Автор: Курыхалова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8
Населённый пункт: город Володарск Нижегородская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей"
Раздел: дошкольное образование
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».
«Если хотите научить ребенка мыслить –
ведите его в природу» К.Д. Ушинский
Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений
окружающего мира…Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом
Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей
средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище
(«ойкос» — дом, «логос» — наука).
Именно на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической
культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка,
сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и
беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают
наладить взаимоотношения с ним.
В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает
позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является
стимулом для развития волевых качеств (Л.С.Выготский, А.К.Дусавицкий, В.Н.Мясищев,
Н.Г.Морозова, А.И.Сорокина и др.). Результатом познавательной деятельности, независимо от
того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия),
являются знания. Исходя из этого, А.В. Запорожец выделил отдельную задачу умственного
воспитания – формирование системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни, как
условие умственного роста.
Термин «деятельность» можно определить как специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования.
Известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность
заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и крайне - драгоценном
свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать
окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом "что такое?", под влиянием
которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между
ними. Предметная "исследовательская" деятельность развивает и закрепляет познавательное
отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность
дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей,
формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении
непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Обучение должно
учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью,
которое должно расширяться и углубляться.
Процесс познавательной активности строится с учетом “внутреннего состояния готовности
к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных
действиях и операциях” – М. Лисина. В процессе познавательной деятельности с детьми
обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала и проявляется в
индивидуальности каждого ребенка. « Необходимо не просто “усваивать” материал, а познавать
мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на
достигнутом этапе». (М. Лисина).
Актуальность - На современном этапе наиболее актуальными становятся проблемы
взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс
сопровождается преобразовывающим влиянием человека на природу со многими негативными
последствиями социально-экологического характера. Экологическому образованию в нашей
стране, как и во всем мире, уделяется большое внимание. Природный мир, окружающий ребенка,
вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Кем бы ни стал ребенок в
будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия
своих действий, иметь представления о законах природы.
Цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения,
воспитания и развития ребенка:
Формирование сознательного отношения к природе путем систематического,
целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Организация познавательной, природоохранительной работы взрослых и детей.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей через широкое введение их в мир
природы.
Формирование у детей умений и навыков работы по уходу за растениями.
Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование
навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
Воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
Прогулки в природу, любование ее красотой, работа на участке, выращивание огорода на
окне, «общение» с растениями, ведение календарей природы, экспериментирование,
моделирование, экологические развлечения, акции помогут детям осознать себя частью природы,
обрести гармонию души. В результате работы: Организация с родителями природоохранительных
акций сформирует у детей основы экологического сознания, ценностных ориентиров в своем
поведении и деятельности, как у детей, так и у взрослых. Практическая деятельность детей и
взрослых даст возможность в воспитательном плане умение ухаживать, охранять,
предупреждать…
Экологическое образование детей начинается с изучения и наблюдения за растениями
ближайшего окружения. Для этой цели проведена большая работа по экологизации развивающей
предметной среды. В детском саду создан банк экологических тропинок: на территории и за
пределами детского сада (в парк, музей, где представлено большое разнообразие деревьев, в
дубовую рощу, на затон).
Объектами экологической тропы стали:
- Старые деревья нашей местности, растущие около детского сада (Дуб, ивы, сосны, ели).
- Лекарственные растения, специально высаженные на участке.
- Создание уголка леса, где дети упражняются в правилах поведения в природе.
- Зона отдыха. Для этой цели оформлен «Уголок сказок».
- Расширенный огород.
- Необычные цветники.
Считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения
к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении
природных богатств.
Ухаживая за растениями на огороде, цветами на клумбах, дети получают элементарные
знания о жизни растущего растения, понимают связь роста и развития семян с условиями
окружающей среды. Уход за растениями состоял в поливе, подкормке, рыхлении почвы, удалении
сорняков.
При организации познавательной деятельности строю отношения "ребенок-взрослый" на
соучастии в деятельности. К такому соучастию подвожу постепенно: от наблюдений за
2
деятельностью взрослого, к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к
сотрудничеству. Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно
на территории детского сада позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Работая на
экологической тропе, использую такие формы: игры, элементарную исследовательскую
деятельность, физические упражнения, наблюдения. Прогулка по экологической тропе
пробуждает каждого ребенка задавать свои «почему», а значит, пробудит и интерес к
неизведанному или же открыть новое уже в известном.
