Автор: Чертенкова Александра Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №271 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Развитие артикуляционной моторики детей с ОВЗ и ТНР "Страна Говорунов"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект учителя-логопеда по
развитию артикуляционной моторики детей с
ОВЗ и ТНР в средней группе ДОУ
«Страна Говорунов»
Муниципальное
Казенное
Дошкольное
Образовательное
Учреждение
«
Детский
сад
№271
компенсирующего
вида
»
города
Новосибирска
Новосибирск
2017
год
Учитель
-
логопед
Чертенкова
А
.
А
.
Актуальность
проекта
:
Для
чего
нужна
хорошая
правильная
речь
?
Хорошая
речь
-
важнейшее
условие
всестороннего
,
полноценного
развития
детей
.
Чем
богаче
и
правильнее
у
ребенка
речь
,
тем
легче
ему
высказать
свои
мысли
,
тем
шире
его
возможности
в
познании
окружающей
действительности
,
тем
содержательнее
и
полноценнее
отношение
со
сверстниками
и
взрослыми
,
тем
активнее
осуществляется
его
психическое
развитие
.
Актуальность
проекта
:
Существует
несколько
сторон
речи
,
одна
из
них
-
звукопроизношение
,
которое
лежит
в
основе
.
Формирование
правильного
звукопроизношения
у
детей
-
это
сложный
процесс
:
ребенок
учится
управлять
своими
органами
речи
,
воспринимать
обращенную
к
нему
речь
,
контролировать
собственную
речь
и
речь
окружающих
людей
.
Актуальность
проекта
:
Очень
важно сделать
родителей
активными
участниками
педагогического
процесса
,
научить
их
адекватно
оценивать
и
развивать
своего
ребенка
.
Во
-
первых
,
родители
являются авторитетом
для
него
,
а
во
-
вторых
,
они
ежедневно могут
закреплять
навыки
в
непосредственном
общении
.
Артикуляционная
гимнастика
интересна
своей
яркой
,
доступной
для
детей
формой
.
Дети
с
интересом
пытаются
подрожать
педагогу
,
повторить
его
действие
.
Выполняя
вместе
с
педагогом
артикуляционные
упражнения
,
у
детей
обогащается
словарный
запас
,
развивается
воображение
,
эмоции
,
упражняются
органы
артикуляции
.
Участники
проекта
:
дети
средней
речевой
группы
,
логопед
,
воспитатели
,
родители
.
Сроки
реализации
:
сентябрь
2017
г
. –
март
2018
года
.
Цель
проекта
:
создание
условий
для
предупреждения
и
коррекции
нарушений
звукопроизношения
у
детей
четырех
–
пяти
лет
,
через
применение
артикуляционной
гимнастики
в
комплексе
других
коррекционных
мероприятий
.
Задачи
учителя
-
логопеда
:
-
провести
диагностику
состояния
артикуляционной
моторики
у
детей
;
-
подготовить
методический
материал
для
просвещения
родителей
и
педагогов
о
методике
проведения
артикуляционной
гимнастики
;
-
продемонстрировать
способы
и
приемы
проведения
артикуляционной
гимнастики
.
Задачи
педагогов
:
-
совместно
с
учителем
–
логопедом
,
подготовить
план
работы
,
картотеку
артикуляционных
игр
и
упражнений
;
-
формировать
подвижность
органов
артикуляционного
аппарата
и
точность
их
движений
;
-
воспитывать
уверенность
ребёнка
в
себе
и
своих
возможностях
,
побуждать
активность
,
самостоятельность
,
инициативность
;
-
способствовать
активному
привлечению
родителей
к
совместной
деятельности
с
ребенком
для
развития
его
артикуляционной
моторики
.
Задачи
родителей
:
-
учитывать
опыт
детей
,
приобретенный
в
детском
саду
;
-
создавать
в
семье
благоприятные
условия
для
проведения
артикуляционной
гимнастики
.
