Напоминание

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф.


Автор: Карпенко Евгения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ №4 детский сад №9
Населённый пункт: г.отрадный самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на

примере профессии хореограф.

В данной статье описаны разнообразные методы и средства формирования

представлений

дошкольников

о

мире

профессии

хореограф,

и

создание

доступной предметно - развивающей среды.

This article describes a variety of methods and means of formation of

representations preschoolers about the world of the profession of choreographer and

the creation of an accessible subject - developing environment.

Карпенко Евгения Александровна, ст. воспитатель

СП ГБОУ ООШ №4

детский сад №9 г.о. Отрадный

Наверное, в жизни человека деятельность занимает важное место,

поэтому работая с детьми, мы все чаще задумываемся о его будущем стараясь

помочь в выборе профессии в будущем.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация –

разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно представить

как

процесс

принятия

решений

в

профессиональной

сфере

жизни,

то

профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему

мер,

направленных

на

оказание

помощи

человеку

любого

возраста

в

осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный

выбор

предстоящего

профессионального

пути.

Такой

комплекс

мер

разрабатывается

на

основе

кадровой

политики

страны

в

целом,

отрасли,

региона,

конкретного

предприятия

или

организации,

и

реализуется

специалистами

(профориентаторами,

педагогами,

психологами)

через

различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста

являются составляющими ранней профориентации, целью которой является :

-

дать

ребенку

начальные

и

максимально

разнообразные

представления

о

профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и

профессиональному миру;

-

предоставить

возможность

использовать

свои

силы

в

доступных

видах

деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог

анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя

при выборе профессии более уверенно.

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное

отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить

свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и

в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области

«Социально-коммуникативное

развитие»

направлен

на

достижение

цели

формирования

положительного

отношения

к

труду.

Трудами

таких

исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова,

Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории

трудового воспитания.

По

мнению

А.Н.

Леонтьева,

именно

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

появляется

способность

оценивать

деятельность

другого

человека,

сравнивать

себя

с

другими.

В

этом

возрасте

появляется

интерес

к

миру

взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном

возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям

взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об

отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике нашего

детского

сада

накоплены

определенные

методы,

способствующих

формированию

у

детей

представлений

о

профессиях

взрослых.

Сюда

мы

отнесли:

экскурсии,

беседы,

чтение

детской

художественной

литературы,

наблюдение трудовых действий людей разных профессий и уделили особое

значение профессии хореограф.

Цель работы: выстраивание в детском саду целенаправленной работы по

ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-формировать

первоначальные

представления

о

профессиях,

и

уметь

их

называть.

-

расширять

представления

о

разнообразных

видах

техники,

облегчающей

выполнение трудовых функций человека.

-расширять пассивный и активный словарь дошкольников.

-формировать навыки игры с атрибутами.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-

формировать

представление

о

видах

производственного

труда

(шитье,

производство

продуктов

питания,

строительство)

и

обслуживающего

труда

(медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей

различных профессий.

-

расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

Мы считаем, что знакомство наших дошкольников с профессиями не только

расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но

и

формирует

у

них

определенный

элементарный

опыт

профессиональных

действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

При разработке содержания, форм и методов работы по ранней

профориентации на профессии хореограф, мы руководствовались :

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип толерантности;

-принцип личностно-ориентированного общения;

-

дидактическими

принципами:

системности,

по следовательно сти,

доступности, научности, наглядности, преемственности.

В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с

некоторыми

сложностями.

Профориентация

дошкольников

-

это

новое,

малоизученное

направление

в

дошкольном

воспитании.

В

"Программе

воспитания

и

обучения

дошкольников"

М.Васильевой,

В.

Гербовой, Т.

Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом

взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление

работы,

занимает

микроскопически

малое

место.

А мы

понимали,

что

профориентация на железнодорожные профессии требует углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по

мнению

большинства

педагогов

детских

садов,

эта

тема

не

вызывает

волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом

заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась,

во-первых, в

том,

чтобы заинтересовать

педагогов

железной

дорогой

и

научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.

Начинали мы свою работу с плана работы по всем направлениям

деятельности нашего детского сада по профориентации. Разработали целую

серию

конспектов

различных

занятий,

игр,

развлечений,

мероприятий

с

родителями. Проводим педсоветы "я буду хореограф ", на котором анализируем

свою работу в данном направлении и рассматриваем ее перспективы.

Совместно с педагогами и

родителями созданы развивающие,

дидактические, сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность превратить

обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Инсценировки

и

занятия-спектакли

позволяют

детям,

распределив

обязанности

и

надев

соответствующую форму, превратиться в продавца, учителя, хореографа и т.д.

Стараемся объяснить и рассказать , не только о том, чем занимается хореограф ,

но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь

определенные

навыки

,

быть

физически

выносливым,

собранным,

ответственным.

В работе с детьми по ознакомлению с профессией хореограф ведущая роль

принадлежит

наглядным

методам

обучения,

так

как

у

детей-дошкольников

мышление

наглядно-образное.

Педагоги

используют

наблюдение,

рассматривание

картин,

репродукций,

фотографий,

которые

принадлежат

профессии

хореограф. Эта

работа

требует

создания

определенного

фонда

учебно-наглядных

пособий.

Для

этого

наши

воспитатели

и

специалисты

подбирают иллюстрации и картины на данную тематику .