НОД по экологии - одна из форм организации обучения детей. Они имеют свою совершенно
определённую и очень важную функцию, способствуют тому, что чувственные представления
дошкольников качественно преобразуются – расширяются, углубляются, объединяются,
систематизируются. Дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих
знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы.
Чаще всего эти занятия посвящаю ознакомлению детей с видами растений, условиями их жизни и
обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны
через наблюдения. Главным в них становятся различные демонстрационные и учебные пособия,
позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами могут быть
обитатели леса, жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей в лесничестве, в
области природопользования и охраны природы. Так же на занятиях рассматриваем картины и
беседуем по их содержанию. Нередко их компонентами становятся чтение детской литературы,
рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов.
Наглядность в сочетании с пояснениями расширяют кругозор детей, формируют новые
образы о природе. Занятия проводим с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на
научные данные. Например, занятия по теме «Лес» нам помог провести сказочный Лесовичок, по
теме «Озеро» – водяной и Русалка.
НОД углубленно-познавательного характера направлены на выявление и показ детям связи
между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Они посвящены
ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды,
сезонными изменениями и пр. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные
связи, логично рассуждать, делать выводы.… На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут
комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество
ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное
представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые
семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формирую обобщенные представления о временах года (сезонах).
Занятия проводятся так, чтобы стимулировать познавательный интерес, формировать
желание быть полезным. Полученные знания закрепляем в дидактических играх: «С какого
дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» «Путешествие
божьей коробки», «Разрезные картинки» и т.д.
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии
в естественной обстановке наблюдаем явления природы, сезонные изменения, как люди
преобразуют природу и как природа служит им. Во время экскурсий на луг обогащали детей
новыми впечатлениями, замечали то, мимо чего раньше проходили. У детей было желание не
только всё увидеть, но и потрогать руками: камни, кору разных деревьев, определить на ощупь
глину и песок, собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе,
в уголке природы. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению
природы, умение экспериментировать, проводить опыты.
С целью привития практических навыков экологического поведения проводим ролевые игры "
Отдыхаем в лесу"; уроки доброты "Что нужно делать, чтобы не пугать животных, не топтать
растений?". На каждой экскурсии уделяю большое внимание повышению познавательной
активности детей. Однажды, отправляясь на луг, обратили внимание на растение у самой дороги. В
связи с этим загадала загадку: Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит
3
У него согнулись ноги,
Неприметен его вид (подорожник).
Многие дети знали лекарственное растение – подорожник, который называется так потому, что растёт у
дороги. Рассказала о том, что листья подорожника оказывают лечебное действие, приложив листок к
разбитой коленке – остановится кровь и быстро заживет.
В следующий раз загадала загадку Красиво выглядит трава,
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается( крапива).
Дети узнали, что крапива – лекарственное растение. В ней много витаминов, листья
содержат аскорбиновую кислоту, витамин «В». Ее называют «Зеленая золушка».
Весной мы решили сделать «зеленую аптеку». На подготовленной земле мы посадили
лекарственные растения. Рядом с культурными ( календула, мята, мелисса, петрушка, базилик,
земляника) были посажены и дикорастущие (ромашка аптечная, мать-и-мачеха, пустырник,
крапива, подорожник, одуванчик). Клумбы расположили так, чтобы можно было ухаживать за
растениями и наблюдать. В течении весны, лета и осени мы с детьми наблюдали за растениями,
отмечали в календаре наблюдений время цветения, зарисовывали растения. Я рассказывала о
свойствах того или иного растения, объясняла, когда лучше всего его собирать для высушивания,
как высушивать и как использовать зимой. Каждый раз напоминала, что собирать растения на зиму
нужно не больше, чем это необходимо. Рвать растения без надобности нельзя!
Информационный материал о растениях мы собрали в альбом «В мире целебных трав».
