Напоминание

"Формирование познавательных УУД при обучении фонетике на уроках английского языка."


Автор: Хачатрян Элина Врамовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: МГПИ имю М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных УУД при обучении фонетике на уроках английского языка."
Раздел: среднее образование





Назад




Хачатрян Э. В.,

студентка 5 курса факультета иностранных языков

МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Формирование познавательных УУД при обучении фонетике на

уроках английского языка.

В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится

единых

комплексных,

сложных

задач

по

изучению

теоретических

основ

языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие

коммуникаций,

на

умение

учащихся

установить

контакт

для

общения

с

другими

людьми,

на

овладение

языком

в

процессе

общения,

умение

анализировать

свои

действия

и

слова,

развитие

кругозора

для

умения

заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для

грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично

назвать

универсальными

учебными

действиями

(УУД).

Таким

образом,

основной акцент на уроках английского языка делается на формирование

УУД.

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Все

это

достигается

путем

сознательного,

активного присвоения учащимися социального опыта [14, с. 11].

При

этом

знания,

умения

и

навыки

(ЗУН)

рассматриваются

как

производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е.

они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными

действиями

самих

учащихся.

Качество

усвоения

знаний

определяется

многообразием и характером видов универсальных действий.

При

выделении

универсальных

учебных

действий

опираются

на

концепцию

развития

УУД,

разработанную

на

основе

системно-

деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин,

В.

В.

Давыдов,

Д.

Б.

Эльконин)

группой

авторов

под

руководством

А. Г. Асмолова. [1, c. 9]

Универсальные

учебные

действия,

как

обобщенные

действия,

открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных

предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности,

включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и

операционных характеристик.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют

эффективность

образовательного

процесса,

в

частности

усвоение

знаний,

формирование

умений,

образа

мира

и

основных

видов

компетенций

учащегося, в том числе социальной и личностной [13, с. 10].

Функции УУД включают:

– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения,

контролировать

и

оценивать процесс и результаты деятельности;

создание

условий

для

гармоничного

развития

личности

и

ее

самореализации

на

основе

готовности

к

непрерывному

образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование

компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они

носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность

общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития

личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

процесса

всех

ступеней

образовательного

процесса;

лежат

в

основе

организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее

специально-предметного содержания [13, c. 17].

Формированию познавательных УУД на уроках иностранного языка

способствуют следующие виды заданий:

организация

проектной

деятельности

учащихся,

связанная

с

освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

– подготовка устного и письменного речевого высказывания;

– формулирование проблемы (главной идеи) текста;

извлечение

необходимой

информации

из

прочитанного

(прослушанного) аутентичного текста;

преобразование

модели

утвердительного

предложения

в

вопросительные предложения различных типов;

– составление таблиц, схем-моделей;

– выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

классификация

слов

по

частям

речи/правилам

чтения/общности

тематики и т. д.;

самостоятельное

выведение

правил

(грамматические

явления,

словообразование) [26, c. 42].

В качестве примеров разработанных нами упражнений можно привести

следующие задания:

– прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук

[...]; прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары

одинаковы;

– прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился

звук [...];

– в ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое

произносит

учитель/диктор,

из

каждого

ряда

произносится

только

одно

слово/предложение;

– подчеркните в предложении/тексте слова, на которые падает ударение

в речи учителя/диктора;

– обозначьте черточками паузы в предложениях/тексте, которые вы

слышите;

подчеркните

слова,

на

которых

голос

учителя

/диктора

повышается; и др.

– поднимите руку, когда услышите, что поручение сделано в форме

просьбы: интонация вверх

– прослушать текст в магнитофонной записи, протонировать текст и

воспроизвести интонацию текста, не искажая образец;

– отчитать стихотворение с заданной интонацией и выучить наизусть

– прочитать предложение сначала как утверждение с нисходящим

тоном, затем как вопросительное предложение с восходящим тоном;

– прочитать предложенные общие вопросы, обращая внимание на

интонацию;

– прочитать предлагаемые альтернативные вопросы с соответствующей

им интонацией.

– прочитать фонетические упражнений. Транскрибировать слова.

[29, c. 96].

Таким образом, формирование и развитие системы универсальных

учебных

действий

является

тем

единственным

мощным

механизмом,

который

в

результате

обучения

в

школе

обеспечит

должный

уровень

коммуникативной

компетентности

учащегося,

а

именно

качественное

овладение иностранным языком как средством межкультурногого общения.

Формирование

способности

и

готовности

учащихся

реализовывать

познавательные универсальные учебные действия на уроках иностранного

языка, позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного

процесса в школе.

Литература

1 . Карабанова О. А.

Что такое универсальные учебные действия и

зачем

они

нужны

/

О.

А.

Карабанова

//

Муниципальное

образование:

инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11–12

2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в

основной

школе:

от

действия

к

мысли.

Система

заданий

:

пособие

для

учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др./ ; под ред.

А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение,

2008.

4. Соловова, Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в

области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической

деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе

и вузе». – М. : МИОО, 2003.

5 . Шевченко, Т. И. Теоретическая фонетика английского языка. – М. :

Высшая школа, 2006. – 214с.



В раздел образования