Автор: Орлова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №28 г. Благовещенска"
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
В
данной
статье
рассматривается
память
как
психический
процесс;
раскрыты
особенности
и
пути
развития
произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые
слова:
память,
старший
дошкольный
возраст,
произвольная память, игра, мнемотехника.
Переоценить
роль
памяти
в
процессе
психического
развития
и
становления ребенка старшего дошкольного возраста чрезвычайно сложно.
В этом аспекте ученые единодушны, но подобного единства в определении
памяти нет.
Так,
в
психологическом
словаре
дефиниция
памяти
определена
следующим
образом
–
«Память
–
это
форма
психического
отражения
действительности,
заключающаяся
в
закреплении,
сохранении
и
последующем воспроизведении человеком своего опыта».
Некоторые авторы подошли к определению памяти несколько иначе.
К
примеру,
В.
В.
Рубцов
отмечает
–
если
«научение
–
это
процесс,
позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память
можно определить, как «совокупность информации, приобретенной мозгом
и управляющей поведением».
Заметно, что определение, данное В. В. Рубцовым, отличается от
дефиниции, закрепленной в психологическом словаре. Автор (и в этом его
позиция
расходится
с
мнениями
многих
ученых)
относит
процесс
накопления информации не к мнемическим процессам, а к научению, что
является
весьма
сомнительным.
Большинство
авторов
все
же
склонны
считать иначе. Так Т. В. Тимошенко дает следующее определение: «Память
– способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой
(внешней
и
внутренней),
сохранять
результат
этого
взаимодействия
в
форме опыта и использовать его в поведении».
Схожее
определение
дает
Н.
Г.
Макарова
«Под
памятью
мы
понимаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов
прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и
иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их
явления исчезли».
Проблемой
изучения
памяти
как
познавательного
психического
процесса занимались многие педагоги-психологи: зарубежные: П. Жане, Т.
Рибо, М.А. Рубинштейн, в России - Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Б.В.
Зейгарник, А.А. Смирнова и т.д. Л.С. Выготский и П.П. Блонский открыли
новый подход в изучении памяти.
Память трудно свести к одному понятию, но стоит подчеркнуть, что
это
совокупность
процессов
и
функций,
которые
расширяют
познавательные возможности человека.
На
сегодняшний
день
разработано
множество
оснований
для
разграничения
видов
памяти.
Многие
из
классификаций
связаны
с
классификациями видов процессов запоминания и воспроизведения.
Так, наиболее значимым является деление памяти в зависимости от
наличия целей и волевых усилий на произвольную и непроизвольную.
–
Непроизвольная память. В данном случае мнемические процессы
осуществляются автоматически, без волевых усилий человека и без
контроля со стороны сознания. Чаще всего функционирование этого
вида памяти обусловлено новизной или значимостью материала,
либо его эмоциональным воздействием на запоминающего.
–
Произвольная
память.
Это
память,
требующая
определенных
волевых усилий, сопряженная с какой-либо целью.
Дошкольный возраст – период быстрого познавательного развития,
когда
закладывается
фундамент
интеллекта,
создаются
наиболее
благоприятные
условия
для
развития
памяти.
Сегодня
проблема
диагностики
и
развития
памяти
детей
старшего
дошкольного
возраста
является актуальной и социально значимой. Большой интерес к разным её
сторонам
обусловливается
исключительно
значимой
ролью
данного
процесса
в
организации
образовательной
работы
в
образовательных
учреждениях.
Сначала
у
детей
дошкольного
возраста
в
норме
преобладает
непроизвольный тип памяти. Обычно, дети могут запомнить лишь то, что
пробудило их непосредственный интерес, расстроило или понравилось,
привлекло
яркостью
или
новизной.
Психологи,
которые
занимались
исследованиями непроизвольной памяти детей дошкольного возраста (В.
П. Зинченко, З. И. Истомина, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева), не
случайно полагают, что «память ребенка – это его интерес».
Главным
новообразованием
в
сфере
памяти
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
становление
ее
произвольности.
Запоминание
становится
особым
целенаправленным
процессом
–
внутренним действием, занимая новое место в структуре деятельности
ребенка. Становление высших форм памяти рассматривают как процесс и
результат
социализации
детей
дошкольного
возраста,
включения
их
в
жизнь социума через совместно-разделенную с взрослыми деятельность,
которые становятся проводниками в мире человеческих взаимоотношений
и предметов.
В первое время произвольное запоминание у детей дошкольного
возраста
носит
довольно
несовершенный
характер.
Ребёнок
не
знает
приёмы запоминания, он ещё не понимает, что нужно сделать для того,
чтобы
получше
запомнить.
Постепенно
при
правильной
организации
воспитательной
работы
к
поступлению
ребёнка
в
школу
он
научается
осознанно пользоваться простейшими приёмами памяти.
