Автор: Карпенко Евгения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ №4 детский сад №9
Населённый пункт: г.отрадный самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф.
Раздел: дошкольное образование
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на
примере профессии хореограф.
В данной статье описаны разнообразные методы и средства формирования
представлений
дошкольников
о
мире
профессии
хореограф,
и
создание
доступной предметно - развивающей среды.
This article describes a variety of methods and means of formation of
representations preschoolers about the world of the profession of choreographer and
the creation of an accessible subject - developing environment.
Карпенко Евгения Александровна, ст. воспитатель
СП ГБОУ ООШ №4
детский сад №9 г.о. Отрадный
Наверное, в жизни человека деятельность занимает важное место,
поэтому работая с детьми, мы все чаще задумываемся о его будущем стараясь
помочь в выборе профессии в будущем.
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация –
разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно представить
как
процесс
принятия
решений
в
профессиональной
сфере
жизни,
то
профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему
мер,
направленных
на
оказание
помощи
человеку
любого
возраста
в
осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный
выбор
предстоящего
профессионального
пути.
Такой
комплекс
мер
разрабатывается
на
основе
кадровой
политики
страны
в
целом,
отрасли,
региона,
конкретного
предприятия
или
организации,
и
реализуется
специалистами
(профориентаторами,
педагогами,
психологами)
через
различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста
являются составляющими ранней профориентации, целью которой является :
-
дать
ребенку
начальные
и
максимально
разнообразные
представления
о
профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и
профессиональному миру;
-
предоставить
возможность
использовать
свои
силы
в
доступных
видах
деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог
анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя
при выборе профессии более уверенно.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное
отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить
свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и
в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области
«Социально-коммуникативное
развитие»
направлен
на
достижение
цели
формирования
положительного
отношения
к
труду.
Трудами
таких
исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова,
Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории
трудового воспитания.
По
мнению
А.Н.
Леонтьева,
именно
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
появляется
способность
оценивать
деятельность
другого
человека,
сравнивать
себя
с
другими.
В
этом
возрасте
появляется
интерес
к
миру
взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном
возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям
взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об
отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике нашего
детского
сада
накоплены
определенные
методы,
способствующих
формированию
у
детей
представлений
о
профессиях
взрослых.
Сюда
мы
отнесли:
экскурсии,
беседы,
чтение
детской
художественной
литературы,
наблюдение трудовых действий людей разных профессий и уделили особое
значение профессии хореограф.
Цель работы: выстраивание в детском саду целенаправленной работы по
ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи:
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-формировать
первоначальные
представления
о
профессиях,
и
уметь
их
называть.
-
расширять
представления
о
разнообразных
видах
техники,
облегчающей
выполнение трудовых функций человека.
-расширять пассивный и активный словарь дошкольников.
-формировать навыки игры с атрибутами.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-
формировать
представление
о
видах
производственного
труда
(шитье,
производство
продуктов
питания,
строительство)
и
обслуживающего
труда
(медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей
различных профессий.
-
расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
Мы считаем, что знакомство наших дошкольников с профессиями не только
расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но
и
формирует
у
них
определенный
элементарный
опыт
профессиональных
действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
При разработке содержания, форм и методов работы по ранней
профориентации на профессии хореограф, мы руководствовались :
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип толерантности;
-принцип личностно-ориентированного общения;
-
дидактическими
принципами:
системности,
по следовательно сти,
доступности, научности, наглядности, преемственности.
В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с
некоторыми
сложностями.
Профориентация
дошкольников
-
это
новое,
малоизученное
направление
в
дошкольном
воспитании.
В
"Программе
воспитания
и
обучения
дошкольников"
М.Васильевой,
В.
Гербовой, Т.
Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом
взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление
работы,
занимает
микроскопически
малое
место.
А мы
понимали,
что
профориентация на железнодорожные профессии требует углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по
мнению
большинства
педагогов
детских
садов,
эта
тема
не
вызывает
волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом
заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась,
во-первых, в
том,
чтобы заинтересовать
педагогов
железной
дорогой
и
научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Начинали мы свою работу с плана работы по всем направлениям
деятельности нашего детского сада по профориентации. Разработали целую
серию
конспектов
различных
занятий,
игр,
развлечений,
мероприятий
с
родителями. Проводим педсоветы "я буду хореограф ", на котором анализируем
свою работу в данном направлении и рассматриваем ее перспективы.
Совместно с педагогами и
родителями созданы развивающие,
дидактические, сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность превратить
обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Инсценировки
и
занятия-спектакли
позволяют
детям,
распределив
обязанности
и
надев
соответствующую форму, превратиться в продавца, учителя, хореографа и т.д.
Стараемся объяснить и рассказать , не только о том, чем занимается хореограф ,
но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь
определенные
навыки
,
быть
физически
выносливым,
собранным,
ответственным.
В работе с детьми по ознакомлению с профессией хореограф ведущая роль
принадлежит
наглядным
методам
обучения,
так
как
у
детей-дошкольников
мышление
наглядно-образное.
Педагоги
используют
наблюдение,
рассматривание
картин,
репродукций,
фотографий,
которые
принадлежат
профессии
хореограф. Эта
работа
требует
создания
определенного
фонда
учебно-наглядных
пособий.
Для
этого
наши
воспитатели
и
специалисты
подбирают иллюстрации и картины на данную тематику .
Знакомя детей с профессией хореографа, мы устраиваем экскурсии.