Дети с большим желанием ухаживали за ними, наблюдали, делали выводы. За лето мы собрали
гербарий «Лекарственные растения», благодаря которому закрепили знания дошкольников о
растениях.
Для работы по ознакомлению с лекарственными растениями проводили целевые прогулки
на темы: «Почему мать-и-мачеха первая из первых?», «Парашютисты» - одуванчик, «Друг или
враг?», «Самая душистая»- мята, «Друг путешественника» и др.
Ежедневно с детьми ведем наблюдения за изменениями в природе, осматриваем растения
на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее.
Обращаю внимание на форму и окраску листьев, учу по этим признакам определять, с какого
дерева они упали. Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и
шуршат под ногами. Дети повторяют новые слова и стараются их запомнить: шелестят, шуршат.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому
ежедневно я на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Несомненно,
восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне
важным воспитательным моментом.
В течении года дети трудятся в уголке природы. Они ухаживают за комнатными
растениями и огородом на окне. Выращивая отдельные экземпляры растений в «огороде на окне»
дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень
гордятся результатами своего труда. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать
совершенно иную, чем человеческая форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое
живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от человека. От того полили его
или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с удобрениями. Таким
образом, знакомя детей с комнатными растениями можно одновременно решать различные задачи
воспитания. Чтобы возрос интерес к уголку природы, давала детям возможность общения с ее
обитателями в любое время. При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями,
с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства в уголке природы.
Природа – могучий источник творческих сил. Свои впечатления от общения с природой,
дети выражают в художественно-творческой деятельности. Поэтому стремлюсь соединять
экологическое воспитание с эстетическим. Использую лепку, рисование, вырезание из бумаги.
Лучшие детские работы собираются в выставку рисунков. Дети хорошо выполняют поделки из
природного материала.
4
Правильно организованная предметная среда в группе помогает мне в работе по
экологическому воспитанию. В группе есть уголок природы, в котором размещаются небольшая
экологическая библиотека, иллюстрации, альбомы, открытки содержащие информацию о
растениях. Модели наблюдений за растениями, макеты зон (лес, море, аквариум и т.д.).
Дидактические игры по экологии. Таким образом, экологизация развивающей предметной среды.
(микросреды) способствует решению познавательных, нравственных, коррекционных задач. Чтобы
оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит
причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.
Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир,
дающие первоначальные представления и понятия о природе.
Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под
которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не
бывало.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы
можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина,
Тютчева, Блока. Все едины в стремлении защитить природу, уберечь.
Наглядным примером уважительного и разумного поведения в природе должны стать мамы,
папы, бабушки и дедушки, чей авторитет у детей дошкольников очень высок. Очень важно было
убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома, в семье. Т.е. одним из приемов
работы с детьми использую природоохранительную деятельность.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил
поведения в лесу, на участке детского сада, пришла к выводу, что необходим тесный контакт с
семьёй. Это заставило активизировать свою работу с родителями через: родительские собрания,
информационные листы, анкетирование среди родителей, дни открытых дверей, индивидуальные
беседы.
Экологическая акция – наиболее действенный метод, форма работы с детьми, родителями
для того, чтобы решить многие экологические проблемы. Проведенные экологические акции очень
объединяют педагогов, детей и родителей. Совместно мы провели "Комнатное растение моего
ребёнка", "Ёлочка, зелёная иголочка", «Птичья столовая». В этом году родители вместе с детьми
изготовили книжки-малышки о лекарственных растениях, в них дети рисовали растения, а
взрослые написали их ценность. Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются
тематические выставки фотографий «Наши любимые питомцы», «Прогулки в лес с родителями» и
др.
Анализ развития экологической культуры детей в конце учебного года показал
качественные изменения в расширении знаний, умений и навыков детей. Это позволяет сделать
вывод, что разработанная система экологического образования через познавательную
деятельность ребенка эффективна и способствует формированию у детей экологических
представлений и осознанного отношения к миру природы.
Считаю, что экологическое направление в работе с дошкольниками перспективная,
наиважнейшая задача. Если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею, то наши
дети могут вырасти жестокими и агрессивными. Чтобы этого не произошло, подаем примеры
своего доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащаем ребенка впечатлениями,
используем умные игры и пособия.
5