Отсюда и возникает необходимость развивать в ребёнке умение
запоминать. Память - это инструмент, который настраивается при помощи
специальных упражнений. Для этого используют все возможные методы.
Наиболее
благоприятные
условия
для
развития
произвольного
запоминания создаются в игре, когда запоминание становится условием
успешного выполнения детей старшего дошкольного возраста взятой на
себя роли.
Игра
–
один
из
видов
человеческой
деятельности.
У
детей
дошкольного
возраста
игра
составляет
основное
содержание
жизни,
выступает как ведущая деятельность.
Игровая
деятельность
способствует
развитию
произвольного
внимания и произвольной памяти. Развитие произвольной памяти имеет
важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая
учебная
деятельность
не
окажется
возможной,
если
ребёнок
будет
запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с
требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной
программой.
Осознание
цели
запомнить
стимулирует
сознательный
поиск
приемов,
при
помощи
которых
можно
увеличить
эффективность
запоминания.
Произвольное
запоминание
сопровождается
произвольным
вниманием,
оно
имеет
целенаправленный,
избирательный
характер.
Запоминание включает в себя логические приемы организации материала,
осмысление запоминаемого материала.
В
условиях
игры
дети
сосредотачиваются
лучше
и
запоминают
больше,
чем
в
условиях
лабораторных
опытов.
Сознательная
цель
–
запомнить и припомнить, сосредоточить внимание. Сами условия игры
требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в
игровую
ситуацию.
Наиболее
благоприятные
условия
для
овладения
произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре,
когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком
взятой на себя роли.
Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например,
в
роли
покупателя,
которому
надо
купить
в
магазине
определенные
предметы,
оказывается
выше,
чем
количество
слов,
запоминаемых
по
прямому требованию взрослого.
Ребёнок
запоминает
то,
что
приобрело
в
его
жизни,
в
его
деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него
сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной
цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в
процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда.
Кроме того, развитие произвольной памяти у дошкольников тесно
связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
материала.
Подготовка
ребенка к целенаправленному процессу развития произвольной памяти
решается через систему специальных занятий и упражнений. Одним из
способов
развития
у
детей
произвольной
памяти
является
также
мнемотехника, или мнемоника.
Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов,
обе спечивающих
эффективно е
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации
путём
образования
ассоциаций
(связей).
Значительному
увеличению
объема
памяти
у
детей
и
облегчению
запоминания
способствует
использование
во
время
работы
с
дидактическим материалом мнемосхем и мнемотаблиц.
Мнемотехнические
приемы
в
ДОУ
можно
использовать
при
заучивании
стихотворений,
пересказе,
в
режимных
моментах.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений
увлекает
детей,
превращает
занятие
в
игру.
Зрительный
же
образ,
сохранившийся
у
ребенка
после
прослушивания,
сопровождающегося
просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст
Следовательно,
развитие
произвольной
памяти
дошкольника
происходит,
когда
взрослый
побуждает
ребенка
к
сознательному
воспроизведению
своего
опыта
в
игре,
продуктивной
и
речевой
деятельности,
при
пересказе,
заучивании,
рассказывании,
сочинении
историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование
запомнить
было
вызвано
потребностями
той
деятельности,
в
которую
включен дошкольник.
Развитие памяти у детей - очень важный момент в воспитательном и
обучающем процессе. Нет ничего более важного, чем хорошая память.
Ведь это основа нашего разумного поведения и возможность приобретения
новых знаний. Чтобы развитие произвольной памяти у детей происходило
успешно, важно научить ребенка правильно запоминать.
Литература
1.
Евсикова
Е.
И.
Развитие
произвольной
памяти
у
детей
старшего
дошкольного возраста с помощью информационно-коммуникационных
технологий //Научный альманах. – 2017. – №. 3-2. – С. 329-331.
2.
Макарова Н.Г. Внимание и память: значение психических процессов
для личности в современном обществе// «Педагогика и психология:
проблемы
и
решения»:
материалы
международной
заочной
научно-
практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2013. —
176 с.
3.
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост.
И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,
2014. – 672 с.
4.
Рубцов
В.В.,
Юдина
Е.Г.
Современные
проблемы
дошкольного
образования // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. –
С.5-19.
5.
Сверкунова К. С., Трегуб А. Р., Арсенова М. А. Особенности развития
произвольной
памяти
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
//
Психология и педагогика: методология, теория. – 2015. – С. 109.
6.
Тимошенко Т. В., Васильева С. Ю., Алифанова Н. А. Роль памяти в
развитии
детей
//Педагогическое
мастерство
и
педагогические
технологии. – 2015. – №. 1. – С. 240-242.
7.
Шойдокова
О.
С.,
Зайцева
О.
Ю.
Условия
развития
смысловой
произвольной
памяти
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. –
2016. – №. 1. – С. 14-16.