий

.

Низкий

уровень

(0-2

баллов

) :

Ребенок

затрудняется

в

выполнении

упражнений

.

Движения

языка

и

губ

нечеткие

,

смазанные

.

Темп

выполнения

заданий

очень

медленный

.

Сильное

истощение

,

практически

нет

успешно

выполненных

заданий

.

План

выполнения

проекта

1.

Подготовительный

этап

-

Диагностика

состояния

арт

.

моторики

у

детей

;

-

изучение

методической

литературы

по

данной

теме

;

-

определение

темы

,

цели

и

задач

,

содержание

проекта

;

-

прогноз

результата

деятельности

.

2.

Родительские

собрания

:

знакомство

с

проектом

«

Страна

Говорунов

»;

3.

Подготовка

наглядного

материала

:

-

письменных

консультаций

,

стендов

информации

;

-

современных

,

многофункциональных

игр

для

развития

артикуляционного

аппарата

детей

.

4.

Основной

этап

Составление

перспективного

плана

проведения

артикуляционных

игр

педагогов

и

родителей

с

детьми

Включение

воспитателем

артикуляционных

игр

в

конспекты

ООД

.

6.

Консультации

учителя

логопеда

для

родителей

на

тему

: «

Для

чего

нужна

артикуляционная

гимнастика

и

др

. ;

7.

Мастер

-

класс

для

родителей

: «

Трудности

трудных

звуков

».

8.

Консультации

на

стенде

информации

:

«

Почему

с

детьми

надо

проводить

речевые

игры

?», «

Как

проводить

с

ребенком

речевые

игры

», "

Развитие

речевого

дыхания

".

9.

Выставка

для

родителей

дидактических

игр

и

пособий

по

развитию

артикуляционной

моторики

детей

.

10.

Заключительный

этап

-

диагностика

арт

.

моторики

у

детей

;

-

анализ

проделанной

работы

по

проекту

«

Страна

Говорунов

»

с

родителями

.

Спасибо

за

внимание

!



В раздел образования