Автор: Науменко Алина Алексеевна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование скороговорок, рифмовок и стихотворений на уроках английского языка с целью формирования фонетических навыков"
Раздел: среднее образование
Науменко А. А.,
студентка 5 курса факультета иностранных языков
МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Использование скороговорок, рифмовок и стихотворений на уроках
английского языка с целью формирования фонетических навыков
Несмотря на изменения в методике преподавания иностранных языков,
одним
из
основных
неизмененных
направлений
на
уроках
иностранного
языка
остается
обучение
произношению.
Формирование
правильного
произношения на уроках, которое будет идентично произношению носителей
языка, является одной из самых трудных, но выполнимых задач учителя.
Обучение произношению носит значимый характер на уроках иностранного
языка,
т.к.
благодаря
его
освоению
определяется
успешность
овладения
устной речью.
В современной школе существует множество ограничений в постановке
правильной
речи
и
дальнейшему
развитию
фонетических
навыков
у
учащихся. Это связано с некоторыми факторами: психологический фактор
воздействия иностранной речи на учащихся, фактор отсутствия практики
общения у учащихся с носителями языка или практики в социальной сфере
данного
языка,
фактор
наличия
временного
ограничения
на
уроках
иностранного языка.
Любая
человеческая
деятельность
эффективна
только
тогда,
когда
применены
не
только
человеческие
возможности
и
способности,
но
и
рациональность использования различных способов для исполнения данной
деятельности.
Это
затрагивает
и
учебную
деятельность.
Ещё
В. А. Сухомлинский упоминал, что в подавляющем большинстве случаев
овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться
[4, c. 39]. А в современной системе образования важнейшей задачей является
«научить
учиться». Так в данном случае на уроках английского языка
важнейшей задачей будет «научить правильно и понятно говорить».
Для
того,
чтобы
учащиеся
научились
понимать
иноязычную
речь,
научились говорить и читать на английском языке, им необходимо овладеть
звуковой стороной английского языка. Обеспечить данное овладение поможет
целенаправленная работа учителя по формированию фонетических навыков.
Согласно Е. И. Пассову на уроке английского языка учителем должна быть
поставлена
одна
ведущая
цель.
При
обучении
фонетике
на
уроках
английского языка этой ведущей целью учителя становится практическая
цель,
благодаря
которой
он
определяет
уровень
фонетических
знаний
у
учащихся,
обогащает
знаниями,
которые
в
последствие
практических
упражнений и заданий перерастают в умения и навыки.
Перед
учителем
появляться
вопрос:
«Как
правильно
сформировать
фонетические навыки английского языка, и каким путем закрепить их в
сознании учащихся?». На помощь ему приходят скороговорки, рифмовки и
стихотворения,
которые
принесут
колоссальную
помощь
в
постановке
английского звука, отработке и правильном употреблении данного звука в
речи.
Скороговорки,
рифмовки
и
стихотворения
являются
важнейшим
фонетическим материалом, играющим важную роль в системе формирования
и
развития
произносительных
навыков.
Данный
материал
можно
использовать на всех этапах обучения. Но использоваться он может не только
в качестве фонетической зарядки в начале урока и переключения с родного
языка
на
иностранный.
Так
же
используется
он
при
введении
нового
учебного материала и выполнении определенных упражнений в качестве
закрепления и повторения изученного фонетического материала. Важную
роль играет процесс заучивания скороговорки, рифмовки или стихотворения.
Учащиеся
воспринимают
это
как
процесс
игры.
Благодаря
чему,
им
не
составляет трудности запомнить новые слова, перевод и правильность их
произношения. Ниже приведены несколько упражнений на определенные
английские звуки [ ʃ ] и [ s ], которые помогут учащимся повысить степень
правильности фонетического оформления речи, благодаря которой учащийся
будет понимать ее, осуществлять монологическую и диалогическую речь, так
же благодаря всему этому учащийся сможет повысить степень автоматизации
произносительных
навыков,
которая
позволит
учащемуся
говорить
в
обычном разговорном темпе речи:
1. Read the tongue-twister and translate expressively.
She sells seashells
By the seashore.
The shells she sells,
Are surely seashells.
So if she sells shells,
On the seashore,
I’m sure she sells,
Seashore sells.
2. Translate some words in English with the sounds [ʃ] и [s].
Море, звук, солнце, корабль, финиш, снег, показ, овца.
3. Read the rhymes expressively. Pay attention to the pronunciation of the
sounds [ʃ] и [s].
1. Shy Shelly says she shall sew sheets.
2. The sixth sick sheik's sixth sheep's sick.
4. Translate the poem. Read correctly the sounds [ʃ] и [s] in the words.
Silly Sally swiftly shooed seven silly sheep.
The seven silly sheep Silly Sally shooed
Shilly-shallied south.
These sheep shouldn't sleep in a shack;
Sheep should sleep in a shed.
5. Read the tongue-twister expressively and faster as you can.
Say this sharply, say this sweetly;
Say this shortly, say this softly;
Say this sixteen times in succession.
Учитель, используя приведенный выше материал на уроке английского
языка, ставит перед собой 3 задачи рациональной работы с ним:
1. Медленная отработка каждого звука. Нужно добиться, чтобы каждый
звук
скороговорки,
рифмовки
или
стихотворения
произносился
четко
и
правильно.
2. Выучить наизусть.
3.
Повторять
их
так
быстро,
насколько
это
возможно,
соблюдая
правильное произношение отрабатываемого(ых) звука(ов).
Уделяя 5-7 минут на уроке английского языка скороговорке, рифмовке
или стихотворению позволит учителю сформировать у учащихся правильное
произношение, понятной речи для всех.
Таким образом, все выше сказанное позволяет сделать вывод, что для
правильной
артикуляции
отдельных
звуков
и
слов
английского
языка
необходимо
заложить
основу
хорошего
произношения,
что
предполагает
точным следованием технологий формирования фонетических навыков. Для
того,
чтобы
сформировать
эти
навыки,
на
помощь
учителю
приходит
фонетический материал в качестве скороговорок, рифмовок и стихотворений.
Хорошо
отработанные
звуки
с
помощью
скороговорок,
рифмовок
и
стихотворений
помогут
учащимся
свободно
осуществлять
общение
на
английском языке.
Литература
1.
Пассов,
Е.
И.
Урок
иностранного
языка
:
настольная
книга
преподавателя иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов
н/Д. : Феникс; М. : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
2. Рачок, Т. П. Работа над стихотворениями на уроках английского
языка: Иностранные языки в школе / Т. П. Рачок. – 1999. – №2. С. 15–18.
3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый
курс / Е. Н. Соловова. – 3-е изд. – М. : Астрель, 2010. – 238 с.
4.
Сухомлинский
В.
А.
Разговор
с
молодым
директором
школы
/
В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1982. – 206 с.
5
. Федеральные
государственные
образовательные
стандарты –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа : минобрнаукидокументы/543. –
Загл. с экрана.