Автор: Бунякова Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Тополек"
Населённый пункт: Сахалинская область,Корсаковский район,п.Чапаево
Наименование материала: Средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Тема: человек неустанно познает мир, в котором живет.
Раздел: дошкольное образование
Развития познавательной активности детей
дошкольного возраста.
Автор Бунякова А.И.
Все познавательные процессы связаны с общей структурой и
функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед
психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не
только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие
горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль,
как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их
обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование
когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство
устойчивости и неустойчивости, упорядочности, и беспорядка, лежащее в
основе познавательного саморазвития детей. Структура когнитивной сферы
складывается к пяти-шести годам. Н.Н. Поддьяков , в соответствии с
изложенными выше принципами, разработал структуру мотивационно-
потребностной сферы дошкольника. Центральное ядро в ней включает в себя
устоявшиеся, стабильные потребности и мотивы, а вокруг него
функционируют зарождающиеся новые потребности, ещё не нашедшие
своего предмета. В такой активной поисковой деятельности детей возникают
и развиваются новые мотивы деятельности. Совсем далеко, из центрального
ядра намечаются психические образования, из которых затем разовьются
принципиально новые потребности и мотивы личности ребёнка. Одной из
главных целей в развитии ребенка - дошкольника является развитие его
познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-
дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни,
развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное
восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также
необходимо применять различные средства. Средство - это прием, способ
действия для достижения чего-нибудь. Условно средства развития
познавательной активности и познавательного интереса распределяются на
две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной
культуры. На ранних ступенях развития ребёнка личный опыт - важнейший
путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится
недостаточно. Деятельность детей дошкольного возраста отличается по
видам и содержанию, а следовательно по возможностям оказывать влияние
на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком
возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет
органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание
дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально
созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены
разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия,
которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе
отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей
жизни знания, усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на
новый уровень - переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются,
преобразуются, совершенствуются. Деятельность детей дошкольного
возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по
возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных
видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные
задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной
деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в
игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных,
дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные
операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие
игры по своей природе отоброзительны : в них дети отражают свои
впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе
игры эти знания поднимаются на новый уровень - переводятся в речевой
план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются
последнние годы все активнее в качестве условий для развития умственных
способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные
формы повышения познавательной активности и познавательного интереса
детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения
познавательного характера (культурно-досуговая деятельность),
самообразование ребёнка. Предметно-развивающая среда, созданная в саду
для развития познавательной активности детей от 3-7 лет - неиссякаемый
источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года (и
в тоже время “сокровишница ”- это личная собственность ребёнка, приятное
ощущение тайны для него). Беседуя с ребёнком о том или ином предмете из
“сокровищнице”, можно загадать описательную загадку, рассказать
познавательную сказку. В импровизированных познавательных сказках в
завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся
разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта,
явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам - пояснениям дети
имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой. Основой для
познавательных сказок и рассказов является различная познавательная
информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или
реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются
несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки
и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с
кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства
открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную
ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником
получают новую информацию. Вместе с героями сказки дети познают и
узнают много интересного. Все познавательные процессы связаны с общей
структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы
ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать
у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними
расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют
важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и
в их обновлении и развитии. Познавательная активность ребёнка отражается
в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности.
Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно
стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является
занятие. К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил принципы
обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте
необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя,
учение - это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению
К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного
внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе.
Однако при этом ученый выдвигал тезис единства обучения и воспитания
детей дошкольного возраста А.П. Усова разработала основы обучения детей
дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в
детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут
овладеть деток первому уровню она отнесла элементарные знания, которые
дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и
общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню,
отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе
целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня
учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей,
умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать
сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она
подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу
дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического
обучения . Систематическое обучение на занятиях - важное средство
образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Современная
дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям:
несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей,
способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию,
планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время
продолжается совершенствование занятий в различных аспектах:
расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск
форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в
процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей.
Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой
детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция
обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет
особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в
каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно
усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями
повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое
интеллектуальное и личностное развитие дошкольников. Обучение на
занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего
программностью. Педагог намечает программное содержание, которое
должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия имеют определенную
структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой
деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии
выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и
методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. В
настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно
используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по
подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь
замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают
высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему
усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или
эмоционально значимо. Широко используются различные формы «занятий с
увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами.
Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным,
более результативным. Широкое применение в практике организации и
проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие -
наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.
Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности
является безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта
предпосылка может развиваться в качество личности, называемое
познавательной активностью только при определенных условиях.
Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать
такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной
деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительный фон
обучения. В основе познавательной активности лежит познавательный
интерес. Познавательный интерес - форма проявления познавательной
потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей
деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с
новыми фактами, более полному и глубокому отображению
действительности. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника
очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме
детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако
станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным
интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих
ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески
поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в
знаниях
Популярностью пользуются «сказка -терапевтические занятия.
Сказка терапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма
взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая
особенностям детского возраста. Это возможность формирования
нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного
поведения как, способ формирования необходимых компентенций.