Знакомя детей с профессией хореографа, мы устраиваем экскурсии.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с

взрослыми,

труд

которых

они

наблюдают,

что

способствует

социализации

дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

В работе с шефствующими организациями мы используем

следующие формы работы:

1. Экскурсии . Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию

занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного

поведения,

закрепляет

знания

.

Именно

благодаря

этому

дети

познают

окружающий мир. Воспитанники видят труд хореографов и понимают важность

этой профессий. Наблюдение детей за работой хореографа позволяет получать

конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике

определенной работы.

Во

время

экскурсий

демонстрацию

предметов

и

наблюдения

дополняем

художественным

словом,

рассказом.

После

экскурсии,

рассматривая

фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что

очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети

отражают в рисунках, лепке и игре

.

На протяжении двух лет мы в плотную занимаемся вопросом

формирование представлений дошкольников о

мире труда и

профессий на

примере профессии.

Чтобы комплексно оценить качество образовательной деятельности в

группе

и

при

необходимости

индивидуализировать

его

для

достижения

достаточного уровня освоения каждым ребенком содержание образовательной

программы мы разработали Авторскую анкету.

Шкала оценивания:

0 баллов – нет ответа, не правильный ответ;

1 балл – односложный не точный ответ;

2 балла – фраза с неточным определением;

3 балла – фраза (распространенное предложение) с точным определением.

Полные и развернутые ответы

на вопросы анкеты о том, что такое

профессия, какие профессии им нравятся, а какие нет.

Знают, где работают мама и папа, что они делают на работе, какие орудия

труда используют - смогли дать 70% (15) детей, что на 34 % больше, чем на

начало

года.

14%

(2)

детей

дают

ответ

простыми

нераспространенными

предложениями. Они знают названия только некоторых отдельных профессий,

где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к

труду у этих дошкольников неустойчивое.

« Геометрический рисунок»

Наиболее часто используемая геометрическая фигура:

Круг - использовали 8 человек, что составляет- 53%

Треугольник – 6 человек, что составляет- 40%

Квадрат –1 человек, что составляет- 6%

Профориентационный опросник

На начало года на конец года

Ч-П; 6,67%

Ч-Т; 24,89%

Ч-Ч; 31,11%

Ч-Х; 37,33%

Ч-Т; 26,67%

Ч-Ч; 33,33%

Ч-Х; 40,00%

На начало года было ч-п-7% , ч-т- 25%, ч-ч-31% а ч-х-37%. На конец года ч-п

0%, больше всего занимает ч-х, и ч-ч.

Рисунок моя семья.

На начало года на конец года

полная комфортная; 47,62%

полная некомфортная; 28,57%

неполная комфортная; 9,52%

неполня дискомфортная; 14,29%

полная комфортная; 50,00%

полная некомфортная; 9,09%

неполная комфортная; 36,36%

неполня дискомфортная; 4,55%

Диагностика

игровой

деятельности

(игры

профессионального

характера

В.П.Кондрашова) показала что, все дети данной группы применяют в игре

полученные знания, пользуются атрибутами – это на 10% больше чем на начало

года.

На

15

%

увеличилось

количество

детей

с

умением

самостоятельно

организовывать игры, соблюдать правила, распределять роли. Умение творчески

комбинировать сюжет игры, согласовывая с партнером, увеличилось на 25% и

составило 80% . Из–за индивидуальных особенностей и частных пропусков

детей детского сада.

Таким

образом,

формирование

представлений

дошкольников

о

труде

взрослых

-

это

необходимое

направление

деятельности

дошкольной

образовательной

организации.

Знакомство

детей

с

миром

профессий

осуществляется

на

протяжении

всего

периода

получения

воспитанниками

дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во

взаимодействии

педагогов

и

родителей.

Проводимая

профориентационная

работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд,

профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести

детей

к

важному

выводу,

что

правильный

выбор

профессии

определяет

жизненный успех.

Перспективы:

- продолжать поддерживать имидж представителей рабочих профессий.

-ввести

активную

пропаганду

работы

своего

ДОО

по

ранней

профориентации старших дошкольников.

-творческой

группе

разработать

методические

пособия

по

ранней

профориентации дошкольников.

-продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОО работу по ранней

профориентации.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Кубайчук

Н.

П.

Вопросы

ранней

профориентации

детей

дошкольного

возраста

[Текст]

//

Проблемы

и

перспективы

развития

образования:

материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь:

Меркурий, 2015. — С. 97-101.

2.

Профориентационная

работа

в

условиях

дошкольной

образовательной

организации: Методическое пособие – Сама- ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45

с.

3.

Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе

ознакомления

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

профессиями:

Учебно- методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

4.

Шорыгина

Т.

А.

Профессии.

Какие

они?

Книга

для

воспитателей,

гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.

LITERATURE

1

Kubaichuk, N. P. early orientation of children of preschool age [Text] //

Problems and prospects of education development: materials of the VI Intern.

scientific. Conf. (Perm, April 2015). — Perm: Mercury, 2015. — P. 97-101.

2

Career guidance in the conditions of preschool educational organizations: a

Methodological guide – She - RA : Ed COE, 2013. – 45 p

3

Shalamova E. I. Realization of the educational field "Work" in the course of

acquaintance of children of senior preschool age with professions: a Teaching

manual – St. Petersburg: Childhood-Press, 2012. 207.

4

Sharygina T. A. Profession. What are they? The book is for teachers, Tutors

and parents. Moscow: Gnom, 2013. – 96 p.



В раздел образования