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с
взрослыми,
труд
которых
они
наблюдают,
что
способствует
социализации
дошкольников, формирует у них отношение к профессии.
В работе с шефствующими организациями мы используем
следующие формы работы:
1. Экскурсии . Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию
занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного
поведения,
закрепляет
знания
.
Именно
благодаря
этому
дети
познают
окружающий мир. Воспитанники видят труд хореографов и понимают важность
этой профессий. Наблюдение детей за работой хореографа позволяет получать
конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике
определенной работы.
Во
время
экскурсий
демонстрацию
предметов
и
наблюдения
дополняем
художественным
словом,
рассказом.
После
экскурсии,
рассматривая
фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что
очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети
отражают в рисунках, лепке и игре
.
На протяжении двух лет мы в плотную занимаемся вопросом
формирование представлений дошкольников о
мире труда и
профессий на
примере профессии.
Чтобы комплексно оценить качество образовательной деятельности в
группе
и
при
необходимости
индивидуализировать
его
для
достижения
достаточного уровня освоения каждым ребенком содержание образовательной
программы мы разработали Авторскую анкету.
Шкала оценивания:
0 баллов – нет ответа, не правильный ответ;
1 балл – односложный не точный ответ;
2 балла – фраза с неточным определением;
3 балла – фраза (распространенное предложение) с точным определением.
Полные и развернутые ответы
на вопросы анкеты о том, что такое
профессия, какие профессии им нравятся, а какие нет.
Знают, где работают мама и папа, что они делают на работе, какие орудия
труда используют - смогли дать 70% (15) детей, что на 34 % больше, чем на
начало
года.
14%
(2)
детей
дают
ответ
простыми
нераспространенными
предложениями. Они знают названия только некоторых отдельных профессий,
где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к
труду у этих дошкольников неустойчивое.
« Геометрический рисунок»
Наиболее часто используемая геометрическая фигура:
Круг - использовали 8 человек, что составляет- 53%
Треугольник – 6 человек, что составляет- 40%
Квадрат –1 человек, что составляет- 6%
Профориентационный опросник
На начало года на конец года
Ч-П; 6,67%
Ч-Т; 24,89%
Ч-Ч; 31,11%
Ч-Х; 37,33%
Ч-Т; 26,67%
Ч-Ч; 33,33%
Ч-Х; 40,00%
На начало года было ч-п-7% , ч-т- 25%, ч-ч-31% а ч-х-37%. На конец года ч-п
0%, больше всего занимает ч-х, и ч-ч.
Рисунок моя семья.
На начало года на конец года
полная комфортная; 47,62%
полная некомфортная; 28,57%
неполная комфортная; 9,52%
неполня дискомфортная; 14,29%
полная комфортная; 50,00%
полная некомфортная; 9,09%
неполная комфортная; 36,36%
неполня дискомфортная; 4,55%
Диагностика
игровой
деятельности
(игры
профессионального
характера
В.П.Кондрашова) показала что, все дети данной группы применяют в игре
полученные знания, пользуются атрибутами – это на 10% больше чем на начало
года.
На
15
%
увеличилось
количество
детей
с
умением
самостоятельно
организовывать игры, соблюдать правила, распределять роли. Умение творчески
комбинировать сюжет игры, согласовывая с партнером, увеличилось на 25% и
составило 80% . Из–за индивидуальных особенностей и частных пропусков
детей детского сада.
Таким
образом,
формирование
представлений
дошкольников
о
труде
взрослых
-
это
необходимое
направление
деятельности
дошкольной
образовательной
организации.
Знакомство
детей
с
миром
профессий
осуществляется
на
протяжении
всего
периода
получения
воспитанниками
дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во
взаимодействии
педагогов
и
родителей.
Проводимая
профориентационная
работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд,
профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести
детей
к
важному
выводу,
что
правильный
выбор
профессии
определяет
жизненный успех.
Перспективы:
- продолжать поддерживать имидж представителей рабочих профессий.
-ввести
активную
пропаганду
работы
своего
ДОО
по
ранней
профориентации старших дошкольников.
-творческой
группе
разработать
методические
пособия
по
ранней
профориентации дошкольников.
-продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОО работу по ранней
профориентации.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кубайчук
Н.
П.
Вопросы
ранней
профориентации
детей
дошкольного
возраста
[Текст]
//
Проблемы
и
перспективы
развития
образования:
материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь:
Меркурий, 2015. — С. 97-101.
2.
Профориентационная
работа
в
условиях
дошкольной
образовательной
организации: Методическое пособие – Сама- ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45
с.
3.
Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе
ознакомления
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
профессиями:
Учебно- методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
4.
Шорыгина
Т.
А.
Профессии.
Какие
они?
Книга
для
воспитателей,
гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.
LITERATURE
1
Kubaichuk, N. P. early orientation of children of preschool age [Text] //
Problems and prospects of education development: materials of the VI Intern.
scientific. Conf. (Perm, April 2015). — Perm: Mercury, 2015. — P. 97-101.
2
Career guidance in the conditions of preschool educational organizations: a
Methodological guide – She - RA : Ed COE, 2013. – 45 p
3
Shalamova E. I. Realization of the educational field "Work" in the course of
acquaintance of children of senior preschool age with professions: a Teaching
manual – St. Petersburg: Childhood-Press, 2012. 207.
4
Sharygina T. A. Profession. What are they? The book is for teachers, Tutors
and parents. Moscow: Gnom, 2013. – 96 p.