Гипотеза
:
Качественное
и
регулярное
использование
артикуляционной
гимнастики
педагогами
в
процессе
ООД
и
родителями
в
домашних
условиях
с
детьми
способствует
укреплению
мышц
артикуляционного
аппарата
,
развитию
силы
,
подвижности
и
дифференцированности
движений
органов
,
участвующих
в
речевом
процессе
;
позволяет
подготовить
артикуляционный
аппарат
детей
к
овладению
нормами
звукопроизношения
родного
языка
.
Ожидаемый
результат
:
1 .
Развитие
артикуляционной
моторики
до
уровня
максимальной
достаточности
для
постановки
звуков
у
детей
;
2.
Повышение
интереса
родителей
к
проблеме
развития
речи
своих
детей
;
3.
Активное
участие
родителей
в
образовательном
процессе
детей
.
Средства
достижения
поставленных
задач
:
-
использование
артикуляционной
гимнастики
в
процессе
ООД
,
на
прогулке
,
в
повседневной
жизни
ребенка
;
-
брошюры
для
родителей
;
-
разработка
приемов
для
развития
артикуляционной
моторики
;
-
анализ
методической
литературы
по
данной
теме
.
Мониторинг
проекта
Для
выявления
уровня
развития
артикуляционной
моторики
были
подобраны
следующие
упражнения
:
1.
«
Покажем
животных
»
2.
«
Сказка
о
веселом
Язычке
»
3.
Игровые
упражнения
на
дыхание
.
Для
оценки
артикуляционной
моторики
детей
нами
были
определены
уровни
ее
развития
:
Высокий
уровень
(6
и
более
баллов
):
Движения
органов
артикуляции
свободные
,
легкокоординируемые
,
четкие
.
Темп
выполнения
заданий
довольно
быстрый
,
относительно
постоянный
.
Быстрая
смена
положения
языка
и
губ
.
К
концу
выполнения
заданий
наблюдается
лишь
легкая
усталость
.
Средний
уровень
(3-5
баллов
):
Большинство
игровых
заданий
выполняются
ребенком
успешно
.
Движения
координированные
,
четкие
.
Небольшие
проблемы
в
поиске
артикуляторной
позиции
.
Довольно
замедленный
темп
выполнения
заданий
.
Низкий
уровень
(0-2
баллов
) :
Ребенок
затрудняется
в
выполнении
упражнений
.
Движения
языка
и
губ
нечеткие
,
смазанные
.
Темп
выполнения
заданий
очень
медленный
.
Сильное
истощение
,
практически
нет
успешно
выполненных
заданий
.
План
выполнения
проекта
1.
Подготовительный
этап
-
Диагностика
состояния
арт
.
моторики
у
детей
;
-
изучение
методической
литературы
по
данной
теме
;
-
определение
темы
,
цели
и
задач
,
содержание
проекта
;
-
прогноз
результата
деятельности
.
2.
Родительские
собрания
:
знакомство
с
проектом
«
Страна
Говорунов
»;
3.
Подготовка
наглядного
материала
:
-
письменных
консультаций
,
стендов
информации
;
-
современных
,
многофункциональных
игр
для
развития
артикуляционного
аппарата
детей
.
•
4.
Основной
этап
•
Составление
перспективного
плана
проведения
артикуляционных
игр
педагогов
и
родителей
с
детьми
•
Включение
воспитателем
артикуляционных
игр
в
конспекты
ООД
.
•
6.
Консультации
учителя
–
логопеда
для
родителей
на
тему
: «
Для
чего
нужна
артикуляционная
гимнастика
?»
и
др
. ;
•
7.
Мастер
-
класс
для
родителей
: «
Трудности
трудных
звуков
».
•
8.
Консультации
на
стенде
информации
:
«
Почему
с
детьми
надо
проводить
речевые
игры
?», «
Как
проводить
с
ребенком
речевые
игры
», "
Развитие
речевого
дыхания
".
•
9.
Выставка
для
родителей
дидактических
игр
и
пособий
по
развитию
артикуляционной
моторики
детей
.
•
10.
Заключительный
этап
•
-
диагностика
арт
.
моторики
у
детей
;
•
-
анализ
проделанной
работы
по
проекту
«
Страна
Говорунов
»
с
родителями
.
Спасибо
за
внимание
!